Чернышевский Николай Гаврилович (1828 год - 1889 год)
За годы учебы в университете (1846-1850) были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости революции в Росс
Люди, оказавшие влияние в жизни Чернышевского: Иринарх Иванович Введенский
Михаил Петрович Погодин еще одна фигура, по сути своей почти духовная и косвенно оказавшая влияние на Чернышевского
Михаил Васильевич Петрашевский
Философские взгляды Чернышевского
11.45M
Категория: БиографииБиографии

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 -1889)

1. Чернышевский Николай Гаврилович (1828 год - 1889 год)

публицист, литературный
демократкритик, прозаик,
экономист, философ,
революционный демократ
Подготовила Слободян Антонина

2.

Писатель родился в Саратове в семье
священника Гаврилы Ивановича
Чернышевского.
До 12 лет воспитывался и учился дома.
В 1842 поступил в Саратовскую духовную
семинарию, где ему прочили блестящую
духовную карьеру. Однако духовное поприще
не влекло будущего публициста.

3.

Не закончив семинарию, он
поступил в 1846 году на отделение
общей словесности философского
факультета Петербургского
университета, где он занимался
славянской филологией.
• Возглавлял редакцию журнала
«Современник».

4. За годы учебы в университете (1846-1850) были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости революции в Росс

За годы учебы в университете
(1846-1850) были выработаны
основы мировоззрения.
Сложившееся к 1850 году
убеждение о необходимости
революции в России сочеталось
с трезвостью исторического
мышления.

5.

Выйдя из университета, служил
старшим учителем словесности в
Саратовской гимназии (1851- 1853),
где говорил в классе "такие вещи,
которые пахнут каторгой".
Вернувшись в мае 1853 года в
Петербург, Чернышевский
преподавал во Втором кадетском
корпусе.
Подготовила Слободян Антонина

6. Люди, оказавшие влияние в жизни Чернышевского: Иринарх Иванович Введенский

Сын священника, получавший наряду с историкофилологическим еще и духовное образование.
Введенский был уникумом, как и Чернышеквский, но
еще и уникумом-самоучкой( его отец был очень
бедным). «По-латыни Введенский писал и говорил так
же легко, как и по-русски, и хотя выговаривал
новейшие языки до неузнаваемости, писал понемецки, по-французски, по-английски в
совершенстве»,- писал о нем Афанаский Фет.
Подготовил Омаров Айбар

7. Михаил Петрович Погодин еще одна фигура, по сути своей почти духовная и косвенно оказавшая влияние на Чернышевского

русский историк, публицист, принадлежавший к
панславистскому лагерю, развивавший теорию народности,
придерживавшийся консервативных взглядов, близких к
славянофильским. Ну и какое же свое содержание передавал
этому поэту Введенский?
В конце 40-х — начале 50-х годов XIX века Введенский — с
этим своим содержанием, повлиявшим на Фета и позволившим
ему занять положение в круге Погодина, — возглавлял кружок,
оказавший большое влияние на формирование взглядов
Чернышевского.
Кружок Введенского был, как ни странно, идейно близок
революционерам-петрашевцам.

8. Михаил Васильевич Петрашевский

Русский революционер-социалист, дворянин, сын врача,
окончивший Царскосельский (Александровский) лицей и
юридический факультет Петербургского университета. Он служил
переводчиком в Министерстве иностранных дел.
Чернышевский не был членом общества Петрашевского(которое
было предано военному суду в 1849 году, позже приговоренные к
расстрелу, но в последний момент замененным каторгой и
арестантскими ротами), но кружок Введенского имел определенные
связи с кружком Петрашевского. И объединяла эти два кружка та
самая, очень отдаленно напоминающая латиноамериканскую,
проблематика, которая в России сформировалась задолго до того,
как это произошло в Латинской Америке.
Подготовил Омаров Айбар

9. Философские взгляды Чернышевского

Являлся последователем русской революционнодемократической мысли и прогрессивной
западноевропейской философии (французских
материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и
Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое
увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике
идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и
либеральную мораль как «рабскую».
Подготовила Аделия Досмухамбетова

10.

Философия Чернышевского монистична и направлена
против дуализма, объективно идеалистического и
субъективно-идеалистического монизма. Определяя
философию как «теорию решения самых общих
вопросов науки», он обосновывал положение о
материальном единстве мира, объективном характере
природы и её законов (напр., закона причинности),
широко используя данные химии, физики, биологии и
др. естественных наук.

11.

По Чернышевскому, главными факторами,
формирующими нравственное сознание, являются
«естественные потребности», а также «общественные
привычки и обстоятельства». Удовлетворение
потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия
расцвету личности и причины нравственных патологий,
для этого нужно изменить сами условия жизни через
революцию.

12.

Чернышевский был очень образованным человеком, он
изучил труды очень многих философов , но своим
учителем называл только Фейербаха. Когда
Чернышевский писал свою первую крупную научную
работу, диссертацию по эстетике, он уже в области
философии был вполне сложившимся мыслителем
фейербахианцем , хотя в самой диссертации своей не
разу не упомянул имени Фейербаха, тогда запрещенного
в России.

13.

Человек, как биосоциальное существо, принадлежит к
миру природы, определяющем его «сущность», и состоит
в общественных отношениях с другими людьми, в
которых он реализует изначальное стремление своей
«натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что
индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать,
руководится расчётом, велящим отказываться от
меньшей выгоды и меньшего удовольствия для
получения большей выгоды, большего удовольствия»,
только тогда он достигает пользы.
Подготовила Аделия Досмухамбетова

14.

Деятельность Чернышевского, так необходимая
народу, России, оказалась прерванной в самом
расцвете ее. Впереди был длинный путь,
каторжные работы, пожизненная ссылка...
Подготовил Кожанов Сергей

15.

Единомышленники Чернышевского,
находившиеся на воле, постоянно напоминали
о нем обществу. Особенно много в этом
отношении делал Герцен.

16.

В середине 1866 года к Чернышевскому
приехала Ольга Сократовна с маленьким
сыном. Это было огромной радостью для
ссыльного.

17.

Вскоре Чернышевский был переведен из Кадаи
на другой рудник- Александровский завод.
Политические заключенные, находившиеся
здесь, ждали его в настроении благоговейного
трепета. Чернышевский и на каторге жил
напряженной творческой жизнью. Он много
писал. Среди написанного были пьесы,
которые разыгрывались политическими
ссыльными, рассказы, повести, романы.

18.

Шли годы тяжелой жизни на каторге. Срок
каторги подходил к концу. Чернышевский
надеялся на облегчение своего положения. На
деле все оказалось иначе. Его решили поселить
в такой местности и при таких условиях,
которые устраняли бы всякие опасения насчет
его побега. Вождя революционной демократии
отправили в совершенно заброшенный в то
время крошечный городок Вилюйск,
находившийся на расстоянии 700 верст от
Якутска.

19.

Двенадцать лет провел Чернышевский в этой страшной
тюрьме-пустыне.
Революционеры новых поколений не забывали своего
великого предшественника и учителя. Они
неоднократно пытались организовать его побег. Одну из
смелых попыток освободить Чернышевского
предпринял в 1871 году молодой революционернародник- Герман Лопатин. Он тайно, с паспортом
турецкого подданного, прибыл из эмиграции в Россию, а
здесь, раздобыв новые документы, направился в Сибирь.
Вскоре Лопатин был узнан и арестован.

20.

Еще более дерзкой была попытка освободить вилюйского узника,
предпринятая революционером Ипполитом Мышкиным, который
выдал себя за жандармского офицера, будто бы уполномоченного
жандармским управлением сопровождать Чернышевского из
Вилюйска в Благовещенск. Когда офицер Мещеринов заметил, что
за ним начали следить, он выстрелил в сопровождавших его в
Якутск казаков и скрылся в тайге. Однако скоро его схватили и
узнали в нем революционера, которого в течение длительного
времени разыскивала полиция. Побег Чернышевского и на этот раз
не был осуществлен. Друзья пытались ходатайствовать об
изменении участи вилюйского узника. Но царь был неумолим.
Только после убийства Александра II под давлением
общественного мнения новый царь вынужден был дать согласие на
переезд Чернышевского в Астрахань.
Подготовил Кожанов Сергей

21.

28 июля 1978 года в год 150-летия со дня рождения писателя в
Астрахани был создан музей, первоначально носивший имя
русского философа, а ныне – музей культуры Астрахани.

22.

Музей сохранил в своих стенах атмосферу девятнадцатого
века, экспозиционная площадь его составляет 120 квадратных
метров, состоял музей из пяти залов.

23.

Инициатором открытия музея имени Н.Г.Чернышевского в
Астрахани был профессор астраханского государственного
педагогического института имени С.М.Кирова Николай
Сергеевич Травушкин (1916-1990)
Подготовила Полина Покусаева
English     Русский Правила