Похожие презентации:
Творческий путь мастеров хохломской росписи фабрики «Липецкие узоры»
1.
Творческий путь мастеровхохломской росписи фабрики
«Липецкие узоры»
Руководители: Есикова Ю.В., учитель
истории и обществознания МБОУ СОШ
№61 им. М. И. Неделина
Макаренко Е.В., учитель
изобразительного искусства
МБОУ СОШ №61 им. М. И. Неделина
2.
3.
Актуальность темыисследования
⚫
Более 40 лет прошло с момента открытия фабрики «Липецкие узоры». Производство товаров
народно-декоративного искусства, хотя и не является первостепенной отраслью
промышленности г. Липецка, но от степени совершенствования изделий, зависит не столько
бытовая сторона жизнедеятельности липчан , сколько развитие их художественного вкуса. В
наши дни продукция фабрики остается не менее популярной на отечественном рынке. Она
используются в качестве сувенирной продукции, в качестве популяризации фирменной
продукции торговых марок. Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что
изучение истории становления и развития фабрики «Липецкие узоры» имеет и определенное
практическое значение для возможности изучения перспектив развития «бренда Липецкие
узоры».
4.
Цель и задачи работы:⚫
На основе имеющихся публикаций, выявленных в архивах документах,
проанализировать и обобщить процесс становления и развития фабрики «Липецкие
узоры» в контексте общей социально-экономической истории региона 1960-2000-х гг.,
отразив при этом место и роль творчества мастеров хохломской росписи в создании
изделий, имеющих высокую художественную ценность.
⚫
Выявить принадлежность идеи открытия и создания фабрики «Липецкие узоры» и
проследить специфику организации производства в первые годы существования
предприятия;
⚫
Охарактеризовать деятельность творческо-экспериментальной группы под
руководством Марфы Синевой по изменению внешнего вида изделий фабрики
«Липецкие узоры»;
⚫
На основе публикаций периодических изданий рассмотреть наиболее значимые
выставки и заказы предприятия, а так же проанализировать его современное
состояние.
5.
1.Идея открытия фабрики «Липецкиеузоры» и первые годы существования
⚫ 21 мая 1974 года было принято решение
исполкома
областного Совета депутатов
предприятия.
трудящихся о создании фабрики с целью
«дополнительного увеличения производства
товаров культурно-бытового назначения и
хозяйственного обихода, сувениров из дерева
с художественной росписью». С тех пор
фабрика «Липецкие узоры» начала свое
существование.
⚫ Открытию фабрики способствовало
постановление XXIV съезда КПСС
повсеместно возродить народные
художественные промыслы. Работа была
поручена Министерству топливной
промышленности, потому что ведомство
занималось, в том числе и заготовкой
древесины, а для большинства промыслов это
основной материал для воплощения
творческих замыслов. Липецк оказался
единственным местом, где постановление
Советского правительства выполнили.
6.
⚫⚫
Зарождение фабрики «Липецкие
узоры»
Начальник управления топливной
промышленности, Евгений Прокофьевич
Чалых стал инициатором возрождения
народно-художественных промыслов в
Липецке.
Он организовал цех художественной росписи
на базе углебрикетной фабрики в мае 1971
года.
(из личных архивов Н.Е.Чалых)
7.
Чалых Евгений ПрокофьевичПодарок от коллектива
фабрики «Липецкие узоры» к
юбилею Е.П. Чалых
8.
Статья Е.П. Чалых в«Ленинском Знамени» от 12
декабря 1972 г.
9.
⚫Надежда Евгеньевна Чалых,
дочь Е.П. Чалых: «Однажды, не
знаю, что ему в голову стукнуло,
он создал «Липецкие узоры». Я
так думаю, у них была поездка от
министерства: нужно было
развивать что-то новое. А дальше
– элементарно. Увидел картинку
– понравилось. «А почему бы и
нам нет? Дерево у нас есть, вот
значит надо съездить
посмотреть!» Поехал, посмотрел,
что да как. Поговорил, вот и
пригласил мастеров попробовать.
Приехали очень хорошие
художники, истинные мастера.
Вот отсюда все и пошло».
10.
1971год июль первый коллективфабрики «Липецкие узоры
художники».
11.
Коллектив Фабрики⚫
Первая партия изделий была выпущена в канун Первомая 1971 года. М. Ф. Синева
была назначена главным художником фабрики, ее сестра Мария Федоровна Засовкина
- руководителем творческой группы, Зинаида Васильевна Прыткова трудилась
методистом и мастером производственного обучения по подготовке художниц.
Большой вклад внесли К. И. Левин, начальник заготовительного цеха, токари по
дереву Е. Архипов, Л. Левина, супруги – В. Г. и В. Н.Протасовы, А. И. Засовкин, А. С.
Прытков, лошкарь Д. И. Карпов, Галина Пальцева. По мере подготовки кадров, а к
1972 году на фабрике трудилось 220 человек, из которых 55 художниц-липчанок,
росло производство изделий, расширялся их ассортимент. Уже к концу 1972 года на
прилавках магазинов появились не только ложки, но и наборы всевозможной
деревянной расписной посуды.
12.
Токари резчики изделийложкари.
13.
Проблемы фабрики наначальном
этапе
⚫ «Ленинец» от 16 октября 1971 года:
В редакцию газеты пришло письмо от
художниц с жалобами на:
• проблемы и недостатки в их работе, среди
них: теснота. «За рабочим столом места
еще хватает, но посмотрите, что делается
с продукцией! Почти вся она лежит на
полу».
• неисправную вентиляцию;
• задержку зарплаты. «Зарплату девушкам,
как и всем работникам хохломы, выдают с
задержкой до пяти-шести дней.
• нарушения в режиме работы и трудовой
дисциплине: «…Рабочий день у
художников занят не полностью.
Некоторые художницы вынуждены
уходить на два-три часа раньше. Не всем
хватает работы».
14.
Первая продукцияхохломской росписи на угле
брикетной фабрики
15.
16.
17.
Анализ экономическогоразвития предприятия 19731974
факт
АКТИВ
1973
измененине 74-1973
1974 абс, руб.
отн, %
Раздел
Необоротные активы
198 953,00
125 400,00
-73 553,00
-36,97
Раздел
в т.ч.:
113 727,00
182 649,00
68 922,00
60,60
сырье и материалы
40 810,00
55 253,00
14 443,00
35,39
в т.ч. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
19 510,00
28 730,00
9 220,00
47,26
Полуфабрикаты и незавершенное производство
44 187,00
53 389,00
9 202,00
20,83
готовая продукция
28 730,00
74 007,00
45 277,00
157,59
Ден.средства
0,00
4 925,00
4 925,00
100,00
Отгруженные товары
0,00
17 685,00
17 685,00
100,00
28 818,00
50 000,00
21 182,00
73,50
341 498,00
380 665,00
39 167,00
11,47
Прочие Дебиторы
Баланс
ПАССИВ
18.
Отчет о прибылях и убыткахФакт
1972
1973
Изменение 74-73
1974 абс, руб.
отн, %
Валовая прибыль
21,10
21,10
100,00
Общая рентабельность
5,21
5,21
100,00
Прибыль
16,20
16,20
100,00
Рентабельность продукции
4,00
4,00
100,00
497,10
276,70
55,66
109,60
109,60
100,00
311,00
539,50
228,50
42,35
311,00
560,00
249,00
44,46
Затраты на 1 рубль
1,00
0,96
-0,04
-3,80
Среднесписочная численность
131
263,00
132,00
50,19
Выработка на 1 сотрудника (руб)
1682
2 129,00
447,00
21,00
Выручка от реализации
220,40
Оборачиваемость (оборотных средств (дни))
Себестоимость товаров
В оптовых ценах товаров
190,00
19.
2.Деятельность творческо-экспериментальной группыпод руководством Марфы Синевой по изменению
внешнего вида изделий и ведущие мастера фабрики
«Липецкие узоры».
⚫ Как известно, «Липецкие узоры» отличаются от Хохломской
росписи. Хохлома имеет только 4 основных цвета: черный,
красный, зеленый и желтый (или золотой), а в наборах «Липецких
узоров» наряду с основными стали используют и другие
всевозможные цвета: голубой, белый, и др. Чтобы цвета
оставались натуральными и яркими использовалась двойная лачка:
сначала рисунок пишется по золоту, потом изделия покрывались
бесцветным лаком.
20.
⚫ Галина Пальцева упоминает, что была предпринята поездка вг.Елец с целью изучения построения композиции широко
известных Елецких кружев.
⚫ М. Синева в последствии разработала прекрасные узоры по
мотивам кружев, которые получили всеобщее признание: изделия,
пользовались большим спросом.
Марфа Федоровна Синёва
21.
22.
Синева Марфа Федоровна⚫
⚫
⚫
Горьковской (н. Нижегородской) обл. Окончила Семеновскую
профессионально-техническую школу, художественное отделение «Мастер
хохломской росписи» в 1954. С 1954 по 1971 работала художником фабрики
«Хохломская роспись» г. Семенова, в том числе и в творческой группе.
Участник ВДНХ СССР (награждена золотой, серебряной, бронзовой медалями),
всероссийских, республиканских, региональных, зарубежных, международных,
областных персональных выставок. В 1969 присуждено звание лауреата
Государственной премии им. И.Е. Репина. Член Союза художников СССР с
1970 года.
В 1971 переезжает в Липецк. Является одним из основоположников нового
художественного центра с самобытной росписью ручной работы по дереву
«Липецкие узоры». С 1971 на протяжении более 25 лет работала главным
художником предприятия народных художественных промыслов «Липецкие
узоры». Является автором форм, росписи более 300 уникальных произведении
декоративно-прикладного искусства: «Набор для компота» (1960. дерево,
роспись лак), «Декоративное панно» (1970, дерево, роспись, лак). «Набор для
кваса» (1970, дерево, роспись, лак), ваза для фруктов «Свадебная» (1998,
дерево, роспись, лак).
Произведения хранятся в Русском музее г. Санкт-Петербурга, в Липецком обл.
краеведческом музее, в Липецкой обл. картинной галерее, в краеведческом
музее г. Семенова Нижегородской обл., в Нижегородском музее декоративноприкладного искусства, в частных собраниях России, Франции, Германии,
Италии, США, Японии.
23.
Прыткова ЗинаидаВасильевна
1930 году родилась в г. Семенов. В 1948
⚫
г. Закончила профессиональное
техническое училище. Будучи мастером
была приглашена на фабрику "Липецкие
узоры» для обучения художественной
росписи молодых художниц. Работала
до выхода на пенсию в 1986 году.
Получила звание заслуженный работник
культуры 22 июля 1981 г. Участник
выставок в ГДР, на ВДНХ.
24.
ПАЛЬЧЕВАГАЛИНА
НИКОЛАЕВЕА И
ЕЁ УЧЕНИЦА
МАКАРЕНКО
ЕЛЕНА
ВЛАДИМИРОВН
А
25.
«Роспись по текстуре»⚫
«Роспись по текстуре» придумали
тоже художницы фабрики «Липецкие
узоры» Пачуева Мария Фёдоровна и
Пальцева Галина Николаевна.
Роспись тульского самовара - это так
же чисто липецкое достижение,
получившее широкое
распространение во всех регионах
России с 1970-х годов.
26.
ПАЛЬЦЕВА ГАЛИНАНИКОЛАЕВА
27.
28.
Попова Татьяна Михайловна⚫
25.01.1954год.
1973-1974 училась и работала
на Соколе.
1975-перешла на фабрику
«Липецкие узоры ».
Художник пятого разряда
29.
30.
Морозова АннаНиколаевна
⚫
⚫
⚫
31.12.1949 года рождения.
1971году поступила на курсы
при фабрике «Липецкие
узоры». Она входила в одну
из первых учебных групп,
которых тогда набрали при
фабрике «Липецкие узоры.
Входит в объединения
«Липецкая ремесленная
палата», «Творческие люди».
31.
32.
Журавлёва ГалинаГригорьевна
2мая 1947год.
1971году поступила на курсы при фабрике
«Липецкие узоры». Она входила в одну из
первых учебных групп, которых тогда
набрали при фабрике «Липецкие узоры»,а
обучала их тогда Зинаида Васильна
Прыткова. Расписывала любую продукцию
,но ей было интересно делать кисти.
2000-2001год работала в токарном цехе при
фабрике «Липецкие узоры»
2002году ушла на пенсию ,но с любимым
делом не расстаётся. Не одно поколения
художников выросло с её кистями.
33.
Вот какими мы пришли учится в училищеПУ №-6 и кто мог подумать что так получится
34.
Богомолова ЮляМакаренко Елена
ещё ученицы «Липецких узоров».
ПУ-№6.
35.
Макаренко ЕленаВладимировна
⚫
Макаренко Елена Владимировна
после школы 9класс поступила в
училище ПУ№6 в 1997году.
Училась два года у мастера
производственного обучения
Пальцева (Голубева) Галина
Николаевна. Училась три года .
Художник четвертого разряда .В
ПУ№2 Елена Владимировна
пришла работала с2009 по 2011год
мастер производственного
обучении , в сентебре 2011года
пришла работать в школу №61 .
36.
Богомолова Юля ПетровнаПосле школы поступила учиться на художника в училище
ПУ№6 в1997году.Училась два года у мастера
производственного обучения Пальцева (Голубева)
Галина Николаевна.
Художник пятого разряда на фабрике :«Липецкие узоры»
с 1999года работала там 10лет.
37.
Татьяна ГлотоваУчиться пошла в 17 лет ,после 11 класса, училась
(1994-1996 года) 2 года в ПУ №20 у мастера
производственного обучения Мамаева Нина
Капитоновна, в группе было 20 чел. После
Училища я работала 2 года в кооперативе при
мастерских ПУ №20 . Продукцию отправляли в
Москву.
С 2005 работаю в Доме Культуры руководителем
кружка "Хохломская роспись" ко мне ходят дети со
школ на занятия. Кружок существует 9лет.В
прошлом году участвовала в выставке "МИР
СТОИТ НА МАСТЕРАХ" в Воронеже
(диплом).Отмечена грамотой Департамента
Культуры воронежской области ,есть и еще
районные и областные грамоты.
38.
Самоучки«Хохломской росписи»,
«Липецких узоров».
39.
Ирина Ковалева (Семененко)55 лет, Россия, Брянск
40.
Сорокина Евгения22 года, Воронеж,
Россия
41.
Го Сун Чин Елена Андреевна50 лет, Павлодар,Казахстан
30 сентября 1964 г.
Роспись начила осваивать с 1982 года.
42.
3. Наиболее известные выставки изаказы фабрики «Липецкие узоры».
Современное состояние
предприятия.
⚫ За 40-летнюю историю фабрика «Липецкие узоры» многократно
являлась участником республиканских, зональных, областных,
городских выставок, международных ярмарок, выставок,
организатором которых является ассоциация НХП России:
«Традиция и современность», на Поклонной горе, ежегодные
смотры-выставки «Молодые дарования».
43.
⚫ В 1977 г. фабрика выполняет крупный заказ к юбилеюОктябрьской революции. Художниками фабрики было
изготовлено более 120 наименований сувениров росписи на
красном фоне, по фарфору, керамике, металлу. Также фабрике
«Липецкие узоры» удалось завоевать переходящее Красное знамя
обкома и горкома КПСС.
44.
О заказах фабрики вгазетах
«II Ленинское знамя» от 30 сентября 1979г.
«II Ленинское знамя» от 17 октября 1986г.
45.
Крупные Заказы⚫ Крупные заказы фабрика изготавливала к 850-летию г.
Москвы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов,
200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, к спортивным
мероприятиям: 0лимпиаде-80, «Кубок Кремля», «Хоккей с
мячом», в память летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман».
Изделия мастеров можно встретить во всех угонках России и
далеко за ее пределами.
46.
ИЗДЕЛИЯ ФАБРИКИ «ЛИПЕЦКИЕУЗОРЫ»
47.
⚫Современное состояние
предприятия
В 2000 году предприятие находилось на грани банкротства, задолженность составляла около 6
миллионов рублей. «Липецкие узоры» могли прекратить свое существование. Имея большой
налаженный бизнес в Москве новый директор фабрики «Липецкие узоры» Некрылов Алексей
Алексеевич заинтересовался идей возрождения фабрики. Он переехал в Липецк и полностью
посвятил себя фабрике. За три года «Липецким узорам» удалось полностью погасить долги.
Финансовая ситуация на фабрике на сегодняшний день стабильна. Однако, как и любой другой
промысел, относится к категории планово-убыточных. Благодаря поддержке из федерального и
областного бюджета фабрика продолжает существовать. Продукция поставляется в магазины
практически всех стран. Ассортимент продукции обширный – более 250 видов изделий.
48.
фабрика «Липецкие узоры»Директор фабрики «Липецкие узоры» Некрылов Алексей
Алексеевич.
49.
Заказы фабрики «Липецкиеузоры»
⚫ 1000 расписных весел было
«Жизнь Липецка» от 18 февраля 2004г.
изготовлено в 2004 году для
московских спортсменов,
которые поступили на
реализацию в столичные
спортивные магазины.
Изготовлению данного заказа
послужило знакомство
директора фабрики «Липецкие
узоры» А. Некрылова и
московской спортсменки Елены
Пичугиной. Ей вручили синее
весло, украшенное жар-птицей и
цветами. Весло для каноэ на
фабрике делали по всем
правилам, из бука и липы.
50.
Итоги работы⚫ История производства произведений художественной
хохломской росписи в г. Липецке насчитывает несколько
десятилетий. В 1971 г. благодаря выходу постановления
партии и правительства о поддержке и развитии новых
народных промыслов в стране появилось уникальное явление –
фабрика «Липецкие узоры». Организованные Е.П. Чалых,
начальника топливной промышленности, экспедиции в г.
Семенов увенчались успехом
51.
Итоги работы⚫
Изучение различных документальных материалов убеждает в том, что появление
первых видоизмененных орнаментальных композиций классической хохломы
принадлежит главному художнику фабрики М. Синевой.
⚫
В поля зрения периодических изданий попали крупнейшие выставки и крупные
заказы союзного значения, такие как ежегодные выставки и заказы.
⚫
Выход из кризисного финансового состояния стал возможен благодаря деятельности
нового директора фабрики Некрылова А.А. Принципиально новая бизнес-политика
способствует успешной реализации продукции на международном и
общероссийском рынках.