Алексей Николаевич Толстой (1883–1945)
«Русский характер» (1944 г.)
5.20M

Алексей Николаевич Толстой

1. Алексей Николаевич Толстой (1883–1945)

Писатель многогранного и яркого дарования. Им
созданы романы о современности и историческом
прошлом нашей Родины, рассказы и пьесы, сценарии и
политические памфлеты, автобиографическая повесть и
сказки для детей
Выполнила: обучающаяся
120 группы
Шишанова Александра

2.

А. Н. Толстой родился в г. Николаевске
Самарской губернии – ныне город
Пугачев Саратовской области. Он рос в
обстановке дикого быта разорившихся
заволжских помещиков. Эту жизнь
писатель красочно изобразил в своих
рассказах и романах, написанных в
1909–1912 гг. («Мишука Налымов»,
«Чудаки», «Хромой барин» и др.).
Музей-усадьба А.Н. Толстого в Самаре

3.

Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
А.К.Толстой
(это родственник А.Н.Толстого)

4.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Толстой принял не сразу. Он
эмигрировал за границу.
«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни, – писал позже
Толстой в автобиографии. – Там я понял, что значит быть парнем, человеком,
оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких
обстоятельствах».
Тоска по Родине вызывала в памяти писателя воспоминания детства, картины
родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты»
(1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину
Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах
писателя, прекрасно изображены картины русской природы, русского быта, образы
русских людей.
В Париже Толстой написал научно-фантастический роман «Аэлита».

5.

Москва
Наползают медные тучи,
А из них вороны грают.
Отворяются в стене ворота.
Выезжают злые опричники,
И за рекой трубы играют…
Взмесят кони и ростопель
Кровь с песком горючим.
Вот и мне, вольному соколу,
Срубят голову саблей
Злые опричники. А.К.Толстой (это
родственник А.Н.Толстого)

6.

Вернувшись в 1923 г. на Родину, Толстой писал: «Я стал участником новой жизни на
земле. Я вижу задачи эпохи». Писатель создает рассказы о советской
действительности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти»), фантастический
роман «Гиперболоид инженера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и
исторический роман «Петр I».

7.

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое
утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это
потерянная и возвращенная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода
революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интеллигентов
Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии определить
свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель
расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни
страны. Победивший народ приступает к строительству социализма. Но, прощаясь
со своим полком, герои романа Телегин говорит: «Предупреждаю вас – впереди еще
много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его нужно уничтожить... Эта
война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненастным,
хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной
разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады...»

8.

Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством
Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах
представителей народа – Ивана Горы, Агриппины, балтийских матросов –
Толстой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине
советских людей. С большой художественной силой писателю удалось
запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя
революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту.
Толстой писал: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно
хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее,
трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».

9.

Одной из таких эпох была Петровская эпоха. К ней и обратился А. Толстой в
романе «Петр I» (первая книга – 1929–1930 гг., вторая книга – 1933–1934 гг.). Это
роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской
нации в один из «трагических и творческих» периодов ее истории. Писатель
правдиво рассказывает о важнейших событиях Петровской эпохи: стрелецком
бунте, крымских походах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях
Петра за границу, его преобразовательной деятельности, о войне России со
шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и
т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев
населения России, жизнь народных масс.
Создавая роман, Толстой использовал огромный материал – исторические
исследования, записки и письма современников Петра, военные донесения,
судебные архивы. «Петр I» – один из лучших советских исторических романов,
он помогает понять сущность далекой эпохи, воспитывает любовь к Родине,
законную гордость ее прошлым.

10.

Для детей младшего возраста Толстой написал сказку «Золотой ключик, или
Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу
для детского театра.

11.

По книге сняты 2 фильма-сказки и несколько мультипликационных фильмов,
которые с большим удовольствием смотрят дети и взрослые.

12.

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой рассказывал о силе и героизме
советских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина»,
«Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский характер» и другие –
вдохновляли советских людей на новые подвиги.
В годы войны А. Толстой создал также драматическую повесть «Иван Грозный»,
состоящую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941–1942) и «Трудные годы» (1943).

13.

Замечательный
писатель
был
и
выдающимся
общественным деятелем. Он неоднократно избирался
депутатом Верховного Совета СССР, был избран
действительным членом Академии наук СССР.
Писатель-патриот и гуманист, художник широкого
творческого диапазона, мастер совершенной литературной
формы, владевший всеми богатствами русского языка,
Толстой прошел сложный творческий путь и занял видное
место в русской советской литературе.

14. «Русский характер» (1944 г.)

В рассказе «Русский характер» А.Н. Толстой описал
один из эпизодов Великой Отечественной войны. До
победы оставался ещё целый год.
В рассказе говорится не о военном подвиге танкиста
Егора Дрёмова, а о взаимоотношениях его с
родителями и невестой. Русский характер в этом
произведении складывается из отдельных черт
характеров всех героев, главных и второстепенных.

15.

Главным героем является Егор Дрёмов,
командир танка, получивший тяжёлые
ожоги в бою на Курской дуге. Его спасает
из горящего танка водитель, который сам
был ранен, но вытащил командира,
потерявшего сознание. Таким образом,
водитель танка Чувилёв (этот
второстепенный персонаж ещё раз
появится в рассказе для описания боевых
подвигов танкового экипажа под
командованием Егора Дрёмова) в опасный
момент думает не только о собственной
жизни, но, рискуя собой, спасает боевого
товарища. В его совестливости можно
видеть черту характера, которая высоко
ценится русскими.

16.

Егор Дрёмов проявляет русский характер и в бою, и в отношениях с родителями и
невестой. Приехав домой в отпуск после ранения, он пожалел своих старых родителей,
побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно
стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними. Таким образом, в
характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность,
которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но
прежде всего думает о своих близких, об их счастье.
Егор Дрёмов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признаётся, что он
их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив — ведь все вокруг получают
с фронта «похоронки». Егор Егорович и Мария Поликарповна любят своего сына не за
внешность, а потому, что он — сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор — герой,
но прежде всего ценят в нём не красоту, а мужество и честность. Здесь проявляется
ещё одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а
душевным качествам. Ведь обожжённое лицо солдата свидетельствует о том, что он
участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек
вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство. Поэтому
отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним
фронтовика, «надо гордиться». Эту мысль формулирует старший Дрёмов — сам
русский человек.

17.

Русским характером обладает и мать героя.
Мария Поликарповна узнала своего сына,
хотя его лицо изменилось после операций
до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то
шестым чувством, угадала, что у неё в
доме гостил сын, и проявила
необыкновенную чуткость, столь дорогую
для русского сердца. Поскольку русский
человек обычно сдержан в проявлениях
своих чувств, постольку очень важными
качествами становятся внимание и
наблюдательность окружающих, которые
сами должны догадываться о
переживаниях близкого человека. Очень
хорошо, если друзья и родственники
понимают друг друга без слов.

18.

В Кате Малышевой — невесте Егора
Дрёмова также раскрывается русский
характер: в женщине русские ценят
верность и преданность, что и
демонстрирует героиня, которая дважды
(провожая на фронт и навещая после
ранения) заявляет Егору, что будет ждать
его с войны и верно любить. А ведь Катя
— невеста главного героя, а не жена, то
есть пока связана с Егором только
словом.

19.

Иван Сударев — друг Егора и
доброжелательный рассказчик — сам
обладает русским характером,
рассудительным, сдержанным,
вдумчивым. Он оценивает поступки всех
героев, появляющихся в маленькой
истории, и отмечает разные грани
русского характера в каждом персонаже.
Таким образом, Толстой создаёт русский
характер, объединяя черты разных героев,
и, благодаря этому приёму, представляет
образ русского человека полным,
разносторонним и обобщённовозвышенным.
English     Русский Правила