1.15M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Педагогическая технология «Образ и мысль»

1.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
«ОБРАЗ И МЫСЛЬ»
РАЗРАБОТЧИК: Л.М. ВАНЮШКИНА,
А.А. СОКОЛОВА,
Л.Ю. КОПЫЛОВА

2.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«ОБРАЗ И МЫСЛЬ»
• - Технология представляет собой последовательно
выстроенные и особым способом организованные
групповые занятия, в ходе которых происходит общение с
произведениями изобразительного искусства.
• - Технология направленна и ориентирована на создания
условий для накопления и совершенствования опыта
выстраивания когнитивных систем, что приводит к
постепенным и многоплановым изменениям в способах
мышления.

3.

ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБРАЗ И МЫСЛЬ»
- Технические требования подготовки занятия.
- Правильная рассадка и количество зрителей.
- Подбор произведений искусства:
- многообразие – произведения изобразительного искусства,
скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства разных
эпох, разных народов.
- многозначность – зрительные образы должны быть неоднозначными,
давать простор воображению и фантазии в соответствии самого
искусства, допускающего множественность разнообразных «прочтений»
и интерпретаций одного и того же произведения
- доступность – произведения должны учитывать возможности
«начинающего зрителя», быть насыщены деталями и содержать
возможность развернутого рассказа.

4.

СТРАТЕГИЯ ВОПРОСОВ
Ядро технологии «Образ и мысль» - стратегия вопросов для
организации группового обсуждения.
Традиционные методики «закрытых» вопросов
преобладающие в работе с произведениями
изобразительного искусства:

5.

КУСТОДИЕВ Б. М.
КУПЧИХА ЗА ЧАЕМ. 1918

6.

СТРАТЕГИЯ ВОПРОСОВ
Закрытые вопросы:
- Чем занята женщина, расположенная в центре картины?
- Что стоит перед ней?
- Что окружает ее?

7.

• Сомов К.А. Зима. Каток. 1915

8.

ЧЕРНЫШЕВ А.Ф.
ОТЪЕЗД (ПРОЩАНИЕ УЕЗЖАЮЩЕГО ОФИЦЕРА С ЕГО
СЕМЕЙСТВОМ) 1850.

9.

СТРАТЕГИЯ ВОПРОСОВ
• Для технологии «Образ и мысль» разработан комплекс вопросов
«открытого» типа, которые используются в соответствии с
продуманным алгоритмом.
• - «Что вы видите?». Первый вопрос запускает механизм обсуждения,
направлен на первоначальное знакомство с произведением, стимулирует
рассматривание и определение в общих чертах, того, что изображено.
• - «Что происходит на картине?» - более сложный вопрос, побуждающий к
осмыслению сюжета, ориентирующий на рассматривание отдельных деталей
и на восприятие изображения в целом.
• - «Что вы видите здесь такого, что позволяет вам так думать?» Этот
вопрос стимулирует поиск в произведениях аргументов, позволяющих
каждому убедительно отстаивать ту или иную точку зрения относительно
рассматриваемого произведения искусства. Данный вопрос напоминает о
необходимости обосновать и разъяснить суть любого высказывания или
версии, причем аргументы необходимо искать в самом произведении

10.

СТРАТЕГИЯ ВОПРОСОВ
• Вопросы более узкой направленности, относящиеся к
персонажам картины:
• - Как вы думаете, кто главный герой произведения?
• - Что мы можем сказать об этом человеке?
• - Где это происходит?
• - Когда это могло происходить?
• Эти вопросы побуждают детей обращать внимание не только на позы,
жесты и мимику героев картины, но и на одежду, характер интерьеров,
пейзажей, особенности изображенных объектов, оттенки освещения и
т.п.
• - Что, как вам кажется, могло заинтересовать художника в этом
сюжете?
• - Где, как вам кажется, находился сам художник, когда рисовал эту
сцену?
• Ориентируют на определение ракурсов изображения, размышления о
намерениях автора.

11.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО
ОБСУЖДЕНИЯ
• Дискуссия (от лат. -рассмотрение, исследование) – наиболее
эффективная форма обсуждения произведений изобразительного
искусства.
• Ее методическую основу составляет такая специфическая
характеристика природы искусства, как полилогичность: никогда
даже самый грамотный и просвещенный зритель в одиночку не
сможет воспринять всю глубину произведения искусства.
• Участие в дискуссии дает ученику возможность осознать и четче
выразить собственную мысль, облечь в слова ощущения и
впечатления.
(«Мысль рождается через речь» Л.С. Выготский)

12.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО
ОБСУЖДЕНИЯ
• Успех группового обсуждения в значительной степени зависит от
точности соблюдения определенных установок и правил.
• Педагог является не «Носителем истины», а фасилитатором проводником (от анг. Facilitate – облегчать, помогать,
способствовать)
• - Правило первое. Начинать обсуждения не с информации о произведении, а его
рассматривания.
• - Правило второе. Использовать вопросы стратегии визуальной коммуникации,
задавать их в рекомендуемой последовательности и в соответствующих
формулировках.
• - Правило третье. Стимулировать участников дискуссии высказываться,
обязательно представляя эту возможность всем желающим.
• - Правило четвертое. Проявлять искренний интерес к мнению учащихся, каким бы
«примитивным» или «странным» оно ни казалось

13.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО
ОБСУЖДЕНИЯ
• Правило пятое. Научиться слушать, слышать и уважительно, принимать все
ответы.
• Правило шестое. Прояснять высказывания, задавая уточняющие вопросы.
• Правило седьмое. Реагировать на каждое высказывание, показывая вербально или
невербально, что версия отвечающего услышана.
• Правило восьмое. Не давать категорических оценок ответам («правильно» –
«неправильно», «хорошо» – «плохо» и т.п.)
• Правило девятое. Не высказывать собственное мнение («правильное» мнение
специалистов) до тех пор, пока участники обсуждения не предложат это сделать.
• Правило десятое. Не спешить искусственно заканчивать обсуждение.
• Правило одиннадцатое. После нескольких групповых обсуждений, в ходе которых
участники дискуссии работали с «копиями», очень полезно использовать
накопленный опыт на экспозиции музея.
• Важной частью дискуссии является обобщение высказанных версий – перефраз.

14.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
ПЕРЕФРАЗ
Перефраз выполняет ряд существенных педагогических
функций:
• Принятия мнения.
• Повторная презентация точки зрения.
• Уточнение высказанной версии.
• Развитие динамики группового обсуждения.
English     Русский Правила