В.В.Маяковский «Облако в штанах»
История создания
Композиция поэмы
Проблематика и тематика
Проблематика и тематика
Первая часть поэмы
«Долой вашу любовь»
Трагическое известие
Вторая часть поэмы «Долой ваше искусство!»
Третья часть поэмы
«Долой ваш строй!»
«Долой ваш строй!»
Четвёртая часть поэмы
«Долой вашу религию!»
Финал поэмы
Источники
328.50K
Категория: ЛитератураЛитература

В.В. Маяковский «Облако в штанах»

1. В.В.Маяковский «Облако в штанах»

Анализ поэмы
11 класс

2. История создания

1914 год - замысел поэмы
«Облако в штанах».
Первоначальное название «Тринадцатый апостол».
Молодой поэт влюбился в
Марию Александровну
Денисову. Однако любовь эта
была несчастной. Горечь
переживаний Маяковский
воплотил в стихах. Поэма была
полностью завершена летом
1915 года.
Первое издание поэмы (1915)
содержало большое
количество цензурных купюр.
Полностью, без купюр поэма
вышла в начале 1918 года

3. Композиция поэмы

Вступление + 4 части
Издание 1918 года вышло с предисловием
В.
В. Маяковского: «"Облако в штанах"... считаю
катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой
вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”,
“Долой ваш строй!”, “Долой вашу
религию” – четыре крика четырех
частей».
Каждая часть поэмы выражает определенную
идею. Но саму поэму нельзя строго делить на
главы, в которых последовательно выражены
четыре крика «Долой!». Поэма представляет
собой целостный, страстный лирический
монолог, вызванный трагедией неразделенной
любви.

4. Проблематика и тематика

Тема поэта и толпы заявляется уже во
вступлении.
1.
2.
Главный герой
«Красивый,
двадцатидвухлетний», он
противопоставлен безликой,
инертной людской массе.
Меняется. Он то резкий и
грубый, «нахальный и едкий»,
то ранимый, расслабленный,
«безукоризненно нежный» «облако в штанах», а не
мужчина.
1.
2.
Толпа
Истрепанные,
«как пословица»,
женщины;
«залежанные»,
как больница,
мужчины.
Остаётся
неизменной.

5. Проблематика и тематика

Тема любви является центральной во всем
произведении.
Подлинная любовь трудная, это любовь-страдание.
Для лирического героя любовь равнозначна самой
жизни.
Внешне в поэте сочетается лирика и грубость, но его
грубость – это реакция на отвержение его любви, это
защитная реакция.

6. Первая часть поэмы

Первая часть поэмы – о
трагической
неразделенной любви
поэта. Она содержит
невиданной силы
ревность, боль,
взбунтовались нервы
героя: «как больной с
кровати, спрыгнул нерв»,
затем нервы «скачут
бешеные, и уже у нервов
подкашиваются ноги».

7. «Долой вашу любовь»

Первая часть открывается напряженным
ожиданием: лирический герой ждет
встречи с Марией. Ожидание так
мучительно, что герою кажется, будто
«ржут» и «хохочут» канделябры в спину,
двери «ляскают», «режет» ножом
полночь, гримасничают дождинки и т.д.
Бесконечно долго, мучительно проходит
время. Развернутая метафора о
двенадцатом часе передает глубину
страдания ожидающего. Маяковский
пишет, что двенадцатый час упал, как
«голова казненного» с плахи. До такой
степени высок в душе героя накал
страстей, что ему кажется безысходным
обычное течение времени. Оно
воспринимается как физическая смерть.
«Корчится», «стонет» герой, скоро
«издерется рот» криком.

8. Трагическое известие

Наконец девушка появляется и сообщает
ему, что выходит в скором времени
замуж. Оглушительность и резкость этого
известия сравнивает поэт с другим своим
стихотворением под названием «Нате».
Кражу Марии он уподобляет похищению
знаменитой «Джоконды» из Лувра, а себя
самого - погибшей Помпее.
Поражает в то же время почти
нечеловеческое спокойствие и
хладнокровие, с которыми лирический
герой внешне воспринимает это
трагическое известие. Он говорит, что
«спокоен», однако сравнивает эту
невозмутимость с «пульсом покойника».
Такое сравнение означает безвозвратно,
окончательно умершую надежду на
взаимность.

9. Вторая часть поэмы «Долой ваше искусство!»

Тема любви здесь получает новое
решение. Маяковский говорит о
любовной лирике, которая преобладала в
поэзии, современной ему. Эта поэзия
озабочена лишь тем, чтобы в стихах
воспевать и «цветочек под росами», и
«любовь», и «барышню». Пошлы и мелки
эти темы, а поэты, «рифмами пиликая»,
«выкипячивают» «варево» из соловьев и
любви. При этом они совсем не озабочены
людскими страданиями. Поэты боятся, как
«проказы», уличной толпы, бросаются
сознательно от улицы. Однако люди
города, по мнению лирического героя,
чище омытого солнцем и морями
«венецианского лазорья».
Нежизнеспособному искусству поэт
противопоставляет подлинное, настоящее,
а самого себя - пиликающим «поэтикам».

10. Третья часть поэмы

Тема поэта и толпы продолжает
развиваться в третьей части поэмы.
В одной из статей Маяковский
утверждал, что поэзия
современности - поэзия борьбы.
Не соответствующей требованиям
современности лирикой считал поэт
творчество Северянина. Поэтому в
поэму вводится неприятный портрет
этого автора, его "пропитое лицо".
По мысли лирического героя, любой
автор должен быть озабочен не
изяществом своих творений, а в
первую очередь силой воздействия
их на читателей.

11. «Долой ваш строй!»

Автор отрицает жестокий и
бесчеловечный строй,
господствовавший в то время, по
его мнению, в нашей стране.
Неприемлемой для него
является жизнь «жирных». Тема
любви поворачивается новой
гранью. Возникает пародия на
любовь: извращение, разврат,
похоть. Женщиной предстает вся
земля, которая рисуется как
«любовница» Ротшильда «обжиревшей». Настоящая
любовь противопоставляется
похоти.

12. «Долой ваш строй!»

Существующий строй рождает
«бойни», расстрелы, убийства, войны.
Такое устройство сопровождается
«человечьим месивом»,
опустошениями, предательствами,
разбоями. Оно создает палаты
сумасшедших домов и лепрозориитюрьмы, в которых томятся
заключенные. Грязно и продажно это
общество. Пот зовет к открытой борьбе
людей города, призывает вздымать
«окровавленные туши». Герой,
становясь «тринадцатым апостолом»,
противостоит хозяевам жизни, сильным
мира сего.
Через всю третью главу проходит тема
крушения старого мира. В революции
Маяковский видит способ покончить с
этим ненавистным строем и призывает
к революции.

13. Четвёртая часть поэмы

Герой проходит в поэме тягостный
путь взлетов и падений. Это стало
возможным потому, что сердце его
полно самых глубоких личных
переживаний. В четвертую главу
поэмы возвращается безысходная
тоска по возлюбленной. «Мария!
Мария! Мария!» – надрывно звучит
имя рефреном, в нем – «рожденное
слово, величием равное Богу».
Сбивчивы и бесконечны мольбы,
признания – ответа Марии нет. И
начинается дерзкий бунт против
Всевышнего – «недоучки,
крохотного божика». Бунт против
несовершенства земных отношений
и чувств.

14. «Долой вашу религию!»

Тема Бога подготовлена предшествующими
частями поэмы, где обозначена
враждебность к Нему, наблюдающему
равнодушно за страданиями людей. В
открытую войну с ним вступает поэт, он
отрицает его всемогущество, всесилие,
всеведение. Даже на оскорбление идет герой
(«крохотный божик») и достает сапожный
ножик для того, чтобы раскроить его.
Основное обвинение, которое бросается
Богу, заключается в том, что он не
позаботился о счастье в любви, о том, чтобы
можно было целовать «без мук». Вновь, как в
начале произведения, лирический герой
обращается к Марии. Опять и клятвы, и
нежность, и властные требования, и стоны, и
упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется
поэт на взаимность. Остается ему лишь
кровоточащее сердце. Его несет он, подобно
тому, как собака - лапу, «перееханную
поездом».

15. Финал поэмы

Финал поэмы составляет
картина космических масштабов
и высот, бесконечных
пространств. Враждебное небо
высится, зловещие звезды
сияют. Поэт ждет, что небо
перед ним снимет шляпу в ответ
на вызов. Однако спит
Вселенная, положив на
огромное ухо «лапу с клещами
звезд».
Финал поэмы звучит не без
авторской иронии: Вселенная не
слышит протеста «тринадцатого
апостола» – она спит!

16. Источники

http://www.syl.ru/article/176763/new_poe
ma-oblako-v-shtanah-analiz-oblako-vshtanah-mayakovskiy
https://yandex.ru/images/search
English     Русский Правила