Особое место художественного стиля в стилистической системе русского языка
Особенности стиля художественной литературы: функции
Особенности стиля художественной литературы
Особенности стиля художественной литературы
Язык произведений Шолохова
Язык произведений А. Гайдара
Стилистические приемы создания выразительности художественной речи
Перечисление
Противопоставление
Градация
Многосоюзие
Особенности построения синтаксических конструкций
Параллелизм
Антитеза
Инверсия
Эллипсис
Умолчание
Риторический вопрос Риторическое восклицание
Комментированное упражнение
(от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью
Выборочное упражнение
Осложненное упражнение: анализ выразительных средств стихотворения
Анализ выразительных средств стихотворения
Домашнее задание
3.68M
Категория: Русский языкРусский язык

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств

1.

▪Подготовка к ЕГЭ
▪ Тема: «Художественный стиль речи, его основные
признаки: образность, использование
изобразительно - выразительных средств»

2. Особое место художественного стиля в стилистической системе русского языка

«…Язык
художественной
литературы
не
вполне
соотносителен
с
другими
стилями,
типами
и
разновидностями
книжнолитературной
и
народноразговорной речи…
Ученый-лингвист
Виноградов В. В.
(1895 – 1969)
3

3. Особенности стиля художественной литературы: функции

➣ Основная функция - функция
эмоционально-эстетического воздействия на читателя;
➣ Сфера применения: художественные
произведения
Мороз и солнце, день чудесный.
Еще ты дремлешь, друг сердечный.
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу солнечной Авроры звездою севера
явись…
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
4

4. Особенности стиля художественной литературы

➣ Задачи стиля:
▪ воздействие путем словесного
художественного изображения жизни;
▪ передача отношения к окружающему, создание
художественных образов…;
▪ художественную речь характеризуют образность,
выразительность, эмоциональность, оценочный
характер речи;

воздействие
достигается
при
помощи
художественных
образов,
которые
создаются
мастерами слова благодаря наличию в языке
разнообразных
выразительных
средств
и
стилистических приемов.
5

5. Особенности стиля художественной литературы

➣ Языковые средства
(лексические, грамматические):
▪ сочетание языковых средств разных стилей
(в том числе и разговорных);
▪ широкое использование изобразительновыразительных средств языка (стилистических
фигур, тропов);
▪ привлечение лексических и синтаксических
средств
других
стилей
для
большей
выразительности…
6

6. Язык произведений Шолохова

М.А. Шолохов (1905-1984)
➣ Яркий и самобытный язык М.А.
Шолохова - умелое использование
диалектизмов: изба, дом, курень,
база …
Казачий курень
7

7. Язык произведений А. Гайдара

А. П. Гайдар
(Голиков)1904-1941
«Наконец под вечер, когда и люди, и кони уже
порядком устали, ямщик сказал: «Ну, вот и
приехали, за этим мыском поворот». Весело
взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули,
и
они дружно плюхнулись в сено».
Задание:
подтвердите положение об использовании
авторами художественных произведений языковых
средств разных стилей. Найдите в предложении
разговорные
слова
и
подберите
к
ним
нейтральные.
8

8. Стилистические приемы создания выразительности художественной речи

несет определенную
информацию
Слово
служит средством
эстетического
воздействия на читателя
достигается при помощи художественных образов,
которые создаются мастерами слова благодаря
наличию в языке разнообразных выразительных
средств и стилистических приемов…
➣ Некоторые стилистические фигуры созданы на
базе конструкций
с однородными членами предложения:
перечисление, противопоставление, градация,
многосоюзие, бессоюзие…
9

9. Перечисление

➣ – стилистическая фигура,
представляющая собой ряд однородных
членов.
Выразительность перечисления состоит
в создании экспрессивного описания
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды...
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава 7
10

10. Противопоставление

– стилистическая фигура, созданная на основе
включения в предложения антонимических
однородных членов с союзами а, но, зато:
Он собственно не шел, а влачился (А.И. Куприн).
11

11. Градация

– стилистическая фигура, основанная на
постепенном усилении или ослаблении проявления
какого-либо признака или действия:
Ополоумевший дирижёр, не отдавая себе отчета в
том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не
заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а
именно, по омерзительному выражению кота, урезал
какой-то невероятный, ни на что не похожий по
развязности своей марш.
М.А Булгаков «Мастер и Маргарита»
12

12. Многосоюзие

➣ - стилистическая фигура, состоящая в
намеренном увеличении количества союзов в
предложении, обычно для связи однородных
членов:
➣ Перед глазами ходил океан, и колыхался, и
гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил кудато в бесконечность
Короленко В. Г.
13

13.

Бессоюзие
- намеренный пропуск союзов:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет…
А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека
14

14. Особенности построения синтаксических конструкций

➣ Особенности синтаксического построения
простых
и
сложных
предложений
являются
основанием для многих стилистических фигур речи:
▪параллелизм
▪ антитеза
▪ инверсия
▪ эллипсис
▪ умолчание
▪ риторический вопрос
▪ риторическое обращение
15

15. Параллелизм

➣ – одинаковое синтаксическое
построение
соседних предложений, одинаковое расположение
в них сходных членов предложения:
➣ Твой ум – глубок, как море, твой дух – высок, как
горы
Брюсов
16

16. Антитеза

➣ – резкое противопоставление противоположных
понятий:
➣ Где стол был яств, там гроб стоит.
Г.Р. Державин «На смерть князя Мещерского
17

17. Инверсия

➣ – особое расположение слов, нарушающее
обычный порядок:
➣ Однажды играли
Нарумова.
в
карты
у конногвардейца
А.С. Пушкин «Пиковая дама»
18

18. Эллипсис

➣ – пропуск какого-нибудь подразумеваемого члена
предложения:
➣ Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и
плуги .
В.А. Жуковский
19

19. Умолчание



намеренный
обрыв
высказывания,
передающий
взволнованность
речи
и
предполагающий, что читатель догадается о том,
что именно осталось недосказанным:
➣ Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, что уж
барону время умереть .
А.С. Пушкин
«Скупой рыцарь»
20

20. Риторический вопрос Риторическое восклицание

Знаете ли вы украинскую ночь? О,
вы не знаете украинской ночи!
Диканьки»
«Вечера
на
хуторе
близ
Н.В. Гоголь (1809 - 1852)
21

21. Комментированное упражнение

1. И синего моря обманчивый вал в часы роковой
непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят
победителя годы…
2. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой
барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот,
ржанье, стон…
3. Швейцара мимо он стрелой.
4. Смотри - растопырила ноги как.
5. Офицер - из пистолета. Теркин - в мягкое штыком.
6. И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят и о берег бьют…
7. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете
украинской ночи!
22

22. (от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью

Троп
(от др.-греч. τρόπος - оборот) - в художественном
произведении слова и выражения, используемые в
переносном значении с целью усилить образность
языка, художественную выразительность речи.
✓метафора
✓ метонимия
✓ синекдоха
✓ олицетворение
✓ эпитет
✓ гипербола
✓ литота
✓ сравнение
✓ перифраза
✓ аллегория
✓ ирония …
23

23. Выборочное упражнение

✒ Задание:
➣ в приведенных ниже предложениях выделите
сравнения и эпитеты.

укажите,
чем
они
выражены
словосочетанием, предложением).
(словом,
➣ выпишите сначала сравнения, потом – эпитеты.
24

24. Осложненное упражнение: анализ выразительных средств стихотворения

✒ Прочитайте выразительно стихотворение и
укажите
его
изобразительно-выразительные
средства. Выпишите известные вам выразительные
средства и назовите их.
25

25. Анализ выразительных средств стихотворения

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
26

26. Домашнее задание

✒ Отметьте в отрывке из повести А.П. Чехова
«Степь», при помощи каких языковых средств автор
достигает
художественной
выразительности
в
описании грозы. Выпишите слова, в которых
пропущены буквы, вставьте нужную букву и
объясните свой выбор.
✒ найдите примеры стилистических фигур в
художественных произведениях, которые вы изучаете
на уроках литературы.
27
English     Русский Правила