№2. Синтаксический анализ предложения
Виды односоставных предложений
Придаточные
№3. Пунктуационный анализ
№4. Синтаксический анализ словосочетания
№5. Орфографический анализ
№6. Анализ содержания текста
№7. Анализ средств выразительности
№7. Анализ средств выразительности
№8. Лексический анализ
Важно!
Широкое понятие:
№6. Анализ содержания текста
№7. Анализ средств выразительности
№8. Лексический анализ
№1. Сжатое изложение
5.10M
Категория: Русский языкРусский язык

Синтаксический анализ предложения. Консультация по подготовке к ОГЭ

1. №2. Синтаксический анализ предложения

2.

(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление
не только со стороны моды, но и в нравственном плане.
(2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются
и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать
хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и
осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются
подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни
перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате
нравственность человека оказывается подчинена требованиям
масс.
Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.
1) Предложение 1 сложносочинённое.
2) Предложение 2 осложнено обособленным согласованным
определением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
5) Грамматическая основа в предложении 5 — нравственность
оказывается подчинена.
Ответ: 45

3.

• Обособленное согласованное
определение = причастный
оборот (какой? что
делающий? деланный?
сделанный?)
• Обособленное согласованное
обстоятельство =
деепричастный оборот (что
делая? что сделав?)

4.

5.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из
которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул,
переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они
состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу
просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик
надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия
сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда
уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало,
он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом,
утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился,
замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не
сдуется.
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.
2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа — шарики
делают.
3) Первая часть предложения 3 осложнена вставной конструкцией.
4) Предложение 4 сложное бессоюзное.
5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
Ответ: 13

6. Виды односоставных предложений

Подлежащее
Назывное:
Ночь.
Улица.
Фонарь.
Аптека.
Сказуемое
1. Определенноличное (я, ты, мы,
вы)
2. Неопределенноличное (они)
3. Обобщенноличное
(пословицы,
поговорки)
4. Безличное (нельзя
подставить личное
местоимение!):
Вечерело.

7. Придаточные

определительные изъяснительные
от сущ. / мест. в гл. от сказуемого со
части задаем вопрос знач. речи, мысли,
КАКОЙ? к
придаточному
времени
обстоятельственные
места
причины,
цели,
следствия
восприятия в гл.
части задаем условия,
вопросы
уступки
образа действия,
косвенных
меры и степени,
падежей
сравнительные
Кого? чего?
Кому? чему?
от гл. части задаем
Кого? что?
вопросы как для
Кем? чем?
обстоятельств (когда?
О ком? о чем?
где? зачем? почему?
и т.д.)

8. №3. Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте
которых должны стоять запятые.
Уникальность
Соловецкого
архипелага
(1)
расположенного в Онежском заливе Белого моря (2) и
состоящего из шести крупных островов (3) в том (4) что
здесь
удивительным
образом
слились
воедино
тысячелетия истории России. Это (5) стоянки древних
людей (6) монастырские святыни (7) памятники
советского прошлого в сочетании с потрясающим
природным ландшафтом (8) древние святилища III—II
тысячелетия до н. э. (9) включающие в себя знаменитые
северные лабиринты.
Ответ: 1346789

9.

Расставьте знаки препинания. Укажите
цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
Когда всматриваешься в группу «праведных
жен»(1) идущих в рай(2) нарисованную на южном
столпе(3) то особенно глубоко ощущаешь(4)
замысел художника(5) верившего в то(6) что зло
исчезнет(7) уступив в мире (8)место добру.
Ответ: 123567

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. №4. Синтаксический анализ словосочетания

• Замените словосочетание «яростно
рычал»,
построенное
на
основе
примыкания,
синонимичным
словосочетанием
со
связью
управление.
• Замените словосочетание «отцовская
несуразность», построенное на основе
согласования,
синонимичным
словосочетанием
со
связью управление.

19. №5. Орфографический анализ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное
объяснение написания выделенного слова. Запишите
номера этих ответов.
1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой,
обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) КОНЕЧНЫЙ — в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
3) ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ (бумага) — написание безударной
чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
4) НАСТОЯННЫЙ (на травах) — написание гласной в
суффиксе страдательного причастия прошедшего времени
зависит от спряжения глагола.
5) НЕ РАД (ничему) — частица НЕ с глаголом пишется
раздельно.
Ответ: 12

20.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное
объяснение написания выделенного слова. Запишите
номера этих ответов.
1) (отнюдь) НЕ ХОЛОДНО — НЕ пишется раздельно с
наречиями, если его можно заменить синонимом без НЕ.
2) НЕКУДА (спешить) — с местоимением НЕ пишется
всегда слитно.
3) ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся
гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (ягоды) СЫПЛЮТСЯ — в причастии, образованном от
глагола I спряжения, в суффиксе пишется -Ю-.
5) РАДИОСВЯЗЬ — существительные и прилагательные с
иноязычным элементом «радио» пишутся слитно.
Ответ: 35

21.

• далеко
• отнюдь
• вовсе
• ничуть
• нисколько
• + не + сущ-е
прил-е
нареч.

22.

• Жареная картошка
(отгл. прил-е)
• Пожаренная картошка
(прич.)
• Жаренная с луком картошка
(прич.)

23.

24.

25.

26.

(1)Дедушка спал. (2)Руки у дедушки лежали на столе; они были
большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей
видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли
испахали.
— (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?
— (4)Всё, Афоня, я всё знаю.
— (5)Проснись, дедушка, скажи мне про всё!
— (6)Да уж проснулся уже, пойдём сейчас белый свет пытать, —
ответил дед.
(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из
избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало
зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед
повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где
рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели
цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо
росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него
Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.
— (11)Это я сам знаю! — протяжно сказал Афоня. — (12)А мне
нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! (13)А
этот цвет растёт, он не всё!
(14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.
— (15)Тут самое главное тебе и есть!.. (16)Ты видишь: песок
мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего.

27.

(17)Камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. (18)Понял теперь?
— (19)Нет, дедушка Тит, — уверенно сказал Афоня, — тут понятного нету.
— (20)Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый?.
(21)А цветок жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха.
(22)Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него
самого чистым духом. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот
тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот — самый святой труженик, он из
смерти работает жизнь…
— (25)А трава и рожь тоже главное делают? — спросил Афоня.
— (26)Одинаково, — сказал дедушка Тит.
— (27)А мы с тобой?
— (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. (29)А этот вот
жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. (30)Ты бы нарвал их да снёс.
(31)Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот
его и полечат лекарством.
(32)Афоня задумался среди трав и цветов. (33)Он сам, как цветок, тоже захотел теперь
делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка
голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и
дышащие чистым духом в белый свет.
— (34)Теперь я сам знаю про всё! — сказал Афоня.
(35)Дед Тит ничего не сказал. (36)Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и
пошёл спать в избу на печку.
(37)А маленький Афоня остался один в поле. (38)Он собрал жёлтых цветов, сколько мог
их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на
войне от ран. (39)В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. (40)Он принёс
его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.
— (41)Спасибо тебе, Афонюшка, — сказал дед.
(42)Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок,
растущий на земле.
(По А.П. Платонову*)

28. №6. Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию
текста? Укажите номера ответов.
1) Дедушка повёл Афоню в поле, чтобы показать внуку
будущий урожай.
2) Дедушка хотел объяснить Афоне, что есть самое главное
на земле.
3) Отец Афони был на войне.
4) Дедушка Тит вместе с Афоней собирал лекарственные
цветы, чтобы отнести их в аптеку.
5) Афоня купил железный гребешок на деньги, вырученные
от продажи лекарственных цветов.
Ответ: 23

29. №7. Анализ средств выразительности

Эпитет
Метафора
Гипербола
Олицетворение
Сравнение (сравнительный
оборот)
Фразеологизм

30. №7. Анализ средств выразительности

Укажите варианты ответов, в которых средством
выразительности речи является олицетворение.
1) Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и
посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.
2) Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они
пошли из избы наружу.
3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти
жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего
скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые
цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие
чистым духом в белый свет.
4) Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл
спать в избу на печку.
5) Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти
работает жизнь…
Ответ: 35

31. №8. Лексический анализ

В предложениях 23–28 найдите антоним к
слову «жизнь». Выпишите этот антоним.
(23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом
свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок
этот — самый святой труженик, он из смерти
работает жизнь…
— (25)А трава и рожь тоже главное делают? —
спросил Афоня.
— (26)Одинаково, — сказал дедушка Тит.
— (27)А мы с тобой?
— (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу
расти помогаем.
Ответ: смерти

32.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл
финала текста: «Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и
посмотрел на него как на цветок, растущий на земле».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что значит любить жизнь?», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите
два
примера-аргумента,
подтверждающих
Ваши
рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста,
а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

33.

Логические переходы 9.2
В … части текста …, когда …, мы видим следующие слова: «…». Смысл
данного предложения я понимаю так: … . Проиллюстрировать эту мысль мне
помогут примеры из прочитанного текста.
Во-первых, в предложении №… . Этот пример показывает, что… .
Во-вторых, в предложении №… . Этот пример показывает, что… .
Проанализировав примеры из текста, отмечу, что они помогли мне лучше
понять смысл фрагмента текста и главную мысль автора. Поскольку …, то … .
Логические переходы 9.3
Попробуем разобраться в смысле данного понятия. … (понятие, которому
нужно дать определение) - … . Я думаю, / на мой взгляд, / в обществе принято
считать, … (комментарий понятия – ответ на проблемный вопрос (тема
текста)). Докажу справедливость своих слов примерами из текста … (ФИО
автора текста) и из жизненного опыта (или из литературы).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (ФИО автора текста). …
(пример). Этот пример показывает, что… .
Проиллюстрировать, что такое …, можно и на примере из жизненного опыта
(или на другом литературном примере). … (пример). Этот пример показывает,
что… .
Размышления над приведенными примерами помогли мне убедиться в том,
что… / Таким образом, приведенные примеры доказывают, что… / Итак, в
результате рассуждения мы пришли к выводу, что…

34. Важно!

В четвёртом абзаце, в выводе, важно
следить за тем, чтобы не возникло никакого
нового витка мысли, который порождает
логическую ошибку: тогда всё сказанное вами
ДО вывода никак не будет соотноситься с
ним. Лайфхак таков: формулируя вывод,
обращаемся к первому абзацу, в котором мы
приводили
объяснение
цитаты
или
комментировали понятие, отвечая на вопрос
темы. Если немного сократить, переиначить
эти слова с использованием синонимов, при
этом чуть перекроив предложение, мы
получим достойный вывод.

35. Широкое понятие:

• Качество (человека)
• Способность
• Умение
• Взаимоотношения
• Чувство
• Состояние
• процесс

36.

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? — ответил Лёнька. — (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки
эти — дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших
пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани.
(9)Небось видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у
двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр.
(12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа
дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия,
смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, — продолжил Лёня. — (15)Нечем, говорит, чинить то,
что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам
ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано — не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка
выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́я, до чего
тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя:
кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди
переплавят», — говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем, спасли мы эти доски — отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю:
(32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек
вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда
вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
– (34)Таланта! — повторил Лёня громче. — (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо!
(37)Ведь правда?
(По К. Г. Паустовскому) *

37. №6. Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.
1) Знаменитый художник Пожалостин, гравюры которого висят в
музеях Парижа, Лондона и в Рязани, был выходцем из
рязанских пастушат.
2) На гравюрах, висевших в доме дочерей Пожалостина, были
изображены современники рассказчика — люди двадцатого
столетия.
3) Особенно поразил Лёньку портрет Пугачёва, показанный
старушкой.
4) Старушка не отдала Лёньке гравюры, потому что считала, что
они принадлежат только ей.
5) Старушка понимала художественную ценность досок,
воспринимая творчество отца как настоящее искусство.
Ответ: 135

38. №7. Анализ средств выразительности

Укажите варианты ответов, в которых средством
выразительности речи является эпитет.
1) Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от
времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у
двух хлопотливых старух.
2) Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то,
что доски спрятал.
3) Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках,
толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия,
смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
4) Эти доски и пригодятся.
5) Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у
нас в Рязани. Небось, видели?
Ответ: 13

39. №8. Лексический анализ

Замените
просторечное
слово «небось» в предложении 9
стилистически
нейтральным синонимом.
(9)Небось видели?
Ответ:
наверное/наверно/возможно/вероятно/
может быть

40.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл финала текста: «– Таланта! — повторил Лёня громче. — Это
понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему необходимо
ценить произведения искусства?», взяв в качестве тезиса данное
Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примерааргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,
то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

41. №1. Сжатое изложение

42.

Если текст от 1 лица,
то сжатое изложение
пишется от 1 лица.

43.

• 3 абзаца = 3 микротемы
• Объем: от 70 до 90 (уже много!)
слов
English     Русский Правила