236.50K
Категория: ПсихологияПсихология

Карл Густав Юнг "Человек и его символы"

1.

Карл Густав Юнг
"Человек и его символы"
Карл Густав Юнг
«Архетип и символ»
Материал читает Малютина Анастасия
Сергеевна
Контактная информация:
E-mail: [email protected]

2.

Эго
Личностное
Коллективное
бессознательное
бессознательное
Центр
сферы Включает в себя Представляющее
сознания включает в конфликты
и собой
хранилище
себя все те мысли и воспоминания,
латентных
следов
чувства,
которые когда - то памяти человечества
воспоминания
и осознавались,
но и
даже
наших
ощущения, благодаря теперь подавлены человекообразных
которым
мы или забыты.
предков.
В
нём
чувствует
свою Комплексы,
отражены мысли и
целостность
и эмоционально
чувства, общие для
воспринимаем себя заряженные мысли, всех человеческих
людьми
существ
и
вынесенные
индивидуумом из его являющиеся
прошлого, личного, результатом нашего
родового
или общего
эмоционального
непосредственного
прошлого.
опыта

3.

• Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных
психических образов - архетипов. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые
предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым
образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то
объект или событие.
Архетип
Анима
Анимус
Персона
Тень
Самость
Мудрец
Определение
Бессознательная женская сторона личности мужчины
Бессознательная мужская сторона личности женщины
Социальная роль человека, проистекающая из общественных
ожиданий и обучения в раннем детстве. То, что личность
демонстрирует в обществе
Противоположность того, что индивид настойчиво утверждает
в сознании. То, что обычно скрывают от общества
Воплощение целостности и гармонии, реализующий центр
личности. Самость представляет собой сердцевину личности
вокруг которой организованны другие элементы. Когда
достигнуты интеграция всех аспектов души – личности,
человек ощущает гармонию, единство и целостность
Персонификации жизненной мудрости и зрелости.

4.

• Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эгонаправленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации
тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются
несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании
устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют
индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего, следует различать два
устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
• Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или
либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно
проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и
благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой,
взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в
одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним
миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже
опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.
• Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно
связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее
успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности
приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой
“тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах Экстраверсия и интроверсия всего лишь
две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре
функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение,
интуиция.
• Развитие самости – главная цель человеческой жизни, а ее итог это полная реализация Я. То есть
становление единого, неповторимого, целостного индивида.

5.

• Четыре основные функции, выделенные им (Jung, 1921/1971), — это мышление, ощущение,
чувство и интуиция.
• Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют
образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных
вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство
— информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций.
Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта
и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или
неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку»
• Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал
иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во
внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их
значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое
восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха
и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется
сублиминальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип
полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что,
когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как
если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция,
человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

6.

• Аббревиатуры: ООН, ЮНЕСКО, НАТО, торговые марки, брэнды, эмблемы, знаки различия - сами
по себе бессмысленные, они приобретают узнаваемость в результате общего употребления или
преднамеренным образом. Это не символы. Это - знаки, и они только обозначают объекты, к
которым относятся. Аллегория: парафраза сознательного содержания. Символ - выражение
только предчувствуемого, но еще не различимого бессознательного содержания. Символ: это
термин/имя/изображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают
специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу: нечто смутное,
неизвестное, иррациональное.
• Согласно Юнгу, символ не просто является узнаваемым термином или зрительным образом, он
представляет собой нечто большее, несущее неизвестность, некую тайну, неопределенность.
• Так, например, круглая форма какого-либо предмета в древности была связана с Солнцем, его
символом было изображение круга. Именно поэтому на Масленицу принято печь блины, так как
они издревле связывались с наступлением Весны, приносящей солнечную погоду.

7.

• когда мы исследуем символ, он ведет нас в область, лежащую за пределами здравого
рассудка. А так как существует бесчисленное множество вещей за пределами
человеческого понимания, то мы постоянно пользуемся символической терминологией,
чтобы представить понятия, которые мы не можем определить или понять полностью;
• сознательное использование символов - только 1 аспект, человек также продуцирует
символы спонтанно и бессознательно в форме снов. Бессознательный аспект каждого
явления открывается нам в снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в
виде символического образа;
• символ сохраняет жизненность только до тех пор, пока он чреват значением, пока он
является выражением предмета, который иначе не может быть лучше обозначен. Но
как только найдено выражение, формулирующее искомый предмет еще лучше, так символ
мертв. Итак, символ, не действующий сам из себя, - мертв (т.е. превзойден лучшей
формулировкой) или он является продуктом, символическая природа которого зависит
исключительно от установки созерцающего его сознания.

8.

• Понимание символов: Понимание, которое истолковывает символическое выражение как наилучшую и
характерную ныне непередаваемую формулу сравнительно неизвестного предмета, имеет символическую
природу. Понимание, которое истолковывает символическое выражение как намеренное описание или
иносказание какого-нибудь знакомого предмета, имеет аллегорическую природу.
• Два вида символов — природные и культурные
• Юнг поделил символы на две категории: те, что возникли естественным путем (природные); те, что были
привнесены человеческой культурой.
• Природные символы связаны с деятельностью подсознания и представляют собой все многообразие вариантов
первичных архетипических образов. Если задаться целью дойти до исторических корней таких символов, то их
можно обнаружить еще в древних источниках в виде образов и идей.
• Культура привнесла собственные символы для обозначения вечных, непреходящих истин. Именно для этого
они использовались религией с древних времен до наших дней. В результате цивилизация приняла их, сделав
данные образы коллективными.
• Символика прочно вошла в нашу жизнь, сохранив при этом свои «магические» свойства и находя эмоциональную
реакцию со стороны многих людей. Психологи учитывают символические образы в своей работе, хотя они и не
являются рациональными.
• Юнг считал, что без придания важного смысла символическим образам, без их изучения и использования в
современной жизни наше общество рушится, так как человечество теряет связь со своими корнями, и в результате
морально опускается. К сожалению, эта потеря человечеством еще не осознана в полной мере, так как все это
время наши «духовные наставники» были больше озабочены сохранением институтов своей власти, чем
исследованием глубинных корней религиозной символики.

9.

• Сознание и подсознание человека, их роль в восприятии
• Религия часто использует словесную и зрительную символику осознанно, для обозначения явлений,
неподвластных нашему разуму.
• Но существует и бессознательная выработка символов практически каждым человеком через его сновидения.
• Все дело в том, что с помощью разума человеку не дано постичь явления целиком. Причина этому —
ограниченность возможностей человеческих органов зрения, слуха, осязания и прочих чувств. Поэтому человек и
придумал такие приспособления, как микроскоп, подзорная труба, различные акустические приборы и т. д.
• Восприятие человека работает и на подсознательном уровне. Органы чувств реагируют на внешние раздражители
независимо от разума человека. Именно так информация о звуках, объектах, запахах, вкусах попадает в мозг и
обрабатывается разумом, преобразующим их в психические элементы, исследовать которые не представляется
возможным. Таким образом, огромное количество психических процессов восприятия окружающего мира
остается неизученным.
• В качестве примера подсознательного восприятия можно привести водителя, который жмет на тормоз, увидев
выскочившее прямо перед ним на дорогу животное, еще до того как он осознал произошедшее, и принял
сознательное решение нажать на тормоз.
• Порой случается так, что человек не обратил на какое-то незначительное событие осознанное внимание, но
подсознание зафиксировало этот факт в своей области, не пересекающейся с областью сознательного.
Впоследствии при определенных обстоятельствах (например, при попытке восстановить события) данный факт
может всплыть в памяти.
• Воспоминания, сохранившиеся в подсознании, могут всплывать во время сна. В сновидениях к нам
приходят в виде символов и образов зафиксированные подсознанием отдельные стороны событий. То есть
событие может одновременно восприниматься и осознанно, и подсознательно. И именно подсознательные
аспекты проявляются во сне, а их исследованием занимаются ученые, изучающие темы сна.
• Тем не менее, ряд ученых достаточно долгое время отрицал факт существования двух раздельных областей
психики. Они объясняли свою позицию тем, что в таком случае должно было бы происходить раздвоение
личности.

10.

• В современном мире проявление в человеке двух разных личностей уже считается рядовым явлением, а не
признаком патологии, и наличие подсознания уже мало кем подвергается сомнению. Психика человека таит в
себе столько же неизведанного и необъяснимого, как и вся окружающая нас Вселенная.
• Первобытные люди часто страдали диссоциативным расстройством личности. В то время не было принято
считать душу (этот термин был равнозначен понятию «психика») чем-то цельным, неделимым. Напротив, они
считали, что у каждого из них есть еще и душа, живущая в одном из представителей растительного или
животного мира.
• Они называли эту часть «лесной душой». Таким образом один индивид объединял себя с другим живым объектом
на уровне подсознания. Животное, в котором, как считал человек, обитала его «лесная душа», становилось ему
«братом».
• Если таким «братом» был дикий зверь, то человек мог безбоязненно находиться среди его «сородичей». А если
вторая, «лесная» часть души принадлежала определенному дереву, то оно имело такую же власть над человеком,
как его родитель. Тот, кто оскорблял такого «родственника», тем самым оскорблял самого человека.
• В некоторых племенах душа человека по поверью была поделена не на две, а большее количество душ. Таким
образом, первобытный человек считал себя состоящим из нескольких частей, связанных между собой.
• В те времена раздвоение психики или ее распадение на большее количество частей было делом привычным. Она
не обладала гармоничной целостностью.
• Юнг был уверен, что даже сознание человека цивилизованного не смогло достичь уровня, при котором оно стало
бы полностью неразрывным.
• Сознание — очень тонкая и уязвимая вещь, подверженная воздействию неконтролируемых эмоций, приводящих к
его фрагментации. При этом весьма ценным навыком является способность человека изолировать часть своего
разума для концентрации на чем-то особенно важном в данный момент.
• Это может происходить осознанно, и тогда такая изоляция является приобретенным благодаря цивилизации
навыком. Но в том случае, если подобная изоляция происходит помимо воли человека, спонтанно, то это пример
невротической патологии — то, что в древности называлось «потерей души».

11.

• Знаки, понятия, символы и взаимосвязь между ними
• Юнг расставил знаки, символы и понятия в порядке их значимости. Он считал знак чем-то гораздо меньшим, чем
понятие, а символ — превосходящим понятие по своему назначению, так как оно является более очевидным.
Символ же возникает спонтанно либо во время сна. В нем нет ничего рационального и логического. Это
скорее иррациональное заключение, сделанное подсознанием.
• Поскольку сон является одним из спонтанных проявлений психики, то ученый предположил, что и другие
психические проявления могут способствовать появлению символов. Юнг выделил четыре категории проявлений
психики. По его мнению, символическими могут быть: мысли, неожиданно или назойливо приходящие
человеку помимо его воли; испытываемые им иррациональные чувства; повторяющиеся ситуации;
совершаемые человеком спонтанно действия.
• Символические ситуации могут возникать и при взаимодействии с подсознанием каких-либо неживых объектов.
Истории известны примеры, когда после смерти человека само по себе разбивалось зеркало, в которое умерший
часто смотрелся.
• Символы могут быть как индивидуальными (имеющими значение для конкретного человека) и
коллективными. В качестве последних можно привести религиозные образы, которые изначально появились в
снах первобытных людей и были обработаны их фантазией, но не являлись придуманными с помощью разума.
• Многим людям снятся символические сны, и они пытаются понять их смысл, пользуясь различными сонниками,
составленными поколениями людей на основе имеющихся совпадений между сном и действительностью. На
самом деле, один и тот же сон, приснившийся разным людям, может означать совершенно разные вещи.
• Например, молодому человеку, робкому от природы приснилось, что он участвует в соревновании, в котором
преодолевает все препятствия и оказывается победителем. В его случае сон означал, что у молодого человека есть
все шансы на жизненный успех, если он преодолеет свою нерешительность.

12.

• Тот же самый сон, приснившийся пожилому человеку, который всегда вел активный образ жизни
и продолжал это делать, несмотря на проблемы со здоровьем и запреты врачей, имел
противоположное значение. Подсознание показало ему, что он все еще ошибочно считает себя
молодым, здоровым, полным сил и поэтому поступает безрассудно, не прислушиваясь к
рекомендациям врачей снизить физические нагрузки (так как на самом деле он далеко не молод).
• По мнению Юнга, религиозные символы нужны людям, чтобы их жизнь имела смысл. Каждый
человек в течение жизни придерживается определенных идей и убеждений, к чему-то стремится.
Может наступить такой момент, что все цели уже достигнуты и жизнь начинает терять смысл.
Верующему человеку проще справиться с таким жизненным кризисом, так как он, благодаря
религиозным символам, своей вере, ощущает божественную суть своего существования, находясь
выше психологии материального потребления.
• Нашему сознанию символы придают необычное направление, так как связаны с информацией
либо осознанной не полностью, либо вообще воспринятой на уровне подсознания (то есть
бессознательно). Чаще всего такие идеи не совпадают с логически выстроенными мыслями (или
даже противоречат им), поэтому люди, склонные к точным наукам и нуждающиеся в логическом
объяснении, обычно не воспринимают их всерьез. Им сложно воспринимать все, что выходит за
рамки обыденного сознания, включая рожденные подсознанием эмоции и аффекты.

13.

• Как архетипы влияют на ощущения
• Архетипы оказывают воздействие на человека через образы и тесно связанные с ними эмоциями.
Сам по себе образ ничего не значит без эмоциональной привязки к нему. Так, число 13 или
перебежавшая дорогу черная кошка оставляет совершенно равнодушным человека, не верящего в
приметы. Если же человек суеверен, то он начнет испытывать негативные эмоции, излучая
психологическую энергию и тем самым притягивая к себе несчастья.
• Таким образом, архетип начинает воздействовать только тогда, когда человек не проигнорировал
его, а хочет понять его значение.

14.

• Как символы воздействуют на человека
• Воздействие разных символов может отличаться. Все зависит от их предназначения. Есть
символы пробуждающие человека, помогающие перейти на новую ступень развития (обряд
посвящения или инициации). Другие символы, напротив, могут вызывать чувство смирения и
покорности — с их помощью оформлялись помещения, пристраиваемые к храму.
• Символы, которые помогают осуществить синтез подсознания с сознанием, называются
трансцендентными, они олицетворяют усилия человека, осуществляемые им для достижения
данной цели. Такая символика может принимать самые разные формы (в снах человека,
проходящего переломный жизненный момент или при изучении истории), но значение ее будет
воспринято через чувства человека.
• Одним из таких символов является птица, олицетворяющая способность покидать свое
физическое тело и перемещаться во Вселенной подобно ей.

15.

• Символом трансцендентного освобождения может быть паломничество или путешествие в
одиночестве (означающее духовное странствие, во время которого он познает величайшую
сущность смерти, несущую искупление и освобождение). Любой поступок, который можно
охарактеризовать как избавление от чего-либо нежелательного, тоже считается символом
освобождения.
• Это может быть сновидение о побеге, уходе из дома, разрыве непродуктивных отношений или
зависимости от кого-то или чего-то. Часто такие сны приходят в период, когда требуется принятие
самостоятельного, жизненно важного решения, не считаясь с мнением близких и родных людей, к
которым человек сильно привязан. Современному человеку непросто понять ту символику, что
осталась нам в наследство из прошлого. Еще более сложной является попытка спроецировать
текущие проблемы современности на имеющийся с древности конфликт между символами
освобождения и привязанности. Для решения данной проблемы следует понимать, что
психическое значение указанных древних принципов осталось без изменения, изменилась лишь
их форма.
• Таким образом, для современного человека символом освобождения может быть не только птица,
но и любой летательный аппарат, способный в физическом плане избавить человека от действия
гравитации — то есть воплощающий тот же самый трансцендентный принцип.

16.

Психология лжи обмани
меня, если сможешь.

17.

• В книге "Психология лжи" Пол Экман рассказывает о своих исследованиях и предоставляет
инструменты для распознавания лжи в повседневной жизни. Он описывает различные типы
обмана, такие как ложь по отказу от ответа, уход от темы, скрытность и преувеличение. Он также
объясняет, какие механизмы используются при обмане, включая микромимику, голос и язык
тела.
• Выражения лица являются ключевым индикатором лжи.
• Одним из ключевых утверждений книги является то, что выражения лица являются
универсальными и культурно нейтральными. Это значит, что люди во всем мире имеют общие
выражения лица, которые свидетельствуют о том, что они чувствуют. Экман определил шесть
универсальных выражений: гнев, страх, отвращение, радость, грусть и удивление.
• Микромимика является важным индикатором лжи.
• Микромимика - это очень маленькие движения мышц лица, которые обычно не заметны, но
могут свидетельствовать о том, что человек говорит не правду. Экман считает, что микромимика
является более точным индикатором лжи, чем обычные выражения лица. К примеру, если
человек улыбается, но его глаза не улыбаются, это может быть признаком лжи. Экман также
обращает внимание на другие невербальные сигналы, такие как манипуляции волосами,
зажатые руки, потеря взгляда и др.

18.

• Обманчивые жесты.
• Помимо микромимики, Экман рассматривает другие физические индикаторы лжи, такие как жесты и язык
тела. Он считает, что человек может использовать невербальные сигналы, чтобы убедить других в своей
правдивости, но наблюдательный человек может распознать обманчивые жесты, которые могут
свидетельствовать о том, что человек говорит не правду.
• Обман может иметь разные формы.
• Экман различает несколько типов лжи, которые могут использоваться людьми в различных ситуациях. Он
говорит о том, что ложь может быть выражена через уход от темы, скрытность, преувеличение или
ложь по отказу от ответа.
• Распознавание лжи.
• Экман предлагает несколько техник, которые могут помочь распознать ложь. Он считает, что для
распознавания лжи необходимо обращать внимание на микромимику, жесты и другие невербальные
сигналы, а также на звуковые индикаторы, такие как тон голоса. Он также рассматривает различные
подходы к определению правдивости, включая анализ речи и использование полиграфа. Например, если
человек говорит, что он не был в кино в выходные, но при этом рассказывает о фильме, который он
смотрел, это может быть признаком лжи. Экман также обращает внимание на использование синонимов и
повторение в высказываниях, что также может указывать на ложь.

19.

• Причины лжи.
• Одним из основных вопросов, рассматриваемых в книге, является то, почему люди лгут. Экман
считает, что причины лжи могут быть различными и включают в себя защиту, улучшение
ситуации и получение выгоды. Он также обращается к тому, что люди могут лгать из-за
социального давления или из-за страха перед наказанием. К примеру, человек может лгать о
своих достижениях, чтобы казаться более важным, чем на самом деле. Экман также обращает
внимание на социальное давление и конформизм, которые могут стимулировать ложь.
• Как избежать лжи.
• В заключении книги Экман предлагает несколько советов, которые могут помочь избежать лжи.
Он говорит о том, что важно общаться с людьми открыто и прямо, и избегать ситуаций,
которые могут стимулировать ложь. Он также подчеркивает важность развития навыков
эмоционального интеллекта, чтобы улучшить коммуникацию и избежать непонимания.

20.

• Ложь - это сложный феномен. Ложь - это сложный феномен, который может проявляться в
различных формах и проявлениях. В книге Экман утверждает, что для распознавания лжи
необходимо учитывать как вербальные, так и невербальные сигналы.
• Распознавание лжи требует практики и обучения. Распознавание лжи - это не интуитивно
понятный навык. Хотя некоторые люди могут быть лучше других в распознавании лжи,
большинству людей нужно обучаться и практиковаться, чтобы улучшить свои навыки.
• Невербальные сигналы могут помочь распознать ложь. Невербальные сигналы могут помочь
распознать ложь, даже если слова звучат правдиво. Экман утверждает, что когда люди говорят
ложь, их тело может выдать их.

21.

• Никогда не существует полной уверенности в распознавании лжи. Невозможно быть абсолютно
уверенным в распознавании лжи. Книга Экмана показывает, что даже профессионалы в области
распознавания лжи могут ошибаться. Поэтому важно быть осторожным и использовать все
доступные данные для принятия верных решений.
• Распознавание лжи может помочь во многих ситуациях. Распознавание лжи может помочь в
различных ситуациях, включая бизнес, политику, межличностные отношения и юридические
дела. Умение распознавать ложь может помочь предотвратить обман, защитить свои интересы и
повысить эффективность коммуникации.
• Честность и доверие важны для здоровых отношений. Хотя умение распознавать ложь может
быть полезным, важно помнить, что честность и доверие являются фундаментальными аспектами
здоровых отношений. Нет ничего лучше, чем иметь открытые и искренние отношения, где обе
стороны могут чувствовать себя комфортно и доверять друг другу.

22.

Заключение
• Психология лжи Пола Экмана представляет собой уникальный и ценный взгляд на понимание
лжи и распознавание невербальных сигналов. Распознавание лжи может быть сложным
феноменом, требующим практики и обучения. Невербальные сигналы могут помочь распознать
ложь, а умение распознавать ложь может помочь во многих ситуациях. Однако, честность и
доверие являются фундаментальными аспектами здоровых отношений, и важно помнить об этом
при использовании навыков распознавания лжи.

23.

Мак-Вильямс Нэнси Психоаналитическая
диагностика.

24.

• Зачем нужен диагноз?
• Диагноз - это оценка структуры личности.
воспользоваться следующими преимуществами:*
Постановка
диагноза
позволяет психоаналитикам
• 1. Планирование лечения – в ходе диагностики, диагноз позволяет спланировать лечение, используя
общепризнанные подходы.
• 2. Прогнозирование – оценка глубины и серьезности личностных проблем крайне полезна, так как может
помочь спрогнозировать ход лечения. Помимо этого, автор призывает обращать внимание не только на
внешние проявления проблемы.
• 3. Защита потребителя – правильно поставленный диагноз позволяет подобрать наиболее эффективные
методы лечения, будь то терапия или медикаментозное лечение.
• 4. Установление эмпатии – под эмпатией автор понимает способность эмоционально воспринять
душевное состояние пациента. Искреннее сопереживание в ходе лечения может быть тяжелым трудом для
терапевта, но несет за собой большую ценность, так как в этом случае подчеркивается уникальная
индивидуальность пациента.
• 5. Предотвращение уклонения от лечения – диагноз позволяет удерживать «пугливых» пациентов, а так
же тех, кто боится излишне привязываться к терапевту, опираясь на свой прошлый опыт. Четкие рамки и
эмпатичное отношение позволяют удержать пациента, чтобы он прошел необходимый курс лечения.

25.

• Психоаналитическая диагностика личности
• Классическая теория драйвов Фрейда – Фрейд считал, что инстинктивные процессы первичны, а
человеческое сознание последовательно проходит через фазы различной направленности внимания: от
оральной фазы к анальной, фаллической и наконец, к генитальной. Правильным воспитанием считалась
постепенная замена принципа удовольствия (мгновенного удовлетворения потребностей), принципом
реальности, толерантностью к ожиданию удовлетворения желаний. Фрейд утверждал, что если ребенок
чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на одной из фаз – он будет
зафиксирован на проблемах этой фазы во взрослой жизни. Изначально, характер определялся стадией – он
мог быть оральным, анальным или фаллическим в зависимости от того, на какой стадии развития
зафиксировалась личность. Позднее, последователи Фрейда диагностировали характер более точно,
например, орально-агрессивный или орально-зависимый.
• Сэлф психология
• Хайнц Кохут сфорумлировал теорию собственного «Я». Он выделял нормальную потребность в
идеализации, искал новые пути понимания тех людей, у которых объекты в детстве отсутствовали
полностью или частично. Он предложил рассматривать пациентов в терминах селф-структур или
представлениях пациента о его собственном «Я», а также предлагал рассмотреть зависимость
самоуважения от внутренних процессов.
• Благодаря этим переосмыслениям терапевты могли понять пациентов наиболее полно: в дополнение к
вопросу «Чего боится этот человек?», они задавали вопрос «Насколько уязвимо самоуважение этого
человека?». Эти переосмысления помогли более точно диагностировать человека.

26.

• Уровни развития организации личности
• Уровень развития отражает уровень индивидуации пациента или степень патологии. Уровень может быть
нормальный, невротический, пограничный и психотический. Уровень развития личностной
организации обозначает тип характера человека. Может быть параноидный, депрессивный, шизоидный и
т.д.
• Диагнозы Крепелина
• Крепелин (начало XIX века) считается отцом диагностической классификации. Он выделял экзогенные или
излечимые и эндогенные или неизлечимые расстройства. Фрейд перенял многие термины Крепелина, и
вплоть до середины XX века под его влиянием диагностировались лишь две категории личностей:
невротического и психотического уровня патологии. Невротическая личность имела связь с
реальностью, у психотической личности такая связь отсутствовала.
• Диагностические категории
• Постепенно, внутри невротической патологии начали различать степени нарушения. Первое важное
событие – проведение различия между «симптоматическим неврозом» и «неврозом характера». Чтобы
провести эти различия пациенту предлагалось ответить на несколько вопросов, позволявших
диагностировать его. Таким образом, можно было скорректировать работу с пациентом. В случае
симптоматического невроза – задачей становились определение конфликта, помощь пациенту в
переживании эмоций и разработка новых решений для работы с ним. В случае невроза характера –
проблема вызвана не событием в жизни пациента, а его личностными особенностями.

27.

• Характеристики структуры личности невротического уровня
Невротики считаются эмоционально-здоровыми личностями, которые используют в основном
зрелые психологические защиты. Они также могут использовать примитивные психологические
защиты, но значительно реже. Психоаналитики пришли к выводу, что невротики чаще всего
используют вытеснение в качестве основной защиты. Помимо этого, невротики обладают
интегрированным чувством идентичности: их поведение непротиворечиво, а их внутреннему опыту
свойственна непрерывность собственного «Я» во времени. Они легко описывают себя, свои
ценности, вкусы, привычки и т.д.. При описании других, они показывают понимание сложного, но
согласованного ряда свойств, образующих чью-либо личность. Невротики находятся в надежном
контакте с реальностью и крайне редко подвержены «терапевтическому расщеплению».
Характеристики структуры личности психотического уровня
Психотики внутренне опустошены и дезорганизованы. Они могут быть в состоянии психоза – в
бреду, демонстрировать алогичное мышление или видеть галлюцинации. Иногда, психоз может
находиться внутри, а внешне человек может выглядеть здоровым. Основные защиты: отрицание,
тотальный контроль, примитивная идеализация и обесценивание, примитивные формы проекции и
интроекции, расщепление и диссоциация. Защиты являются довербальными и дорациональными они защищают психотическую личность от экзистенциального страха Психотики имеют серьезные
трудности с идентификацией, настолько, что могут быть не уверены в собственном существовании.
Описание других или себя – очень поверхностно, зачастую искажено. Такие люди не укоренены в
реальности, склонны к магическому мышлению, далеки от общекультурных представлений о
реальности. Они восприимчивы к стимулам в ситуации, но зачастую не знают, как их
интерпретировать.

28.

• Характеристики структуры личности пограничного уровня
Яркая черта пограничников – использование примитивных защит (отрицание, проективная
идентификация и расщепление). Иногда они регрессируют настолько, что их сложно отличить
от психотиков. Однако важное отличие пограничника в том, что при интерпретации терапевтом
примитивной формы ощущений – пограничник способен реагировать, тогда как психотик
становится более беспокойным. Ощущение собственного «Я» полно противоречий и разрывов.
Пограничники испытывают затруднения при описании собственной личности и важных фигур в
своей жизни. Часто их описание односложно, иногда звучит обесценивающе.
Психоаналитическая терапия с пациентами невротического уровня
За счет наличия базового чувства доверия, высокой степени автономии и надежного чувства
идентичности – терапия проходит легче всего. Невротик быстро устанавливает рабочий альянс с
терапевтом. Если пациент стремится понять свою личность с целью достижения максимально
возможного уровня роста и изменения – должен быть выбран длительный психоанализ, а не
краткосрочная аналитически-ориентированная терапия. Зачастую уже с первого года невротик
может почувствовать улучшение в симптоматике и в поведении. Невротики, в отличие от
психотиков и пограничников, воспринимают фокусирование на проблеме как стимулирующее
и продуктивное, что также сказывается на эффективности терапии. Для таких пациентов
любой терапевтический подход будет полезен. Они обладают внутренней потребностью быть
анализируемыми. Таких пациентов любят терапевты, так как невротики с благодарностью
относятся к их работе, и нередко своими изменениями делают хорошую рекламу для дальнейшей
практики.

29.

• Психоаналитическая терапия с пациентами психотического уровня
Главное что нужно помнить в работе с психотиками – это то, что они находятся в состоянии паники
и испытывают чувство незащищенности. Не следует применять к ним подходы, допускающие
двусмысленность. Обычно для лечения выбирается поддерживающая терапия. Техники
поддерживающей терапии: 1. Создание атмосферы психологической безопасности Самый важный
аспект в поддерживающей терапии – это демонстрация терапевтом своей надежности. Доказать
психотику, что вы безопасный объект непросто, поскольку он живёт в страхе перед авторитетными
фигурами. Интерпретации с такими пациентами не работают. Чтобы создать атмосферу
безопасности, необходимо многократно действовать способом, отличным от пугающих ожиданий
пациента.
Воспитание пациента В терапии с психотиками важна просветительская роль терапевта.
Психотики росли в среде, где использовался противоречивый эмоциональный язык. Поэтому в
работе с ними важно четко объяснять, что чувства – это естественные реакции, чем они отличаются
от действий и как они влияют на фантазии. Одним из компонентов этого аспекта является
нормализация. Она заключается в помощи человеку в представлении всех его забот как
естественных аспектов жизни. При таком подходе следует обращаться к общечеловеческой
психологии, которая может объяснить фантазии как нечто нормальное, что позволяет вернуть
пациенту его душевное равновесие.

30.

• Привязка тревоги к определенным стрессам
• Важный аспект работы с психотиками – это интерпретация чувств, а не защит. Если на
сессии пациент экспрессивно выражает свои чувства, в этот момент не стоит интерпретировать
его защиты. В работе стоит делать паузы. Лучше прождать слишком долго, чем недостаточно.
Следует также выражать свои чувства, никак не указывая на то, что содержание расстройства
пациента является сумасшествием. Помимо этого, необходимо постараться помочь пациенту
понять, что вызвало у него такую бурю чувств. Иногда в работе с психотиками стоит соглашаться
с искаженным восприятием пациента, чтобы терапия с ним была возможна. Если есть
необходимость не согласиться с интерпретацией фантазии психотика, терапевту не следует
наносить удар по самолюбию пациента, т.е. не следует отвергать его или его чувства. Спрашивать
о других возможных объяснениях можно, но только после того, как пациенту дадут возможность
выговориться и быть услышанным.
• Психоаналитическая терапия с пациентами пограничного уровня
Пограничные личности различаются как по психотипу, так и по тяжести состояния. В целом, с
такими пациентами следует выбирать экспрессивную терапию. Цель такой терапии –
развитие целостного и надежного ощущения самого себя, а также развитие способности
любить других, несмотря на их изъяны и противоречия. Пограничник может прийти от
неустойчивой реактивности к стабильному принятию своих чувств, ценностей и восприятия жизни.
В литературе техники работы с пограничниками значительно расходятся. В этой книге упомянуты
лишь общепринятые принципы лечения таких пациентов. Работа направлена на установление
границ отношений, необходимость обозначения контрастных состояний Эго и интерпретацию
примитивных защит.

31.

• Техники экспрессивной терапии: Безопасные границы Пограничная личность, по определению, не
имеет интегрированного наблюдающего Эго, поэтому у неё нет способности собрать свое Эго
воедино. Пограничники обладают большей способностью к доверию, нежели психотики, но
нередко на установление терапевтического альянса уходят годы. Такие пациенты мечутся между
привязанностью к терапевту и отделенностью от него. Установление постоянных условий терапии
крайне необходимо для работы с пограничниками. Условия должны быть понятны и стабильны.
Санкции также должны применяться систематически, если пациент нарушает эти условия.
• Проговаривание контрастных чувств Некоторые интерпретации «вскрывают» часть субъективного
опыта, которую пациент сам от себя утаивал. В случае с пограничником, такая интерпретация
может быть расценена как критика или унижение. Происходит это из-за невозможности
переносить определенность и амбивалентность чувств. Поэтому следует подавать интерпретацию
так, чтобы это была дополнительная информация о пациенте, чтобы избежать её отрицания.
• Интерпретация примитивных защит Первичные защиты у людей пограничного уровня носят
глобальный характер, поэтому работа с ними требует особого подхода. Однозначно не стоит
применять так называемые генетические интерпретации, когда реакция переноса привязывается к
чувствам к фигуре из прошлого пациента. Защита пограничника, вероятнее всего, не является
реакцией переноса, а является проективной идентификацией. Такой пациент пытается избавиться
от ощущения «я плохой», проецируя свое чувство злости на терапевта. Однако, некоторую часть
этой «нехорошести», он продолжает испытывать, даже если он применяет эту защиту.

32.

• Получение супервизирования от пациента Пограничники стремятся создать у терапевта
ощущение, что в ситуации существуют лишь два взаимоисключающих решения, оба из которых
неверны по разным причинам. Поэтому бывает полезно обратиться к пациенту, и попросить его
самого помочь разрешить эту проблему. Такой метод снижает чувство неловкости у терапевта, и
повышает уровень автономии пациента.
• Поддержка индивидуации и препятствие регрессии Для пограничной личности близость
комфортна, но вместе с ней приходит страх поглощения и боязнь контроля. Поэтому в работе с
такими пациентами имеет смысл активно противостоять регрессивному и саморазрушающему
поведению, и подчеркнуто поощрять все усилия, направленные на автономию личности. Для
терапевта важно видеть адаптивные элементы автономии даже в раздражающих проявлениях
пациента, несмотря на большое количество естественных контрпереносных реакций.
• Интерпретация в состоянии покоя Пограничные личности, находящие в повышенном
эмоциональном состоянии, слишком расстроены или раздражены, чтобы что-то воспринимать.
Любые интерпретации в таком состоянии будут восприниматься как осуждение, поэтому их
следует озвучивать, когда пациент находится в состоянии покоя. Соответствующий материал
контрпереноса Важно учитывать, что в работе с пограничниками терапевт может испытывать
мощную контрпереносную реакцию, однако к ней нужно относиться крайне внимательно. Далеко
не каждое чувство бывает навеяно именно работой с пограничником, поэтому интерпретации
должны предлагаться в такой форме, чтобы пациент мог согласиться с наличием проблемы. Не
следует интерпретировать утвердительно, поскольку есть вероятность ошибиться. Однако, если
интерпретировать в форме предположений, пациент сам укажет вам на возможную ошибку.

33.

• Психопатические (антисоциальные) личности
• Люди, относящиеся к данному характеру, распределяются от крайне психотических,
дезорганизованных, импульсивных, садистических людей до вежливых, утонченных,
очаровательных личностей. Данный диагноз связан с базисной неспособностью к человеческой
привязанности и с опорой на примитивные защитные механизмы.
• Люди, ставшие антисоциальными, уже в младенческом возрасте обладали большей базальной
агрессией, чем другие. Исследования показывают, что на это влияют генетические факторы. У
диагностированных психопатов постоянно выявляется сниженная реактивность автономной
нервной системы. В результате, они стремятся к острым ощущениям и не способны обучаться
через опыт.
• Детство психопатической личности нередко отличается обилием опасности и хаоса. В нём сложно
найти проявления любви и чувства безопасности. Чаще всего родители - это слабая, депрессивная
мать и садистический отец. Нередко они злоупотребляют алкоголем и наркотиками, а также часто
меняют место жительства и разрывают отношения в семье.
• Предрасположенностью к психопатии является высокий уровень агрессии, а также
гиперактивность. Такому ребенку необходимо более непосредственное вовлечение отцовской
фигуры в воспитание. Психопатическая личность имеет серьезные затруднения в обретении
самоуважения через любовь и гордость. Агрессивные и садистические действия социопатической
личности могут стабилизировать ощущение собственного «Я». Если собственному «Я» социопата
что-то угрожает, то восстановить самоуважение он может посредством проявления силы. Если
решение о работе с таким пациентом принято, то наиболее важной особенностью лечения
становится неизменность и неподкупность терапевта, т.е. соблюдение условий и границ в
терапии. Любые поблажки пациент может оценить как слабость терапевта.

34.

• Нарциссическими психоаналитики называют людей, личность которых организована вокруг поддержания
самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Нормальный нарциссизм присущ всем
здоровым людям Патологическим он становится тогда, когда поддержание самоуважения затмевает другие
задачи и человек поглощен исключительно собой. Нарциссические люди озабочены тем, как они
воспринимаются другими, а также испытывают глубинное чувство, что они обмануты и нелюбимы.
Нарциссическая патология понимается психоаналитиками как компенсация ранних разочарований в
отношениях.
• Главная цель терапии нарциссической личности – достигнуть принятия себя без раздувания
собственного «Я» или без унижения других. Первое условие работы с таким пациентом – это
терпение. Быстрых изменений ожидать не стоит.
• Шизоидные личности Существует общее заблуждение, что шизоидная динамика в значительной степени
примитивна. Считается, что люди с шизоидными нарушениями патологичны. На самом деле, диапазон
шизоидных людей широк и включает как тяжелобольных шизофреников, так и творящих здоровых гениев.
Поскольку используемые шизоидами защиты довольно примитивны, здоровые шизоиды встречаются реже,
чем больные. Людей с этим типом характера привлекают философские изыскания, духовные дисциплины,
теоретические науки и творческая деятельность.
• Шизоидные пациенты часто описывают себя врожденно сензитивными – их может угнетать избыток
света, шума или движения. Шизоидная личность борется с проблемами орального уровня, а именно
она озабочена необходимостью избежать опасности, быть поглощенной или привязанной. При этом
внутри собственного «Я» таких фантазий нет. Они приписываются окружающему миру, как содержащему
поглощающую силу, угрожающую безопасности. Поэтому в основании шизоидной личности наблюдается
стойкая тенденция к удалению, избеганию окружающего мира и поиску удовлетворения в фантазиях.

35.

• В работе с шизоидной личностью нужно быть готовым к такой степени осознанности своих
эмоций и представлений, которая у других пациентов была бы возможна после нескольких
лет терапии. Автор считает, что без прохождения терапевтом собственной проработки, работа с
такими пациентами будет неэффективна. Терапевту бывает сложно достигнуть эмпатии в работе с
шизоидной личностью из-за её потребности в эмоциональном пространстве. Иногда просто
возможность отодвинуться от шизоидного пациента дает свободу – это невербальное
подтверждение того факта, что терапевт не желает навязываться, спешить, подменять или
подавлять. В работе следует избегать интерпретаций, так как они усиливают тенденцию
шизоидной личности к уходу. С такими пациентами важно использовать их собственные слова и
образы, чтобы укреплять чувство реальности и внутренней целостности. С шизоидной личностью
эффективна техника нормализации – подчеркивание нормальности реакций, их принятие и
понимание ведет к близости, в которой нуждается пациент. Эффективно также
использование литературных или художественных образов, чтобы сообщить о своем
понимании проблем пациента.
• Параноидные личности
• Сущность параноидной организации личности состоит в привычке воспринимать свои качества
как негативные, путем их проекции. Отчужденные характеристики впоследствии
воспринимаются как внешняя угроза. Нередко этот процесс сопровождается сознанием
собственного величия. Параноидные личности – это не только параноики; есть и более
«здоровые» личности невротического уровня. В психотерапию приходят редко, так как не
склоны доверять посторонним. Некоторые параноидные личности не кажутся таковыми, так как
ассоциируются со своей социальной группой и разделяют её установки.

36.

• Первое требование в работе с параноидными пациентами – установление стабильного рабочего
альянса. Установление таких отношений зачастую является решающим для успешной
терапевтической работы, ввиду трудности с доверием. Принятие терапевтом параноидной
личности в его враждебности позволяет пациенту чувствовать себя защищенным от возмездия.
Интерпретирование «с поверхности в самую глубь» невозможно из-за привычной проективной
трансформации чувств и отрицания. Также, не стоит анализировать сопротивление прежде, чем
содержание. Комментарии по поводу поведения пациента заставят его почувствовать себя
предметом оценки. Вместо этого стоит исследовать чувства, а не интерпретировать их. Помочь
параноидному пациенту можно через юмор, так как шутки – это безопасная разрядка
агрессии. Посмеяться над собственными фобиями и ошибками может быть очень эффективно в
работе. Серьезность может угнетать такого пациента. Полезным может быть попытка сделать
фантазии о всемогуществе доступным Эго с помощью разумного поддразнивания. Также, следует
отвечать на вопросы параноидных личностей, исследовать их мысли. Когда их интерес
поддерживается, они раскрываются с большей охотой.
• Депрессивные и маниакальные личности
• Основные организующие темы, ожидания, страхи, конфликты и бессознательные объяснительные
конструкты у депрессивных и маниакальных людей аналогичны, поэтому они будут
рассматриваться в одной главе. Людей, обладающих психотическим уровнем данного характера,
называют биполярными. Их отличает наличие галлюцинаций и суицидальных тенденций. Для
всех маниакальных и депрессивных личностей общим является чередование депрессивных и
маниакальных состояний психики.

37.

• Наиболее важное условие для терапии депрессивной личности – это атмосфера принятия и
уважения. Необходимо быть неосуждающим и эмоционально постоянным для эффективной
работы. Большая часть работы – это анализирование предположений пациента о его
неизбежном отвержении и его стремления быть «хорошим» для других. Автор отмечает
высокий уровень внимания пациента к визуальному восприятию и считает, что с депрессивными
личностями невротического уровня гораздо эффективнее работать без визуального контакта, когда
пациент лежит на кушетке и не видит терапевта. В работе с депрессивными людьми необходимо
исследовать и интерпретировать их реакцию на сепарацию, в том числе на сепарацию от
терапевта.
• Мазохистические (саморазрушительные) личности
• Людей, жизнь которых полна решений и действий, противоречащих их благополучию,
называют мазохистическими личностями. Такие люди получают удовольствие от
причинения себе боли, в том числе, и в сексуальной сфере, где оргазм достигается через
получение боли и унижения. Фрейд в 1924 году ввел понятие «морального мазохизма», затем
Райх выделил мазохистический характер как отдельный психотип, характеризующийся
паттернами страдания, выражения жалоб, установки на самоповреждение и самообесценивание и
скрытое бессознательное желание мучить других своими страданиями. Мазохистическое
поведение не всегда патологично. Иногда человек страдает в моменте, чтобы получить что-то
ценное в будущем. Патологичным поведение становится тогда, когда человек умышленно калечит
себя или наносит себе ущерб (без суицидальных намерений). Физическое страдание дает
эмоциональное облегчение. Примером этого является ребенок, который специально калечит себя
для того, чтобы на него обратили внимание.

38.

• Многие аспекты клинического лечения могут восприниматься мазохистическими личностями как
повторение унизительных взаимодействий. Поэтому с ними рекомендуется взаимодействовать
лицом к лицу и отдавать приоритет реальным отношениям. Мазохистическая личность остро
нуждается в образце здорового самоутверждения, поэтому способ терапевтического
сотрудничества оказывает большое влияние на ход терапии. Отсутствие у терапевта склонности
быть эксплуатируемым или доводить свое великодушие до негодования может открыть новые
возможности для мазохистической личности. К мазохистическим пациентам не стоит проявлять
мягкость и снижать оплату. Терапевтическое «самопожертвование» - это медвежья услуга, так как
мазохистический пациент повторяет свой паттерн, а терапевт чувствует вину и бесполезность.
Мазохистическим личностям нужно увидеть, что их принимают даже тогда, когда они выходят из
себя. Поэтому терапевту не следует подавлять контрпереносные реакции, даже если они
чувствуют, что пациент будет реагировать на проявления терапевта гневом. Мазохистическим
личностям необходимо понять, что гнев естественен. В их картине мира гневаться можно только в
случае, когда им причинен явный вред. Опытные терапевты советуют не выражать сочувствие
мазохистическим пациентам и не пытаться спасти их. Акцент сообщения терапевта должен
быть не на эмпатии, а на способности пациента улучшить свое положение. Эти реакции
направлены на то, чтобы вызвать раздражение у пациента, который считает, что единственный
способ построить теплые отношения – демонстрировать свою беспомощность.

39.

• Обсессивные и компульсивные личности
• Клиницисты описывают таких людей как «живых машин» из-за их ригидного мышления. Помимо
этого, они характеризуются как методичные, упрямые, скупые, дисциплинированные,
дотошные, пунктуальные, склонные к перфекционизму, добросовестные, надежные,
практичные и аккуратные.
• При работе с обсессивными и компульсивными личностями необходимо быть
доброжелательным и избегать похожести на контролирующего родителя. Такие пациенты,
как правило, раздражают окружающих, но не понимают причину этого. Необходимо
интерпретировать и понимать их чувство стыда. Процесс терапии продвигает отказ давать советы,
а также отсутствие поторапливания пациента или критики за последствия его изоляции или
уничтожения сделанного. Конфронтация замедляет процесс терапии. Борьба за власть – это
обычное явление в работе с такими пациентами. Другой важный элемент успешной работы – это
избегание интеллектуализации, поскольку такие пациенты используют слова, чтобы отделаться
от чувств, а не чтобы выразить их. Терапевту необходимо быть готовым к выражению гнева и
критического отношения к нему самому и терапии в целом. Обычно, пациенты не могут
сделать это прямо, и им необходимо помогать наводящими вопросами.

40.

• Истерические (театральные) личности
Аналитики склонны рассматривать людей с истерической организацией личности как относящихся
к невротическому диапазону, так как они используют более зрелые защиты. Несмотря на то, что
известны случаи истерического психоза, в DSM данный диагноз отсутствует. Автор отмечает, что
данный тип личности чаще наблюдается у женщин, нежели у мужчин. Люди с истерической
структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и
реактивности, особенно в межличностном плане. Это сердечные, «энергетичные» и человечные
люди, склонные попадать в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Из-за высокого
уровня тревоги и конфликтности, их эмоциональность может казаться окружающим
поверхностной, искусственной и преувеличенной. Их чувства меняются очень резко.
Истерические пациенты идут на контакт немедленно в поисках восстанавливающего контакта.
Типичная ошибка начинающих терапевтов – это неправильное обращение с переносом и неудача в
установлении терапевтического альянса. После установления рабочего союза, теплое поведение
позволяет переносу расцвести, и в этот момент терапевту следует тактично интерпретировать
чувства, разочарования, страхи и желания по мере их появления. В работе очень важно дать
возможность истерическому пациенту прийти к собственному пониманию. В ином случае
поспешность в интерпретации будет напоминать им о большей власти других людей. Как правило,
истерические пациенты невротического уровня сами делают себя здоровее. Наилучшее содействие
для них - выразить уверенность в их способности самостоятельно решать свои проблемы.

41.

• Диссоциативными личностями психоаналитики считают тех, кто применяет диссоциацию как
главную защиту в ситуации стресса. Альтернативное название психотипа – множественная
личность. Диссоциативные личности изучены меньше всего, а некоторые клиницисты и вовсе
отрицают их существование, несмотря на включение этого диагноза в DSM. Автор
придерживается мнения, что диссоциативныый пациент – это обыкновенный человек со своим
субъективным опытом различных «Я», чьи страдания совершенно реальны. Помимо этого,
автор считает, что ошибочно рассматривать диссоциативную личность как несколько
личностей в одном теле.
• Диссоциативные пациенты считаются слишком сложными для новичков, и потому часто
отсутствуют в обучающих программах. Пациентов невротического уровня с таким характером
обычно легко лечить, в отличие от пограничных и психотических уровней. Методом лечения
может быть выбрана фокусировка на диссоциативных реакциях здесь и сейчас в течение
длительного времени. Автор не считает это задачей повышенного уровня. Полезно хотя бы
немного владеть гипнозом. Терапевт, который может помочь пациенту научить брать
гипнотический процесс под контроль и использовать его самостоятельно – окажет значительную
помощь пациенту. В этом случае, также можно использовать трансиндуцирующие техники.

42.

Ф.Зимбардо– Эффект
Люцифера. Как хорошие
люди превращаются в
исчадия ада

43.

«Эффект Люцифера» подводит итоги многолетней работы, исходным пунктом которой стал Стэнфордский
тюремный эксперимент (1971 г.). СТЭ длился всего шесть дней, в нем участвовало чуть более двух десятков
человек. «Надзиратели» с такой охотой принялись мучить «заключенных», а «заключенные» переживали такой
стресс, что эксперимент пришлось прекратить раньше срока. Но и сегодня, если набрать в Google «эксперимент»
или «тюрьма», среди первых ссылок окажется Стэнфордский тюремный эксперимент. СТЭ напомнил обществу о
двух вещах, о которых оно менее всего хотело думать.
Поведение человека определяется не только склонностями, но в значительной степени ситуацией (а ситуация
зависит от системы).
«У нас это тоже возможно», любой человек и любое общество под угрозой.
Стэнфордский тюремный эксперимент: казус исполнителя Роли в СТЭ распределялись по жребию, однако с
первого же дня надзиратели изобретали жестокие и унизительные наказания, а у заключенных
стремительно развивались симптомы заученной беспомощности. Сторонние наблюдатели и даже близкие не
вмешивались. Сам Зимбардо не остановил вовремя эксперимент. Он подчеркивает: – Садистские склонности
обнаружились только у одного надзирателя. Изначально они были настолько слабыми, что тесты их не обнаружили.
– Нескольких других надзирателей к жестокости побуждал не садизм, а желание преодолеть неуверенность в себе.
– Остальные надзиратели, вообще не одобрявшие жестокость и не получавшие никакого удовольствия, также
участвовали в наказаниях. Роль оказалась важнее личности. – Жертвы также приняли свою роль и почти
утратили собственную личность. – Интересы экспериментатора взяли верх над человечностью и
профессионализмом. – Сторонние наблюдатели доверяли авторитетам и принимали все как должное. Гораздо более
важным фактором, чем склонности, оказалась ситуация: она дала возможность проявиться слабым и скрытым
дурным склонностям и — что гораздо важнее — заглушила хорошие. Люди словно перестали быть самими собой.
Не сверяясь со здравым смыслом и совестью, они покорно принимали правила игры, доверяли власти, следовали
групповому примеру, то есть были хорошими исполнителями, честными подчиненными. Именно о казусе
исполнителя писала Ханна Арендт в «Банальности зла». Об Эйхмане — хорошем семьянине, добром друге,
скрупулезно порядочном — организаторе массового уничтожения евреев. Эйхман повторял то, что с 1945 года судьи
многократно слышали от высокопоставленных и незначительных участников геноцида: «Я просто выполнял
приказ», «Все так делали», «Я доверял властям», «Я старался ради блага моего народа».
Рассматривая СТЭ на фоне других экспериментов и реальных случаев, Зимбардо пришел к выводу, что ситуация
зачастую оказывается «сильнее» человека и происходит это не из эгоизма и склонности к насилию, а из
конформизма, то есть желания «быть как все», «быть хорошим» и повиноваться авторитету.

44.

• «Эти грязные свиньи»: сила группового сознания Чрезвычайно быстро надзиратели начали
воспринимать заключенных как единую и опасную группу. Этим они впоследствии объясняли
свое поведение: «ждали от них любых пакостей», «считали своим долгом предотвратить побеги и
бунт». Меры запугивания и унижения применялись превентивно. И стоило раздеть людей догола,
называть их по номерам и не давать умываться, как они превратились в «грязных свиней».
Деление на «своих» и «чужих» — эволюционный механизм, но у человека к животной
потребности в безопасности присоединяются потребности социальные: все тот же конформизм и
желание занять свое место в иерархии. Противопоставляя себя «другим», человек и укрепляется в
группе, и повышает свой статус за счет чужаков. С одной стороны, коллективная ответственность
не так тяжела, с другой — наказывать «грязную свинью» не кажется нарушением.
• Кроме того, свою роль играет дегуманизация «другого». Этот прием используется не только во
время войны, но и чтобы натравить одну часть общества на другую. Враг изображается в
качестве мерзкого, опасного животного — крысы, таракана, свиньи. В отношении «грязных
свиней» не действуют обычный запрет убивать. С помощью таких мер подготавливается
государственный террор или геноцид.

45.

• «Черные очки»: анонимная природа зла На дебрифинге после СТЭ надзиратели утверждали,
что входившие в форму черные очки облегчали им работу. В очках они переставали быть
собой, избавлялись от сострадания. Чтобы проверить это утверждение, Зимбардо изменил
«шоковый эксперимент» Милгрэма: переменным фактором стала анонимность. Участницы с
закрытыми лицами применяли в два раза более жестокие наказания, чем женщины, чьи лица были
открыты и имена обозначены. Их жестокость не зависела от услышанного до начала
эксперимента хорошего или плохого отзыва об «ученицах», хотя для участниц с открытыми
лицами это было важно. Анонимность лишает индивидуальности и палача, и жертву.
• Деиндивидуализация может произойти также под действием наркотика, алкоголя, стресса.
Механизм одинаков: человек без личности — не вполне человек. Личная ответственность
исчезает, как и мысль о прошлом и будущем. Человек полностью растворяется в настоящем,
его потребностях, страхах и удовольствиях. Это происходит на войне, во время карнавала, на
тусовке. Зачастую такое растворение носит безобидный характер праздника, укрепления
групповой идентичности. Но в сочетании с дегуманизацией врага и социальной санкцией на
насилие, деиндивидуализация приводит к жестокой расправе.
• Деиндивидуализация происходит не только в «сильной группе», но и среди жертв. В СТЭ
поразительным было поведение не только надзирателей, но и заключенных, не сумевших отстоять
свое достоинство, быстро впавших в заученную беспомощность. Если один из узников бунтовал,
другие его не поддерживали, не проявляли сочувствия к наказанному, никто не интересовался
прошлым сокамерников или видами на будущее.

46.

• Воспитание альтруизма: эффект наблюдателя «Эффект наблюдателя» попал в поле зрения
психологов в 1964 году в связи с делом Китти Дженовезе. Молодая женщина была убита на глазах
чуть ли не сорока свидетелей. Вскоре другая девушка была изнасилована средь бела дня — и
опять-таки никто не отреагировал. Главной причиной социальные психологии назвали
анонимность жителя мегаполиса. В толпе каждый мысленно перекладывает ответственность
на другого. И чем больше толпа, тем меньше личная ответственность.

47.

Десять заповедей «банального героизма» Хотя поступки человека в значительной (иногда подавляющей)
степени определяются ситуацией, мы вовсе не рабы. Важно понимать природу ситуации и научиться ей
противодействовать. Десять шагов приведут от «банального зла» к банальному героизму.
1. Признание ошибки. Просьба о прощении. Не стыдитесь неправоты. Признание ошибки избавляет от
необходимости упорствовать в дурном деле, подбирать ему оправдания, сливаться с «товарищами».
Прерывает порочный цикл зла. Просьба о прощении вновь «превращает в человека» и вас, и другого.
2. Бдительность. Критическое мышление. Проверяйте доводы собеседника. Ничего не принимайте на веру.
Не входите в новую ситуацию, не осмотревшись. Но и в повторяющейся ситуации инерция может подвести:
проверяйте, не изменилось ли что-то в знакомых ситуациях, проверяйте свои привычки. Научите этому детей.
3. Ответственность. Суд будущего. Ответственность полная и личная, не коллективная. Никогда не
перекладывайте ответственность на вышестоящих или других членов группы. Не прикрывайтесь «нормами»
и «общепринятым». Оцените ситуацию «из будущего»: вам не оправдаться выполнением приказов или
чужими поступками.
4. Индивидуальность. Противостояние анонимности. Не соглашайтесь исполнять роль (ни палача, ни
жертвы). «Снимайте черные очки». Назовите свое имя, профессию, объясните отношения с
присутствующими. Требуйте того же от других. Помогите другим почувствовать свою индивидуальность.
Ищите точки соприкосновения.
5. Уважение к авторитету без слепого подчинения. Прислушивайтесь к авторитетам любого рода —
основанным на знаниях, возрасте, статусе, репутации, — но никому не подчиняйтесь слепо. Будьте
бдительны: послушания часто требуют самозванцы.

48.

• 6.Выбор группы. Сохранение самоуважения. Ради попадания во «внутренний круг», в
престижную социальную группу, люди жертвуют порой и совестью, и здравым смыслом.
Уравновешивайте природную тягу к слиянию столь же естественным желанием оставаться собой.
Если группа ломает вас, ищите другую, «свою» группу.
• 7.Картина и рама: иммунитет к пропаганде. Дурное дело облекают в красивые слова,
опасность затушевывают, реальностью манипулируют. Научитесь отличать и в пропаганде, и в
рекламе, и в разговоре «картину» от «рамы».
• 8.Восприятие времени: «я» — это прошлое и будущее. Заложник ситуации, лишаясь
индивидуальности, утрачивает память. Он не смотрит и в будущее: какой ценой придется
расплачиваться. Вспомните, кем вы себя считаете, кем были. Представьте, как будете вспоминать
эту ситуацию в будущем: восстановите свою индивидуальность во времени.
• 9.Иллюзия безопасности и опасность манипуляций. Потребность в безопасности —
сильнейший инстинкт. Тоталитарный строй чаще всего начинается с шумихи об угрозах общему
благу, призывов отказаться ради безопасности от гражданских прав и свобод. Но помните:
утратив свободу, вы утратите и безопасность.

49.

• 10. Сопротивление. Если в одиночку вы не можете протестовать, то можете забить тревогу,
позвать на помощь. Постарайтесь найти единомышленников — может быть, они просто боятся.
Даже троих уже не объявят безумцами, и вы сумеете что-то изменить.
• Эти правила предназначены не только для человека, попавшего в ту или иную частную или
общественную ситуацию, но и для стороннего наблюдателя. Наблюдатель скорее переломит
ситуацию, поскольку не знает ее «норм» и не имеет «роли». Нужно лишь оставаться самим собой,
сохранять бдительность и не быть равнодушным — у банального героизма есть все шансы
одолеть банальное зло.
• Сопротивление не должно быть пассивным: сопротивление — это не мысли, а поведение.
Неповиновение отдельного человека или героического меньшинства должно превратиться в
систему противления злу. Одна из главных помех героизму — «малость» отдельного человека,
нежелание идти «против всех», уверенность в полной бесполезности бунта. Но примеры —
исторические и экспериментальные — убеждают, что любая ситуация создается людьми и
людьми же преодолевается. Даже одинокий вызов превращается в широкое движение и изменяет
мир. Тем более это реально сейчас, когда социальные психологи сумели повлиять на «системы», и
они сделались более открытыми, на общество, которое стало более бдительным, а главное — на
людей, которые усваивают «заповеди героизма».

50.

• Заключение
«Эффект Люцифера» раскрывает глубокую зависимость человека от ситуации и системы. Перед нами
проходит ряд глупостей, жестокостей и злодейств, совершенных не по злому умыслу, а под властью ситуации,
из конформизма, верности своей группе, желания хорошо исполнять свою роль, из доверия авторитету,
застенчивости и даже спешки. Это сильное предостережение каждому из нас, обществу в целом, родителям
— в особенности.
Но при этом в книге многократно подчеркивается: понимание ситуации не является оправданием. Да, 90%
людей обычно соглашается на все, вплоть до участия в расстреле. Но 10% — не соглашаются. Социальные
ситуации — не стихия, они создаются людьми, состоят из людей, и изменяют их тоже люди. Зависимость от
ситуации велика, но не абсолютна.
Любой человек — поскольку он человек, то есть наделен свободой воли и творческим мышлением — может
изменить ситуацию. Для этого нужно лишь не принимать на веру чужие понятия, не считать заведомо
оправданными какие бы то ни было нормы. Любая ситуация требует от человека осознанного вызова и риска.
Благодаря работе социальных психологов, в том числе и самого Зимбардо, мир теперь гораздо лучше
осведомлен об опасности группового поведения, о влиянии ситуации и среды. Возник и вопрос, возможно ли
перевернуть Стэнфордский эксперимент, то есть создать ситуацию «хорошего поведения». В 2012 году в
блоге HBR Грег МакКеон так и озаглавил свои размышления. Он задал этот вопрос самому Зимбардо: если
плохая система портит хорошего человека, исправит ли плохого человека хорошая система? И можно ли
перевернуть шоковый эксперимент Милгрэма и действовать небольшими поощрениями? Оказалось, что
такие эксперименты уже ставятся: так, конная полиция Канады стала выдавать подросткам «антиштрафы» за
хорошее поведение. Молодежная преступность снизилась вдвое, процент рецидивизма упал с 60% до 8%.

51.

• Сам Зимбардо к тому времени развивал свой масштабный социальный проект «Героическое
воображение». Суть проекта в том, чтобы на великих примерах прошлого и малых примерах
«банального героизма» научить каждого «подняться, заговорить, изменить мир». Ведь едва ли
можно доверить системе менять систему. Изменить систему может только человек.

52.

• Современный мир подсовывает нам новые иллюзии принадлежности (те же виртуальные
сообщества), новые авторитеты (как убедительна порой строка из Википедии, но кто ее написал?),
новую уверенность в своем уме, своей правоте, в том, что «у нас это невозможно», «я никогда так
не поступлю». Но оставаться человеком — это никогда не бывает само собой, это не может быть
нам гарантировано извне, это именно героизм. Хотя и банальный. Или тем более, что банальный.
Не когда-то и где-то, а здесь и сейчас.
English     Русский Правила