2.67M
Категория: ИскусствоИскусство

История возникновения батика. Виды батика

1.

История возникновения батика.
Виды батика.

2.

Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид
оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в
глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных
декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной
истории” Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы
разрисовки тканей с применением различных резервирующих
составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани,
не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами
или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее
от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань
опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и
в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот
способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении,
Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.

3.

Кроме такого способа нанесения рисунка на
ткань, также с незапамятных времен известны
печатные рисунки на тканях, получаемые при
помощи резных досок, а в настоящее время
сетчатых шаблонов — так называемых набоек
(от слова “набивать”, когда смоченную краской
резную доску накладывали на ткань, ее
пристукивали деревянным молотком для лучшей
пропечатки рисунка).

4.

Происхождение и значение слова “батик” точно
неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”,
которое переводится как “гравировать”, “писать”,
“рисовать”.
Батик — способ окрашивания тканей, основанный
на применении резерва, специального вещества, не
пропускающего краску. По классической методике
после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а
свободные участки прокрашены, резерв снимается, и
на его месте остается затейливый узор.

5.

Путь подготовки ткани для росписи был
многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем
кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна
за другой операций: покрытие горячим воском —
крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета,
отличался сложностью и длительностью, требовал
мастерства и терпения. На создание одного произведения
уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

6.

В Европе батик начали применять при изготовлении
декоративных тканей с первой половины 19 века, причем
пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а
методичные немцы впервые поставили производство на
поток. Современный батик отличается многообразием
приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом
резервирования воском, распространен “холодный”
метод, в котором в качестве резерва используется гутта,
смесь каучука и бензина.
Изобретение в начале XX века в России резервирующего
состава, не требующего нагревания, сделало нашу
страну родиной холодного батика. Простота исполнения,
четкий “витражный” контур делают эту технику
интересной для начинающих.

7.

Холодный батик основан на том, что при этом
способе росписи тканей все формы рисунка, как
правило, имеют замкнутую контурную обводку
(резервирующим составом), что придает
своеобразный характер рисунку.

8.

9.

10.

11.

12.

Наибольшей известностью пользуются технологии
росписи платков из натурального шелка с
применением различных резервирующих составов.
Суть этих способов заключается в том, что участки
платка, не подлежащие окрашиванию, покрываются
различными смолами или пчелиным воском и,
впитываясь в ткань платка, защищают ее от краски.
Подготовленный платок опускают в краску, затем
удаляют резервирующий состав (резерв), и в
результате получают белый рисунок на окрашенном
фоне.
Различают три основных вида батика: холодный,
горячий, и свободная роспись

13.

Холодный батик. Главная особенность этого
способа в том, что обязательный цветной контур
придает рисунку платка четкий графический
характер. При этом количество цветов,
применяемых для росписи платка, практически
не ограниченно.

14.

В горячем батике разогретый резервирующий
состав используется для нанесения контура, им же
покрываются отдельные участки платка для
предохранения их от растекающейся краски.
Благодаря тому, что контурные линии здесь не
обязательны, в рисунке платка возможны мягкие
переходы тонов. Соединение различных
технических приемов нанесения резервирующего
состава позволяет создавать более тонкие и
разнообразные орнаментальные формы, в
особенности цветочные.

15.

Свободная роспись платка, как
правило, производится без
применения резервирующих составов.
Рисунок свободными мазками
наносится на платок. И только
окончательная отделка иногда
производится при помощи холодного
резерва. В этом способе присутствует
больше творчества, чем в остальных.
Свободная роспись имеет очень много
самых разнообразных приемов.
Все три технологии росписи платков
постоянно совершенствуются.
Художники находят все новые и новые
творческие приемы, поэтому
описанные здесь способы являются
лишь основой, на которой строится
искусство батика, и уж точно не могут
считаться исчерпывающими.

16.

Для росписи платок накалывается на
крючки рамы (пялец). Главное качественно нанести замкнутый контур
(графику) на платок. Малейший разрыв
линии приводит к произвольному
перетеканию красок, то есть - к браку.
На платок контур наносят с помощью
шелкографии. До этого электронный
макет графики платка тщательно
прорисовывается на компьютере.

17.

Через шаблон наносится резерв,
платок пропитывается этим
составом, а затем сохнет в течение
суток Можно наносить резерв и
вручную, однако это труднее, а
вероятность брака увеличивается.
Затем, художник кистью
расписывает платок, и здесь
результат зависит уже только от его
мастерства. Впрочем, идеально
расписанный платок может
оказаться в браке из-за
несоблюдения технологических
особенностей батика (к примеру
повышения концентрации краски).
Самое обидное, что это проявится
только на следующем этапе закрепления красителя.

18.

Кстати, для росписи платков из натурального шелка используются активные красители,
которые после закрепления образуют стойкое химическое соединение. Здесь очень важно
строго соблюдать рецепт их приготовления.
Для придания устойчивости окраски, платок подвергается обработке перегретым водяным
паром. Именно здесь результат всей творческой и технической работы становится
очевидным.
После паровой обработки следует промывка платка для удаления лишней краски, а затем
сушка и утюжка.

19.

20.

21.

22.

Выполните эскиз батика.
Что же касается замысла
картины, её композиции,
смысловой нагрузки - то это
больше вопрос духовной зрелости
автора, его внутренней чистоты. И
роль художника я вижу не в том,
чтобы просто раскрасить кусочек
холста, ткани или бумаги; даже не
том, чтобы нарисовать красивые
"видочки". Важно из какого
источника черпаются сюжеты,
какой смысл вкладывается в
содержание картины. Только
звучание вашей души является
камертоном для рождающегося
образа.
English     Русский Правила