Жизнь и творчество русского художника Константина Алексеевича Васильева
Наследие художника
Биография Константина Васильева
Истоки души. Семья.
Первая любимая его книжка – «Сказание о трех богатырях».
На его детских рисунках и акварелях «Деревня», «Стожки», «Лодки», «Лесной этюд», «Палисадник», «Цветы на окне» и других можно
В училище. Автопортрет. 1957г.
Первая муза
Абстракционизм и сюрреализм
Пейзажи
«Дух Севера».
Поиски себя
Цикл «Русь былинная»
Былинный цикл
Богатыри земли русской
Женские образы русского эпоса
Символика образов
Свеча символизирует у Васильева божественный свет. Бог не только внутри, но и вне нас.
Формы символизма в картинах Васильева
Просвет в тёмных облаках над героями его картин тоже символ божественного света («Свентовит», «Вотан», «Гибель викинга»,
Существенно также и то, что отсвет небесного огня то сияет на земле («Папоротник», «Пень», «Лесная чаща»), то отражается на
то преобразуется в таинственное сияние звёзд на картинах «Звёздное небо», «Цефей, Кассиопея и Андромеда» и «Над костром».
Картина «Ожидание»
Серия картин о Великой Отечественной войне
Серия картин о Великой Отечественной войне
Портреты
В двадцать четыре года Константин вернулся к тому, с чего начались его детские рисунки.
Цикл «Кольцо Нибелунга»
Романтика позднего творчества
По мотивам вагнеровских опер
Народное признание
Жизнь после смерти
Признание
Дом- музей на родине в поселке Васильево
Музей – галерея художника Константина Васильева г.Казань Татарстан
Музей художника город Москва
При создании презентации использованы следующие источники:
1.11M

Константин Великоросс

1.

Конкурс презентаций «Великие имена России»
Сообщество взаимопомощи учителей. Pedsovet.ru
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
1-ая категория
МБОУ СОШ № 32 (филиал)
г. Челябинска
Семенова Марина Рудольфовна
2012 год

2. Жизнь и творчество русского художника Константина Алексеевича Васильева

3 сентября
1942г.
29 октября
1976г.

3.

4. Наследие художника

Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно. Оно
насчитывает
более 400 произведений
живописи и графики: портреты и пейзажи, сюрреалистические и
абстракционные композиции; картины на сказочные , былинные и
мифологические сюжеты; произведения на темы древней и
современной русской истории.

5.

«Духовный вождь народа»
Так назвал Константина Васильева историк, этнолог и
религиовед Роман Багдасаров в книге «За порогом»
(Москва, ЮС-Б, 2003 г.),

6. Биография Константина Васильева

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое
наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики:
портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного,
мифологического и батального жанров.
Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия
картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также
последняя работа художника - «Человек с филином».
С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.
В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.
В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда
перевезла все принадлежавшие ей картины художника.
Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира
площадью 53,3 м2.
В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой
художника В.А.Васильевой и его друзьями.

7. Истоки души. Семья.

Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно
коснуться его корней.
Отец Кости, Алексей Алексеевич, появился на свет в 1897 году в
семье питерского рабочего. Волею cудеб стал участником трех
войн и всю жизнь проработал на руководящей работе в
промышленности.
Мама, Клавдия Парменовна, была почти на двадцать лет моложе
отца и принадлежала к семье великого русского живописца
И.И.Шишкина.
Сестры – Валентина и Людмила.

8. Первая любимая его книжка – «Сказание о трех богатырях».

Мальчик скопировал ее цветными
карандашами. Рисовал по вечерам
в своей маленькой комнате, никому
не показывая. И в день рождения
отца преподнес ему в подарок
картину. Сходство богатырей было
поразительным. Вдохновившись
похвалой родителей, мальчик
скопировал «Витязя на распутье»,
тоже цветными карандашами.
Сделал затем рисунок карандашом
по скульптуре Антокольского
«Иван Грозный».

9. На его детских рисунках и акварелях «Деревня», «Стожки», «Лодки», «Лесной этюд», «Палисадник», «Цветы на окне» и других можно

увидеть искреннюю любовь к природе, ко
всякому живому существу, как и на следующих рисунках: «Собака Орлик», «Котёнок»,
«Птенец», «У конюшни».

10.

В 12 лет Костя поступил в московскую
художественную школу-интернат при институте
имени Сурикова академии художеств СССР, где он
столкнулся с непониманием. Он замкнулся, но
продолжил рисовать по-своему.

11. В училище. Автопортрет. 1957г.

12.

Вернувшись домой, Костя поступил сразу на
второй курс Казанского художественного
училища, которое и закончил с отличием по
специальности театральный художник. Его
дипломной работой были эскизы к
музыкальной драме Островского на музыку
Чайковского "Снегурочка".

13.

По окончании училища Константин стал работать
учителем рисования и черчения в родном посёлке
Васильево, затем художником-оформителем на
лесокомбинате, где раньше работал его отец, и на
васильевском стекольном заводе. Иногда, особенно
к большим праздникам, ему давали заказы из
Художественного фонда в Казани. Но свои главные
творения Константин делал дома для себя и для
друзей.

14. Первая муза

В 20 лет Константин
влюбился в одноклассницу
своей сестры Людочку
Чугунову. Благодаря этой
любви появилась на свет
целая серия удивительно
красивых рисунков с
вариациями на тему портрета
любимой: «Девушка»,
«Музыка ресниц», «Грусть
королевы», «Печаль» и др.
Они расстались, но позже
Константин сделал
удивительно трогательный
романтичный коллаж «Икона
памяти» как образ своей
потерянной любви.

15.

Душевный кризис приводит его к выбору
абстракционизма, позднее художник
попадает в сети сюрреализма. Он прошёл
путь от создания мрачных серых
композиций к чёрно-белым абстракциям,
затем к розово-голубому сюрреализму.
Но и в эти пять лет молодой человек
серьезно относился к созданию каждого
рисунка, каждой картины.

16. Абстракционизм и сюрреализм

17.

Васильев понял, что зашёл в творческий тупик. Ни абстрактный
экпрессионизм, ни сюрреализм не приносили художнику
удовлетворения. И он перестал работать. Три года мог не
прикасаться к карандашам, кистям и краскам.
Не зная, куда девать свою энергию, он стал сочинять так
называемую конкретную музыку, записывая звуки природы на
магнитофон (например, жужжание пилы, скрип двери, крик
петуха и т. п.) и монтируя из таких обрывков какую-то
композицию.
Другим занятием было создание скульптур.
Но всё же главным занятием этого «потерянного» периода было
слушание музыки и прогулки на природе.

18.

Именно созерцание природы, а
произвело в душе молодого
художника полный переворот и
возвращение к живописи.
Возникает осознание, что можно
жить и творить дальше, если встать
на сторону мира, на сторону жизни.
Это вывело Константина Васильева
из творческого оцепенения.

19. Пейзажи

У тихой воды
Берег
Опушка леса
Буря
Заброшенная
мельница
Облако

20. «Дух Севера».

Читая северные былины,
скандинавские и исландские
саги, эддическую поэзию,
Константин восхищался
мужественной красотой и
сдержанностью северной
культуры.
Как и Максим Горький и
композитор Сергей Прокофьев он
делил культуру на северную и
южную, и отдавал предпочтение
«духу Севера».

21. Поиски себя

Менялись его художественные направления, но главные
мысли, ведущие темы оставались постоянными на
протяжении всей жизни художника, такие как вечный
вопрос о смысле жизни, предназначении человека, о
свободе творчества, о героизме и трагедии, смерти,
рождении и возрождении.

22. Цикл «Русь былинная»

В это время заново прочитал русские
былины, стихи Алексея Константиновича
Толстого, рассказы и романы Лескова,
Мельникова-Печерского и другие сочинения
о том, как и чем жили наши предки. Поновому был прочитан и осмыслен Гоголь.
Чтение этих книг всколыхнуло какие-то
необъяснимые чувства сопричастности к
народной жизни.
Константин начал понимать, что опору для
своего мировоззрения и творчества можно
найти в многовековых традициях нашего
народа, его культуре, в мифах, полных
мудрости и героизма, в торжественной и
могучей красоте, жизненной силе природы.

23. Былинный цикл

Художнику Константину Васильеву
удалось увидеть богатый
полусказочный, полуисторический
мир былины по-своему, дать новую
трактовку этой вечной
патриотической темы.

24.

Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром.
Алеша Попович
Поединок Пересвета с
Челубеем
Садко и Морской Царь

25. Богатыри земли русской

Витязь
Вольга и
Никита
Селянинович
Василий
Буслаев
Князь Игорь

26. Женские образы русского эпоса

«Настасья
Микулична»
Княгиня
Евпраксинья
дева Феврония – героиня оперы
Н.А.Римского-Корсакова «Сказание
о невидимом граде Китеже и деве
Февронии»
«Авдотья
Рязаночка»

27. Символика образов

Глубокий символизм живописи в
сочетании с оригинальным цветовым
решением полотен — широким
использованием серебристо-серого и
красного цвета и их оттенков — делают
картины Васильева узнаваемыми и
самобытными.

28. Свеча символизирует у Васильева божественный свет. Бог не только внутри, но и вне нас.

29.

Органичный сплав образа и смысла,
многослойность символики, которые
позволяют дать несколько
различных трактовок содержанию
его картин, – вот главные
особенности символического
реализма Васильева.

30. Формы символизма в картинах Васильева

Одна из них – ритмика золотого сечения,
принцип, по которому сознательно
построены все его картины зрелого
периода, который подчёркивает
божественное устройство нашего мира.
Другая Кроме того, символизм
Константина Васильева заключается в
том, что через форму
Символы были постоянными, от картины
к картине, из серого периода в
сюрреализм, из сюрреализма в реализм,
поэтому некоторые критики и зрители

31. Просвет в тёмных облаках над героями его картин тоже символ божественного света («Свентовит», «Вотан», «Гибель викинга»,

«Прощание славянки», «Лейтенант Пронин»).

32. Существенно также и то, что отсвет небесного огня то сияет на земле («Папоротник», «Пень», «Лесная чаща»), то отражается на

воде
(«Отечество», «Свияжск»), то изображается сияющим в небе облаком
(«Облако»),

33. то преобразуется в таинственное сияние звёзд на картинах «Звёздное небо», «Цефей, Кассиопея и Андромеда» и «Над костром».

34.

Другой важный
символ в картинах
Васильева – символ
воли – это плётка,
кнут (начиная с
«Изгнании торгующих
из храма» и до
«Человека с кнутом»
и «Человека с
филином»).

35. Картина «Ожидание»

Некоторые искусствоведы находят деву с
немецкой лакированной открытки или
вальяжную красавицу со свечой у окна.
Однако не обученные искусствоведению, но
думающие зрители видят совсем иное.
Кто-то - простую девушку - символ надежды
на встречу сбольшой любовью.
Другие - женщину, ожидающую, может быть,
своего мужа с войны, или отца из дальней
стороны, куда его забросила судьба – символ
верности.
Третьи - полагают, что картина
символизирует дух нашего народа,
преображения России.
Порой полотно неправильно называют
«Гадание», что не соответствует замыслу
автора..

36.

Одной из загадок
васильевского реализма
является то, что в его
сказочно красивых
картинах нет выдумки, нет
лакировки
действительности.
Так сказка становится
былью, идеальное –
реальным, сначала на
картине, а через неё – в
сознании человека.
Яркие примеры - картина
«Лебеди» (в казанской
Картинной галерее
Константина Васильева),
«Лесная готика» и другие.

37. Серия картин о Великой Отечественной войне

Стряхнув все же
творческое
оцепенение,
Константин, словно к
спасительному
роднику, потянулся к
живой истории
Отечества – к
героическим
событиям последней
войны, с которыми в
какой-то мере
соприкоснулась и его
собственная судьба.

38. Серия картин о Великой Отечественной войне

Константин
реализовывал свои
самые смелые
замыслы. И вот изпод его кисти
выходят работы
«Прощание
славянки» и «Тоска
по Родине». Писал он
их под
соответствующее
музыкальное
сопровождение на
больших холстах: до
двух метров в длину
каждый.

39.

Особое место занимает портрет
маршала Г.К. Жукова. Художник
счмтал, что у портретов людей,
овеянных легендарной славой,
зритель должен испытывать
духовный подъем, взлет своих
устремлений.
Портрет маршала Жукова
показал, какие неисчерпаемые
возможности таит в себе могучая
сила реализма, способная создать
необыкновенно емкую
художественную форму.

40. Портреты

Портрет
Ф.М.Достоевско
го 1976г.
Наполеон
Провинциальный
учитель
Сестра
Людмила

41. В двадцать четыре года Константин вернулся к тому, с чего начались его детские рисунки.

К. Васильев.
Автопортрет, 1968

42.

Автопортрет.
1970 год

43. Цикл «Кольцо Нибелунга»

Одной из главных и постоянных составляющих
романтичных настроений его работ была музыка. Она
сопровождала Константина всю его жизнь. Недаром он
создал 18 портретов композиторов (некоторых даже по
2 и 3 варианта) и несколько изображений великих
исполнителей музыки.
Наконец, Вагнер - важнейший композитор для
понимания позднего Константина Васильева.

44. Романтика позднего творчества

Новый всплеск романтичности в творчестве позднего
Васильева был вызван, прежде всего, его серьёзным
увлечением завораживающей музыкой Рихарда Вагнера,
которая является, пожалуй, высшим образцом
музыкального романтизма.
По мотивам опер Вагнера он создал довольно много картин
и графических работ. В его планах было даже
проиллюстрировать всю тетралогию «Кольцо Нибелунга»,
но успел он сделать из этой серии только семь
графических листов.
.

45.

Кроме разработки русского эпического наследия, русской
мифологии, Константин много делал и в области
мифологических сюжетов других народов: искал общность
глубоких корней в их творчестве, осмысливая и вычленяя
главное.
Он прекрасно знал скандинавский и немецкий эпос,
мифологию Древней Греции, Рима, индийскую эпическую
поэзию

46. По мотивам вагнеровских опер

Но самыми великолепными и величественными
произведениями художника являются большие масляные
картины: «Вотан» («Один») и «Гибель викинга» (или
«Валькирия над сражённым воином», как её иногда
называют).

47. Народное признание

Осенью 1976 года, поздним вечером 29 октября, недалеко от
Казани завершил свой земной путь художник Константин
Васильев. Когда на его могиле в посёлке Васильево
устанавливали памятник, то друзья и родственники
Константина, с удивлением и, в то же время, с гордостью
прочитали на мраморной табличке:
«Народный художник Константин Васильев».
Мастер, который изготовил памятник, не сомневался, что
Васильев был народным художником.
Хотя даже в Союз художников Васильева так и не приняли.

48. Жизнь после смерти

Проходят годы и десятилетия, но поток
людей на выставки, а теперь уже и в
постоянно действующие музеи
Константина Васильева, не иссякает. И
всегда и везде наблюдается похожая
картина: одних посетителей творчество
Васильева приводит в восторг, вызывает
душевные волнения, оживление ума,
духовный подъём, у других, которых всётаки значительно меньше, наоборот,
вызывает тревогу, неприятие и даже
враждебность

49. Признание

Вот результаты второго выпуска рейтинга 2000
года в номинации «Живописцы и графики» по
категории «Художник профессионал высокого
класса, пользующийся безусловным спросом и
популярностью»: из 3000 художников на первом
месте стоит Константин Васильев.
Голосовали только профессиональные художники
России и постсоветского пространства.
В высшую категорию вместе с Васильевым попали
ещё шесть художников И. Глазунов, Д. Налбандян,
Э. Неизвестный, З. Церетели, М. Шемякин и А.
Шилов. Таким образом, вот она – наша
«великолепная семёрка», с Константином
Васильевым во главе.

50. Дом- музей на родине в поселке Васильево

51. Музей – галерея художника Константина Васильева г.Казань Татарстан

52. Музей художника город Москва

53. При создании презентации использованы следующие источники:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Доронин Анатолий "Руси волшебная палитра» (электронная книга)
http://www.bibliotekar.ru/
http://k-vasiliev.narod.ru/avtoportret_1968g.htm
http://smith.gorod.tomsk.ru/index-1274416729.php
http://artcyclopedia.ru/nibelung_alberih-vasilev_konstantin_alekseevich.htm
http://topdollar.ru/ataka-rejjderov-na-muzejj-konstantina-vasileva.html
http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/531-2011-02-22-18-53-08.html
http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post140050671/
http://www.peoples.ru/
veliko-ross.ru›news13.htm
http://books-center.ru/
В оформлении презентации использован шаблон
презентации «Желтая рамка» из фонов презентации с
сайта
http://pedsovet.su/load/320 (автор - Горяйнова Екатерина, главный редактор сайта)
English     Русский Правила