Похожие презентации:
Человек и природа в романтической поэзии А.С. Пушкина
1.
Человек и природа вромантической поэзии
А.С. Пушкина
Пухальская Л.В., учитель русского языка и
литературы МОБУ «СОШ№73»г.Оренбурга
Макет: Добрая Татьяна Васильевна
http://pedsovet.su
2.
А.С.Пушкин в романтической лирике создаетпсихологический портрет современника ,
соотнося его с собственным поэтически
воспроизведенным характером.
3.
Уже в первом стихотворении, написанном на югево время морского переезда из Феодосии в
Гурзуф,- “Погасло дневное светило...” (1820)- дана
господствующая для всей романтической лирики
Пушкина интонация элегического раздумья. В
центре элегии- личность самого автора,
вступающего в новую пору жизни. Главный мотиввозрождение души, жаждущей внешней и
внутренней свободы, нравственного очищения.
4.
. К какому жанру можно отнести этостихотворение? Аргументируйте свою точку
зрения.
2. Какие черты романтизма проявились в нём?
3.Как соотносятся в стихотворении внешние
факты жизни и внутренние порывы души?
4.Какой смысл приобретает в стихотворении
образ океана?
1
5.
5.В каком ключе рисуется в стихотворенииприрода?
6. На чем основана композиция стихотворения?
7.Какой смысл придают стихотворению
эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в
повелительном наклонении?
6.
• Стихотворение подводит итог внутренней жизнипоэта в Петербурге, в “отеческих краях” и
осмысливает ее как несвободную и нравственно
неудовлетворительную. Отсюда возникает
контраст между прежним существованием и
ожиданием полной свободы, сопоставляемой с
грозной стихией океана. Личность поэта
помещена между “берегом отдаленным” и
“брегами печальными”:
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края...
Лети, корабль, неси меня к пределам
дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...
7.
Душа поэта устремляется к стихийнойжизни природы. Ей свойственно то активное
начало
своенравных
и к стихийной
грозных жизни
порывов,
• Душа поэта
устремляется
которые
олицетворены
образе начало
могучего
природы.
Ей свойственно вто активное
океана.
Рефреном
проходят
строки
:
своенравных
и грозных
порывов,
которые
Шуми, шуми,
послушное
ветрило,
олицетворены
в образе
могучего
океана.
Волнуйся
подо строки
мной, угрюмый
океан.
Рефреном
проходят
:
• Шуми, шуми, послушное ветрило,
• Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
8.
Эволюция образа моря в лирике Пушкинасостоит в том, что оно все больше роднится с
душой поэта, все глубже в его сердце входит
образ моря, все сильнее объединяется с
любовным чувством.
9.
Прощай, свободная стихия!В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
10.
Сопоставьте стихотворение Пушкина "Погаслодневное светило..." со стихотворением
Батюшкова "Тень друга". Как проявились в
пушкинском стихотворении принципы "школы
гармонической точности"?
“Школа гармонической точности” негласно требовала,
чтобы слова подбирались с учетом звуковой гармонии:
звуки должны ласкать ухо. Поэтому предпочтение
отдавалось “приятным” звукам (л, м, н и гласным), тогда
как шипящие исключались. Не допускался или считался
неудачным стык согласных.
11.
«К морю»1.Определите подтекст в описаниях
природы.
• Определите подтекст в описаниях
природы.
2.Как описана морская стихия?
•3.Что
Как описана
морская
стихия? любовь к
вызывает
у Пушкина
морю?
• Что вызывает у Пушкина любовь к морю?
4.Найдите эпитеты, рисующие море.
•5.Почему
НайдитеПушкин
эпитеты,
рисующие
море.
так
воспринимает
стихию?
морю”
явилось для
•Стихотворение
Почему Пушкин“К
так
воспринимает
Пушкина
стихию?своеобразным прощанием не
только с морем, но и с романтизмом.
12.
В элегии Пушкина свобода воплощается прежде всего вобразе моря. Стихотворение начинается словами:
“Прощай, свободная стихия...”. Уже в первых словах
утверждается самое главное в идейно- содержательном
смысле. С самого начала мысли поэта о море
неразделимы с его мыслями о свободе.
13.
С темой свободы и темой моря глубочайшимобразом связаны в стихотворении и его
герои. Отнюдь не случайно появление в
элегии имен Наполеона и Байрона. Эти
имена и эти герои находятся в русле
основной темы стихотворения, развивают
его основную мысль.
14.
Одна скала, гробницаславы...
Там
погружались
в
хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
15.
Исчез, оплаканный свободой,Оставя миру свой венец,
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим...
16.
И все-таки главный герой стихотворения сам поэт. Он прощается со своим прошлым:с морем, с Байроном, с романтизмом. Но
прощаясь, Пушкин все же сохраняет в себе
память о лучшем, о высших ценностях
прежних лет. Поэтому море предстает в
сознании поэта в образе друга, верность
которому поэт обещает сохранить:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
17.
Сопоставьтестихотворение
А.Пушкина
«К морю» и
В. Жуковского
«Море».