620.91K

Подготовка к сочинению по картине Ю. Ракша «Проводы ополчения»

1.

Подготовка к
сочинению по
картине Ю. Ракша
«Проводы
ополчения»

2.

Ракша Юрий Михайлович
(Юрий Мефодьевич Теребилов)
(1937 — 1980) — российский
художник. Он был прекрасным
живописцем, известным
кинопостановщиком, графиком.
Блестяще окончил учебу в
Московской средней
художественной школе при
Институте имени В.И. Сурикова
и художественный факультет
ВГИКа. А по окончании работал
художником- постановщиком на
киностудии "Мосфильм". Но
главным для художника всегда
была живопись, которой он
отдавал всю душу.

3.

Триптих «Поле Куликово»- последняя картина
Ю.Ракша. (1980). Он состоит из 3 –х частей:
«Благословение на битву», «Проводы ополчения»,
«Предстояние». «

4.

16 августа 1980 года Юрий Ракша
сделал в дневнике запись: «Этот мой
триптих не просто извлечение из
прошлого. Напротив. Это моё
сегодняшнее обращение к ним, тем,
которые пали за нас. О том, что мы
живы, что мы есть, что мы сильны, что
мы едины и миролюбивы, что мы
многому научились. И они тогда не зря
пали. Дух наш не оскудел, мы и сейчас
можем собраться. Нам надо держаться
вместе».

5.

Ю.Ракша писал о своей картине: «Почему
же Куликово поле осталось в веках? Да потому,
что здесь утверждалась идея и вера в русскую
государственность. Русь поверила в себя. Русь
стала Русью… по-прежнему главное должно
быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а
потому меньше костюмности, антуража. Очень
важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт
объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и
поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все
это – Родина. Благословенная наша Родина,
которую надо отстоять».

6.

«Благословение на битву»
В левой части триптиха —
событие, происходящее за
несколько недель до битвы на
Мановце, за околицей
Троицкого монастыря. В
центре композиции - Сергий
Радонежский, духовный
наставник князя, главный
радетель за Русь и её
государственность, её
объединение. Последнее
благословение, последний
поклон.

7.

«Предстояние»
Князь Дмитрий
со своими
товарищами,
освещенные
первыми
лучами солнца,
вглядываются
туда, где стоят
войска Мамая.

8.

9.

«Проводы ополчения»
Второе название картины
«Проводы ополчения»- «Плач
женщин».
И именно они находятся на
переднем плане картины. Воины,
которые отправляются на битву будто
бы укрыты туманом, они гордо и
величественно шествуют на войну,
чтобы совершить свой
подвиг. Женщины, дети и старики
остаются дома.
Они знают, что их мужчины
отправились на верную смерть, и
провожают их со слезами на глазах и
болью в сердце.
Эта боль и печаль на некоторое время
объединила богатых и бедных, знать
и крестьян.

10.

«Проводы ополчения»
На переднем плане изображена жена
Дмитрия Донского - великая княгиня
Евдокия. Скоро у нее родится ребенок,
рядом с ней ее дети – сын и дочь.
Рядом с ней обессиленно на землю
опустилась другая женщина, утомленная
переживаниями, она даже не успела
повязать себе платок на голову и лишь
закрыла глаза, молясь небесам, чтобы те
сохранили жизнь ее мужу.
Чудь дальше стоят женщины постарше,
они уже не раз провожали своих мужчин
на войну, поэтому сейчас лишь слегка
утирают слезы и надеются, что они снова
вернутся домой.
И тут же старец кричит что-то уходящим
на бой мужчинам, напутствует их, дает
советы.

11.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ
I. Ю. Ракша – автор триптиха «Поле
Куликово». ( Сведения о писателе).
II. О Куликовской битве (сведения из
истории).
III. Описание картины:
1) образ княгини (внешность, одежда);
2) образы женщин, окружающих княгиню;
3) дети;
4) день, в который все происходит;
5) цвета, используемые художником.
IV. Вывод. Мое отношение к картине.
English     Русский Правила