26.65M
Категория: ИскусствоИскусство

Эпоха Возрождения

1.

2.

Эпоха Возрождения — это период в истории Европы,
продолжавшийся с XIV и до рубежа XVI–XVII веков.
Он также получил определение «Ренессанс» и совпал с
поздними Средними веками и ранним Новым временем,
когда культура стала светской по характеру(это, соответственно,
символы, представления, вещи, практики и нормы, не связанные непосредственно с религиозным
сакральным отношением, не имеющие своей основной функцией его «обслуживание».)
и в ней
стали преобладать гуманизм(мировоззрение) и
антропоцентризм(воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной). Из-за
роста интереса к античной культуре эпоха получила такое
название.

3.

4.

5.

6.

Джо́тто ди
Бондо́не
(1266 или 1267 — 8 января
1337) — итальянский
живописец и архитектор XIV
века, один из первых
представителей
проторенессанса.

7.

Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев
византийскую иконописную традицию, стал подлинным
основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно
новый подход к изображению пространства. Работами Джотто
вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

8.

Фрески церкви Сан
Франческо в Ассизи

9.

Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288
года. Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и
Иакова, долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера
Исаака.
Эти сцены основательно отличаются своими художественными
достоинствами от других фресок Сан Франческо. Композиционное
построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью
светотени, — всё позволяло говорить о появлении принципиально нового
направления в живописи того времени.
Позднее исследователи обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном
с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и пришли к
заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время
(около 1290), и их автором является Джотто.

10.

Исав перед Исааком. Фреска.
Около 1295. Ассизи, церковь Сан
Франческо, верхняя церковь

11.

По Вазари, именно Джотто по заказу главы ордена
францисканцев Джованни Муровале создал сцены из
жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи.
Цикл из двадцати восьми эпизодов был создан в
довольно короткий срок — два года, что предполагает
работу не одного художника, а целой мастерской. Тем не
менее он отличается цельностью замысла, ровным
изобразительным языком и общим иллюзионистским
решением.

12.

13.

Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и
распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в
1315—1320 годах. Фрески на средокрестном своде нижней церкви
(1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Они посвящены
прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя
евангельских норм. Аллегорические фрески изображают
Послушание, Благоразумие и Смирение.
Венец цикла — Прославление святого Франциска , где святой
вступает в Царствие Небесное. Исследователи отмечают
необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается
тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.

14.

20 метров в
длину,
9 метров в
ширину и
13 метров в
высоту

15.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале
1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по
проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с
коробовым сводом * - довольно обширная (20 метров в длину, 9
метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее
стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие
плоскости, интерьер ее прост.

16.

17.

Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Их
размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её
естественного освещения. Джотто и в этой работе привлекал учеников и
помощников, но без ущерба для целостности общего замысла. С особым
блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Сдвигая
перспективную точку зрения, художник достигает этим оптическим смещением
нужного направления взгляда зрителя. Построение картины он подчиняет
художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности.

18.

Санта Кроче
базилика в центре Флоренции. Одна
из самых популярных туристических
достопримечательностей города.
Самая крупная в мире
францисканская церковь,
знаменитая фресками Джотто и
гробницами великих людей Италии.

19.

Испытание огнём перед султаном.
Около 1325—1328. Флоренция,
базилика Санта-Кроче

20.

Отличительная особенность росписей — размещение композиций на картинах
необычайно широкого формата, что усилило впечатление монументальности и
позволило художнику показать свободное движение персонажей на фоне сложных
архитектурных комплексов. Выполненные в нестойкой технике, картины, серьёзно
пострадавшие от наводнения и пережившие несколько неудачных попыток
реставрации, большей частью утратили верхний красочный слой.
Фрески капеллы Барди написаны в сочетании с живописью секко. Их создание
относят к 1325—1328 годам. Тема цикла из семи сцен — легенда о святом
Франциске. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции,
задуманные как единое целое. Стилистически фрески несколько отличаются от
живописных произведений капеллы Перуцци, Ассизи и Падуи, это может быть
объяснено тем, что росписи выполнялись разными членами мастерской Джотто.

21.

Флоренция.
Кампанила Джотто
Кампанила- колокольня в виде башни

22.

Весной 1334 года Джотто был назначен главным архитектором Флоренции с
годовым гонораром в 100 золотых. В свидетельстве о назначении особо
отмечались знания и учёность художника (scientia et doctrina). В его обязанности
входило руководство работами по строительству новой городской стены, ремонту
мостов после паводка и возведению соборной колокольни Санта-Мария-дельФьоре — Кампанилы. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа
Пизано, рельефы её нижнего этажа. По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его
мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены
капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло).

23.

Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый
ряд станковых произведений. Это расписные кресты,
отдельные алтарные картины и полиптихи, которые
он писал сам либо совместно с ассистентами из своей
мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись
Джотто, авторство других установлено благодаря
сохранившимся историческим свидетельствам и
стилистическому анализу.
Расписной крест. Около
1290—1300. Церковь
Санта-Мария-Новелла,
Флоренция.

24.

«Расписной крест», около шести метров в высоту, был
создан для флорентийской церкви Санта-Мария-
Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал
образцом для подражания

25.

Раннее Возрождение
Учитывая важность гуманизма, живопись раннего Возрождения
стремилась достичь большего реализма во всех своих работах. В
отличие от плоских, жестких изображений византийского
искусства, лица теперь стали более реалистичными, тела были
нарисованы в более реалистичных позах, а фигуры начали
выражать настоящие эмоции. В то же время были приложены
большие усилия для создания реалистичной «глубины» в
картинах используя научную перспективу. Хотя уже Джотто
добился убедительного прогресса в перспективе, только с
приходом архитекторов Брунеллески и Леона Баттисты Альберти
(1404–1472) она была оформлена как творческая техника и стала
основной заботой многих художников.

26.

Повышенный реализм в изобразительном искусстве также требовал тщательного изучения света,
тени и анатомии человека. Хотя в начале и середине 15 века в этих областях были достигнуты
значительные успехи, только в конце века свет и тень (сфумато) были полностью освоены такими
великими художниками Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи.
Сюжеты картин и фресок также изменились. Хотя большинство работ были религиозными
картинами иллюстрирующими иудео-христианские истории из Библии, чтобы проиллюстрировать
свои гуманистические убеждения, художники раннего Возрождения также представили рассказы и
персонажей из классической мифологии, таких как Венера и Марс. Примечательно, что если в
раннее Средневековье все в греческом искусстве и мифологии воспринималось как язычество или
ассоциировалось с язычеством, то в эпоху Возрождения это отождествлялось с просвещением.

27.

28.

Сюжеты картин и фресок также изменились. Хотя большинство
работ были религиозными картинами иллюстрирующими иудеохристианские истории из Библии, чтобы проиллюстрировать свои
гуманистические убеждения, художники раннего Возрождения
также представили рассказы и персонажей из классической
мифологии, таких как Венера и Марс. Примечательно, что если в
раннее Средневековье все в греческом искусстве и мифологии
воспринималось как язычество или ассоциировалось с
язычеством, то в эпоху Возрождения это отождествлялось с
просвещением.

29.

Леонардо да Винчи
итальянский художник (живописец,
скульптор, архитектор) и учёный
изобретатель, писатель, музыкант,
один из крупнейших представителей
искусства Высокого Возрождения,
яркий пример «универсального
человека».
Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

30.

Дом, в котором жил
Леонардо в детстве

31.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи. Его
родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы
жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак
оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю
жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда.
В итальянских семьях эпохи Ренессанса считалось обыденностью воспитание внебрачных детей наряду с законными
отпрысками. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и вскоре снова остался
вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной
профессии, но сын так и не заинтересовался юриспруденцией.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

32.

Андре́а дель Верро́ккьо —
скульптор и живописец эпохи
Возрождения, представитель
Флорентийской школы.

33.

В 1466 году Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника.
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что
позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки.
Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный
подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо,
обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие
известные мастера, как Гирландайо и др. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на
работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.
В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

34.

Картина Верроккьо
«Крещение Христа».
Ангел слева (левый
нижний угол) —
творение кисти
Леонардо

35.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие
умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживлённых
дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую.
Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал своё мастерство.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из
двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал
картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение
целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали
превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда
больше не возвращался к живописи.

36.

терракотовая голова

37.

Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что
да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и
Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной
дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей
жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не
очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо
количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую
художественную культуру является исключительно важным. Благодаря его работам искусство живописи
перешло на качественно новый этап своего развития.

38.

39.

Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было
движение в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях.
Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине чётко очерчивала предмет, и
изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и
воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в
воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге
реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц
воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».
Леонардо не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый
автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым.

40.

41.

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета
(заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века
приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно:
максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц.
Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что
продолжал встречаться и в XIX веке.
Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный
механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений, он проводил и опыты, но они все были
неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё.
Только бы узнать — и крылья будут!»

42.

43.

Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимых в движение мышечной силой
человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошёл до мысли о постройке такого аппарата, к
которому человек не должен быть прикреплён, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить
же себя в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана.
Леонарло да Винчи предложил первую схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами (известная сейчас как
зрительная труба системы Кеплера). В рукописи «Атлантического кодекса», лист 190а, есть запись: «Сделай очковые
стекла для глаз, чтобы видеть Луну большой»
Леонардо да Винчи, возможно, впервые сформулировал простейшую форму закона сохранения массы для движения
жидкостей, описывая течение реки, однако, из-за невнятности формулировки и сомнений в подлинности, это
утверждение подвергается критике

44.

Рисунки, чертежи и
эскизы сопровождались
краткими заметками

45.

Требуя от художника углублённого изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои
наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный
дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются
здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военноинженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими
рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют
материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже
прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

46.

Леонардо да Винчи, «Дама с
горностаем», 1490

47.

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается
любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт
нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону
своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами
достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у
Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой
Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую
картину «Дама с горностаем».
Многие считают, что у Леонардо не было близких
отношений вообще никогда и ни с кем и он, совершенно не
интересуясь этой стороной жизни он отдавал предпочтение
занятиям науками и искусством.

48.

«Та́йная ве́черя» монументальная роспись (ошибочно называемая фреской) работы
Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа
со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском
монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

49.

Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене.
Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта
фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.
Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала
работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть
документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена»

50.

51.

«Портре́т госпожи́ Ли́ зы дель Джоко́ ндо»
Ныне хранится в Лувре. Считается, что на картине
изображена Лиза Герардини, супруга
флорентийского торговца шёлком Франческо дель
Джокондо.
Мона Лиза (1503—1505/1506)

52.

53.

Витрувиа́нский человек
Рисунок Леонардо да Винчи и пояснения к нему
относят к теме пропорционального канона. Рисунок
выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью
серебряного штифта, размеры рисунка 24,5 × 34,3
сантиметра. В настоящее время рисунок находится в
собрании Галереи Академии в Венеции.
«Мадо́ нна Ли́ тта»
Название картины происходит от имени её последних
владельцев — представителей миланского семейства
графов Литта, у которых она была приобретена в коллекцию
Императорского Эрмитажа в 1865 году.

54.

«Мадонна с гвоздикой»
Предположительно, создана Леонардо в
бытность его учеником в мастерской
Верроккьо. И действительно,
существуют параллели с работами
учителя, однако в композиции и стиле
уже чувствуется рука гения.
«Спаситель мира»
Иисус Христос изображён в характерных для ренессансной
эпохи синих одеждах; правой рукой он совершает крестное
знамение, а левой — держит прозрачную сферу,
символизирующую мироздание. Известно порядка 30 копий и
вариаций этого сюжета, написанных учениками и
последователями Леонардо

55.

«Благове́щение»
Картина иллюстрирует евангельский текст о Благовещении — возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о
будущем рождении Иисуса Христа. На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого
архангела Гавриила с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел
благословляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелются по ковру из цветов и трав, изображённых
довольно условно. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную
подставку, богато украшенную рельефом. Горизонтально ориентированная композиция даёт возможность художнику
поместить на задний план обширный пейзаж: резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися
мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.

56.

Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли (настоящее имя которого –
Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) –
итальянский художник эпохи Возрождения периода
кватроченто(четырехсотые годы). Родился в 1445 году
в семье кожевника в прекрасном городе Флоренции.
Боттичелли – прозвище, которое перешло к Сандро
из-за старшего брата, которого прозвали «бочонком»
из-за немного округлых форм.
Автопортрет

57.

Антонио, другой брат Боттичелли, был золотым
мастером, поэтому Боттичелли с юных лет был
приближен к миру искусства. Но, вопреки желаниям
семьи, он не пошел по стопам отца и брата. Он стал
«ювелиром своего дела» в живописи: на него
картинах всегда замечаешь ювелирные узоры,
золотые нити, орнаменты и тщательно прорисованные
детали одежды и украшений.
Отец Боттичелли, узнав о страсти юного сына к
живописи, решает отдать его на обучение к фра
Филиппо Липпи. Учеба длилась пять лет.
«Мадонна с младенцем, двумя ангелами и
юным Иоанном Крестителем», 1465-1470.

58.

Между 1470 и 1475 складывается привычный
нам стиль творчества Боттичелли. Он посвоему оценивает женственность:
скромность, внутренняя показательная
чистота и кротость, мягкость, – весь набор
существующих канонов изображения женщин
на картинах (в основном, Мадонны) он
видоизменяет, придавая изображенным
страстной, загадочность, красоту, грацию.
«Мадонна с младенцем и Иоанном
Крестителем», 1468

59.

Расцвет таланта и всеобщая известность
Первое упоминание о Боттичелли
как о художнике – 1470 год, когда он
совместно с Пьеро дель Поллайоло
создает фигуру Стойкости для
купеческого цеха во Флоренции.
С 1470 года Боттичелли работает в
своей мастерской.

60.

Появляются работы, ориентированные не на коллективного
заказчика и не для всеобщего обозрения. Заказы поступают
от частных лиц, меценатов и покровителей искусств, простых
горожан, которые хотят получить определенную работу и
повесить ее у себя дома. Требования к выполнению
определяли сами заказчики.
Большое количество заказов приходило от представителей
семьи Медичи. Появляется заинтересованность в действии,
изображении перспективы. Сами сюжеты и их интерпретация
меняются за счет новых возможностей. Реальность
вписывается в рамки картины: религиозные сюжеты
трактуются на современный лад. При этом никакой
повседневной жизни и бытовых сцен.
«Поклонение волхвов», 1475

61.

После 1475 года Боттичелли
создает несколько портретов не
только людей влиятельных и
знаменитых, но и обычных
городских жителей.
«Портрет молодой
женщины», 1475
«Портрет дамы», 1475

62.

«Портрет молодой женщины»,
1480-1485. Это – Симонетта
Веспуччи, женский образ которой
будет появляться на многих
работах Боттичелли.
«Портрет неизвестного
с медалью Козимо
Медичи», 1474-1475
«Портрет неизвестного». Обычно
портретируемых изображали либо в
профиль, либо в три четверти. Тут же
Боттичелли написал юношу практически
в фас. И он смотрит на нас. Также, есть
задний фон, которого раньше особо
никто не изображал. Место, где
изображена медаль – лепной рельеф,
пастилья, из глины сделанная копия
медали. И тщательно прописанные руки
с красивым перстнем. Внимание к
портретируемому, интерес к лицу,
мимике, глазам, даже рукам, – все это
попытки Боттичелли понимать человека
через внешний облик. Передавать
внутренний индивидуальный мир. Эта
особая заинтересованность в человеке
как таковом, провозглашение духовной
жизни, включение гуманистической
мысли. И все эти идеи он попытался
запечатлеть в этом портрете. Потому что
герои действия сменяются героями
мысли.

63.

Роспись Сикстинской капеллы
Рим, 1481 год. Недавно завершилось
строительство Сикстинской капеллы. 27
октября был подписан договор с четырьмя
флорентийскими живописцами для
росписи стен. В числе мастеров был и
Сандро Боттичелли.
Боттичелли выполнил три крупные
работы и 11 портретов пап.
«Наказание левитов»,
1481-1482.

64.

«Сцены из жизни
Моисея», 1481-1482
«Три искушения
Христа», 1481-1482

65.

Боттичелли писал на античные и мифологические
темы. До него мало кто в эпоху Ренессанса отважился
Кто же тут у нас?
на такой смелый шаг.
Слева - Меркурий, очень увлеченный каким-то делом.
Возле него - три Грации. Красота, наслаждение, целомудрие.
В центре - сама Венера, которая заправляет всей этой вечеринкой.
Подле нее в удивительно красивом платье - Флора, которая
напоминает Симонетту Вепуччи (хотя Венера тоже похожа на нее - всетаки женские образы у Боттичелли имеют ряд общих черт) - главную
модель многих картин Боттичелли. Правда, сама она ему никогда не
позировала.
Прилетевший справа мужчина - Зефир, который пытается схватить
Хлориду.
«Весна»
Интересно, что у всех персонажей нет объединяющей истории.
Многие исследователи предполагают, что на картине изображен
весенний сезон: вот дует сильный мартовский ветер, который сдувает
с Флоры цветы, чтобы усеять ими еще промозглую почву. Венера богиня апреля, поэтому она следит за происходящем. Меркурий - бог
месяца мая, который выступает как страж всего того, что происходит
вокруг. И прогоняет остатки облаков, чтобы лето началось так, как
положено. Возможно на картине он как раз пытается расчистить небо.

66.

«Рождение Венеры»,
1485
Афродита, она же Венера, согласно
античной мифологии, рождается из
морской пены. На картине она не стоит,
а парит над раковиной, которая несет ее
к морскому берегу. Тут все внимание
исключительно на Венеру: задний фон
как бы дополняет общую картинку, но
на него особо внимания не обращаешь;
до чего удивительно красива
получилась Венера. Изгибы тела,
волосы, развевающиеся на ветру,
скромность и чистота в каждом
видимом движении. И лицо
удивительной красоты и
выразительности, хотя и отмеченное
какой-то легкой грустью и
задумчивостью.

67.

Новелла о Настаджо
дельи Онести
В 1483 году Боттичелли создает серию
картин, посвященных приключениям
Настаджо дельи Онести - героя одного
из рассказов «Декамерона» Бокаччо.
Это история о юноше, который:
1. Встречает на своем пути
обнаженную девушку, которую
преследует стая собак:

68.

2. Встречает своего прадеда,
который вновь и вновь
переживает сцены погони со
своей влюбленной. Он
покончил с собой, поэтому
теперь это его, так сказать,
личный ад:

69.

3. Настаджо решает устроить
пир на этом месте, чтобы все
гости посмотрели на это
представление. Дочь семьи
Траверсари, испытывая жуткий
ужас, соглашается выйти замуж
за Настаджо (странное
решение, учитывая увиденное.
Вот как надо уговаривать
девушек жениться):

70.

4. Собственно, свадьба:

71.

Религиозные работы
Помимо работ на
светские и
мифологические
сюжеты, Боттичелли
получал много заказов
на религиозную
тематику. Это были как
и большие циклы
фресок, так и
многочисленные
Мадонны.
«Мадонна с младенцем
на троне (алтарь
Барди)», 1484
«Мадонна на троне с
четырьмя ангелами и
шестью святыми
(алтарь Сан-Барнаба)»,
1487.

72.

«Клевета», 1495
Поздние работы
Нельзя сказать, что картины
Боттичелли позднего периода
плохие. Но они – не то, что было
раньше: нет той легкости,
идеальности и пластичности. Нет
атмосферы, которая наполнялось
мелодией. Нет той безумной
красоты от каждой детали,
тщательно прорисованной Сандро.
«Мистическое
Рождество», 1500.
«Христос в терновом
венце», ок. 1500

73.

Рафаэль Санти.
26 или 28 марта, или 6 апреля 1483, Урбино —
6 апреля 1520, Рим)
итальянский живописец, график и архитектор
умбрийской, а затем римской школы. Один из
ярчайших представителей искусства эпохи
Высокого Возрождения, или римского
классицизма начала XVI века. За свою
недолгую жизнь он стал одним из самых
прославленных и богатых художников
Италии. В своих произведениях Рафаэль
воплотил представление о возвышенных
идеалах ренессансного гуманизма.
«Автопортрет»

74.

С самого раннего детства Рафаэль впитывал
как губка и заимствовал для своих работ все
штрихи художественного почерка своих
учителей, а позже своих великих
современников: композиционные
особенности, анатомию человека, механику
движений, ритмический рисунок.

75.

Тут же после изучения работ мастеров Рафаэль
Санти часто или писал копии, или похожие картины
в подобной технике.
Пьетро Перуджино - первый учитель Рафаэля очень быстро понял масштаб способностей Санти, и
их сотрудничество продолжалось уже как
сотрудничество двух талантливых художников, а не
как учителя и подмастерья. Мастерство Санти
постепенно превзошло мастерство Перуджино. Он
отправился в самостоятельное плавание. На
приведённых выше картинах Перуджино и Санти с
одинаковым сюжетом "Обручение Девы Марии"
превосходство мастерства Рафаэля налицо: более
чёткая перспектива - здание помещается целиком,
площадь стремительней уходит в глубину, нет
некоей скученности и тяжеловатости, как у
Перуджино, более динамичные фигуры, уход от
вертикали в изображении людей - верхние части
фигур немного отклоняются. Все более гармонично
и естественно.
Картины "Обручение Девы Марии".
Слева - Рафаэля Санти, справа Пьетро Перуджино

76.

В 1508 г. папа римский Юлий II
приглашает Рафаэля в Рим для
росписи старого Ватиканского
дворца. С 1509 г. и до конца дней
художник занимается станцами,
(Станцы Рафаэля – часть обширного
музейного комплекса в Ватикане. Так
называют четыре расположенных в
музее относительно небольших
(примерно 6х8 метров каждое)
помещения, расписанных великим
художником эпохи Возрождения
Рафаэлем Санти и его учениками.)
Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных
Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла
Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва
исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать
подлинный шедевр.

77.

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля,
достойны звания шедевров, лучшей их них
искусствоведы и историки называют работу «Афинская
школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она
изображает спор двух греческих философов –
Аристотеля и Платона. Первый из них указывает
поднятой рукой вверх, давая понять, что мир
человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же,
напротив, показывает на землю, словно возражая
собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром
земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых
философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита,
Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них
наделены чертами гениальных творцов Ренессанса:
Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите
легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте.
Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей,
беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство,
по задумке мастера, должно обозначать родственные
связи, общность идей античной греческой философии и
современного Рафаэлю богословия.
«Афинская школа»

78.

79.

Невинность, Красота и
Любовь, — каждая
держит в руке
совершенный золотой
шар, символ
совершенства. Иногда
шары
интерпретируются как
золотые яблоки,
которые Геракл в своем
11-м подвиге должен
был получить из сада
Гесперид.
«Три Грации»

80.

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн.Самым
совершенным творением Рафаэля стала знаменитая
«Сикстинская мадонна»
Облака, служащие фоном «Сикстинской Мадонны»,
последней Мадонны, написанной Рафаэлем, представляют
собой многочисленные ангельские лики, подчеркивают
торжественность, значимость происходящего.
Сила этой картины кроется не столь в тонком использовании
цвета, сколько в сложной, исключительной в своей
театральности композиции. Дева Мария, решительно
ступает по белоснежному облаку навстречу зрителю, держа
в руках младенца.
Три главные фигуры (Богородица, Святой Сикст, Святая
Варвара) обитают в воображаемом пространстве,
обрамленном тяжелыми темно-зелеными занавесями,
которые были открыты, чтобы показать небесную сцену.
Расположение фигур исключительно сбалансировано.
Объединенные жестами и позами, трио наслаждается
совершенно гармоничными живописными отношениями.
«Сикстинская мадонна»

81.

Работа «Снятие с
креста» стала
последней из серии
крупных заказов,
выполненных
Рафаэлем в период,
когда он, будучи еще
молодым художником,
жил и творил в
Перудже.
«Положение во гроб»
(Снятие с креста)

82.

Микеланджело Буонарроти
(Капрезе, 6 марта 1475 —
Рим, 18 февраля 1564)
был итальянским
скульптором, художником,
архитектором, мыслителем
и поэтом.

83.

В марте 1475 года в семье бедного дворянина
родился второй сын из пяти мальчиков. Когда
Мике было 6 лет, его мать, измученная
частыми беременностями, умерла. И эта
трагедия оставила неизгладимый след на
психологическом состоянии мальчугана, чем
и объяснялась его замкнутость,
раздражительность и нелюдимость.
Мадонна Брюгге. Фрагмент. Автор: Микеланджело
Буонарроти.

84.

Дохода отца едва хватало на содержание семьи и он был
вынужден отдать младенца кормилице из того же поселка,
дочке и жене каменщика.
Став знаменитым, объясняя почему ему больше нравилась
скульптура, чем другие искусства, Микеланджело вспоминал
эту семью опекунов, которая научила его владеть резцом и
разминать глину еще ребенком.
Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу,
который хотел дать сыну достойное финансовое
образование, что намерен обучаться художественному
ремеслу.
Юный Микеланджело высекает «Голову фавна». Автор:
Чезаре Дзоччи

85.

По истечению года Микеланджело поступает в
художественное училище, где его сразу заметил
Лоренцо Медичи, правитель Флоренции, который и
взял под свое покровительство юного художника:
поселил у себя в доме, обеспечивал дорогими
заказами и ввел в неоплатонический кружок
философов и литераторов.
Уже в 1490 году стали поговаривать об
исключительном даровании совсем еще юного
Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время
всего лишь 15 лет. А через два года на счету
начинающего скульптора уже были мраморные
рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Мадонна у лестницы.
(1491)
Битва Кентавров. (1492)

86.

В 1499 году 24-летний художник изваял из глыбы
розового мрамора композицию «Пьета», после чего о
нем заговорили как о гениальном мастере Италии. На
этом шедевре в первый и последний раз Буонарроти
оставил свой автограф. Он высек на нагрудной ленте
Мадонны, держащей на своих коленях умершего
Иисуса, надпись, которая гласила: «МИКЕЛАНДЖЕЛО
БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».
«Пьета»

87.

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области
живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была
взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

88.

Изначально было запланировано написать только образы 12
Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он
посвятил ему четыре года жизни.
Вначале работ живописец работал еще с двумя художниками и
сотней чернорабочих, но потом в приступе гнева разогнал всех
подручных и остался один.
Работа над этой росписью была для художника изнурительной и
сложной. Даже леса ему приходилось мастерить самому. И лежа
на них изо дня в день на протяжении четырех лет, он расписывал
потолок Сикстинской капеллы в одиночку.

89.

В Сикстинской капелле итальянский мастер
Микеланджело Буонарроти создал 9 сцен,
описанных в первой книге Библии – в Книге Бытия.
Все картины тематически разделены на три
сюжетные линии, в каждой из которых по три
фрески: сотворение Мира Богом, создание
прародителей рода человеческого – первого
мужчины Адама и первой женщины Евы, жизнь Ноя
и испытания человечества. Первая группа строится
на сюжетах мироздания: свет отделяется от тьмы,
появляются светила и растения, создаётся твердь.
Вторая сюжетная линия предстаёт в виде картин,
посвящённых сотворению мужчины и женщины, их
согрешению и изгнанию за проступок из рая. В
третьей триаде предстают сцены
жертвоприношения, опьянения Ноя, Всемирного

90.

«Сотворение Адама»

91.

Умер гениальный художник в 89-летнем возрасте в Риме.
Предчувствуя свой конец, он сжег наброски, рисунки и
недописанные поэтические творения. После чего решил
окончить начатую скульптурную работу в одной из
церквей Рима - вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы
таким образом завершить земные дела. Но во время
работы мастер потерял сознание и, очнувшись лишь на
утро следующего дня, еле добрался до своего дома.
Умирая, продиктовал краткое завещание, как и в жизни,
он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело
земле, имущество родным».Тело его погребено в церкви
Санта-Кроче во Флоренции.
Гробница Буонаротти
во Флоренции.

92.

Мраморная статуя работы Микеланджело,
впервые представленная флорентийской
публике на площади Синьории 8 сентября
1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние
стало восприниматься как символ
Флорентийской республики и одна из вершин
не только искусства Возрождения, но и
человеческого гения в целом.
«Давид»

93.

Донателло
полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто
Барди
родился в 1386 году — умер в 1466 году) —
величайший итальянский скульптор XV века,
выдающийся мастер изобразительного искусства
эпохи Раннего Возрождения. Творческое наследие
Донателло включает групповые и индивидуальные
скульптурные композиции, бюсты, барельефы,
надгробия и конные статуи. Наряду с классическими
шедеврами гениальный ваятель также создавал
глубоко реалистические скульптурные образы.

94.

Донателло изначально учился в
мастерской Лоренцо ди Биччи , а
позже у другого флорентийского
художника — Лоренцо Гиберти .
Последний также обучил молодого
скульптора тонкостям бронзового
литья.

95.

В 1404-1407 годах Донателло вместе со своим
товарищем Филиппо Брунеллески отправился в Рим,
чтобы поближе познакомиться со скульптурными
работами античных мастеров. Во время пребывания в
Вечном городе друзья увлеклись археологическими
раскопками.
По возвращении из Рима Донателло на первых порах
продолжил трудиться в мастерской Лоренцо Гиберти
и помог своему учителю закончить несколько
скульптурных проектов. В 1408 году молодой
художник создал свое первое самостоятельное
произведение — мраморную статую Давида. В ней
еще отчетливо просматриваются античные традиции
скульптурного искусства.
«Давид», 1408

96.

Следующая работа молодого ваятеля —
«Святой Иоанн Богослов» принесла ему
широкую известность. Именно после ее
создания во Флоренции заговорили о
появлении нового талантливого скульптора.
Донателло становится востребованным, ему
поступают многочисленные заказы на
художественное оформление церквей и
соборов, изготовление погребальных
памятников и барельефов.

97.

В 1444 году Донателло пригласили в Падую
для создания величественного памятника
Гаттамелате. Этот шедевр на несколько
столетий стал образцом идеальной конной
скульптурной композиции. Жители Падуи не
хотели отпускать назад великого мастера и
постоянно предлагали ему щедрые заказы. В
этом городе Донателло прожил следующие
12 лет.

98.

13 декабря 1466 года, будучи в весьма преклонном
возрасте, Донателло умер и был похоронен в храме
Сан-Лоренцо. Фасад этой церкви и сегодня украшен
многочисленными работами гениального
флорентийского мастера эпохи Ренессанса.
Донателло оставил после себя человечеству
множество великолепных скульптурных работ и
оказал огромное влияние на развитие мирового
искусства.
скульптура Марии
Магдалины
English     Русский Правила