3.94M
Категория: ИсторияИстория

История России в контексте развития мировой цивилизации. Факторы её самобытности

1.

ТЕМА №2: « ИСТОРИЯ РОССИИ КАК СОСТАВНАЯ
ЧАСТЬ МИРОВОЙ ИСТОРИИ.ФАКТОРЫ ЕЁ
САМОБЫТНОСТИ»
Презентация : Дзюбана Валерия Валерьевича - д. и. н.,
к. п. н., профессора ГКОУ ВО «Российская таможенная академия».

2.

Содержание
1.История России в контексте развития мировой
цивилизации.
2.Миротворческая роль России в мировой истории.
3.Факторы определяющие самобытность Российского
государства.
4.Особенности Российской истории и менталитета.
5.Место и роль России в мировой истории
человечества.

3.

1.1.История России в контексте развития мировой цивилизации.
1.Весь огромный период прошлого человечества принято разделять
на 2 больших этапа: доисторический этап( или доисторию) и
исторический этап (или историю). Доистория- это период времени
от появления человека (около 2 млн.лет назад) до каменного
века(около 6 тыс. лет назад) или иными словами до возникновения
цивилизации. С момента появления письменности, государства и
цивилизации начинается исторический этап человечества. Поэтому
ещё говорят о дописьменном периоде и письменном периоде.
1.1.Доисторию принято делить на 3 неравномерных по
продолжительности части: а) наиболее длительный этап«древнекаменный век» или палеолит(от греч.Palaios- древний, litios
– камень); б) среднекаменный век или мезолит, в) новокаменный
век или неолит.

4.

1. 2. ИСТОРИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

5.

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
(общинно-родовое - родовое),
охватывает эпоху от появления
первых людей до
возникновения государства.
Характеризуется коллективным
трудом и потреблением. ( 2млн.
лет – 4 тыс.до н.э.).

6.

7.

8.

9.

1.7.ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
3. Историю принято подразделять на ряд неравномерных
продолжительности этапов:
- «Первобытность» (от 2млн. Лет до 4 тыс.до н.з.),
- «История древнего мира»(от 4 тыс. лет до н.э. – до 5 в. н.э.),
- «История средних веков»(от 5 в. до 17в.);
- «Новая история»(18 век до конца 19 века);
- «Новейшая история»- с начала 20 века – до наших дней).
по
Процесс становления человека получил в науке название антропогенеза
(anthrop- человек, genesis- развитие).
Однако около 10 тыс. лет назад произошёл переход от присваивающего
типа хозяйства к хозяйству производящему. Люди научились возделывать
землю и одомашнили многие виды животных. Это событие в науке
принято называть неолетической революцией.. Она явилась началом
нового, исторического этапа в развитии человечества. Появились первые
города, государства, письменность и законы.Зарождается цивилизация.

10.

1.8. ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Процесс становления человека получил в науке название
антропогенеза
(anthrop- человек, genesis- развитие).
Однако около 10 тыс. лет назад произошёл переход от
присваивающего типа хозяйства к хозяйству производящему.
Люди научились возделывать землю и одомашнили многие
виды животных. Это событие в науке принято называть
неолетической революцией.. Она явилась началом нового,
исторического этапа в развитии человечества. Появились
первые
города,
государства,
письменность
и
законы.Зарождается цивилизация.

11.

.
1.9. ИСТОРИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Прародителями славян были индоевропейские народы, сложившиеся на территории современного Ирана и Малой
Азии. Во втором тысячелетии индоевропейская общность разделилась на германские и балто-славянские народы. В
середине первого тысячелетия до н.э. Произошло разделение народов балтов и славян. Расселение славян
происходило в 8-6 вв. до н.э. по трем направлениям:
1.На Юг, это Балканский полуостров(Южные славяне- «Склавины»),
2.На Запад- в междуречье Одера и Эльбы (Западные славяне- «Венеды»);
3. На Веверо-Восток в среднее течение Днепра(Восточные славяне-»Анты»).
Процесс разложения первобытно-общинного сторя в разных регионах Евразии происходил не одновременно.В
Южных районах это шло быстрее, что привело к образованию рабовладельческих государств в Ср.Азии,Закавказье,
Поволжье и Северном Причерноморье. Наиболее быстро процесс складывания государственности шел у
Ираноязычных скифов, к числу которых причисляют и часть Восточных славян.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к 1 тысячелетию до н.э.О них упоминает историк Тацит.
Под именем венедов.
В 6-9 веках н.э. славяне обьединились в общности, имевшие не только родовой, но и территориально-политический
характер .Образуются военные союзы, обьединяющие десятки племен, начинается переход от родовой общины к
соседской. И племена и племенные союзы были очевидно особенно на ранней стадии, не слишком прочными
обьединениями, большую роль в складывании племенных союзов стало играть не единство происхождения, а район
расселения, поскольку территориальные связи начинают преобладать над родовыми.

12.

2.1. МИРОТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ.
Россия - уникальная евразийская цивилизация,центр устойчивости и неустойчивости
геополитического, глобального развития человеческой цивилизации.Такая функция России в механизмах
социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного
места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных местах Запад и
Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как «этногенетический вулкан» определила
этногенез Европы, Америки, в значительной части Азии и Северной Африки на протяжении всей
истории.Становление же Российского государства на Евразийском континенте защитило Европу от
«этнических войн» с Востока, обеспечило стабильность её этногенеза в последнем тысячелетии.
Именно « сильная» Россия вместе с сформировавшимся на её территории суперэтносом,
стабилизировала глобальный мир с позиций взаимоотношений Восток – Запад. Необходимость военного
могущества России, её Евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания
русского народа, как основного»скрепа» российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия
более100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию, как уникальную
евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизмв, соборности и
державности.
Историческая миссия России – стать центром, обьединяющим Восток и Запад на духовной основе,
т.е. новой целостной идеологии гуманизма.В этом суть великой русской идеи, обьединяющей идеи мира.
И это мы видим и сегодня, её миротворческое поведение в Ливии, Египте, Сирии, Турции. В Африке,
Южной Америке, в Азии.

13.

3.1. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

14.

3.2. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Факторы самобытности российской истории
История России - неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия
занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию
соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В
процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так
и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.
Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для
Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с
эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, с XX в. – Новейшего времени.
Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинноколлективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.
Древний мир оставил великое наследие античной цивилизации, получившей наивысшее развитие в Древней
Греции и Древнем Риме (VIII в. до н.э. – V в.). Античная цивилизация в условиях рабовладельческого строя
выдвинула различные формы государственного устройства. Она показала образцы народовластия и демократии для
свободных граждан, испытала республиканскую, олигархическую, имперскую формы правления. Римское право –
образец системы норм, регулирующих имущественные, частнособственнические отношения. Латынь стала общим
языком западно-христианского богослужения. В древнюю эпоху сложился и восточный тип цивилизации (Индия,
Китай, Вавилон, Финикия, Ассирия), для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием
сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного
оросительного земледелия. Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные
силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте,
государству. Верховным собственником выступает государство, власть. Существовала строгая иерархия по
вертикали: власть (правитель), бюрократия, община (она тяготеет к замкнутости). Везде отмечалась колоссальная
роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество
распадалось. В IV-VII вв. в Европе происходило так называемое Великое переселение народов. Оно началось с того,
что на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров - восточногерманские племена готов,
вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния.

15.

3.3. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Так, готы с берегов Балтийского моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра
и Дуная. Вандалы из области Прикарпатья дошли до Испании. Толчок к великому переселению
народов был дан с востока появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали
на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на
готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад,
раскололась в 339г. на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала
всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453 гг.)
На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное
влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская
духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие
древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы
восточного типа цивилизаций. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим
особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под
влиянием которых формировался наш народ.
Во-первых,
неблагоприятные
природно-климатические
условия.
Краткий
цикл
сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера,
способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

16.

3.4. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит
евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная
территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с
угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время
отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные
ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для
защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных
завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению
людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать
контроль над земледельцами.
• В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне
сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную
религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили
специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского
общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями
артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это
вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной
истории.

17.

3.5. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
1. Природно-климатические условия и их влияние на российскую историю и
менталитет россиян
Противоречивость природно-климатических характеристик территории обусловила целый ряд важных
для населения России последствий, как положительных, так и отрицательных. Жизнедеятельность
значительной части жителей страны осуществляется в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых
природно-климатических условиях, заставляя расходовать много усилий и ресурсов на обогрев помещений,
теплую одежду, долговременное стойловое содержание скота и т.д. На экономику, весь жизненный уклад
оказывает важное воздействие то, что около ¾ территории приходится на Север и зону рискованного
земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства сосредоточены там, где почти
нет населения, что ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными
артериями.
Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все
исследователи своеобразия русского исторического процесса (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.К.
Любавский и др.). Последним по времени остановился на этой проблеме академик РАН Л.В. Милов, который
при ее решении опирался на наиболее солидную фактическую базу.
Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, а затем Российская империя
преимущественно находилась в зоне сплошных, величайших в мире лесов, заболоченных земель, со
сравнительно небольшими тепловыми ресурсами. На севере, вдоль всего Северного Ледовитого океана,
простиралась тундра, а южнее лесостепь, переходящая в огромные степные пространства. Климат России
преимущественно континентальный с резким понижением зимней температуры по мере продвижения к
востоку. В нашей стране находится полюс холода. Характерной чертой климата всегда был недостаток
осадков, к тому же выпадавших в основном в течение двух - трех месяцев, что в хлебородных районах
приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года.

18.

3.6. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Ранние заморозки и снежный покров чрезмерно сужали период, пригодный для сельскохозяйственных
работ. Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года. Из них 30
дней уходило на сенокос. То есть от посева до жатвы он имел примерно 100 рабочих дней, в то время как,
например, во Франции нагрузка распределяется на 10 месяцев, во время которых в силу более мягкого
климата возможны сельскохозяйственные работы.
Сравнивая два самых северных государства в мире - Россию и Канаду, - американский историк Р. Пайпс
отмечает, что подавляющее большинство канадского населения всегда жило в самых южных районах страны,
в трехсоткилометровом коридоре вдоль границы США, т.е. на 45°, что соответствует широте Крыма и
среднеазиатских степей. К северу от 52-й параллели в Канаде проживало мало населения и почти
отсутствовало сельское хозяйство. А Российское государство образовалось на территории между 50 и 60°
северной широты. Земли, расположенные в более благоприятных климатических условиях, были
приобретены Россией лишь в конце XVIII в. (Северное Причерноморье, Крым, часть Кавказа).
Находясь в жестком цейтноте, русский крестьянин должен был в течение 25 дней реально вложить в
землю такой объем труда, который, работавшему в более благоприятных условиях европейскому крестьянину
трудно было даже представить. Практически это означало, что русскому крестьянину приходилось трудиться
почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя всех членов семьи - женщин (на мужских работах), стариков
и детей. Восьмилетние дети трудились на тяжелой работе: во время вспашки полей колотушкой разбивали
крупные комья земли, возили и разбрасывали навоз, участвовали в сенокосе. Крестьянину в Западной Европе
ни в средневековье, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось, поскольку удобный для
сельскохозяйственных работ период длится там в среднем 8-9 месяцев.

19.

3.7. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Продолжая сравнение с Канадой, Пайпс утверждает, что этой стране никогда не приходилось кормить
большого числа населения, ибо те, которые не находили работу в народном хозяйстве, перебирались на
временное или постоянное жительство в США. России же, по словам Пайпса, «приходилось полагаться на
свои собственные ресурсы, чтобы прокормить население, которое уже в середине XVIII в. превышало
население сегодняшней Канады»4.
В начале XXI в., по-прежнему, большая часть территории Российской Федерации - заполярные и
приравненные к ним районы. (Так, например, самый северный крупный город Канады - Эдмонтон лежит на
широте Курска, и если в Канаде на этих широтах плотность населения не превышает 2-х человек на кв. км, то
в России не менее 20-и.)
Говоря об урожайности, Р. Пайпс подчеркивает, что только при условии, когда одно посеянное зерно при
уборке урожая приносит минимум четыре зерна, можно прокормить население. В Западной Европе этот
уровень был достигнут еще в XIII в., а в XVII в. в Англии уровень урожайности составил десять зерен на
одно посеянное, что, в свою очередь, сказалось на объемах вспашки земли и соответствующих трудовых
затратах. В России же урожайность почти 400 лет была крайне низкой, да и достигалась она громадными
затратами труда. В России и в конце XVIII в. средняя урожайность зерновых культур колебалась в среднем в
3-4 зерна урожая на одно посеянное.
Общую ситуацию хорошо характеризуют слова русского философа И.А. Ильина: «Из века в век наша
забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь
прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность…»5. Проявлением
указанного механизма выживания является и русская пословица: «не до жиру, быть бы живу».

20.

3.8. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Необходимо подчеркнуть, что влияние природно-климатического фактора продолжает
оказывать негативное воздействие на экономику и в наши дни. Использование техники, конечно,
способно компенсировать краткость сезона сельскохозяйственных работ, но засуха и заморозки попрежнему могут погубить значительную часть урожая. Д.Е. Сорокин отмечает, что высокая
энергозатратность производимой в России продукции, в том числе, промышленной, резко повышает
ее себестоимость и, как следствие, снижает конкурентоспособность на внешних рынках. Отсюда
следует, что при равной оплате труда непосредственных производителей российская продукция
неизбежно будет или хуже или дороже товаров, произведенных в более благоприятной природноклиматической зоне. Выход из обозначенной ситуации Д.Е. Сорокин видит в развитии наукоёмких
технологий, стимулировании инновационной деятельности во всех сферах экономики. Только
опережающая разработка новых технико-технологических решений и их немедленное внедрение,
развитие информационных технологий позволит современной России вписаться в мировую
экономику в качестве активного субъекта, а не сырьевого придатка.
Тяжелые условия труда, общинные традиции, внутреннее ощущение опасности развили у
русских чувство доброты, сострадания, коллективизма, готовности прийти на помощь.
На специфику русской истории повлияла обширность территории, незащищенность границ
естественными преградами, на протяжении почти всей истории оторванность от морей и развития
морской торговли.

21.

3.9. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

22.

3.10. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
• 2. Благоприятным геополитическим фактором выступает промежуточное положение между
двумя частями света и речная сеть, благоприятствующая территориальному единству.
Слабая заселенность территории Русской равнины и Сибири имела свои последствия для
истории страны. Земельные резервы создавали благоприятные условия для оттока населения из
исторического центра России. В этом случае государство должно было усилить контроль над
крестьянами, чтобы не лишиться источников дохода.
Отсутствие естественной защищенности границ приводило к постоянным вторжениям
неприятеля, поэтому потребностью государства является готовое к выступлению войско.
Оторванность от морей оказывала влияние на торговлю – свои продукты приходилось продавать
посредникам дешево, а покупать у тех же посредников дорого.
К благоприятным геополитическим факторам относилось наличие разветвленной речной сети.
Реки, связанные между собой являлись проводниками человека и товара.
Важным геополитическим фактором стал Великий шелковый путь из Китая, значительная часть
которого проходила через Россию.
3.Религиозный фактор оказывал свое влияние на государство и население России. Христианство
на Западе и в России кардинально различалось. Если на Западе богословие имело характер
рассудочной отвлеченности, то в России оно имело стремление к цельности внутреннего и
внешнего бытия.

23.

3.11. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Особенности социально-политической организации и духовной жизни общества
На социокультурные и политические характеристики российской цивилизации вышеперечисленные факторы
оказали большое влияние. В России сложились крепкие общинные традиции.
Характеризуя существовавшую на протяжении столетий общину, следует отметить, что в социологии давно
выделены две главные формы общины: кровнородственная и территориальная, которые чаще всего рассматривают
как последовательные этапы развития от первобытнообщинного строя к государственности. Но это неточно. На
самом деле оба типа общины всегда сосуществовали во времени как в догосударственный, так и в государственный
период (сосуществуют они и сейчас). Эти общины издревле так или иначе противоборствуют. Многие племена
исчезли в борьбе за господство, в том числе друг с другом в рамках единого племени, другие порабощались
завоевателями и утрачивали свою культуру и язык.
У кочевых народов обычно преобладает кровнородственная община с резко выраженной внутренней
иерархией, которая присутствует изначально: у разных поколений разные права, младшие члены семьи обязаны
подчиняться старшим. Со стороны в нее можно попасть лишь в качестве зависимого человека, раба, да и сами
младшие члены семьи располагают немногим большими правами. В кровнородственной семье чувство «крови»
прививается почти насильно и отчужденность больших семей друг от друга часто выливается в прямую вражду,
регулируемую обычаем кровной мести. У оседлых земледельцев чаще всего складывается территориальная община,
в рамках которой родственные чувства слабее, дольше удерживается идея равенства и в семье, и в общине в целом.
У большинства западноевропейских народов община изначально была кровнородственной (возобладал
иерархический принцип соподчинения сверху вниз) и исчезла она уже в период раннего феодализма. У славян же,
насколько можно проникнуть в глубь веков (с рубежа III-II тысячелетий до н.э.), была территориальная община,
сохранявшаяся вплоть до XX в. и с огромной силой воздействующая на национальный характер.

24.

3.12. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Территориальные общины обычно держатся принципа равенства и внутри ее и в отношении к другим племенам и народам.
Они:
– выстраиваются снизу вверх, путем делегирования, вплоть до высшей власти;
– открыты и для иноплеменников, которых принимают на положении свободных и равных;
– легко ассимилируют и ассимилируются в иноязычной среде (прежде всего в рамках также территориальных общин).
Территориальная община и будет тем главным, что определит специфику славянского менталитета на полторы тысячи лет
после их бурного расселения чуть ли не по всей Европе в конце V-VII вв. Многие древние народы или их остатки растворились в
славянских территориальных общинах: фракийцы, иллирийцы, венеты. Последние настолько, что в позднейшей традиции их и
знали как ветвь славян, хотя таковой они изначально не были.
Принцип равенства, связывающий территориальную общину, предопределяет специфическое отношение к частной
собственности: она на протяжении веков остается подчиненной более важной коллективной, она лишь в тех сферах, которые не
затрагивают интересы общины в целом. Устойчивость общины у славян сохранялась именно потому, что неизбежные
ограничения притязаний личности с лихвой компенсировались преимуществами как в хозяйственной, так и в культурнодуховной сфере. И именно община являлась наиболее действенной защитой перед лицом угрозы как со стороны природных, так
и инородных, иноплеменных сил.
Естественно, что в течение столетий постепенно сложились представления об общине как высшей ценности. Низкая
урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных
институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Только подчинение
индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей, а русскому народу сохраниться в качестве этноса.
Многовековой опыт общинного жительства крестьян-земледельцев помимо чисто производственных функций выработал целый
комплекс мер для подъема хозяйств, по тем или иным причинам впавших в разорение: земельные переделы и поравнения,
различного рода крестьянские «помочи», когда вся община бесплатно работает в пользу крестьянина, попавшего в беду (пожар,
болезнь и т.д.). Нестабильность существования индивидуального крестьянского хозяйства хорошо понимали и помещики,
оказывающие периодически крестьянину помощь ссудами, всячески стимулируя демократические функции общины. Общинные
уравнительные традиции сохранились и после Первой мировой войны, они существовали и в 1920-е гг. вплоть до

25.

3.13. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Важная роль в функционировании российской цивилизации принадлежит государству, что определяется
прямым воздействием указанных выше факторов. Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства
приводили в итоге к низкому объему совокупного прибавочного продукта, то явилось причиной формирования
жестких рычагов государственного механизма, направленного на изъятие определенной доли этого продукта для
обеспечения потребностей самого государства и общества в целом.
Потребность в сильной власти во многом была вызвана экономическими задачами, когда государство
вынуждено форсировать «процесс общественного разделения труда и, прежде всего отделение промышленности от
земледелия, ибо традиционные черты средневекового российского общества - это исключительно
землевладельческий характер производства, отсутствие аграрного перенаселения, слабое развитие ремесленнопромышленного производства, постоянная нехватка рабочих рук в земледелии и их отсутствие в области
потенциального промышленного развития». Отсюда вытекало гораздо более активное, чем на Западе,
регулирующее воздействие российского государства на социально-экономическую сферу. Свою роль играл и
географический фактор - огромная территория, благоприятствующая центробежным тенденциям, могла быть
«стянута» в единое государство только сильной центральной властью. Еще В.О. Ключевский считал, что при
свойственной России территориальной обширности неизбежно вставала проблема так называемых удерживающих
«скреп», к которым историк относил христианство (с его объединительным началом), высокоцентрализованную
власть, рано развившуюся сильную бюрократию, мощную армию. Что касается последней «скрепы», о ее значении
свидетельствует мудрое изречение российского императора Александра III: «У России есть только два союзника –
ее армия и ее флот».
История России - это история осажденной крепости. С 1055 г. по 1462 г., по подсчетам С. Соловьева, Россия
перенесла 245 нашествий. И.А. Ильин в работе «Историческое бремя России» справедливо отметил, что «наша
история есть история непрерывного военного напряжения, история самообороны и осады: от Дмитрия Донского до
смерти Петра Великого Россия провоевала пять шестых своей жизни»8. В целях обеспечения безопасности страны
необходимо было объединить народные усилия, что, естественно, повышало значение государства, приобретавшего
сакральный характер.

26.

3.14. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Этнический фактор важен для характеристики любой цивилизации, поскольку создается она исключительно в процессе
жизни и деятельности конкретных народов. Ядром российской цивилизации является русский народ – один из наиболее крупных,
развитых и богатых культурой народов мира. Он стал собирателем и объединителем других этносов России (ныне составляющих
около 20% населения).
Большинство этносов, вовлеченных в единое культурное пространство, приобщенных к русской культуре, скрепленных
языком межнационального общения – русским языком, стали участниками единого культурного процесса, создателями общих
ценностей в едином географическом, политическом и духовном пространстве. Многие из них и сегодня находятся в лоне
российской цивилизации, о чем свидетельствует их внутренняя самооценка, культурно-историческое самочувствие их
представителей.
Хотя государствообразующим являлся русский этнос, в стране сформировалась уникальная форма национального
общежития. В России имело место братство людей различных национальностей под общим названием «русские». Герой
Отечественной войны 1812 г. Петр Багратион считал себя русским грузином. Подобная позиция получила емкую характеристику
русского мыслителя XX в. И.А. Ильина, отметившего в статье «Почему мы верим в Россию», что «быть русским значит не только
говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей
вселенской истории неповторимое своеобразие… Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские
великие люди, все ее гении и строители»9.
По мнению историка А.Г. Кузьмина, именно территориальная община, для которой характерна идея равенства, является
объяснением следующего феномена: дойдя до Тихого океана, славяне не уничтожили ни одного народа, а ассимиляция многих
племен происходила совершенно естественно и довольно быстро.
В 1721 г. страна официально стала империей, однако Российская империя не была похожа на колониальные империи Запада.
В стране все народы были участниками строительства и носителями государственности. В России отсутствовало понятие
«метрополия», не было юридически господствующей нации, не было национального угнетения в пользу самого многочисленного
русского народа. Подавляющее большинство народов входило в состав России добровольно, часто после многократных просьб.
Весьма характерно, что в военном и гражданском аппарате Российской империи мы можем встретить на самых высших
должностях представителей разных народов.

27.

3.15. ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Показательно, что, когда Европу в XIX столетии захватил расизм, формируя во всех слоях населения
психологию изначального неравенства, в России, в условиях реального неравенства, этот вирус не задел сознания.
На это обстоятельство тогда же обратил внимание русский ученый этнограф второй половины XIX в. Н.
Миклухо-Маклай: «Россия - единственная европейская страна, которая хотя и подчинила себе много
разноплеменных народов, но все же не приняла полигенизм (т.е. учение о разном происхождении и, следовательно,
неравенство рас) даже на полицейском уровне. В России полигенисты не могут найти себе союзников, так как их
взгляды противны русскому духу»10. О том же свидетельствовал человек, которого трудно заподозрить в симпатиях
к нашей стране. Маркиз Д.Н. Керзон, в 1899-1905 гг. вице-король Индии, и в 1919-1924 гг. министр иностранных
дел Великобритании, вспоминал о своей поездке в дореволюционную Россию: «Русский братается в полном смысле
слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в
большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения
с чуждыми и низшими расами»11.
Ни один народ российских окраин не исчез с лица земли под русским владычеством. Уникальный случай в
истории мировых империй. В США коренное население (собственно американцы, жившие там задолго до прихода
европейцев) было фактически истреблено, а оставшееся загнано в резервации. Сравнение участи американских
индейцев с участью народов, населяющих Сибирь, как часть Российской империи, совершенно очевидно говорит не
в пользу либеральной государственности Нового Света.
Россия вкладывала в развитие окраин больше средств, чем получала от них доходов. В качестве своеобразных
льгот для окраин империи можно привести примеры отсутствия крепостного права во всей огромной Сибири,
сохранение различных религий, освобождение от всеобщей воинской обязанности неправославного населения и т.п.
Фактически основное бремя государственного строительства несло население центральных русских губерний. В
советский период была продолжена та же политика: развитие союзных республик происходило во многом за счет

28.

4.1. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И МЕНТАЛИТЕТА.
• Точки зрения:
• 1.Россия – часть западной цивилизации. ( Черты: частная собственность на
землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень
развития промышленности, капиталистические отношения, в основе
преобразовательской деятельности – вероучения)
• 2.Россия – часть восточной цивилизации.(Черты: почитание традиционного
прошлого, развитие капитализма позднее, в основе религии – обожествление
природы, деятельность направлена более на нравственное самоочищение
человека, нежели на окружающую действительность)
• 3. Россия – носитель самобытной славянской (многонациональность)
цивилизации (наличие особой русской культуры).
• Россия – часть западной цивилизации:

29.

4.2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И МЕНТАЛИТЕТА.
1. Религия – религиозный фактор сыграл большую роль в сближении России и Запада.
Христианство появилось в нашем государстве еще в глубокой древности, а именно в
период правления князя Владимира, который в 988 г крестил Русь. Таким образом,
принятие христианства на Руси было 1-ым мощным толчком в единении с Западом.
2. Деятельность правителей гос-ва:
а) Реформы Петра 1: оставил большой след в истории гос-ва. Он много путешествовал по
странам Запада. Учился у них, прибирая их порядки, их моду и многое другое. Петр
«прорубил окно в Европу», что дало России выход к морям, следовательно, сближение с
Европой в экономической сфере (т.к. был открыт выход к морю, то торговля становилась
проще). Он ввел в Россию: 1. Указ о введении нового летоисчисления. 2 . Введение
европейской одежды. 3 .Новые формы общения и развитий: ассамблеи, маскарады. 4.
Введение обычаев стричь народы, пить кофе. Петр 1 ставил Россию на западный путь
развития.
б) Деятельность Екатерины 2: подняла экономику страны. Вела переписки с великими
просветителями Европы, прислушивалась к их словам, формировала сознание Рос.
Народа по образу европейского. Некоторые идеи выдвигала за свои.
в) Деятельность Павла 1: указ «О престолонаследии» поговорив с монахами
европейскими, который гласил, что власть переходит к старшему сыну императора, как
это было заведено в Европе.

30.

4.3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ И МЕНТАЛИТЕТА.
• 3.Политический фактор - Россия схожа со странами Европы (не со всеми) в
политическом режиме. В большинстве стран Европы господствует демократия. Схожи
правовые системы (Россия – германская правовая система)
• 4.Экономический фактор – экономика нашей страны тесно связана с Западом. Рыночная
экономика утвердилась и в странах Европы и в России. Запад является главным
импортером товаров в Россию, а Россия экспортирует свои товары в Европу. Экономики
этих 2-ух звеньев тесно связаны.
• 5. Социальный фактор - уровень урбанизации, который вырос в России, очень помог
сравниться России с Европой.
• 6. Географический фактор – самый главный признак. Страны Запада и часть России (до
Уральских гор) лежат на Европейском материке. Страны объединены сетью сухопутных
и морских путей. Россия и Запад вышли из 1-ой индоевропейской семьи. Свобода,
равенство, соц. Справедливость.
• 7. Этнический фактор - славяне принадлежат к одной этнической ветви, как и германо-
франкские народы, развившиеся из арийских племен, населявших Индию.
• 8. Миграционно-переселенческий – на территории России сотни лет проживают
представители немцев, евреев, поляков, румын, чехов и других европейских народов. По
данным официальной статистики, большинство эмигрантов уезжают в США, Германию,
Канаду и Финляндию.
• Спор славянофилов и западников.

31.

5. 1.МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
• Место и роль России в мировом историческом процессе.
• В рамках цивилизационного подхода несть несколько направлений.
• Согласно первому— суть России в ее почвенности, самобытности. России не подходит ни
западный, ни восточный тип цивилизационного развития. Поэтому все попытки ввести или
западные, или восточные ценности оканчивались неудачей. Усилия многочисленных
реформаторов от Ивана 1У до Горбачева — есть борьба с сущностью России, ее почвенностью,
навязыванием чужеродных ценностей.
• Второенаправление — Россия скорее Запад, чем Восток, но Запад, деформированный Востоком.
Поэтому Россия отстает от Запада, вынуждена постоянно его догонять («догоняющий тип
развития»). По этой версии Россия пройдет все стадии развития, свойственные европейским
странам.
• Третье — доказывает, что России не обязательно проходить все стадии. Напротив, ее судьба,
миссия — перескочить какие—то и оказаться впереди всех, чтобы разрешить те проблемы,
стоящие перед человечеством, которые никто до свершения Россией ее миссии разрешить не
смог. По- разному ее придерживались Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Ленин. Эта идея о
возможности «перескочить» остается привлекательной.
• Четвертое— Россия восточная цивилизация и лишь ее пограничное положение позволило ей
впитать некоторые «западные» элементы. России ближе политические и нравственные ценности
восточных цивилизаций. Второе рождение переживает пятаяверсия — о евразийской сущности
российской цивилизации. Ее сторонники считают, что сущность русского исторического пути —
не в предпочтении одного типа развития другому, а в прочности синтеза этих двух начал.

32.

5.2.МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
• В мировой истории Россия занимает особое место.
• Геополитическое
положение России не только уникально, оно поистине
судьбоносно для нее. Одна из важнейших особенностей этого положения в
том, что Россия, занимая срединное положение между двумя цивилизациями
— Востоком и Западом, — была единственным держателем как
цивилизационного равновесия, так и мирового баланса сил. Все это
предопределяло в немалой степени развитие российской державности и
сильной центральной власти. Необходимость последней подкреплялась и
тем, что разноплеменное ее население было разбросано по огромной
российской территории от Прибалтики и Черного моря до Тихого океана.
При слабой социальной и экономической общности оно могло сделаться
единым народом благодаря сильному централизованному государству, без
которого над ним постоянно висела бы угроза завоевания. Инстинкт
самосохранения народа безошибочно вел его по единственному верному
пути — пути создания сильного государства.

33.

5.3. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
• В мировой истории Россия занимает особое место.
• Начиная с XIV века, шло непрерывное расширение государственных границ
— Московского княжества. Московского царства, а затем Российской
империи — за счет территорий, населенных как единокровными
славянскими народами, так и другими этносами.
• Расширение
территории, происходившее как мирным, так и немирным
путем, подогревавшее конфронтационную атмосферу в отношениях с
другими державами, требовало постоянного наращивания военного
потенциала, что периодически создавало высокий уровень милитаризации
страны. Этот процесс проходил на протяжении более чем шести столетий,
был неравномерным и сопровождался неудачами и отступлениями. В
течение многих столетий борьбы русский народ, живший в более тяжелых
условиях, чем какой бы то ни было другой народ, создал не только сильное и
жизнеспособное государство, но и уникальное, самобытное сообщество.1

34.

5.4. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Кризис, наблюдающийся в современной экономическое системе, имеет свои истоки
еще в XIX веке, когда имели место бурное революционное движение пролетариата и
распространение идей научного социализма, В связи с этим адекватное понимание
процессов, происходящих в современной российской экономике, невозможно без
осознания участия движений народничества, марксизма, либеральной и буржуазной
интеллигенции, направлений социал-демократии в развитии причинно-следственной
связи, приведшей экономику России к глубокому кризису.Вся история России как
самобытного, независимого великого государства говорит об одном: нелепа и абсурдна
сама идея о ее вхождении в Европу. Она принадлежит к иному религиозно-культурному
типу, она с самого начала своего возникновения становится полноправным членом
мирового сообщества. У России своя судьба, обусловленная всем ходом ее становления
как исторической индивидуальности. Она всегда шла своим путем, впитывая в себя и
чужеродные влияния, но не повторяя других. Она развивала свою собственную
государственность, собственную культуру, она имела свои народные традиции,
воплощенные в политическом и экономическом ее устройстве. Именно в них
сосредоточены дух народа, его история, его самобытность.Попытки втянуть Россию в
западную цивилизацию предпринимались в истории неоднократно. Все они в лучшем
случае заканчивались внешними заимствованиями, обманчивыми поверхностными
переменами.

35.

5.6. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
• Плоды западного развития, западной науки и техники, западной демократии на
российской почве, совершенно иной по своей структуре, вместо ожидаемой пользы часто
приносили вред и, не способствуя укреплению общественного и государственного
организма, вели лишь к еще большему его расшатыванию, к бесплодным иллюзиям, пока
инстинкт самосохранения не вынуждал вновь обратиться к родным испытанным
средствам.Мы это видим на примере преобразований Петра I. Запоздалые реформы
Александра II, несшие в себе к тому же большой европейский заряд, вылились в
десятилетия революционного брожения с их левым и правым террором, социальной
нестабильностью, нарастающим озлоблением обездоленного народа и завершились через
пятьдесят лет грандиозной революцией, которая смела и готовившую ее по европейским
меркам интеллигенцию, и ненавистное ей самодержавие, и Православную церковь.
• Разрыв между верхами и низами, между интеллигенцией и народом характерен для
любого общества. Однако в России этот разрыв оказался особенно большим. На
протяжении своей истории Россия пережила несколько кризисов такого общественного
непонимания.
• Первый из них ознаменовался восстанием декабристов. Вторымпроявлением глубокого
кризиса общественного непонимания стало движение народников. Третьим, и
трагическим кризисом, стали события 1905—1917 годов.

36.

5.7. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
• Еще одна ипостась миссии России: связывать Запад и Восток в
единое
цивилизованное
пространство.Последующее
продвижение России в Восточную Европу, на Кавказ, в
Северную Америку и, наконец, в Среднюю Азию часто
называют имперской экспансией, хотя вряд ли с этой оценкой
можно согласиться. Имперский период развития любого
государства не может характеризоваться только лишь чернобелыми категориями. И объективная роль России здесь была
ролью собирательницы континентальной Евразии.
•В
1812 году вновь проявилась миссия России как буфера
Европы. Как шестью веками раньше монголы, так и армия
Наполеона завязла в России, и французская экспансия была
погашена Россией.

37.

5.8. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
К концу XIX века обозначилось новое явление: Россия стала одним
из центров мировой культуры. Мир вознес на пьедестал Толстого,
Достоевского, Чехова, Тургенева, Гоголя, Чайковского, Мусоргского,
Римского-Корсакова. Россия становится мировой культурной
державой.Важные изменения произошли в конце XIX — начале XX
вв. и в политической истории России. Россия вступила в
эру большевизма. Занесенные в Россию семена марксизма нашли здесь
идеальную почву.И если иметь в виду середину XX века, то Россия
становится спасителем Европы и мировой цивилизации, остановив
варварское нашествие Гитлера.Сегодня независимая российская
держава есть один из краеугольных камней в фундаменте мировой
цивилизации. И ее внутренняя стабильность, экономическая и
политическая мощь являются залогом стабильности в мировом
балансе сил, фактором, существенно влияющим на развитие
современного миропорядка.

38.

39.

Список использованных источников и литературы:
1.История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; МГУ им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. 528 с. (349 экз.)
2.Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков: учебник для вузов / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С.
Стецкевич, В. В. Шишкин; под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 129 с.// Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511760.
3.Всемирная история в 2 ч. Часть 2. История Нового и Новейшего времени: учебник для вузов / под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва:
Издательство Юрайт, 2023. — 296 с.// Образовательная платформа Юрайт— URL: https://urait.ru/bcode/512430.
4.История России: учебник и практикум для вузов / К. А. Соловьев [и др.]; под редакцией К. А. Соловьева. — Москва: Издательство
Юрайт, 2023. — 244 с.// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510102.
5.Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России: учебник. 4-е изд., перераб. М.: Изд-во РТА, 2010. 244 с.
(ЭБ РТА, 402 экз.)
6. Степанова, Л. Г. История России. Практикум: учебное пособие для вузов / Л. Г. Степанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. —
231 с.// Образовательная платформа Юрайт— URL: https://urait.ru/bcode/517091.
7. Некрасова, М. Б. Отечественная история: учебник и практикум для вузов / М. Б. Некрасова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2023. — 363 с.// Образовательная платформа Юрайт— URL: https://urait.ru/bcode/517441.
8. Бычков, А. В. Эпоха войн и революционных потрясений в начале XX века. Внутриполитическое положение и экономическое развитие
России (столыпинские реформы): учеб. пособие / А. В. Бычков; РТА. - Москва: РИО РТА, 2018. - 86 с. (ЭБ РТА, 80 экз.)
9. История таможенного дела и таможенной политики России (VI -начало XX в.): курс лекций/ под ред. С.Г. Киселева. М.: РИО Российской
таможенной академии 2016 г. (ЭБ РТА) -100 экз.
10. Туфанов, Е. В. История России: учебник/ Е. В. Туфанов; Ставропольский государственный аграрный университет. – Ставрополь:
АГРУС, 2021. – 157 с.// ЭБС Университетская библиотека онлайн — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701019
11. Волков, В. А. История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение): учебное пособие/ В. А. Волков; Москва :
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 340 с.// ЭБС Университетская библиотека онлайн — URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599086
English     Русский Правила