Похожие презентации:
Генезис всаднической культуры
1.
Тема 3. Генезис всаднической культуры1.
Предпосылки возникновения кочевничества: природно-географический и социокультурный факторы. Возрастание роли и значения скотоводства. Формы скотоводческого
хозяйства: придомное, яйлажное, пастушеское, отгонно-перегонное и др.
2.
Хронология и памятники археологических культур эпохи раннего железа.
Тасмолинская культура: дата, ареал, особенности курганов и материальной культуры.
3.
Письменные источники. Изучение раннего железного века в Казахстане.
4.
Политические образования саков и сарматов. Культура племен раннего железного
века: хронология, погребальный обряд, оружие, узда, искусство звериного стиля.
5.
Культурогенезпрото- и ранних тюрков. Вопросы древних контактов пратюрков и
прамонголов. Проблема происхождения и этнической истории сюнну. Политическая
история империи хунну (сюнну).
6.
Этнополитические объединения усуней Семиречья и Тянь-Шаня. Проблемы
этнической и языковой принадлежности усуней.
7.
Историко-культурное наследие Кангюй. Происхождение и этническая история
кангюй. Территория и места кочевий кангюй во II в. до н.э. -первой трети V в. н.э. Ранние
этапы урбанизации. Бытовая керамика как показатель этнической принадлежности.
Текстильное производство. Значение жетыасарских племен в этнокультурной истории
Кангюй.
2.
1. Переход к кочевому скотоводству и, темсамым, к кочевому образу жизни стал
единственно возможным способом решения
острейших проблем. Важнейшим из них было
природно-климатическое изменение. В
середине II тыс. до н.э. началось опустынивание
казахстанских степей. В новых климатических
условиях продолжение прежних методов
хозяйствования стало невозможным. Так
постепенно начиная с раннего железного века,
скотоводы переходили к кочевому образу жизни.
3.
Резкое увеличение поголовья скота привело к сокращению пастбищ вокругстоянок (Одна из причин перехода к кочевому скотоводству - резкое увеличение
поголовья скота).
В отличие от охотников и собирателей, кочевники сами производили
продукцию. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была
небольшая.
Кочевничество - исторически сформировавшаяся хозяйственно культурная,
общественная система.
В начале древние жители пасли скот вблизи поселений (Придомное
скотоводство).
Перегонять скот от одного пастбищного участка к другому - пастушеское
скотоводство.
В горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли
специально назначенные пастухи.
Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние -жители
стали переходить к кочевому скотоводству.
4.
Конец I тысячелетия до н. э. является переломныммоментом в истории Казахстана. Для племен, населявших
территорию Казахстана, VII-VII века до н. э. это временя,
когда началась эпоха открытия и широкого использования
железа.
Древняя история эпохи железа делится на 2 периода:
эпоха раннего железа (VIII-VII вв. до н. э) и эпоха позднего
железа (III- IV вв. до н.э.)
Разные области не одновременно подошли к этому этапу.
Там, где были богатые месторождения меди и олова,
железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу.
К таким районам можно отнести Казахстан и Южную Сибирь, где развилось до высокого уровня бронзолитейное
искусство.
5.
6.
Увеличение производства продуктов: мяса, шерсти, кожи — создало излишки,что способствовало развитию обмена. Рост стада требовал новых пастбищ, и
между родами и племенами происходила борьба за землю, начались войны.
Побежденные племена были вынуждены уходить в другие районы. Выделились
более сильные племена.
Рост численности населения, необходимость организации защиты от врагов
заставляли роды и племена вступать между собой в тесные контакты. Роды
объединялись в племена, а племена ― в союзы племен. К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и
сарматов.
В руках отдельных семей сосредоточились большие стада скота. Владельцы
вынуждены постоянно менять места выпасов. Постепенно осваиваются не
только долины рек, но также зоны степей и полупустынь, высокогорья Тянь-Шаня.
Люди изобретают удила, и конь становится важнейшим средством
передвижения на дальние расстояния. Под постоянное жилье
приспосабливается юрта ― жилище легкое и удобное для перевозок.
7.
2. Тасмолинскую культуру относят к сакскому периодужелезного века в Казахстане. Он длился с 7 по 3 век до нашей
эры и охватывал плодородные долины Сарыарки (Казахского
мелкосопочника) на территории и Карагандинской,
Павлодарской и Акмолинской областей. Южным пределом
распространения Тасмолинской культуры являются Северная
Голодная степь и Северное Прибалхашье.
Предшественницей Тасмолинской культуры была культура
Бегазы-Дандбый, занимавшая приблизительно тот же ареал.
Также тасмолинцы впитали многие элементы материальной
культуры у своих предшественников. Генетически
представители этой культуры были потомками европейских
степняков и охотников Южной Сибири. Это было классовое
общество, основным занятием которого было скотоводство.
8.
9.
10.
11.
12.
Ещё одна особенность «усатых» курганов — отсутствиевнутри человеческих скелетов. Внутри находили глиняную
посуду и скелеты лошадей. Захоронения находятся
обычно рядом с курганом. Предполагают, что такие
сооружение делали в ритуальных целях: скорее всего, для
жертвоприношений. Также учёные определили связь
между характером и рисунком «усов» и циклов
равноденствия и солнцестояния.
Таким образом, «усатые» курганы Тасмолинской культуры
являются не только не имеющих аналогов в техническом
исполнении археологическими памятниками, но и
свидетельством развитой духовной жизни скотоводческих
племён Центрального Казахстана в раннем железном
веке.
13.
3. В отличие от предшествующего этапа истории эпохараннего железа представлена в письменных источниках
древнегреческого, ахеменидского и китайского
происхождения. Эти письменные источники содержат
разнообразную информацию о различных племенах,
предположительно локализуемых разными авторами на
территории Казахстана и сопредельных регионов
Центральной Азии. В частности, в них упоминаются
племена туров {tilга-), дахов (daha, dai]ha), саков {saka,
saka tigraxauda), ортокарибантиев, ятиев, массагетов
(massagetae), савроматов, сарматов, аланов, аорсов,
исседонов, аримаспов, аргиппеев и др. Китайские
источники сообщают, что в VII—VI вв. до н. э. во Внутренней
Азии проживали кочевые племена жун и ди, а позднее их
стали называть ху.
14.
Точная локализация этих племен и их этническаяатрибуция, как и сама терминология, проблематичны,
поскольку информация источников противоречива и
оставляет много места для разного рода разночтений.
Так, исследователи помещают туров обычно в
междуречье Амударьи и Сырдарьи. савроматов,
сарматов, аланов и аорсов — на западе степной зоны,
дахов, каспиев — на западе и юго-востоке от Каспия,
аримас-пов — на северо-востоке региона, аргиппеев —
на северо-западе, массагетов и ортокарибантиев — в
Центральном Казахстане и Приаралье, саков-тиграхауда
— на юго-востоке и т. д. Но все эти интерпретации
сомнительны и далеки от исторических реалий.
15.
Сакские и другие племена степной зоны быливовлечены в процесс генезиса кочевого
хозяйственно-культурного типа и находились на
стадии становления номадизма. Практически во
всех источниках содержатся сведения о том, что они
"переходят со скотом с места на место, смотря по
достатку в траве и воде. Постоянного пребывания; не
знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен
к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс... От
старейшины до последнего подчиненного каждый
сам пасет свой скот и печется о своем
имуществе..." . Кочевое скотоводство у саков
постепенно приобретает доминирующее
положение.
16.
17.
В древнеперсидских текстах также говорится, что племена периода раннегожелеза, кочевавшие к востоку от Волги, назывались именем саки. Например,
две с половиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись
иранского царя Дария I, где народы, жившие к северу от Сырьдарьи, названы
саки. О вооруженных столкновениях и войнах между персами и саками
свидетельствуют слова Дария, высеченные на Бехистунской скале: "Вместе с
войском я пошел к стране саков, которая за морем,... я саков сильно разбил,
одну часть я сходил, другая часть связанной была приведена ко мне, и их
первого, наибольшего из них — Скунха по имени — привели ко мне. Саки
оказались безбожниками, а я поклоняюсь Ахурамазде. Я сделал так, как мне
велел Ахурамазда”. Из этих строк видно, что по быту, одежде, верованиям у
саков и персов не было никаких сходств. Это значит, что у них отсутствовало
этническое родство. Что касается вопроса о языке, то в советской
историографии господствовало мнение об ираноязычности саков. Это
утверждение существует и в данное время.
Однако археолого-лингвистические исследования последних десятилетий
доказывают, что саки были тюркоязычными племенами. Одним из главных
доказательств этого являются надписи на тюркском языке на серебряном
ковше, найденном в Иссыкском кургане. Первым надписи расшифровал
языковед А.С. Аманжолов.
18.
19.
В материальной культуре саков, исследователивидят четко выраженную общность. Она
прослеживается ими в наличии так называемой
скифской триады — "звериного стиля" в искусстве,
специфических предметах вооружения и
элементах конской упряжи, а также в скифской
одежде. Однако ряд ученых считают, что все эти
элементы культуры носили надэтнический
характер и легко заимствовались другими
племенами.
20.
21.
22.
23.
24.
В китайских династийных хрониках конца Iтысячелетия до н. э. упоминаются племена
сэ, юэчжи, усуни и сюнну, проживавшие на
северо-западной периферии
древнекитайского государства. И если сэ
многими отождествляются с саками либо с
другими племенами восточно-иранского
круга, то в отношении юэчжи, усуней и
сюнну высказываются разноречивые
суждения.
25.
Самая сложная проблема — сюнну. Рассмотрение истории сюннуподвержено расхожим мифологизированным стереотипам, согласно
которым некогда существовала гигантская империя гуннов. Эта империя,
простиравшаяся на территории едва ли не всей Евразии, была якобы
образована в результате трансконтинентальных завоеваний
центральноазиатских номадов, а ее история охватывала несколько столетий.
На самом деле "история гуннов" вобрала в себя историю десятков и сотен
племен и была мистифицирована и гипостазирована западноевропейской
культурой на протяжении всего средневековья и нового времени, точно так же
как русская историческая традиция на протяжении многих столетий
мистифицировала проблему "монголо-татарского ига". В том виде, в каком
обычно представлена история гуннов в учебниках по истории, она никогда не
существовала, и таких гуннов, завоевавших всю Евразию, никогда в природе
не было. В образе гуннов персонифицировались все кочевники, все
"варвары", проживавшие на периферии европейской цивилизации.
26.
Сюнну ( *hwdng-na) впервые упоминаются в китайских династийныххрониках в конце III в. до н. э. в качестве преемников проживавших в
предшествующую эпоху в северо-западных регионах от Китая хунов
(xwn). Сюнну вели кочевой образ жизни. Сыма Цянь сообщает, что "в
мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц
и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в
тревожные годы каждый обучается военному делу... Начиная от
правителя, все питаются мясом домашнего скота, одеваются в его
шкуры и носят шубы из войлока". Сюнну "из домашнего скота более
содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят
верблюдов... Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в
траве и воде. Не имеют ни городов, ни оседлости, ни земледелия...". А
"их земли, — свидетельствует Бань Гу, — непригодны для обработки".
Земли их "покрыты песком и солончаками, во многих местах нет ни
воды, ни травы".
27.
28.
29.
30.
основатель империи Хунну и её правительЛЕГЕНДА
Согласно легенде, Модэ был старшим и нелюбимым сыном шаньюя Тоуманя,
который послал Модэ к юечжам, потребовавшим заложника. Тумань
планировал совершить набег на юечжей, чтобы юечжи вынуждены были убить
сына. Но Модэ предугадал намерения отца и при начале набега убил своего
стражника и бежал. Удаль Модэ произвела такое впечатление на хуннов, что
Тумань был вынужден поставить его во главе одного из уделов государства, дав
в управление 10 тысяч семей.
Модэ стал обучать воинов. Он ввёл в обращение свистящую стрелу и
приказал воинам стрелять в том направлении, куда пустит стрелу он.
Невыполнение приказа каралось смертью. Однажды внезапно он пустил
стрелу в любимого коня, а тем, кто не выстрелил, приказал отрубить головы.
Потом он выстрелил в свою любимую жену, а нестрелявших — обезглавил. В
конце концов, Модэ выстрелил в своего отца, не последовать его примеру не
рискнул ни один из воинов. Так он стал правителем хуннов в 209 году до н. э.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
В рамках программы «Рухани жаңғыру» в списоксакральных мест нашей области вошли 23 памятника
Жетыасарской культуры. Многие исследования наряду с
археологическими находками свидетельствуют об особой
роли этой могущественной цивилизации в этнокультурной
истории многих евразийских народов. Жетыасар –
территория, где в І-м веке до н.э. – начале VІІІ века жили
племена канлы (в китайских источниках называют кангюй).
Древние городища Жетыасарской культуры,
расположенные в Кармакшинском, Жалагашском и
Сырдарьинском районах, сохранились в виде
возвышенностей (асаров). Здесь расположено около
пятидесяти городов и крепостей, водных систем, таких как
Бидайык асар, Сорлы асар, Домалак асар, Унгирли асар,
Томпак асар, Кара асар, Жалпак асар, Тик асар, Тас асар,
Коса асар.
45.
46.
В развитии культуры было выделено три крупных этапа: Жетыасар-1 (ссередины V века до н.э. до конца III-IV веков н.э.) – формирование и расцвет
городов, Жеты-асар-2 (IV-VI века н.э.) – влияние культуры гуннов, что привело к
образованию «белых гуннов» (эфталитов). Жетыасар-3 (VII-IX века н.э.) –
образование крупных поселений. В конце третьего периода в результате
засухи городища перестали существовать.
Территория, занятая жетыасарскими памятниками, с древнейших времен
была зоной постоянных торговых, культурных и этнических контактов между
скотоводами евразийского степного пояса и прилегающих районов, а также
между скотоводческими племенами и земледельцами среднеазиатских
оазисов. Здесь же проходили весьма значимые торговые тропы (прежде всего
одно из важнейших северных ответвлений Великого Шёлкового Пути),
одновременно пролегали исторические миграционные дороги, и здесь же
лежал своеобразный их перекрёсток. Это определило особую роль
Жетыасарской культуры в системе этнокультурной истории многих
евразийских племён.