7.23M
Категория: БиографииБиографии

Чехов без глянца

1.

ЧЕХОВ
без
ГЛЯНЦА
«Я воображал,
что люблю!»
1
Стр.7-9
1

2.

«В маленьком флигеле из
земляного
кирпича,
обмазанном
глиной,
состоявшем
из
трех
комнаток, площадью три
квадратных метра
«Я родился в Таганроге»
на самой окраине России – в городе, который мог стать
столицей империи!
17 января 1860
«В то же время, улицы
были
не
мощёные.
Весной и осенью на них
стояла
глубокая,
невылазная грязь, а
летом всё покрывалось
бурьяном»
Мой дед, дядька, тётка и
отец
росли
когда-то
крепостными
и
были
выкуплены! Отец прошёл
суровую школу сначала
мальчика, затем «молодца»,
а потом и приказчика! Во
мне течёт мужицкая кровь!
Я ведь пролетарий – в
колониальной лавке спитым
чаем торговал»
«Таганрог очень хороший город.
Если
бы
я
был
таким
талантливым архитектором,
как Вы, то сломал бы его…»
из письма Ф.Шехтелю
«Вечереет. Улица прилична, мостовые лучше
московских. Пахнет Европой. Налево гуляют
аристократы, направо - демократы. Барышень
чертова пропасть: белобрысые, черноморденькие,
гречанки, русские, польки...»
Стр.192
«Такая кругом Азия,
что я просто глазам
не
верю!
60.000
жителей занимаются
только тем, что едят,
пьют, плодятся, а
других интересов никаких...
Куда
ни
явишься,
всюду
куличи, яйца, грудные
ребята, но нигде ни
2
газет, ни книг...»

3.

«Отец, Павел Егорович, был
очень одарённым человеком, в
душе – художник, прекрасно
рисовал и писал пейзажи, играл
на скрипке по нотам, пел на
клире, любил читать книги, а за
завтраком,
читал
матери,
Евгении Яковлевне,
вслух
газеты!
За
участие
в
общественных
делах
отец
получил Медаль, и стал носить
цилиндр…
Нас было пятеро братьев, за
всеми глядела нянька Арина, и
наконец
родилась
сестра,
которую
мы
любили
несказанно!»
«Таланты вселенского масштаба – Чеховы!»
200
202
«День начинался и
заканчивался
трудом»
Александр - круг его интересов
был безграничен: журналистика,
пожарное
дело,
химия
и
фотография, правоведение и
естествознание.
Николай - художник
Иван – педагог, обликом и
фигурой напоминал А.П.
Михаил - писатель, историк,
издатель.
Маша

созидатель,
она
заботилась о всех, поправ свои
таланты.
«Для нас дороже
матери ничего не
существует…
Отец и мать
единственные
для меня люди,
для которых я
ничего никогда не
пожалею!»
3

4.

«Любимым развлечением был каток в
городском саду»
«Выйдя из гимназии… выше среднего роста, (187 см),
шатен, с широким лицом, с вдумчивыми, глубоко
сидящими глазами, широким, прекрасной формы
белым лбом, с волосами, причесанными в скобку… Он
был красавец, с добрыми смеющимися глазами,
особенной, кроткой улыбкой…»
«Не поднимая воротника пальто, бравируя
своей закалённостью, он часто катался так
долго, что отмораживал себе уши и сидел
потом дома с огромными распухшими ушами,
вымазанными гусиным салом.»
из мемуаров
брата Михаила
«По зеркальному льду скользят мужские и женские ботинки с
меховой опушкой. Скользящих ног так много, что, будь они в
Китае, для них не хватило бы бамбуковых палок. Солнце светит
особенно ярко, воздух особенно прозрачен, щечки горят ярче
обыкновенного, глазки обещают больше, чем следует... Я готов
ее скушать вместе с ее шляпкой, шубкой и ножками, на которых
блестят коньки – так хороша! Страдаю и в то же время
наслаждаюсь!»
из рассказа «Добрый знакомый»
4

5.

«Единственной страстью был театр»
С самого момента своего
создания,
Таганрогский
театр представлял из себя
соединение
гастрольных
показов самого разного
жанра.
237
м
е
с
т
Оперные спектакли
курировал Луиджи
Росси де Руджеро,
а драматические антрепренёр и актёр
драмы
Николай
Новиков. На сцене
ставится
«Чайка»
Чехова,
«Власть
тьмы» Толстого.
200
202
Русская
драматическая
труппа была и составом в 5
раз
меньше
оперной
итальянской, и куда менее
популярной. И только в
1870-е годы постановки
драм начали пользоваться
большим успехом в городе,
отодвинув оперу на второй
план. В это время в театре
итальянская оперная труппа
соседствовала с русской
драматической.
«Маленький Ла Скала»
5

6.

«Прекрасная Елена»
«Елена, порок и соблазн, предстала зрелой
кокоткой,
прельстившейся
молодым
пастухом. Откровенный эротизм пришелся
по вкусу гвардейским офицерам из партера»
о
п
е
р
е
т
к
а
«Когда в будуар прекрасной Елены
пришел Парис, когда они стали
объясняться в любви, когда она
порывистым и плавным движением
сбросила верхнюю одежду и обнажила
плечи и руки свои во всей красоте,
200
202
когда взор залился негой, когда
талия сама собой начала
покорно подаваться вперед и
все тело замерло и задрожало в
объятиях
Париса,
тогда...
тогда, как я внимал…Тогда то,
в 13 лет, я познал все тайны
любви, умчавшись на пролётке,
заворожённый и возбуждённый
предвкушением объятий зрелой
кокотки.»
«Публика в искусстве
любит больше всего то,
что банально и ей давно
известно, к чему она
привыкла…»
А.П.Чехов
«порок и соблазн»
6

7.

Три года с 16 до 19 лет Антон
распродавал имущество, после
разорения и бегства отца от
кредиторов,
репетиторствовал,
просил,
кланялся и унижался! Все
деньги пересылал в Москву!
Содержал всю семью!
П.Фокин
«Получили от тебя 2 письма с
шуточками, а ожидали денег! У
нас всего 4 копейки на всё
осталось!»
из письма отца
«Из опыта видно нам, что
медицинский
факультет
практичный и современный.
Скорей
средства
можно
достать к жизни…»
из письма отца
«8 августа 1879 года в
квартиру в подвальчике, при
церкви св.Николая на Грачёвке,
где пахло сыростью и через
окна под потолком виднелись
одни только пятки прохожих
спрыгнув с пролётки вошёл
наш брат Антон… я не узнал
его. Высокий молодой человек в
штатском заговорил баском…»
из воспоминаний
брата Михаила
А
н
т
о
ш
а
Ч
е
Х
о
н
Т
е
«Началась моя Московская жизнь»
медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в
литературу должны иметь разные клички
«Большую
часть
своего
университетского
курса проработал в
анатомических
театрах…
и
редакциях журналов»
«Чехов
точно
называл дату своего
рождения,
как
писателя…
24
декабря 1879 года…
были
именины
матери и не на что
было приготовить
торжественный
пирог! Антон сел и в
один присест написал
рассказ
«Письмо
учёному соседу». К
немалому удивлению
напечатали»
Человек без селезёнки
Врач без пациентов
А.Чехов
7

8.

«Дом Островского взял в плен»
«Потом, когда Антон
был
постарше,
он
страшно
любил
Московский
Малый
театр. Как-то проездом
мы были в Москве и
узнали, что в этот день
Ленский играл Ричарда III.
Мы побежали в кассу, но
там остались билеты
только в первом ряду.
Антон
недолго
колебался: мы сложили
все, что у нас было и
вечером важно сидели в
первом ряду; Антон
недолго колебался: мы
сложили все, что у нас
было и вечером важно
сидели в первом ряду;
зато денег ни у меня, ни
у Антона не осталось ни
копейки…»
И.П.Чехов
Еще
при
жизни
драматурга Малый стали
называть
«Домом
Островского». Гончаров,
обращаясь
к
А.Н.Островскому, писал:
«Только после вас, мы,
русские,
можем
с
гордостью сказать: «У
нас есть свой русский,
национальный театр. Он,
по
справедливости,
должен
называться
«Театр Островского»…
Мы учились в университете,
а воспитывались в Малом
театре. В Москве два
университета – на Моховой и
на Театральной.
8

9.

«Кроме романа, стихов и доносов я
все перепробовал!»
1860-1904
ПЛАТОНОВ
18
лет
«Хотя Чехов заявлял, что сочинение пьес не в его характере, он
был наделен острым драматическим чутьем… и некоторые из
его девяти одноактных пьес, а именно Медведь (1888),
Предложение (1888) и Свадьба (1890) были инсценировками
рассказов. В юности он написал три полномасштабные пьесы (не
сохранились). Четвертая из них, Платонов (Безотцовщина)
(1881), была обнаружена после смерти писателя… Немаловажное
значение для Чехова-драматурга имели успешная постановка
пьесы Иванов (1887) и сценический провал комедии Леший (1889), в
поздней переработке получившей название Дядя Ваня…»
П.Фокин
стр.12,13, 15…
9

10.

«Драматургом
же
я
сделался нечаянно, попав
однажды в театр Корша.
Одноактная пьеска об
укрощении грубого, но
добродушного
моряка
великосветской
красавицей.
Мне
настолько понравилось,
что
созрела
мысль
написать нечто вроде
«русского медведя»! И
написал, заключив пари с
Коршем!»
«Драматургом же я сделался
нечаянно»
19 ноября 1897
«Современный театр - это сыпь,
дурная болезнь городов. Надо
гнать эту болезнь метлой, но
любить ее - это нездорово. Вы
станете спорить со мной и
говорить старую фразу: театр школа, он воспитывает и проч. А
я Вам на это скажу то, что вижу:
теперешний театр не выше
толпы, а, наоборот, жизнь толпы
выше и умнее театра; значит, он
не школа, а что-то другое».
Ф
ё
д
о
р
А
д
а
м
о
в
и
ч
А.П.Чехов, 1888 г.
К
о
р
ш
«Можно не любить
театр и ругать его
и в то же время с
удовольствием
ставить пьесы»
А.П.Чехов
«Вы изображали моего
Иванова - в этом
заключалось все мое
честолюбие»
Владимир Давыдов
«Ставить пьесу я люблю так
же, как ловить рыбу и раков:
закинешь удочку и ждешь, что
из этого выйдет?»
12-летняя
Нина Корш
Влюбилась!
10

11.

«Когда любишь, то в
своих рассуждениях об
этой
любви
нужно
исходить от высшего,
от более важного, чем
счастье или несчастье,
грех или добродетель в
их ходячем смысле, или
не нужно рассуждать
вовсе».
А.П.
Ольга Кундасова
«Медицина – моя законная
жена, литература –
любовница»
1890
Дуня Эфрос
1886
11
Нина Корш
1898
«Неверно, что с
течением времени
всякая
любовь
проходит.
Нет,
настоящая любовь
не проходит, а
приходит
с
течением времени.
Не
сразу,
а
постепенно
постигаешь
радость сближения
с
любимой
женщиной. Это как
с хорошим старым
вином. Надо к нему
привыкнуть, надо
долго пить его,
чтобы понять его
прелесть»
А.П.
«Любовь - это когда кажется
то, чего нет»
Каждая
считала
себя
«Чайкой»
«Я,
вероятно,
никогда
не
женюсь, потому
что
могу
жениться только
по любви. После
постановки
я
Ма «Иванова»
переспал
не
па
менее чем с 92
женщинами;
я
воображал, что
люблю
их,
и
выслушивал их
любовные
Лика Мизинова
клятвы;
но
1888
проходила ночь, и
я понимал, что
мы оба глубоко
заблуждались».
А.П.
«Больше
всего Чехов
ценил
Елена Шаврова
Лидия Яворская
1889
1893
свободу и
Лидия Авилова
1889
«АНТОНОВКИ»
независимость»

12.

Дуня Эфрос
прототип Сусанны
Моисеевны из рассказа «Тина»
Ему 26 лет
1886
Первая
невеста
«Не-ет, нужно жениться! Если Варвара Ивановна (жена приятеля) не
найдет мне невесты, то я обязательно застрелюсь. У меня женится
трое приятелей… Ужас, сколько предстоит работы! У всех троих я шафер!... Впрочем вчера, в свой день рожденья, провожая домой одну
барышню, сделал ей предложение… Хочу из огня да в полымя…
Благословите жениться»
из письма приятелю
«Жениться я не хочу, да и не на
ком. А влюбиться весьма не
мешало бы. Скучно без сильной
любви…»
12

13.

Их роман, который они были
вынуждены скрывать, длился
более десяти лет. Елена
познакомилась с Чеховым, когда
принесла ему на рецензию
написанный ею рассказ, и сразу
же влюбилась в него. Было ей
тогда всего 15 лет.
Елена Шаврова
через 8 лет
Чехов же в то время был
увлечен Ликой Мизиновой.
Прекрасно
понимая,
что
рассчитывать на взаимность ей
не стоит, Елена попыталась
забыть о Чехове, и спустя пять
лет вышла замуж. Но через три
года после свадьбы, приехав к
родственникам в Москву, они
снова встретились, и на этот
раз у них случился роман.
«Дама с собачкой»
Они сбежали в Ялту, где
провели вместе некоторое
время. После этого Елена
вернулась к семье, а их роман
продолжился в письмах. Она
написала ему 13з писем. Чехов
Елене 70 писем, которые
хранятся
в
литературном
архиве главной библиотеки
страны, и до сих пор сохранили
аромат её духов. Итогом же
этого романа стал прекрасный
рассказ «Дама с собачкой».
Ей 15
«Многоуважаемая
коллега! Вы пишете,
что хотите славы
гораздо больше, чем
любви; а я наоборот:
хочу любви гораздо
больше, чем славы…»
Ему 29
«Рассказ мне очень понравился,
в нем кроме таланта, который
и ранее не подлежал сомнению,
чувствуется
также
ещё
зрелость. Только заглавие
показалось
мне
несколько
изысканным. ..»
Ваш Antonio.

14.

Кукуруза души моей!
ЧАЙКА
«Ваш от головы до пяток,
всей душой, всем сердцем,
до гробовой доски, до
одурения, до бешенства, до
безумия!»
Антон,1892
«Я прозевал своё здоровье
также, как прозевал и
Вас…»
А.П. в письме Лике
Ему 28
«Настоящая
«Царевна-лебедь»
из русских сказок!
Чудесные серые
глаза
под
соболиными
бровями…»
М.П.
Стр.242-246
«У нас с Вами
отношения
странные.
Мне
просто хочется Вас
видеть, и я всегда
первая делаю всё,
что могу. Вы же
хотите, чтобы Вам
было спокойно и
хорошо и чтобы
около Вас сидели и
приезжали бы к Вам,
а сами не сделаете
ни шагу ни для
кого…»
Из письма Лики к А.П.
Ей 19
«Любовь - Игра»
«В летнюю пору Лика
жила у нас в Мелихове
подолгу. Все в доме
любили
Лику
и
радовались её приезду.
С её участием у нас
происходили чудесные
музыкальные вечера.
Лика недурно пела.»
18891898
«На премьере «Чайки» в
МХТ Лика плакала и всё
время восклицала, но ведь
моя дочь жива! Спустя
немного времени её дочка
умерла…»
М.П.
«Скажите
Лике,
чтобы
бросила
курить
и
разговаривать
на
улице! И чтобы она
не ела мучного и
избегала Левитана!»
«Потапенко её обманул,
Санин – женился на ней»
А.П. в письме к М.П
13

15.

Он взял судьбу
для главной
героини у Лики
Мезиновой!
Он дал главной
героине имя
Нины Корш
ЧАЙКА
Л
и
к
а
200
202
Ольга
По некоторым свидетельствам,
в 1900 году Нина забеременела
от Антона Павловича и родила
дочь
Таню.
Поскольку
отношения Чехова с Корш
разворачивались на фоне его
расставания с Ликой Мезиновой
и нового романа с Ольгой
Книппер, Нина не сообщила о
своем положении никому, кроме
родителей. Те воспитали внучку.
После революци, как стало
известно, она жила с дочкой в
Париже. Таня, как и А.П.Чехов,
стала врачом.
Таня Корш, 1918, Париж
На премьере
ответил со сцены
и признался в
любви
Лидии Авиловой!
Их любовь разгорелась в
1898 году, когда Нина
приехала
поддержать
писателя во время премьеры
«Чайки» в МХТе. Главная
героиня носила её имя –
Нина Заречная
Н
и
н
а
К
о
р
ш
«Удивительно знал он
женское сердце, тонко и
сильно
чувствовал
женственность, среди
образов, рождавшихся в
его мечте, есть образы
пленительные, и редко
кто умел так, как он,
говорить с женщинами,
трогать их, входить с
ними
в
духовную
Таня Корш, 1902
близость...»
Ялта
И.Бунин
П
р
и
е
з
ж
а
л
а
Н
и
н
а
с
д
е
в
о
ч
к
о
й
14

16.

«Я вас любил и думал
только о вас»!
«Долгий и очень сложный роман
близких
по
духу
людей.
Пожалуй, единственная полная
влюблённость Чехова…»
И.Бунин
ЧАЙКА
Ф
л
о
р
а
«Помните ли вы наши встречи?.. Знаете, что я
был серьёзно увлечён вами? Это было
серьёзно. Я любил вас… Я вас любил и думал
только о вас. И когда я увидел вас после долгой
разлуки, мне казалось, что вы ещё похорошели
и что вы другая, новая, что опять вас надо
узнавать и любить ещё больше, по новому. И
что ещё тяжелее расстаться…»
А.Чехов
Ему 35
«Я, мужняя жена и мать!»
1889
Лидия Авилова
«С тоски и отчаянья она делает
решительный шаг. Заказывает в
ювелирном магазине брелок в виде
книги с гравировкой: «Повести и
рассказы. Соч. Ан.Чехова, стран.207,
строки 6 и 7». Открыв эти строки,
читаем: «Если тебе когда-нибудь
понадобится моя жизнь, то приди и
возьми её».
Ей 28 15

17.

«Поедем смотреть, как провалится
моя пьеса…»
Роли в «Чайке» на первой
премьере
распределял
сам А.С.Суворин…
Елизавета
Левкеева
М
а
р
и
я
Провал
17 октября 1896
в
Александрийском
Императорском театре
«Что же это за ужас! Я
провалила роль! Чему
они смеются!»
Вера Комиссаржевская, первая «Чайка»
«Я уезжаю в Мелихово,
вчерашнее
не
очень
огорчило
меня…
О
спектакле – больше ни
слова! Никогда я не буду
ни писать пьес, ни
ставить»
в письме М.П.
С
а
в
и
н
а
В.Давыдов
«Главное, голубчики,
не надо никакой
театральности,
просто всё надо…
Совсем просто. Они
все
простые,
заурядные люди…»
Стр.370… 16

18.

«Успех
колоссальный!»
200
202
«Все театры России и
многие
Европы
пытались
передать
Чехова
старыми
приемами игры. И что
же?
Их
попытки
оказались неудачными.
Назовите хоть один
театр или единичный
спектакль,
который
показал бы Чехова на
сцене
с
помощью
театральности.
И
только
нашему
театру
удалось
перенести на сцену
кое-что из того, что
дал нам Чехов,
17
К. С. Станиславский
Это
случилось
благодаря тому, что
нам посчастливилось
найти новый подход к
Чехову.
Он
особенный. И эта его
особенность
является
нашим
главным вкладом в
драматическое
искусство».
М
е
й
е
р
х
о
л
ь
«Идите к д
Т
чёрту!»
р
е
п
л
е
в
«Дорогой Антон Павлович!
Тебя надо показать так, как
может
показать
только
литератор
со
вкусом.
Янамерен указать на дивные
изображения жизни и души в
твоей «Чайке»! Мне важно
знать теперь же, даёшь ты
нам свою «Чайку» или нет!
Если ты не дашь, то
зарежешь меня…
Цитата прогр.МХТ+стр.409
В.И.Немирович

19.

Лидия Яворская
прототип
Аркадиной из
пьесы
«Чайка»
Сохранилось
четыре
интимных
записки
Яворской, в которых
она
намекает
на
«неземное блаженство»
и объясняется в любви.
«Она интеллигентна и порядочно одевается,
иногда бывает умна. Московские газетчики
всю зиму травили её, как зайца. Но она не
заслуживает этого. Если бы не крикливость
и не некоторая манерность (кривлянье тож),
то это была бы настоящая актриса. Тип во
всяком случае любопытный. Обратите
внимание».
А.Чехов
«Получил
телеграмму,
что
Яворская женила на себе князя
Барятинского. Она старше его и не
любит его. Если она не родит от
него, то не уживётся с ним долго,
или он не уживётся с ней. Какое
лживое созданье!
Суворин - Чехову 18

20.

«Я
конечно
не
предполагала, что за
этой невинной шуткой в
будущем встанет чтото
серьёзное,
большое…»
М.П.Чехова
Театральный роман
«…Я влюбился бы в
царицу Ирину!»
1898-1899
«…Обрати внимание на молодую
актрису художественного театра
Ольгу Книппер»
«Ну Ольга! Тебя на кривой
козе не объедешь!»
«…В общем, вышло, что вкусы
наши с братом совпали…»
19

21.

МХТ стал Чеховским театром
«Автор прячется в норе,
среди старых декораций, и
решает никогда отсюда не
выйти и уже ощупывает свои
подтяжки, пробуя, выдержат
ли они, если он на них
повесится»
А. П. Чехов
«Это
единственный
театр,
который
я
люблю! А ещё, я
влюбился в царицу
Ирину! Если жениться,
то только на ней!»
«Он весь был творчество»
И.Бунин
«Я
конечно
не
предполагала, что за
этой невинной шуткой
в будущем встанет
что-то
серьёзное,
большое… В общем,
вышло, что вкусы наши
с братом совпали…»
Из переписки
сестрой
А.П.
с
20

22.

О
.
К
н
и
п
п
е
р
М
а
ш
а
«В Москву! В Москву!»
1
8
9
9
«…Я привык к Вам и К.Станиславский Вершинин
теперь скучаю и
никак
не
могу
примириться
с
мыслью,
что
не
увижу Вас до весны! Я
злюсь… Ну, крепко
жму и целую Вашу
руку.
Будьте
здоровы,
веселы,
счастливы,
работайте,
прыгайте, пойте и,
если
можно,
не
забывайте
заштатного
писателя,
Вашего
усердного поклонника
А.Чехова»
В Ялте, работая над «Тремя
«Театральный
роман»
31 декабря 1901
В пьесе Чехова никак нельзя,
чтобы актёр жил только
теми словами, которые он
сейчас произносит. Каждая
фигура носит в себе что-то
невысказанное,
какую-то
скрытую драму, скрытую
мечту, скрытые переживания,
целую
большую
не
выраженную в слове - жизнь.
Где-то она вдруг прорвётся, в какой-то фразе, в какой-то
сцене. И тогда наступит та
радость, которая составляет
смысл театра!
сёстрами»,Чехов признаётся
в любви Ольге Книппер!
«Любовный треуголник»
В.Мейерхольд Тузенбах
«С этой встречи начал
медленно затягиваться
тонкий и сложный узел
моей жизни…»
Н
е
м
и
р
о
в
и
ч
В.И.Качалов
21

23.

«Был Антоша наш, а теперь не наш…»
«Здравствуй, милая Маша! Все
собираюсь написать тебе и никак не
соберусь. О том, что я женился, ты
уже знаешь. Думаю, что сей мой
поступок нисколько не изменит моей
жизни и той обстановки, в какой я до
сих пор пребывал, перемен не будет
решительно никаких, все останется
по-старому. Буду жить так, как жил
до сих пор, и мать тоже; и к тебе у
меня
останутся
отношения
неизменно теплыми и хорошими,
какими были до сих пор…».
Окончательное признание Книппер
большой актрисой пришло в пьесе
«Три сестры». В этой роли
Книппер достигла вершин своего
таланта; правдивее она не
раскрыла ни одного образа… Эта
роль, в которой так немного слов,
была самой красноречивой ее
ролью. Она признавалась в любви
А.П. со сцены…
25
мая
1901
«Милая мама, благословите, женюсь. Все
останется по-старому. Уезжаю на кумыс.
Здоровье лучше. Антон».
Обед был устроен им для
того, чтобы собрать в одно
место всех тех лиц, которые
могли
бы
помешать
повенчаться интимно, без
обычного
свадебного
шума. Страдал Качалов и
был уязвлён Немирович!
22

24.

Как-то на одной из
репетиций, когда мы
стали приставать к
нему, чтобы он написал
еще пьесу, он стал
делать кое-какие намеки
на сюжет будущей
пьесы. Ему чудилось
раскрытое
окно,
с
веткой
белых
цветущих
вишен,
влезающих из сада в
комнату.
Обычно
Антон Павлович тайну
наименования
пьес
берег особливо ревниво.
Послушайте, я же нашел
чудесное название для
пьесы.
Чудесное!
Вишневый
сад!
Нет!
Постойте! Не вишневый, а
Вишнёвый сад! «Вишнёвый
сад» дохода не приносит,
он хранит в себе и в своей
цветущей белизне поэзию
былой барской жизни. Такой
сад растет и цветет для
прихоти,
для
глаз
избалованных
эстетов.
Жаль уничтожать его, а
надо!
Я же все написал, - говорил А.П.
тогда. - я же не режиссер, я - доктор.
«ВИШНЁВЫЙ САД»
Работа
над
«Вишнёвым садом»
была
трудная,
мучительная, я бы
сказала, никак не
могли понять друг
друга, сговориться
режиссеры
с
автором.
О.Книппер
«Вишнёвый сад»
мы
впервые
играли
17/30
января 1904 года, в
день
именин
Антона
Павловича.
Стр.464…468 23

25.

«ВИШНЁВЫЙ САД»
«Искусство
писать,
состоит, собственно, не в
искусстве писать, а в
искусстве
вычеркивать
плохо написанное»
А.П.Чехов
«Другое дело, что за словами у
Чехова
такое
количество
подтекстов,
такой объем
недоговоренного,
это
и
позволяет мне прочесть его
одними глазами, англичанину другими, японцу - третьими… и
даже американцу! Он писал
сложные, как роман пьесы и
приобрёл статус крупнейшего
Драматурга и тончайшего
стилиста. Его произведения
переведены на 120 языков мира
и современны всегда!»
Г.Волчек
24

26.

ЧЕХОВ БЕЗ ГЛЯНЦА
«Он и она полюбили друг друга,
женились и были
несчастливы…»
25

27.

СЛАЙД 6… Становление драматурга. Театр и Чехов…
Иван Павлович Чехов: Театром Антон Павлович увлекался с самого раннего детства. Первое, что он видел, была
оперетка «Прекрасная Елена». Постановка в России оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» была ознаменована
«сексуальными скандалами», мелодии оперетты перешли со сцены в салоны. Ради лицезрения полуобнаженной
красотки солидные люди пренебрегали многими злобами дня, и это была новая модная болезнь, которая охватывала,
как столицу, так и провинцию, что дало повод сатирическим журналам заметить, что (ЦИАТА – прав. верх.)
Театральная лихорадка распространилась повсюду! Ходили мы в театр обыкновенно вдвоем. Билеты брали на галерку.
Места в Таганрогском театре были не нумерованные, и мы с Антоном Павловичем приходили часа за два до начала
представления, чтобы захватить первые места. Мы пробирались потихоньку наверх в полной темноте, сидя на
ступеньках, терпеливо ждали, когда нас наконец впустят. Наконец гремел замок, дверь распахивалась, и мы с Антоном
неслись со всех ног, чтобы захватить места в первом ряду. До начала все же еще было далеко. Весь театр был
совершенно пуст и неосвещен. На всю громадную черную яму горел только один газовый рожок. И, помню, нестерпимо
пахло газом. Кроме того, все зрители галерки грызли подсолнухи. Бывало так тесно, но несмотря на все эти неудобства,
в антрактах мы не покидали своих мест, зная, что их тотчас же займут другие.
200
202
Андрей Дросси, гимназический товарищ Чехова:
Посещение театра учащимися тогда строго преследовалось. Допускалось хождение в театр только с родителями и то с
особого каждый раз разрешения гимназического начальства. Но мы ухищрялись всякими способами проникать туда
чуть ли не каждое представление, прекрасно зная, что надзиратель гимназии непременно заглянет на галерею. Чтобы не
быть узнанными, мы с Антоном прибегали нередко к гримировке. Странно было видеть молодые лица с привязанными
бородами или бакенбардами, в синих очках, в отцовских пиджаках, восседающих на скамьях галереи. (ЦИТАТА –
лев.ниж.+ центр.ниж.)
Иван Павлович Чехов: Когда мы шли в театр, мы не знали, что там будут играть. - мы не имели понятия о том, что такое
драма, опера или оперетка, - нам все было одинаково интересно… Идя из театра, мы всю дорогу, не замечая ни погоды,
ни неудобной мостовой, шли по улице и оживленно вспоминали, что делалось в театре… А на следующий день Антон
все это разыгрывал в лицах. Один во всех ролях. Особенно ему удавались старухи, как и молодому Гоголю!
Позднее Чехов в письме Станиславскому писал – (ЦИТАТА – прав. ниж.)
1

28.

СЛАЙД 10… Становление драматурга. Театр и Чехов…
«Вы критикуете, возмущаетесь, а вот попробуйте-ка сами написать хорошую пьесу». - «Ну что ж, - и попробую», - отвечал
Чехов. Прошло некоторое время, и началась работа над «Ивановым». Уже само название пьесы было вызовом
современному театру. «Я действительно пишу и непременно напишу драму, - говорил Чехов Короленко, - «Иван
Иванович Иванов»... Понимаете? Ивановых тысячи... обыкновеннейший человек, совсем не герой... И это именно очень
трудно». Вместо традиционного мелодраматического злодея или олицетворенной ходячей добродетели, вместо
исключительного героя Чехов поставил в центре пьесы вполне реальный психологически углубленный образ рядового
человека. Работа над «Ивановым» проходила в очень напряженных, даже для Чехова, темпах. Антон Павлович
проводил за письменным столом весь день, с утра и до позднего вечера. Он вынужден был повесить на двери своего
кабинета плакат «Очень занят» и на время отказаться от встреч с друзьями и знакомыми. За домоседство Антон
Павлович получил от матери и тетки шутливое прозвище «дед». В итоге в начале октября 1887 г. большая 4-х актная
пьеса была закончена. Работа над ней, по словам Чехова, отняла у него только 10 дней. Чехов специально посещал
театр Корша, чтобы увидеть «громаднейшего художника и величайшего артиста» Давыдова. За кулисами театра и
состоялась их встреча. Давыдов так рассказывал о ней: «Однажды, во время одного из антрактов, входит ко мне Чехов
и сует в руки рукопись, говоря: «Прочтите когда-нибудь». Придя домой, я сейчас же стал читать. Это был «Иванов». Я не
помню, чтобы другое какое-либо произведение меня так захватывало, как это. Для меня стало ясно до очевидности, что
предо мной крупный, провидящий новые пути в литературе, драматург». Спектакль вызвал ожесточенные споры среди
зрителей. «Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисмен-тошикания, и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей
пьесе», - рассказывал Чехов.
В письме к брату Александру Павловичу Чехов нарисовал картину зрительного зала театра Корша во время спектакля:
«...Было такое возбуждение в публике и за сценой, какого отродясь не видел суфлер, служивший в театре 32 года.
Шумели, галдели, хлопали, шикали; в буфете едва не подрались, а на галерке студенты хотели вышвырнуть кого-то, и
полиция вывела Двоих. Возбуждение было общее. Сестра едва не упала в обморок. Чехов выступил как новатор уже в
выборе темы и сюжета пьесы, посвященной современному, актуальному тогда вопросу. «Почему на любовь не
отвечают любовью и за правду платят ложью?» После премьеры «Иванова», я переспал не менее чем с 92-мя
женщинами… Я воображал, что люблю. За кулисами страдала 12-летняя Нина Корш.
200
202

29.

Слайд 13.
Поняв, что всё тщетно, Лика увлеклась другом Чехова Потапенко, который увёз её в Париж, где выяснилось, что он
двоеженец (брак в России и во Франции), Лика родила дочку… жизнь пошла под откос… Треплев: «Был у нее ребенок.
Ребенок умер. Тригорин разлюбил ее и вернулся к своим прежним привязанностям, как и следовало ожидать. Впрочем,
он никогда не покидал прежних, а по бесхарактерности как-то ухитрился и тут и там. Насколько я мог понять из того, что
мне известно, личная жизнь Нины не удалась совершенно»…Чехов пишет брату Михаилу: «Меня ведь женщины не
любят…Меня все считают пересмешником, юмористом, а это неверно…Любовь - это когда кажется то, чего нет…Если
бы я женился, я бы предложил жене не жить вместе. Чтобы не было халатов, ни этой российской распущенности…и
возмутительной бесцеремонности…В семейной жизни самый важный винт-это любовь, влечение, единая плоть, всё же
остальное - не надёжно и скучно…Это как с хорошим старым вином. Надо к нему привыкнуть, надо долго пить его,
чтобы понять его прелесть…для романиста знание женской души то же самое, что знание тела для скульптора…Я
вероятно никогда не женюсь, потому что могу жениться только по любви…После постановки «Иванова», я переспал не
менее чем с 92-мя женщинами, я воображал, что люблю их, и выслушивал их любовные клятвы, но проходила ночь и я
понимал, что мы оба глубоко заблуждались… Я имел дело исключительно с замужними, приличными женщинами,
никогда ещё не лишил невинности ни одну девушку и больше одного года никакая связь не длилась…»
Любовь – Игра длилась 10 мучительных лет! (ЦИТАТА – лев.средн.)
(ЦИТАТА - прав. ниж.) Левитан сам ответил Чехову - «Пишу тебе (Чехову в 1891) из того очаровательного уголка земли,
где все начиная с воздуха и кончая прости господи последней, что ни на есть букашкой на земле, проникнуто ею,
божественной Ликой, её еще пока нет, но она будет здесь ибо она любит ни тебя белобрысого, а меня вулканического
брюнета! И приедет только туда, где я! Больно тебе все это читать! Но я не мог этого скрыть!» В то лето Левитан
приехал с художницей Софьей Кувшинниковой (Попрыгунья) на дачу дяди Лики Мезиновой (будущей Чайки-Нины
Заречной)... «Замечаешь какой я великодушный читаю твои рассказы Лике и восторгаюсь ими…» В ответ Чехов как
всегда шутил, но явно нервничал…» Мария Павловна-сестра Чехова окончательно приняла решение не выходить замуж
и посвятить свою жизнь брату Антону, в очередной раз, отказав Исааку Левитану… и Ивану Бунину 13 мая (кулон 31)
Она всегда предпочитала Чехова всем остальным, не разлюбила до конца дней. Пережила его на 33 года. Умерла в
Париже в 1937-м.

30.

Стайд 15
«Как я ждала вас! Как ждала! Ещё в Москве, на Плющихе, когда не была замужем!» - записала она в дневнике
С той первой встречи Авилова и Чехов не виделись целых три года. Вновь сошлись на юбилее газеты. Она знала о его
приезде и волновалась - возникнет ли та осветившая душу близость? Она никогда не забывала о ней. Не могла забыть.
Да и не хотела, даже несмотря на окружавшие шорохи слухов, на догадки мужа и его растущую ревность, переходящую в
ревность к литературным занятиям жены вообще… И вот, наконец, Чехов в дверях. Они с надеждой и лёгкой тревогой
протягивают друг другу руки… За обедом пристроились где-то в уголку, подальше от лишних глаз. Он вдруг высказал:
- Не кажется ли вам, что когда мы встретились три года назад, мы не познакомились, а нашли друг друга после долгой
разлуки?- Да, - нерешительно ответила она. Чехов в ответ- Да, такое чувство может быть только взаимное. Но я испытал
его в первый раз и не мог забыть. Чувство давней близости. Началась её литературная учёба у Чехова и переписка.
Учёба трудная – мастер был строг. - Вы сначала пишите, пишите, пишите. А потом сокращайте, сокращайте, сокращайте.
И вдруг признает эту начинающую писательницу ровней себе! Муж ревновал к прозе и не только. После того юбилейного
обеда в окололитературных кругах загуляли сплетни. И Чехов, страдая за честь женщины, зарекался хотя бы ещё раз
приехать в Петербург. И прошло ещё время. Их следующая встреча случилась на масленицу в доме общих знакомых.
Вновь они шутили, беседовали о литературе. Чехов убеждал писать роман. Затем он провожал её до дому. А она
неожиданно для себя пригласила его назавтра в гости – муж был тогда в командировке.
Она ждала от Чехова признания, и он шёл решительно готовый его сделать! (ЦИТАТА – лев.ниж.)
Чехов уехал в Мелехово. Увёз стопку её рассказов. В сердитых письмах разбирал недостатки – побуждал ответственней
работать. И опять, уже всерьёз, требовал писать роман. А их действительный роман разворачивался теперь в письмах.
Лидия тяжело, как и он сам, мучилась. В памяти всё звучали те его слова: «Я вас любил и думал только о вас»! (ЦИТАТА
– прав.ниж.) Но послать подарок от своего имени решимости уже не хватило. Чехову передали брелок в Москве от лица
неизвестной почитательницы. В то же самое время письма от него стали приходить всё реже. И Лида приучала себя
думать: «Надо жить без него».
Однажды, снова на масляную, нарядилась в костюм «Домино» и пошла в театр, по приглашению брата. Театр был
полон. Вдруг справа у стены она увидала Чехова. Он её сразу узнал…- Скоро пойдёт моя пьеса… «Чайка». Ты будешь на
первом представлении?.. Будь очень внимательна. Я тебе отвечу со сцены. Лидия с нетерпением и одновременно
страхом дожидалась премьеры. Неужели он, в самом деле, узнал её?..
«Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может привести наша любовь… вдруг грубо
оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома».

31.

СЛАЙД 16…
(ЦИТАТЫ – лев.верх. + прав.ниж. + заголовок) Спектакль проваливался. Актёры не понимали смысла пьесы, не
понимали содержания ролей, играли в неподходящей, условной, но привычной для себя сценической манере. Хотя,
старались. Лидии было тяжело вдвойне. Она едва удерживалась от слёз оттого, что тонкую пьесу не смогли, не захотели
понять. Осмеивали, освистывали. (ЦИТАТА – лев. ниж.)… Следила за Чеховым, который сидел в ложе, и его мрачность
отдавалась в ней острой болью. Вот он поднялся, вышел…
Ей приходилось вслушиваться вопреки шуму в каждую реплику. Боялась не понять, пропустить обещанное. Но и
сомневалась – не разыграл ли он?.. На сцену, прощаясь с Тригориным, вышла Нина Заречная. Протянула медальон в
виде книги:- Я приказала вырезать ваши инициалы.Тригорин зачитывает:- Страница сто двадцать один, строки
одиннадцать и двенадцать.Берёт со стола книгу, открывает, произносит:- Если тебе когда-нибудь понадобится моя
жизнь, то приди и возьми её…Лидия обомлела. Да, это был ответ. И какой ответ! Как бы то ни было, хохотали все, весь
зрительный зал, и весь конец пьесы был окончательно испорчен. Никого не тронул финальный выстрел Треплева, и
занавес опустился под те же свистки и глумления, которые и после первого действия заглушили робкие
аплодисменты…У вешалок возбуждение еще не улеглось. И там смеялись. Громко ругали автора и передавали друг
другу:- Слышали? Сбежал! Говорят, прямо на вокзал, в Москву.- Во фраке?! Приготовился выходить на вызовы! Ха,
ха…
200
202
«Два-три акта я просидел в уборной Левкеевой. Я убежал из театра когда пьеса кончилась! Я ходил по улицам, сидел. Не
мог же я плюнуть на это представление… Если я проживу еще 700 лет, то и тогда не отдам на театр ни одной пьесы.
Будет. В этой области мне неудача». Завтра в 3 ч. хочет ехать. «Пожалуйста, не останавливайте меня. Я не могу слушать
все эти разговоры». «Назовите меня последним словом (он произнес это слово), если когда-нибудь я еще напишу
пьесу».
Нужно было обладать чеховской выдержкой, чтобы иметь равнодушное лицо и почти равнодушно шутить над всем
происшедшим. (ЦИТАТА – ниж.центр.) «Буду спать и мечтать о славе… Завтра буду в Мелихове. А? Вот блаженство!.. Ни
актеров, ни режиссеров, ни публики, ни газет»
«Когда приедешь в Мелихово, привези с собой Лику» написал он в записке сестре.
Суворину - Сестра поспешила из Петербурга домой, вероятно думала, что я повешусь. У нас теплая, гнилая погода,
много больных. Вчера у одного богатого мужика заткнуло калом кишку, и мы ставили ему громадные клистиры.
Я - Ожил.
1

32.

СЛАЙД 25… Становление драматурга. Театр и Чехов… Внешне очень привлекательный, талантливый и остроумный, Чехов всегда
пользовался у женщин большим успехом, и всячески избегал разговоров о женитьбе, но многие из его любовных историй оставили значимый след .
«Он и она полюбили друг друга, женились и были несчастливы…это были его представления о браке. Больше всего Чехов ценил свободу но
легко завязывал новый роман. И влюбленные в него женщины соглашались на романтические отношения, без обязательств. Это была игра. В 26 лет
решил жениться. «Не-ет, нужно жениться! Если жена приятеля не найдет мне невесты, то я обязательно застрелюсь. У меня женится трое
приятелей… Ужас, у всех троих я - шафер!... Хочу из огня да в полымя…жениться» Невестой стала Дуня Эфрос – евреечка не хотела сменить
веру, Чехову отказади. Дуня Эфрос - прототип Сусанны Моисеевны из рассказа «Тина» Тогда никто и не мог подумать, что её ожидает
мученическая смерть за веру. Она погибнет в печах концлагеря.«Жениться я не хочу, да и не на ком. А влюбиться весьма не мешало бы. Скучно
без сильной любви. В возрасте 28 лет Чехов не на шутку увлекся подругой сестры, 19-летней Ликой Мизиновой. Лидия, была очень красива,
«настоящая Царевна-лебедь».В начале они часто проводили время вместе – ходили в гости, на выставки, на концерты. Чехов фонтанировал
остротами. В письмах Чехов называл ее «Прекрасная Лика», «адская красавица». Но дальше не заходил и всегда придерживался шутливого тона И
так около десяти лет. Лика, уже понимая всю тщетность, пыталась флиртовать на его глазах, чтобы вызвать ревность (он ей 68 писем). Любовь – игра.
Лидия Авилова, сама будучи литератором, очень любила рассказы Чехова, знала их наизусть. Влюбилась в него, будучи замужем, и матерью 3-х
детей, да и Чехов увлёкся. Они скрывали любовь от посторонних и даже от себя. Лишь в рассказе «Забытые письма» Лидия призналась: «Жизнь без
тебя, даже без вести о тебе, больше, чем подвиг, - это мученичество. Я счастлива, когда мне удается вызвать в памяти звук твоего голоса,
впечатление твоего поцелуя на моих губах…».Чехов, прочитав этот рассказ, понял, кому адресованы эти строки, и тоже написал рассказ-признание
«О любви»: «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может привести наша любовь… вдруг грубо оборвет счастливое
течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома». По заказу Лидии Авиловой был изготовлен брелок в виде книги с выгравированной надписью:
«Повести и рассказы. Соч. Ан.Чехова, стран.207, строки 6 и 7». А на указанной странице этой книги написано:«Если тебе когда-нибудь понадобится
моя жизнь, то приди и возьми её». Этот брелок она отправила Чехову. Видно, не зря Бунин назвал Лидию Авилову «самой большой любовью Чехова».
Елена Шаврова. Их роман, который они были вынуждены скрывать, длился более десяти лет. Елена познакомилась с Чеховым, когда принесла ему
на рецензию написанный ею рассказ, и сразу же влюбилась в него. Было ей тогда всего 15 лет, Чехов же в то время был увлечен Ликой Мизиновой.
Прекрасно понимая, что рассчитывать на взаимность ей не стоит, Елена попыталась забыть о Чехове, и спустя пять лет вышла замуж. Но через три
года после свадьбы, приехав к родственникам в Москву, они снова встретились, и на этот раз у них случился роман. Они сбежали в Ялту, где провели
вместе некоторое время. После этого Елена вернулась к семье, а их роман продолжился в письмах. Чехов написал их Елене 69 писем, они храняться в
библиотеке им. Ленина, и до сих пор сохранили аромат её духов. Итогом же этого романа стал прекрасный рассказ «Дама с собачкой». Художница
Мария Дроздова была близкой подругой сестры Чехова, она тоже была влюблена в Чехова. Но зная о его романе с Ликой Мизиновой, на взаимность
не надеялась. Тем не менее, попытки познакомиться с ним поближе предпринимала. И все-таки своего добилась. «Он приглашал меня в путешествия
– в Бермамыт на Северном Кавказе и обязательно с вершины горы увидеть восход солнца. Ещё он просил меня съездить с ним на Соловецкие
острова по Северной Двине и Белому морю»- писала она. «К великому моему удовольствию, приехала к нам изумительная астрономка» Ольга
Кудасова -«Мне казалось, что в сравнении с нею ученый магистр просто мальчишка. У нее логика хорошая и большой здравый смысл…», однако
неслучайно Чехов добавляет: «…но нет руля около задницы, так что она плывет, плывет и сама не знает куда», при ходьбе она размахивала руками,
речь поражала обилием слов и оборотов явно неблагородного происхождения, внешние черты Кундасовой были в образе Рассудиной в повести «Три
года» В 1893-94 гг. у Лидии Яворской был роман не только с Коршем, но и с Чеховым (о котором она сама распространяла слухи, Она засыпала
писателя письмами, в том числе в стихах. Её прославили «элегантность и экстравагантность облика, тяга к экзотике и мелодраматизму, жажда
пленять, смесь изысканности с банальностью Чехов вывел её в качестве главной героини рассказа «Ариадна» и Аркадиной в «Чайке». Она вышла
замуж за князя Барятинского. В Лондоне прославилась, как лучшая «Анна Каренина»! А ещё всегда рядом - Щепкина-Куперник.(ЦИТАТА- верх. Пр.)
200
202
English     Русский Правила