Похожие презентации:
философия образования
1. Презентация
Философия образования, науки, технологии2. Основные принципы образования
Главный принцип образования – егогуманистическая ориентация
Направленность образовательного процесса на
возможно полное развитие тех способностей
личности, которые нужны и ей, и обществу на
приобщение к активному участию в жизни,
соединение бытия индивидуального человека с
культурой
При этом важной характеристикой
образовательного процесса должны быть
доброжелательное отношение друг к другу его
участников, уважение к личности
3. Гуманистическая ориентация образования
…этот мир, наша жизнь в нем и профессияпредставляют для каждого из нас лабиринт, если
мы несведущим бродим среди Божьих дел, и
каким образом дочь вечного царя, премудрость
Божья, не оставила нас без совета, поручая нам
везде следовать за простым и справедливым
(прямым): ср. Пс. 25, 214 Лук.. 10, 42; Матф. И, 28
и 6, 22; Притч. 10, 9;
к этим местам следует еще прибавить Еккл. 7,
29: «Бог сотворил человека правым, а люди
пустились во многие помыслы» (Ян Амос
Коменский)
4. Принцип гуманитаризации образования
Наращивание в содержании всех учебныхпредметов знаний о человеке, человечестве и
человечности
Особое внимание к преподаванию
гуманитарных учебных дисциплин (литературы,
истории, языков, искусства), признании их
приоритетной роли в образовании
Задача гуманизации преподавания
негуманитарных предметов (физики, химии,
математики, информатики и.т.п.)
Формирование творческих способностей
учащихся, их эмоциональной сферы и
гуманистических отношений
5. Принцип информатизации образования
Человек сегодня живет вкачественно новом
пространстве открытых
границ, находится под
воздействием огромного
прессинга информации, что
определяет глубинные
изменения его восприятия,
сознания, мышления,
потребностномотивационной и
эмоционально-волевой
сфер, жизненных ритмов,
пространства деятельности,
душевных переживаний,
этических и ценностных
аспектов бытия, а также
появление новых
потребностей и новых
возможностей их
реализации.
Особенности и характер
всех этих процессов
наиболее выражено
проявляются в Детстве, когда
формируются социальнопсихологические
особенности человека, его
умственные способности,
осуществляется процесс
социализации и
индивидуализации,
осваиваются нормы
общества.
Д.И. Фельдштейн. Современное
детство: проблемы и пути их
решения
6. Д.И. Фельдштейн
Фельдштейн Давид Иосифовичмногие годы работал директором
школ разного типа (средняя
общеобразовательная школа,
комплексная школа-интернат,
специальная школа по
перевоспитанию подростковправонарушителей), заведовал
кафедрой педагогики и
психологии государственного
университета, с 1974 и по 1999 гг.
заведовал лабораторией
психического развития в
подростковом и юношеском
возрастах Психологического
института Российской академии
образования (до 1992 г. – НИИ
психологии Академии
педагогических наук СССР, с 1992
г. – Психологический институт
Российской академии
образования), с 1999 года и по
2008 год - академик-секретарь
Отделения психологии и
возрастной физиологии РАО, с
27.04.2001 и по настоящее время –
вице-президент РАО.
7. Д.И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения
Между тем, Детство непросто реагирует на мир
Взрослых, оно само
объективно и весьма активно
ставит перед ним все новые
и новые задачи.
Разумеется, взрослым
трудно согласиться с тем,
что развивающееся Детство
стимулирует развитие их
мира через своего рода
диктат развивающихся
потребностей. Этот диктат, в
первую очередь, связывается
с реальной позицией
ребенка по отношению к
осваиваемому им
Взрослому миру.
Причем это освоение
осуществляется ребенком
не просто в форме
эстафетной связи, когда
«палочка» принимается на
бегу. Здесь включаются и
новые действия. Так,
например, имея сегодня
дело с новыми
электронными,
компьютерными игрушками,
играми, ребенок в своих
отношениях к ним ставит
такие вопросы, которые
требуют осмысления от
взрослых.
8. Д.И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения
Мы должны осознавать, чтоперед нами сложное,
многопланово
обусловленное
взаимодействие, в котором
активно участвуют обе
стороны. И именно в этом
процессе взаимодействия
произошли сейчас
большие изменения,
которые определяют
специфику развития
современного Детства,
многие характерные
особенности его
реального состояния и
функционирования в
качественно
изменившемся
пространстве.
В этом пространстве четко
наблюдается отстранение
Взрослого мира от мира
Детства. Дети сегодня
объективно вышли из
системы постоянного
контакта со взрослыми.
9. Д.И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения
Если еще 3—4 десятилетияназад ребенок развивался в
условиях малого социума:
семьи, класса, ближайшего
окружения, то сегодня он
поставлен в принципиально
новую ситуацию, когда уже с
дошкольного, младшего
школьного возрастов он
находится в огромном
развернутом социальном, в
том числе новом знаниевом
пространстве, где на его
сознание буквально давит
хаотичный поток
информации, идущей,
прежде всего, из телевизора
и перекрывающей знания,
получаемые от родителей,
воспитателей, учителей.
Причем эта информация,
не имеющая структурносодержательной логической
связи, подаваемая не
системно, а бисерно, не
просто не вписывается в
систему образования, но
представляет собой
качественно иной тип,
противостоящий
стационарному
образованию,
принципиально меняющий, в
частности, не только
сочетание зрительного и
слухового восприятия детей,
но и структуру их мышления,
самосознание и
миропонимание.
10. Д.И. Фельдштейн Современное Детство: проблемы и пути их решения
Мы призваны раскрыть пути, механизмывыработки у школьников избирательного
отношения к информации; научить их умениям
ее ранжировать в процессе самостоятельного
присвоения знаний, что требует от нас
специального изучения коллективного,
распределенного сознания, обобщенного
интеллекта, ставшего результатом того, что
благодаря вхождению в Интернет и учащиеся, и
учителя могут получать новые знания
одновременно. При этом следует учитывать
разную скорость их приобретения, разное
восприятие, разные реакции.
11. Принцип целостности образовательного процесса
Необходимостьцеленаправленных
усилий,
устремленных на
объединение
воспитания и
обучения
Реализуя принцип
целостности, мы
ориентируем
образовательный
процесс на
формирование в
единстве знаний и
умений, сознания и
поведения
12. Коменский Ян Амос (1592 - 1670)
Основные педагогическиеидеи: всеобщее обучение,
идеи дисциплины, понятие
школьного года,
дидактические принципы,
классно-урочная система.
воспитание нужно
осуществлять в школе с
помощью: общешкольного
плана, классно-урочной
организации, учёбы с 6 лет,
проверки знаний, запрета
пропускать уроки, учебников
для каждого класса.
Дидактические принципы:
природосообразность,
наглядность,
последовательность,
сознательность,
посильность, прочность,
систематичность
13. Коменский Ян Амос (1592 - 1670)
14. Нить Ариадны
Мы взяли на себя двоякую задачу, но содной и той же целью – доказать, что
найден выход из схоластических мелочей
(неприятностей) или что освещается путь
дал того, чтобы наверное найти этот
выход. Я предлагаю это показать на
примере нити, которую Ариадна дала
Тезею, и на одной искусной машине,
назначенной для движения
15. Принцип природосообразности
Человеческая природа, утверждаю я, будучиподобием Бога, и является такой простой и
правильной, гибко проникающей во все
извилины ариадниной нитью; она имеет такую
длину, что ей хватает для измерения всех
лабиринтов; никогда не запутываясь, будучи
крепко намотана на клубок (вокруг своего
центра), она не распустится.
Применение этой пущенной в оборот и
размотанной надлежащим порядком нити
будет вполне надежно для установления целей
школы, средств и правил для их осуществления
16. Принцип природосообразности
Открыт другой, лучший, более гибкийспособ обучения? В чем он заключается?
Я отвечаю: в естественном методе,
который все так представляет внешним и
внутренним чувствам, что ученики все
воспринимают охотно и с радостью; он
основывается на самой человеческой
природе, созданной Богом в качестве
госпожи над вещами и таящей в самой
себе цель, в себе самой меру и,
наконец, в себе самой силу
подниматься до совершенства
17. Дидактика
Педагогическая теория обучения,дающая научное обоснование его
содержания, методов и
организационных форм
Разрабатывает способы
предсказания, прогнозирования
последствий введения в практику
школы новых методов, новых учебных
материалов
18. Дидактика
Рассматривает обучениекак средство передачи
социального опыта
Становится теоретической
дисциплиной
(моделирование,
идеализация – методы
теоретического
исследования,
применение системного
подхода – содержании
образования и процесс
обучения – единое целое)
Обучение – объект изучения
и дидакта и методиста, и
психолога, и др.
специалистов.
Раскрывает
специфические для
обучения отношения:
учитель – ученик, ученик –
учебный материал, ученик
– другие учащиеся
Отношение между двумя
деятельностями –
преподавания и учения
Рассматривает обучение в
единстве с воспитанием
Рассматривает свой
объект – обучение как
особый вид деятельности,
направленной на передачу
подрастающим
поколениям культуры или
социального опыта
(предмет дидактики)
19. Принципы обучения
Взаимообусловленностиобучения и воспитания
Целостности и единства
дидактического процесса
Единства образовательной,
развивающей и
воспитательной функций
обучения
Научности содержания и
методов обучения
Систематичности и
последовательности в
овладении учащимися
достижениями науки,
культуры, опытом
деятельности
Сознательности, творческой
активности и
самостоятельности
учащегося при руководящей
роли учителя
Наглядности, единства
конкретного и абстрактного,
рационального и
эмоционального,
репродуктивного и
продуктивного как
выражение комплексного
подхода
Доступности обучения
Прочности результатов
обучения и развития
познавательных сил
учащихся
Связи обучения с жизнью
Рационального сочетания
коллективных и
индивидуальных форм и
способов учебной работы
20. Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
Обучение направлено нацели всестороннего
развитие личности, на
формирование не только
знаний и умений, но и
определенных нравственных
и эстетических качеств,
которые служат основой
выбора жизненных идеалов
и социального поведения
Реализация этого принципа
требует подчинения всей
учебно-воспитательной
работы учителя в ходе
обучения задачам
всестороннего развития
личности и
индивидуальности ученика
21. Нить Ариадны
Но какими средствами?Тем, что я открыл глаза на три книги Божии:
природу, Писание и совесть. Их именно имеют
целью, к ним подготавливают все написанные
мною для юношества сочинения (хотя это
совершается бессознательно и, по-видимому,
ради совершенно другого дела).
Три универсальных объекта, созерцая которые мы
потом открываем в себе мудрость, суть: Бог,
мир, человек. Ибо эти три объекта содержат
все; вне их нет ничего. Кто знает их, тот знает все;
кто знает их правильно, тот мудр.
22. Ум, воля и способности к действию
Ум есть внутренний глаз души, который ко всемуобращается, воспринимает в себе образцы всех вещей,
радуясь поэтому свету познания и созерцания
Воля есть внутренняя рука души, простирающаяся затем,
чтобы схватить и усвоить себе все, признанное за благо, и
поэтому радующаяся обладанию вещами и ощущению
удовольствия
Способности к действию суть внутренняя сила души,
внушающая членам побуждение овладеть вещами,
которые познаны умом и выбраны волей
Эти стороны делают нас блестящим подобием Бога, как
бы всезнающими, как бы всехотящими
(наслаждающимися хорошим) и как бы всемогущими
Для истинного и полного образования человека ни одна из
этих сторон не может и не должна остаться неразвитой
23. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащегося при руководящей роли учителя
Надо , чтобы вседелалось
посредством теории,
практики и
применения, и
притом так, чтобы
каждый ученик все
изучал сам,
собственными
чувствами, пробовал
все произносить и
делать и начинал все
применять
У своих учеников я
всегда развиваю
самостоятельность в
наблюдении, в речи, в
практике и в
применении, как
единственную основу
для достижения
прочного знания,
добродетели и,
наконец, блаженства
Ян Амос Коменский
24. Нить Ариадны
открывает путьк уничтожению трудностей,
чтобы и здесь предлагалось
немногое, но много (Non
multum, sed multa)
Это – о легкости метода по
ариадниной нити. Кроме
того, нужно желать, чтобы
метод человеческого
образования стал
механистическим, т.е.
предписывающим все столь
определенно, чтобы все,
чему будут обучать, учиться и
что будут делать, не могло не
иметь успеха, как это бывает
в хорошо сделанных часах, в
телеге, корабле, мельнице и
во всякой другой,
устроенной для движения
машине
Как материал, который
берет в свою мастерскую
слесарь, шляпный мастер,
ткач, портной, сапожник,
зеркальщик, становится
ножом, шляпой, платком,
платьем, обувью или
зеркалом, так и всякий
ребенок, которого мы
принимаем в нашу
мастерскую гуманности,
или человечности, должен
выйти оттуда человеком.
Человеком, говорю я, т.е.
истинным образом Бога,
истинным господином
вещей, настоящим
властелином самого себя и
своих дел
25. Принцип связи обучения с жизнью
Воспитатель долженопираться не на насилие, а
на желания своего
воспитанника, строго
учитывать возрастные
возможности детей,
приучать их к труду, прежде
всего к ремеслу (Жан-Жак
Руссо. «Эмиль, или О
воспитании»)
Идея элементарного
образования – идея
природосообразного
развития и формирования
задатков и сил человека (И.
Г. Песталоцци)
Истинная сущность
человеческой природы – это
совокупность задатков и сил,
которые отличают человека
от других существ на земле
(И.Г. Песталоцци)
«…Каждая из этих отдельных
сил развивается
природосообразно,
главным образом только
посредством упражнения»
(Иоганн Генрих Песталоцци.
1746 – 1827, «Лебединая песня»)
Упражнение, применение
на практике – единственный
путь развития способностей
человека – речь,
мыслительные способности,
нравственные качества,
любовь, вера
«Лингард и Гертруда» )1781 1787) – школа должна
готовить к жизни, к труду, в
этом путь преодоления
бедственного положения
народа
26. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)
Обладая замечательным мягкимхарактером, чувствительный и
отзывчивый к людскому горю,
Песталоцци эмоционально
воспринимал окружающий
мир. Окончив университет, он
приобрёл небольшое имение
Нейгоф.
Однако у Песталоцци не
оказалось выдающихся
способностей для
хозяйственной деятельности, его
опыты не дали ожидаемых
результатов и значительно
подорвали материальное
положение Песталоцци. В это
время он приходит к
убеждению, что больше всего в
его помощи нуждаются
крестьянские дети, остающиеся
без присмотра и воспитания.
27. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827) Идея развивающего обучения и элементарного образования
Каковы бы ни были обстоятельства, в которых живетребенок, жизнь развивает человеческие силы по вечным
неизменным законам, одинаковым по своему
природосообразному воздействию как на ребенка,
ползающего в пыли, так и на сына князя, и одинаковым
образом влияющим на человеческую природу.
Что же касается применения сил, то здесь жизнь
воздействует на каждого индивида, который она
формирует, в полном соответствии с различием в
обстоятельствах, положении, условиях, в которых
находится данный ребенок, и в полном же соответствии с
особенностями сил и задатков индивида, который должен
получить требуемое образования. Здесь влияние жизни,
следовательно, в отношении образования несказанно
разнообразно
(«Лебединая песня», И.Г. Песталоции)
28. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)
Основой воспитания должна быть природачеловека. Подобно другим педагогам, простое
накопление знаний Песталоцци считает
вредным: знание должно вести к действию.
Верный принципу наглядности, Песталоцци
желает, чтобы и навыки, и сноровки
приобретались тем же путём, как и знания —
путём наглядности.
Цель воспитания- развивать все природные силы
и способности человека. Задача воспитания –
создание гармонически развитого человека.
Основной принцип воспитания – согласие с
природой. Средства воспитания – труд, игра,
обучения.
29. Иоганн Генрих Песталоцци
Содержание воспитания и обучения. Основные принципы– строгая последовательность, концентричность,
посильность.
Умственное образование. Система специальных
упражнений (для каждой ступени обучения), которые
развивают интеллектуальные силы и способности. Основа
– наблюдения и опыт.
Физическое воспитание. Первый вид разумного
воздействия взрослого на развитие детей, развитие и
укрепление всех физических возможностей, основано на
естественном стремлении к движению. На основе
"естественной домашней гимнастики" Песталоцци
предлагал строить систему школьной "элементарной
гимнастики".Содержание : военные упражнения, игры,
строевые занятия, туристические походы).
30. Иоганн Генрих Песталоцци
Трудовое воспитание. Соединение обучения спроизводственным трудом. Труд развивает силы, ум,
формирует нравственность. Труд учит презирать слова,
оторванные от дела. Труд вырабатывает следующие
качества: точность, правдивость, создание правильных
взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей
друг с другом.
Нравственное и религиозное воспитание. Нравственное
воспитание – постоянное упражнения в делах,
приносящим пользу другим. Является центром всего
воспитания. основу для всего последующего
нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в
разумных семейных отношениях, и школьное воспитание,
как он полагал, может быть успешным лишь в том случае,
если будет действовать в полном согласии с семейным.
Религиозное воспитание – против официальной религии и
её обрядности; за естественную религию. Развивающую
моральные чувства и нравственные наклонности
31. Иоганн Генрих Песталоцци
Развивающее воспитывающее обучение.«Обучение должно быть подчинено воспитанию».
«Школы, где главную роль играют учителя и книга,
- никуда не годятся». «Учитель должен
вырабатывать в ученике деятеля … не вливать в
него, как в сосуд, готовые знания.
Разрабатывая идеи развивающего школьного
образования и элементарного обучения,
Песталоцци был одним из основоположников
концепции развивающего образования:
предметы преподавания рассматривались им,
по его словам, больше как средство
целенаправленного "развития способностей,
чем как средство приобретения знаний.
32. Задачи и функции дидактики
Описывать и объяснять процессобучения и условия его реализации;
Разрабатывать более совершенную
организацию процесса обучения,
новые обучающие системы, новые
технологии обучения
33. Основные дидактические концепции и модели обучения
Дидактическая система –это организованная
педагогическая система,
которую представляют
взаимосвязанные элементы:
образовательные цели;;
содержания образования и
обучения; обучающиеся и их
личностные характеристики;
обучающие и
автоматизирующие
средства; организационные
формы совместного труда
обучающих и обучающихся
и дидактические процессы
(модели обучения) как
способы реализации целей
и педагогического процесса
в целом
Традиционная,
педоцентристская и
современная система
дидактики (как понимается
предмет и объект дидактики)
Традиционная –
преподавание, деятельность
учителя (Коменский,
Песталоцци, Гербарт) и
дидактика немецкой
классической гимназии
Педоцентристская – учение,
деятельность ребенка (
Д.Дьюи, трудовая школа Г.
Кершенштейнера, В. Лая –
теории периода реформ в
педагогике в начале XX века
Современная –
преподавание и учение –
деятельность обучения (В.
Краевский)
34. Направления современной системы дидактики
Программированное, проблемное,развивающее обучение (П. Гальперин, Л.
Занков, В. Давыдов)
Гуманистическая психология
( К. Роджерс)
Когнитивная психология (Дж. Брунер)
Педагогическая технология,
педагогические взгляды группы учителейноваторов 80-х годов в России
35. Иоганн Фридрих Гербарт (4 мая 1776 - 14 августа 1841)
В теории немецкогопсихолога и педагога И. Ф.
Гербарта соединились
основные принципы
ассоцианизма с
традиционными подходами
немецкой психологии —
идеей апперцепции,
активности души, роли
бессознательного.
Гербарт исходил из того, что
наш внутренний мир весьма
относительно связан с
миром внешним, поэтому
говорить об отражении,
особенно отражении
адекватном, передающим
основные свойства
окружающих вещей,
невозможно.
36. Иоганн Фридрих Гербарт
«Общая педагогика» (1806), «Основныемоменты метафизики и логики» (1807),
«Общая практическая философия»
(1808), «Психология» (1816), «Общая
метафизика с началами
философского учения о природе»
(1828-1829) и др.
37. Иоганн Фридрих Гербарт
разработав теорию идей, иначе говоря,философию в духе Лейбница и Канта
(основное ее понятие – «реал» –
соединяет идею вещи в себе и идею
монады), принялся за разработку теории
обучения идеям, т.е. педагогики.
В психологии получило известность
предложенное им понятие «массы
апперцепции».
новые идеи следует преподносить таким
образом, чтобы ученик ясно видел их
связь с уже известными ему идеями.
38. Иоганн Фридрих Гербарт
Гербарт заменяет термин «ощущение», натермин «представление», подчеркивая тем
самым отгороженность внутреннего мира от
внешнего, отгороженность представления как
части внутреннего, психического мира, от
предмета, который является непсихическим,
внешним по отношению к человеку.
представления не являются пассивными
элементами в душе человека, но обладают
собственным зарядом, активностью, которая
определяет их положение в сфере
психического.
душа - центр, в котором хранятся и
перерабатываются знания, который является
источником активности человеческой личности,
а не просто соединяет в себе различные
39. Иоганн Фридрих Гербарт
Душа, будучи «реалом», незаключает в себе никаких
способностей. Не имея
пространственновременного положения, она
лишена каких бы то ни было
характеристик.
Спонтанно возникающие
представления
обеспечивают
самосохранение души.
Через представление душа
обретает свои первые
характеристики, которые, к
тому же, могут быть
количественно измерены.
Душевная жизнь индивида
представляет собой
статистически описываемый
ряд представлений.
Каждое представление
стремится, благодаря своей
«напряженности», сменить
собой другое, делая его
предыдущим, что в итоге и
составляет непрерывный ряд
следующих друг за другом
представлений.
Ряды представлений
образуют все духовные
органы. Душа вечна только
потому, что ни одни из
постепенно образованных
связей и представлений не
могут разорваться снова.
40. Иоганн Фридрих Гербарт
обучение должно строитьсяна применении
«эстетических суждений»,
потому что «нет
преподавания более
подходящего, чем
наглядное».
Цель воспитания и обучения укрепление способности
учеников задерживать
всякое желание без особого
труда, тем самым повышая
«напряженность» нужных
представлений. В этом
случае позитивное знание
должно увеличиваться само
собой при каждой
«задержке».
В процессе обучения, в первую
очередь, необходимо усиливать
внутреннее содержание и
значимость преподаваемого
предмета, чтобы ученик без
особых усилий, чисто
произвольно, повышал
«напряжение»получаемых
представлений.
Данное количество
«напряжений» должно в сумме
составить некий «час
преподавания», который, в свою
очередь, образует в уме
ученика соответствующую силу,
через которую он и
упорядочивает представления.
Каждая «сила» должна быть
правильно задействована, за что
отвечает расписание занятий и
количество «часов».
41. Иоганн Фридрих Гербарт
Развивая теорию Лейбница о структуредуши, Гербарт писал, что в душе можно
выделить три слоя — апперцепцию,
перцепцию и бессознательное.
Апперцепция - область ясного и
отчетливого сознания, перцепция область смутного сознания.
для Гербарта область души была шире,
чем область сознания и большое
значение и для него, как и для Лейбница,
имело бессознательное.
42. Иоганн Фридрих Гербарт (изложение, понимание, обобщение, применение)
Концепция Гербарта, которую он назвал«теорией статики и динамики
представлений», сыграла большую роль
и в теории обучения.
Гербарт выдвинул идею о четырех
принципах обучения, которые должны
учитываться при разработке новых
методов и обучающих программ. Он
говорил о необходимости ясности,
ассоциаций, системы и метода.
43. Иоганн Фридрих Гербарт
В сознании можно выделить три области:ясного сознания, „просто“ сознания и
бессознательного, между которыми
существуют переходы („пороги“).
Возможен переход представлений из
бессознательного в сознание за счет
силы самого представления и количества
связей данного представления с
прошлым опытом, а также — обратный
переход представления в область
бессознательного, получивший название
„вытеснения“.
44. Иоганн Фридрих Гербарт (изложение, понимание, обобщение, применение)
Методика обучения должна строитьсятак, чтобы новое знание сразу же попало
в центр внимания человека, для чего оно
должно быть или достаточно
привлекательным или соединяться с
другими, имеющимися уже у субъекта
знаниями. В любом случае знание
сохранится в душе только в том случае,
если оно входит в систему с другими,
уже имеющимися там знаниями. При
этом механизмом такого соединения
понятий являются классические законы
ассоциаций.
45. Иоганн Фридрих Гербарт
Этика ищет простейших волевых отношений, вызывающихнравственное одобрение или неодобрение; она занята
практическими идеями или образцовыми понятиями, по
которым непроизвольно и с безусловной очевидностью
нравственный вкус судит о ценности хотения.
Таких первичных идей или основных суждений совести
всего пять:
идея внутренней свободы, которая является источником
удовольствия, если наша воля согласуется с суждением о
ней;
идея совершенства (нравится то, что больше, сильнее);
идея благоволения, по которой воля служит источником
удовольствия, если она ставит своей целью чужую волю;
идея права, предотвращающая спор, как источник
неудовольствия;
идея возмездия или справедливости. Нет ни малейшей
возможности вывести эти идеи из одного нравственного
принципа.
46. Иоганн Фридрих Гербарт
К первичным идеям примыкают производные илиобщественные идеи, в которых первичные находят себе
воплощение:
система возмездия; правовое общество,
предотвращающее столкновения;
система управления, преследующая возможно большее
благо всех и каждого;
культурная система, направленная к развитию возможно
большей силы и ловкости, и, наконец, все эти идеи
объединяет
идея одушевленного общества, которое, во всеоружии
необходимой власти, называется государством.
Совокупность всех первичных идей дает понятие
добродетели.
Религиозная вера основывается на созерцании природы
и образуется под влиянием нравственных запросов.
47. Иоганн Фридрих Гербарт
Цель воспитания -добродетель и
выработка
многостороннего
интереса и
твердого
характера.
Эта цель дается
этикой, а средства
к ее
осуществлению психологией.
Воспитательная
деятельность
слагается из трех
отделов: надзор,
выправка и
обучение.
48. Джон Дьюи (1859 – 1952)
Американский философ,психолог и педагог, видный
представитель прагматизма
(от греческого pragma—
дело, действие; философия
действия), ведущего
направления в философии
и педагогике в Соединенных
Штатах Америки. В качестве
критерия истины
прагматисты признают
пользу, при этом значимость
пользы определяется
чувством «внутреннего
удовлетворения», или
«самоудовлетворения».
Идеи Дьюи оказали большое
влияние на школу и
дошкольное воспитание в
Америке и других странах,
были частью движения за
«новое воспитание».
49. Джон Дьюи
В 1946 во «Введении» к книге Проблемы человека(Problems of Men ) он прямо говорит о своей
вере в демократический образ жизни, находит
новые смыслы в понятии демократии и новые
способы убеждения читателей в необходимости
научного изучения человека в социальной
среде, подобного изучению природы
естественными науками.
Демократия для него не «порубленный на
кусочки суверенитет», но партнерство в
сверхиндивидуальной деятельности и воле. Это
не просто – и не прежде всего – форма
правления, а разумная, реалистическая
кооперация с целью формирования
50. Джон Дьюи
философия Дьюи была наиболее полнымобразом представлена в работе Демократия и
образование (Democracy and Education , 1916).
Демократию и «образование в интересах
демократии» Дьюи считал важнейшими
проблемами, в исследовании которых находят
естественное применение и «другие вопросы –
космологические, моральные, логические».
Ошибки философов и вообще всех людей
проистекали «из отсутствия доверия к
направляющим силам, внутренне присущим
опыту, следовать которым могут только смелые
и мужественные люди».
51. Джон Дьюи
«Опыт – не занавес, скрывающий отчеловека природу... В опыте
воспринимается не опыт, но природа
– камни, растения, животные, болезни,
здоровье, температура, электричество
и т.д.», включая «преданность,
благочестие, любовь, красоту и тайну».
52. Джон Дьюи
Цель обучения - развитие общих иумственных способностей,
разнообразных умений детей («школа
труда, жизни», «чтобы обучать Джона
латыни, надо знать и Джона и латынь»)
Знания извлекаются из практической
самодеятельности и личного опыта
ребенка
53. Джон Дьюи
Структура процесса обучения:ощущение трудности в процессе
деятельности, формулировка
проблемы и сути затруднения,
выдвижение и проверка гипотез по
решению проблемы, выводы и новая
деятельность в соответствии
с полученным знанием