Похожие презентации:
Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII в
1. Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII в.
Лицей Ивацевичского районаКультура Беларуси во второй
половине XVII - XVIII в.
История Беларуси
Билет 16
Ситник П.В.
2.
ПланОбразование
Наука
Литература
Театр
Архитектура
Живопись
3. Развитие образования происходило в условиях полонизации, против че-го было направлено обучение в православных школах при братствах - добр
ОбразованиеШкольное образование на землях Беларуси
во второй половине XVII - XVIII в.
иезуитские
коллегиумы
пиарские
коллегиумы
братские
школы
православные)
арианские
школы
кальвинистские
школы
Развитие образования происходило в условиях полонизации, против чего было направлено обучение в православных школах при братствах добровольных и культурных объединениях горожан. С 1697 г. государственными языками в Речи Посполитой были признаны польский и латинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях.
Образование было доступно преимущественно шляхетским детям
4. Под влиянием Контрреформации обучение и воспитание молодёжи кон-тролировалось католической церковью. Ведущее место в обучении при-надлеж
ОбразованиеПолоцк
Витебск
Жодишки
Иезуитские коллегиумы на
территории Беларуси
Гродно
Орша
Минск
Новогрудок
Несвиж
Брест
Слуцк
Пинск
Под влиянием Контрреформации обучение и воспитание молодёжи контролировалось католической церковью. Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. Иезуитские коллегиумы принимали на обучение не только католиков, но и представителей других вероисповеданий. Это соответствовало задаче ордена иезуитов - расширять влияние
католичества. Учебный процесс состоял из пяти классов. Образование в
иезуитских коллегиумах соответствовало западноевропейскому образцу.
5. С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарс-кие коллегиумы. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к като-лическому
ОбразованиеВитебск
Пиарские коллегиумы на
территории Беларуси
Вороново
Лида
Геранёны
Щучин
Зельва
С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские коллегиумы. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к католическому монашескому ордену. Свою главную задачу они видели в обучении и воспитании молодёжи. На обучение принимались дети обедневших родителей и содержались они за счёт ордена. За это они должны были работать на школьном хозяйстве. Дисциплина была менее строгой,
чем в иезуитских коллегиумах. Поэтому эти школы пользовались большой популярностью.
6. Во второй половине XVI - начале XVII в. на территории Беларуси действо-вали аринские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. У де-тей во
ОбразованиеЛоск
Арианские школы на территории
Беларуси
Ивье
Новогрудок
Любча
Несвиж
Клецк
Во второй половине XVI - начале XVII в. на территории Беларуси действовали аринские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. У детей воспитывали уважение к человекуц и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье. Ректор школы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для
детей и написал несколько учебников. Среди них первой в Беларуси пособие по иносранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском,
польском и немецком языках.
7. Во многих городах Беларуси были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Основное внимание в этих школах у
ОбразованиеГлубокое
Витебск
Орша
Кальвинистские школы на
территории Беларуси
Ивенец
Заславль
Минск
Свислось
Могилёв
Слуцк
Во многих городах Беларуси были открыты кальвинистские школы.
Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Основное внимание в этих
школах уделялось богословию и физическому воспитанию. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учёбу в университетах
Англии и Германии. Самой известной стала кальвинистская гимназия в
Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. Она просуществовала вплоть до 1918 г.
8. С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. После на-чального образования в них изучали «тривиум» (грамматика, риторика, диал
ОбразованиеВильня
Первые православные братские
школы на белорусских землях
Могилёв
Брест
С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. После начального образования в них изучали «тривиум» (грамматика, риторика,
диалектика)., затем - «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия,
музыка). Особое внимание уделялось изучению церковнославянского
языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Учеников набирали в основном из непривилегированных сословий: мещан и
крестьян.
9. В 1579 г. привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуи-тский коллегиум в Вильне был пре-образован в академию (универси-тет). Первым
ОбразованиеПётр Скарга
В 1579 г. привилеем короля Речи
Посполитой Стефана Батория иезуитский коллегиум в Вильне был преобразован в академию (университет). Первым ректором академии
стал известный иезуит Пётр Скарга.
Сначала обучение велось на философском и богословском факультетах, позже - на правовом и медицинском.
10.
ОбразованиеПреподаватели
Виленского
университета
Мартин
Смиглецкий
на основе лекций
издал книгу
«Логика»
Освальд Крюгер
Войцех Коялович
первый познакомил
студентов с
гелиоцентрической
системой Коперника
создал
систематизированный курс истории
ВКЛ, опубликовал
«Историю Литвы» в
2-х тт.
11. В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Ми-нистерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности 20 школ средне
ОбразованиеСистема образования на белорусских землях в XVIII в.
Высшее образование
• Главная школа ВКЛ
Среднее образование
• 20 окружных и подокружных школ
Начальное образование
• 200 начальных школ
В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности 20
школ средней ступени и около 200 начальных школ. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Управление
образованием перешло от церковных учреждений к государственным
органам.
12. В области науки среди известных ученых был К.Семенович - автор кни-ги «Великое искусство артиллерии», вышедшей в 1650 г. в Амстердаме. Трактат
НаукаКазимир Семенович
В области науки среди известных ученых был К.Семенович - автор книги «Великое искусство артиллерии», вышедшей в 1650 г. в Амстердаме.
Трактат был переведён на французский, английский, немецкий, голландский и другие языки, что свидетельствовало о его популярности в Европе. К.Семенович одним из первых создал проект многоступенчатой
ракеты и считается предшественником теории полётов в космическое
пространство.
13. Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич, который жил в Амстердаме. Он был сторонником рос-сийског
НаукаИ.Копиевич
Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси
Илья Копиевич, который жил в Амстердаме. Он был сторонником российского царя Петра I и пропагандистом светских знаний. Копиевич написал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации.
14. Уроженец Брестчины К.Лыщинский размышлял о человеке и его божьем начале. В своем трактате «О несу-ществовании бога» он писал: «Чело-век - со
НаукаКазимир Лыщинский
Уроженец Брестчины К.Лыщинский
размышлял о человеке и его божьем
начале. В своем трактате «О несуществовании бога» он писал: «Человек - создатель бога, а бог - создание
человека. Таким образом, бог является не настоящей сущностью, а созданием человеческого разума». Он высказал мысль также о том, что наша
планета - не центр вселенной, избранный богом, а один из немногих
населённых объектов. Церковники, в
руки которых попала рукопись Лыщинского, потребовали смертной
казни для безбожника. По приговору
суда Речи Посполитой он был обезглавлен и сожжён, а его прах развеяли
выстрелом из пушки.
15. Распространению идей Просве-щения содействовал православ-ный церковный и общественный деятель Георгий Конисский. Бога он считал первопри
НаукаГеоргий Конисский
Распространению идей Просвещения содействовал православный церковный и общественный
деятель Георгий Конисский. Бога
он считал первопричиной всего
сущего и вместе с тем уважительно относился ко взглядам
Коперника и Галилея. Собирал
архивные источники по истории
православной церкви в Беларуси. Активно выступал против
всевластия магнатов в Речи Посполитой и защищал права диссидентов - шляхты некатолического вероисповедания. Его речь перед последним королём Речи
Посполитой Станиславом Августом Понятовским в защиту диссидентов была переведена на европейские языки как образец веротерпимости.
16. Философскую мысль представ-лял виленский профессор Кази-мир Нарбут. Он считал, что фи-лософия должна служить общес-тву. К.Нарбут поддержива
НаукаКазимир Нарбут
Философскую мысль представлял виленский профессор Казимир Нарбут. Он считал, что философия должна служить обществу. К.Нарбут поддерживал реформы, которые проводились в
Речи Посполитой, в частности,
высказывал своё восхищение
строительством ДнепровскоБугского канала, развитием мануфактур.
17. По предложению короля извес-тный польский поэт, уроженец Пинщины Адам Нарушевич подготовил «Историю польско-го народа». Он интересовался
НаукаАдам Нарушевич
По предложению короля известный польский поэт, уроженец
Пинщины Адам Нарушевич
подготовил «Историю польского народа». Он интересовался
взаимоотношениями церкви и
государства, происхождением
крепостного права, способами
преодоления упадка страны.
Его идеалом была сильная королевская власть.
18. Значительный вклад в раз-витие науки внёс уроженец Гродненщины, ректор Глав-ной школы ВКЛ (так с 1781 г. называлась Виленская ие-зуитская акад
НаукаМартин Почобут-Одляницкий
Значительный вклад в развитие науки внёс уроженец
Гродненщины, ректор Главной школы ВКЛ (так с 1781
г. называлась Виленская иезуитская академия), учёныйприродовед и астроном М.
Почобут-Одляницкий. Он
изучал планету Меркурий,
определил координаты многочисленных населённых
пунктов на территории Беларуси. Был избран членомкорреспондентом Парижской академии наук и Лондонского астрономического
общества.
19. Одним из самых значительных деятелей белорусской и русской культуры стал уроженец Полоцка, поэт, учёный, мыслитель и просве-титель Симеон
ЛитератураСимеон Полоцкий
Одним из самых значительных
деятелей белорусской и русской
культуры стал уроженец Полоцка,
поэт, учёный, мыслитель и просветитель Симеон Полоцкий (С.Г.Петровский-Ситнианович). Он был
наставником восьмилетнего Петра
I - будущего российского императора, для которого издал «Букварь
языка славенска». По его инициативе было создано первое в России
учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. По произведениям С.Полоцкого студент
этой академии М.Ломоносов познакомился со стихосложением. Симеон Полоцкий стоял у истоков
первого в России театра, открытого при царском дворе в 1672 г., где
часть актёров составляли жители
Беларуси.
20. Книгоизданием в Амстердаме занялся уроженец Мстиславщины И. Ко-пиевич. По поручению царя Петра I он подготовил и издал в Амстердаме первое
ЛитератураИлья Копиевич
Книгоизданием в Амстердаме занялся уроженец Мстиславщины И. Копиевич. По поручению царя Петра I он подготовил и издал в Амстердаме
первое пособие по математике на русском языке. Вместе с приглашёнными в Россию голландскими издателями И.Копиевич стал создателем
нового гражданского шрифта, используемого в нашем письме и сегодня.
Он издал первый в России календарь, стал автором первой в России карты звездного неба.
21. В XVIII в. европейскую славу по-лучил крепостной театр Михала Казимира Огинского, который был разносторонней и талант-ливой личностью: оперны
ТеатрМихал Казимир Огинский
В XVIII в. европейскую славу получил крепостной театр Михала
Казимира Огинского, который
был разносторонней и талантливой личностью: оперным
композитором, музыкантомвиртуозом, поэтом. Театр Огинского, который размещался в
Слониме, был назван «усадьбой
муз». Он вмещал до 2500 зрителей. Здесь давались грандиозные представления на сцене,
размеры которой позволяли
выезжать на неё на лошадях.
Часть сцены занимал бассейн
для водных представлений.
22. «Северными Афинами» называли имение Залесье (нынешний Сморгонский район Гродненской области), принадлежавшее Миха-лу Клеофасу Огинскому.
ТеатрМихал Клеофас Огинский
«Северными Афинами» называли
имение Залесье (нынешний
Сморгонский район Гродненской
области), принадлежавшее Михалу Клеофасу Огинскому. Он сочетал театральную деятельность с
государственной, был активным
участником восстания 1794 г.,
направленного против раздела
Речи Посполитой, стал автором
знаменитого полонеза «Прощание с Родиной».
23. Наибольшую известность приоб-рели частнособственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были произ-ведения хозяйки Н
ТеатрФрантишка Уршуля Радзивилл
Наибольшую известность приобрели частнособственнические
театры Радзивиллов в Несвиже и
Слуцке. Популярными были произведения хозяйки Несвижа писательницы Франтишки Уршули Радзивилл. Ее пьесы были олицетворением стиля рококо, театрализовавшего быт.
24. Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации явля-лось барокко. На вторую половину XVII - начало XVIII в. приходится зрелое (высокое) б
АрхитектураСлонимский Андреевский костёл
Ведущим архитектурным стилем
в период Контрреформации являлось барокко. На вторую половину
XVII - начало XVIII в. приходится
зрелое (высокое) барокко. Католические храмы строили с двумя
башнями. Увеличилось количество ярусов башен. Фасады приобрели бóльшую пластику. Примером
является Андреевский костёл в
Слониме.
25. В 1730-е гг. в церковном зодчес-тве сформировался своеобраз-ный архитектурный стиль - ви-ленское барокко. Его разрабо-тал архитектор Ян Глауби
АрхитектураПолоцкий Софийский собор
В 1730-е гг. в церковном зодчестве сформировался своеобразный архитектурный стиль - виленское барокко. Его разработал архитектор Ян Глаубитц. Виленскому барокко были свойственны изысканность пропорций, лёгкость и ажурность
строений, пышный декор фасада. Всё это можно увидеть на
примере Полоцкого Софийского
собора. В 1738-1750 гг. храм был
перестроен Глаубитцем после
разрушений, вызванных взрывом пороха.
26. Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выде-лялись замок в Гольшанах (Ошмянский район Гродненской области), Гродненс
АрхитектураНовый замок в Гродно
Гольшанский замок в XVII в.
Реконструкция
Замок Радзивиллов в Несвиже
Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выделялись замок в Гольшанах (Ошмянский район Гродненской области),
Гродненский Новый замок, Несвижский дворец Радзивиллов (минская
область).
27. Во второй половине XVIII в. параллельно с поздним барокко развивался классицизм, а с конца XVIII в. этот стиль стал определяющим в искусстве. Для
АрхитектураРужанский
дворец. Рисунок
Н.Орды
Во второй половине XVIII в. параллельно с поздним барокко развивался
классицизм, а с конца XVIII в. этот стиль стал определяющим в искусстве.
Для классицизма характерны симметричность строений, точность и
строгость форм, гармония архитектуры и окружающего природного
ландшафта. Под влиянием французских образцов магнаты и шляхта начали создавать в своих имениях дворцово-парковые ансамбли. Их отличало сочетание элементов классицизма и традиций архитектуры барокко. В этом стиле был простроен Ружанский дворец.
28. На рубеже XVI-XVII вв. формиро-валась белорусская иконописная школа. В иконописи появилось стремление к передаче прост-ранства, естественных п
ЖивописьРождество Марии. Автор - Пётр Евсеевич
На рубеже XVI-XVII вв. формировалась белорусская иконописная
школа. В иконописи появилось
стремление к передаче пространства, естественных пропорций, отдельные персонажи стали
изображаться в светской одежде.
Для икон «Святая Параскева» изпод Мостов, «Умиление», «Покров», «Успение» с Брестчины был
характерен оптимизм, светлое
настроение, вера в высшую справедливость. Шедевром считается
икона Петра Евсеевича из Голынца «Рождество Марии», созданная в 1649 г. Это единственная икона, автор которой известен, потому что оставил на ней
свою фамилию.
29. Особую популярность приобрёл портрет сарматского типа. Сарматизм стал осо-бенностью шляхетской культуры Речи Посполитой. В его основу был
ЖивописьПортрет Катажины и Марии Радзивилл. Худ.
И.Шретер
Особую популярность приобрёл портрет
сарматского типа. Сарматизм стал особенностью шляхетской культуры Речи
Посполитой. В его основу был положен
миф о происхождении польской шляхты
от древних сарматских племён. В жанре
сарматского портрета плодотворно работал в Вильне, Гродно и Несвиже немецкий мастер Иоганн Шретер. Он в 1646 г.
написал портрет Катажины и Марии Радзивилл.
30. А художник Даниэль Шульц выполнил портрет Януша Радзивилла.
ЖивописьПортрет Януша Радзивилла. Худ. Д.Шульц
А художник Даниэль Шульц выполнил
портрет Януша Радзивилла.
31. В 1797 г. в Виленском университете была создана кафедра рисунка и жи-вописи, которую назвали Виленская художественная школа. Известными её пр
ЖивописьПрисяга Т.Костюшко на Краковском
рынке. Худ. Ф.Смуглевич
Ф.Смуглевич. Худ. Ю.Пешка
В 1797 г. в Виленском университете была создана кафедра рисунка и живописи, которую назвали Виленская художественная школа. Известными
её преподавателями были Франтишек Смуглевич и Ян Рустем. Известны
художественные полотна Смуглевича на историческую тематику: «Битва
около Берестечка в 1651 г.», «Битва при Хотине в 1673 г.», «Присяга Т.Костюшко на Краковском рынке».