689.79K

08.10.р.яз

1.

2.

— это разновидности языка в
зависимости от того, что мы хотим
передать в тексте: рассказать,
изобразить или доказать что-либо.

3.

Описание
Повествование
Рассуждение

4.

В описании тема раскрывается в
процессе характеристики предметов,
явлений природы, лиц и т. п., что
оформляется, как правило, в виде
перечисления их признаков.
Отличительными чертами данного типа
являются статичность и
одновременность перечисляемых
явлений.

5.

Основными разновидностями описания
считаются следующие:
пейзаж,
описание обстановки,
описание портрета,
характеристика.

6.

День был мягкий и мглистый.
Красноватое солнце невысоко висело
над длинными, похожими на снеговые
поля, слоистыми облаками. В саду
стояли покрытые инеем розовые
деревья. Неясные тени на снегу были
пропитаны тем же теплым светом.
Было необыкновенно тихо.

7.

СХЕМА ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ
1. Общее впечатление о предмете
(явлении).
2. Признаки предмета (явления).
3. Отношение к предмету (явлению).

8.

9.

Повествование
характеризуется тем, что его
тема раскрывается в
процессе развития действий,
состояний, событий и т. п.
Этот тип отличает динамичность,
последовательность сообщаемого.

10.

В повествовании много глаголов, а также
слов, указывающих на
последовательность действий:
однажды, сначала, затем, потом, после
этого, немного погодя, позже, через
некоторое время, тогда, тут, вдруг,
неожиданно, вот и, наконец и т. п.

11.

В одном болоте на кочке под ивой
вывелись дикие утята.
Вскоре после этого мать повела их к
озеру по коровьей тропе. Я заметил их
издали, спрятался за дерево, и утята
подошли к самым моим ногам.
Трех из них я взял себе на воспитание,
остальные шестнадцать пошли себе
дальше по коровьей тропе.

12.

СХЕМА ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ
1. Начало события.
2. Его развитие.
3. Конец события.
Примечание.
В художественных текстах
присутствует еще и кульминация*,
предшествующая концу события.
Кульминация (от лат. culmen, род. падеж culminis — вершина),
точка, период наивысшего подъёма, предельного напряжения в
развитии чего-либо.
/БСЭ/

13.

Рассуждение основывается в логическом
плане на умозаключении и представляет
собой развитие темы, состоящее из трех
частей:
а) тезис (то, что надо доказать или
объяснить),
б) доказательство (объяснения,
аргументация),
в) вывод (заключение, обобщение и т. д.).
Но надо заметить, что в названном типе не всегда
наблюдается наличие всех трех частей: в каждом конкретном
случае может отсутствовать (или же быть неявно выражена)
какая-то из них.

14.

Цель рассуждения – объяснить
или доказать что-то.
В рассуждении часто
используются слова,
указывающие на ход развития
мысли и причинно-следственные
связи:
почему, потому что, так как, ведь,
во-первых, во-вторых, в-третьих,
поэтому, вот почему.

15.

Наше отечество, наша родина –
матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому,
что в ней жили испокон веку отцы и деды
наши. Родиной мы зовем ее потому, что в
ней мы родились, в ней говорят родным
нам языком, и все в ней для нас родное;
а матерью– потому, что она вскормила
нас своим хлебом, вспоила своими
водами, выучила своему языку; как мать
она защищает и бережет нас от всяких
врагов.
Много есть на свете и кроме России
всяких хороших государств и земель, но
одна у человека мать – одна у него и
родина.

16.

СХЕМА ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Доказательства (объяснения).
4. Вывод.

17.

«Литература (или другой) – мой
любимый предмет».
«Книга – мой лучший друг».
«Я – здоровый человек».

18.

19.

1.
Отчаяние овладело мной. Злоба на самого
себя туже и туже скручивала грудь. К
злобе на самого себя примешивалась
ненависть к проклятой, выматывающей
душу тишине (А. Гайдар).
2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте
тремя стаканами горячей воды или
молока, доведите до кипения. Затем
добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на
слабом огне при помешивании 15—20
минут. Потом добавьте сливочного масла
по вкусу.

20.

1.
На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые
капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и
воет, как собака, потерявшая хозяина (А.Чехов).
2.
Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не
русского происхождения. В его звучании
угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное
происхождение можно усмотреть и в имени царя
Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все
прояснится, когда мы обратимся к знаменитому
рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО
Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный
король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно
оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

21.

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в
Онежское озеро.
Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над
Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.
На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.
Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски
сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте,
сторож пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до
берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл
по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи.
Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы —
столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой
красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и
вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда
оно обречено жить недолго.
К. Паустовский «Золотая роза» (отрывок)

22.

Текст, особенно художественный,
часто объединяет разные типы речи.
В представленном отрывке
последовательно сменяют друг друга
все типы речи — повествование,
описание и рассуждение.

23.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому
что к нам в садик приходил отец. (2)Он
садился на стул возле ёлки, долго пиликал
на своём баяне, пытаясь подобрать нужную
мелодию, а наша воспитательница строго
говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!»
(3) Все ребята смотрели на моего отца и
давились от смеха. (4)Он был маленький,
толстенький, рано начал лысеть, и, хотя
никогда не пил, нос у него почему-то всегда
был свекольно-красного цвета, как у клоуна.
(5)Дети, когда хотели сказать про кого-то,
что он смешной и некрасивый, говорили
так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

24.

1
По горизонтали:
3. Тип речи, в котором
рассказывается о
событиях.
По вертикали:
1. Цель данного типа
речи – доказать,
объяснить, убедить.
2. Признак,
характерный для
описания.
3. Описание природы.
4. Мысль, которую надо
доказать.
5. В повествовании
художественных текстов
может предшествовать
концу события.
6. Часть речи, которая
часто встречается в
повествовании.
2
5
6
3
4

25.

«Мое любимое блюдо».
«Если бы я был директором
школы... ».
«Главное в жизни – это …».
English     Русский Правила