12.22M

2a_KIP

1.

Конкурсно-игровая программа:
теория, сценарий и режиссура

2.

Литература по теме:
Ершов, П. М. Игра в свете потребностно-информационной концепции
человека /отрывок из книги П.М. Ершова «Потребности человека». –
Москва, 1990. – 28 с.
Карп, В. И. Основы режиссуры. Полная версия. – Режим доступа:
http://samlib.ru/p/ppjap_p_p/osnova.shtml (дата обращения: 16.02.2021).
Панфилов В. В. Режиссеру праздника - об игре / В. В. Панфилов. - Москва:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2004. - 176 с.
Шилов, Н. П. Сценарное мастерство: учебное пособие / Н. П. Шилов. –
Челябинск:ЧГАКИ, 2007. – 68 с.

3.

Игра -
вид деятельности
имитационного характера;
производственная потребность,
подражание;
занятие, служащее для
развлечения, отдыха
***Немецкий психолог конца девятнадцатого века Карл Гросс назвал игру «предупражнением инстинктов
применительно к будущим условиям борьбы за существование»

4.

игРА

корень
предопределение,
РАдость)
РА
(божественное
близкое
к
слову

5.

Игра сопровождает человека на
протяжении всей жизни:
детские игры и развлечения;
обучающие игры в образовании;
ролевые игры (сюда же игра в профессию, семью и пр.)

6.

воспитательная, обучающая, коррекционная функции;
информационная функция (донесение информации в облегченном формате);
коммуникативная функция (общение и знакомство в группе, коллективе);
дидактическая функция (совершенствование и развитие навыков);
прогностическая функция ( в аспекте имитаций, повторений);
игротерапевтическая функция;
развлекательная функция;
функция социализирующая (освоение норм моральных, ценностных,
государственных и пр.)
диагностическая функция (выявление особенностей личности);
деятельная функция
Игра тренирует не только изобретательность как следствие
увлеченности, но и дисциплину и волю; в спортивной игре
воля — необходимое условие успеха. Поэтому в
практической доминанте, побуждающей человека играть,
всегда большее или меньшее место занимает воля.
Функции игры:

7.

Виды игр:
учебные (получение
инфо.)
эмоциональные
(азартные игры)
уч.-эмоциональные
(спорт, искусство)

8.

Структура игры:
играющие;
набор игровых действий;
обозначение правил и условий игры – принятые и обязательные для
каждого играющего нормы;
наличие ведущего, наблюдающего и пр.;
игровой реквизит

9.

ИГРА = ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
НАБОР КОНКУРСОВ
НАБОР ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
*** Конкурсно игровая программа со своим замыслом, идейно-тематическим и
действенным содержанием, режиссерской сверхзадачей приближается по своему
функциональному значению к игре и в некой степени может синонимизироваться

10.

Игра - форма человеческой деятельности,
основная цель которой развлечение, развития памяти,
физической закалки, обычно основанная на условиях
и правилах (здесь важен процесс)
Конкурс - это состязание,
борьба, соревнование за первенство,
дающее
возможность
выявить
сильнейших, наиболее достойных
из числа участников или команд
(здесь важен результат)

11.

Виды игровых действий (по В.
Панфилову):
ДВОРОВЫЕ
Посиделочные
ПОСИДЕЛОЧНЫЕ
пряточные
жмурочные
беговые
целовальные
прыгательные
словесные
22 игровых
принципа
по В.
Панфилову

12.

Конкурсы
могут
быть
самыми
разнообразными, главное то, что в их
основе лежит момент состязательности
конкурс красоты;
конкурс талантов;
конкурс спортивной направленности и физ. подготовки;
интеллектуальный конкурс и пр.
виды конкурсных действий могут быть: бытовые, профессиональные,
творческие, спортивные, импровизационные

13.

Конкурсно-игровая программа
КИП – это развлекательная программа, основой которой является игровое действие (набор
игровых действий и конкурсов), построенное на выполнении ряда творческих заданий.
Театрализованная КИП – это вид документального театрализованного представления,
основой которого является игровые действия, конкурсные задания, построенные на
выполнении ряда творческих заданий с элементами эстрадных номеров (все это в контексте
одного замысла, то есть всегда наличествует тема, идея, конфликт, жанр)

14.

Виды конкурсно-игровых программ:
сюжетно-ролевые КИП (внутри одного сюжета участники выполняют
заданную роль):
интеллектуально-познавательные (внутри игр и конкурсов лежит
просветительская функция):
азартно-коммерческие (внутри программы коммерческие
вознаграждения):

15.

Этапы театрализованной конкурсно-игровой
программы в аспекте участвующего
субъекта:
1-й этап игры: подготовка, то есть, принятие играющими на себя игровых
ролей и в рамках этих ролей условий игры в целом, обозначение условного
предмета борьбы (театрализованный пролог и встреча участников,
представление ведущих в аспекте общего замысла театрализации).
2-й этап игры: обозначение и завязка конфликта. Разделение играющих на
основные конфликтные группы по отношению к условному предмету борьбы
(обозначение основных правил и условий игровых и конкурсных действий в
рамках театрализации).
3-й этап игры: развитие и углубление конфликта, характеризуемого
постепенным обострением борьбы между конфликтными группами
(выполнение игровых и конкурсных действий в аспекте театрализации).
4-й этап игры: обострение конфликта, приносящее победу той или иной
группе (подведение итогов, оценка, награждение в рамках театрализации)

16.

Этапы формирования замысла
театрализованной конкурсно-игровой
программы:
1) поиски эмоционального камертона (исходя из анализа праздничного или
любого другого события – документальная основа, историческое развитие,
возможные варианты существования в мире);
2) конкретизация элементов замысла (тема, идея, конфликт, жанр,
эпизодное построение, персонажный ряд, игровая ситуация, набор игровых
действий);
3) оформление замысла в сценарий согласно требованиям (реплики
ведущего, характеризующие тематическое содержание игровой ситуации;
игровое действие, правила и условия игры или конкурса; а также
прогнозируемые варианты ответа или реакции на то или иное действие
участника; проведение игры собственно
и подведение итогов,
награждение; ремарки, описывающие ход действия в аспекте театрализации
– выходы и уходы персонажей, появление игрового реквизита, процесс
награждения) (см. сценарий игровой программы из сборника)

17.

Пример оформления сценария
*** ИЗУЧИТЬ РЕМАРКИ

18.

Театрализованная конкурсно-игровая
программа предполагает наличие
следующих элементов:
игровой замысел (определяет цели и задачи игры);
игровой конфликт (м/у ведущими-героями, героями и участником,
участниками, зрителями-болельщиками),
игровая ситуация — набор игровых действий и конкурсов;
игровые правила и условия, которые очень конкретно и ясно описывают
возможные действия участников (продумывается до мелочей, дабы был
понятен однозначный вариант исполнения);
игровое пространство (оформление пространства в соответствии с
замыслом);
игровой реквизит (яркий, зрелищный, большеформатный – не
допускаются бытовые вещи, еда)

19.

Игровые и конкурсные задания
должны:
обладать
зрелищностью,
оригинальностью;
лаконичностью,
разножанровостью,
быть авторскими или хотя бы использоваться под новым необычным углом
с точки зрения режиссуры;
быть не затянутыми, доступными и ЭТИЧНЫМИ;
иметь правила и условия выполнения, приводящие к победе; явно
выделять победителя (нельзя опираться на поощрение зала),
дифференцировать возрастной и половой критерий;
иметь прогнозирование результатов (желательно несколько вариантов,
обязательно прописанных в сценарии);
подразумевать включенность манков – обоснованных театрализацией
способов ввода участников в игру (механический и творческий);
быть в художественной обработке, интеллектуально-познавательными,
значимыми (см. видео 2х игровых программ)

20.

Режиссура КИП
Основная
особенность КИП: невозможность полной
репетиции ее, так как мы не имеем возможности
предвидеть действия участников программы, поэтому
главным оружием в данной проблеме является
прогнозирование
игрового
действия.
Режиссер
проигрывает в своем воображении игровые задания,
предполагает
несколько
вариантов
выполнения
задания, реакции зрителя и в связи с этим выстраивает
тексты ведущих в сценарии, и само игровое действие.

21.

Этапы воплощения театрализованной
КИП:
1. Застольная репетиция (изучение и анализ праздничного или любого другого события, которому
посвящена КИП, исследование форм, жанров, знаковых особенностей мероприятий по данному
направлению (см. книгу Л. Н. Лазаревой), формирование замысла и создание сценария, читка с
организационной группой);
2. Репетиция в «выгородке» (на условной площадке, с условным реквизитом): работа режиссера над
прологом и финалом (единственное что можно отрепетировать в полной мере); постановка игровых
действий и подводок к ним — работа с ведущими; работа с арт-протоколом и счетными машинами
(очки, вывод на экран); отработка выноса игрового реквизита, подарков, наград; работа с ведущими –
работа над образом в контексте программы; работа со звукооператором, светооператором,
видеооператором, реквизитором (реквизит должен быть бутафорским и не бытовым); работа с жюри и
эстрадными номерами, вкрапленными в ткань КИП в моменты пауз, созданных выполнением игрового
задания (обязательная категория!!!).
***Для технических помощников должен быть составлен список необходимого реквизита и список
призов. Режиссеру следует определить, как и чем будут награждены победители и поощрены
участники. Награждаться должны даже проигравшие.
Часто перед режиссером стоит задача не только подготовки КИП в целом, но и отдельной команды к
конкурсу. В подготовку команды к конкурсу входят следующие элементы:
• режиссура выхода и ухода команды;
• режиссура приветствия, пожеланий команде соперников, девизов и т.д.;
• режиссура творческих заданий (пластический этюд, песня, частушки, зримая песня, танец и т.д.).
3. Репетиция на сцене – отработка в полном актерском составе со всеми техническими моментами
всего того, что представлено выше согласно плану репетиционного процесса

22.

Репетиции театрализованной КИП:
*Репетиция — (от лат. repetitio — повторение) — это поэтапное создание
представления, а затем его повторение. Осуществляется для того, чтобы
отточить профессиональные навыки или лучше подготовиться непосредственно к
публичному выступлению.
1) репетиция пролога и финала (с включением групп
исполнителей: профессиональные и любительские коллективы,
инициативная творческая группа, реальные герои, зрители);
2) техническая репетиция (установка аппаратуры, проверка
света, звука и видео;
3) репетиция с ведущими, арт-протоколом (оттачивание образамаски и работа с игровыми действиями (вынос реквизита,
призов и пр.));
4) сводная репетиция;
5) прогонная репетиция (обязательно несколько репетиций с
приглашенными гостями – проверка игрового реквизита и
действия собственно);
6) генеральная репетиция.

23.

Ведущий театрализованной КИП:
***Ведущий театрализованной КИП — образ-маска в аспекте замысла
театрализации, исполняющий ряд важных функций
комментаторская/пояснительная;
познавательная/просветительская;
коммуникационная;
оценочная;
релаксационная;
распорядительная.

24.

Требования и профессиональные
качества ведущего КИП
честность по отношению к правилам игры, игрокам;
дружелюбие, выдержанность, логика в действиях;
импровизация (мгновенная реакция, аргументированность оценки);
ясность и свобода коммуникации, грамотная подача речи и дикция;
чувство темпа и ритма;
чувство меры и такт.

25.

Домашнее задание на лето:
1) просмотреть полностью видеозапись театрализованной конкурсно-игровой программы «Искусство – грозное оружие»
и сделать анализ по следующим критериям:
1)
первое впечатление;
2)
общие особенности КИП, исходя из исторических аспектаций празднования, уместность и корректность формы и
жанра;
3)
замысел программы: единство темы, идеи, конфликта в аспекте игрового сюжета (игровых действий), вид
театрализованной КИП;
4)
структура КИП: эпизодное построение (количество эпизодов), его логика, наличие включенных эстрадных номеров,
оправданность их включения;
5)
игровые и конкурсные действия (виды, наличие разножанровости, соотношение с темой, значимость, логика,
зрелищность, оригинальность, ясность обозначенных условий и правил игры для выполняемого участниками
действия пр., наличие манков, их оригинальность и вариативность, видовое разнообразие);
6)
ведущий — основные качества, маска в аспекте соотношения с замыслом театрализации, логичность образа,
основные функции;
7)
арт-протокол (включенность в замысел театрализации, работа с бутафорией, призами и наградами, соответствие
призов замыслу, приемы их выноса;
8)
художественный образ КИП: декорационное оформление игрового пространство в соответствии с общим замыслом,
наличие музыки (жанры, темы, соответствие замыслу), света, бутафории;
9)
режиссерская сверхзадача в аспекте функционального значения КИП.
* Документ оформить в соответствии с требованиями шаблона!!!
2) подготовить полный и конкретно прописанный замысел собственной театрализованной КИП или мероприятием с
элементами КИП, включающий историю праздничного события, варианты и формы празднования в мире, России,
институте культуры (ЧГИК), знаковую составляющую, идейно-тематическое содержание, проработку эпизодного
построения, образов-масок, оригинальных игровых действий, манков, пролога и финала, соответствующего звукошумового и музыкального оформления, вариантов видео, сценографического решения и костюмов (эскизы
прилагаются) — консультация в течении лета; ПРОБА ПЕРА 29 мая 2021 года!!!
3) работа с теоретическими источниками (чтение и конспектирование): В. Панфилов «Режиссеру праздника об игре», А.
Рубб «Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения», А. Конович
«Театрализованные праздники и обряды в СССР»
English     Русский Правила