Похожие презентации:
Стили и направления начала XX века
1.
Стили и направления началаXX века
2.
ФовизмЭкспрессионизм
Кубизм
Футуризм
Супрематизм
Дадаизм
Сюрреализм
3.
ФОВИЗМЧто это такое
Анри Матисс. Женщина в шляпе. 1905 год
4.
Фовизм называют первым авангардным течением, хотя его можносчитать и частью постимпрессионизма. Это бунтарское, но еще
фигуративное (изображающее реальные предметы) направление,
которое отказалось и от большинства предшествующих живописных
норм, и от идеи, что искусство должно выражать философские,
интеллектуальные смыслы. Вместо этого главными стали эмоции —
чаще всего яркие, радостные, — которые должны были быть
выражены на языке красок. Приемы фовистов, особенно яркий
цвет, плоскостность и темный контур, повлияли на многих
художников XX века.
5.
Кто и когдаАндре Дерен. Мост Чаринг-Кросс. 1906 год
6.
Фовизм был представлен в 1905 году на третьей выставке Осеннегосалона в Париже; активная фаза продолжалась лишь следующие
два года. Главные художники:
Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Альбер Марке,
Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кес ван Донген.
7.
Как распознатьАнри Матисс. Радость жизни. 1905–1906 годы
8.
Слово «фовисты» произошло от французского fauve, «дикий», и этовидно в живописи. Художники-фовисты брали яркие, контрастные
краски, часто выбирали непривычные и неестественные цвета, а
вместо переливов оттенков использовали много четких контуров и
пятен. В своих произведениях они отказывались от выстраивания
объема и пространства, делая их условными, обобщенными. Все
это, вместе с динамичными мазками, работало на главную цель —
яркую, экзальтированную эмоцию.
9.
В РоссииВ чистом виде фовизма в России
не было, но фовисты повлияли на
русских художников вместе с
другими европейскими
авангардистами. Так, элементы
фовизма есть у Михаила
Ларионова («Натюрморт с синим
чайником», 1907), Наталии
Гончаровой («Посадка
картофеля», 1908–1909), раннего
Казимира Малевича («Портрет»,
1910).
Казимира Малевича «Портрет», 1910
10.
Анри МатиссАнри Матисс «Танец »
Анри Матисс был гениальным французским
живописцем ХХ века, основателем фовизма,
неутомимым экспериментатором и
неугомонным исследователем. Анри Матисс
перевернул традиционные представления об
использовании цвета и, погрузившись в поиски
новых форм и оттенков, приложил руку к
созданию отдельного течения живописи.
11.
«Мастерскаяхудожника (Розовая
мастерская)», 1911
12.
Анри Матисса ждала стабильная жизнь провинциального юриста.Если бы не случай, который кардинально изменил судьбу молодого
человека.
У Анри случился приступ аппендицита. Долгие два месяца ему
пришлось отсидеть на вынужденном карантине, восстанавливая
здоровье, подорванное болезнью и операцией. Чтобы скрасить
скучные будни сына, мать принесла ему рисовальные
принадлежности. И Анри Матисс настолько увлекся копированием
открыток, что после выписки из больницы поступил в школу
рисунка, после чего бросил юридическую контору и отправился в
Париж, чтобы продолжить обучение живописи.
13.
Он учился везде и всему. Сначала вхудожественной академии Родольфо
Жюлиана, затем в Школе искусств, потом,
после поступления в Национальную
высшую школу изящных искусств, как
приглашенный студент французского
символиста Гюстава Моро
Первая серьезная выставка случилась в
1896 году в рамках Салона Национального
общества изящных искусств. Мероприятие
прошло успешно — две из пяти работ
приобрело государство. Картина
«Читающая женщина» даже нашла свое
место в резиденции французского
президента.
«Красные рыбы», 1912
14.
Творческий подъем, однако,не способствовал
финансовой стабильности.
Детей, а к тому времени уже
родилось два сына,
пришлось отправить к
родителям живописца. А
сам Матисс пошел работать
художником-декоратором.
В минуты безысходности он
даже хотел отказаться от
любимого дела, но
продолжал творить,
преимущественно в духе
импрессионизма, и
интенсивно искал новые
идеи, периодически пробуя
себя в пуантилизме.
«Голубая обнаженная», 1907
15.
В 1905 году художник отправилсяс друзьями отдыхать на
побережье Средиземного моря.
И именно там, в тесном
сотрудничестве с Андре Дереном
(André Derain), появилась идея
фовизма. Экспериментаторыфовисты свои работы
представляли еще в 1900 году,
но Матисс облек эту идею в
конкретную форму и
неудивительно, что стал
лидером направления, возглавив
движение и создав ряд ярких и
оригинальных произведений.
«Вид на Нотр-Дам», 1914
16.
«Красная комната», 1908«Красная комната», 1908
«Музыка», 1910
17.
КУБИЗМЧто это такое
Жорж Брак. Скрипка, трубка и газета Le Quotidien. 1913 год
18.
Кубизм — последний подступ фигуративной (то есть изображающей реальныепредметы) живописи к беспредметности, абстракции. Он попытался по-новому передать
на двухмерной плоскости трехмерность изображенных объектов: для этого те
разбирались на простейшие геометрические фигуры и как бы собирались на холсте
заново.
Кубисты требовали доискиваться до сути вещей — а не рабски отражать их на картине,
как зеркало; освобождая живопись от бремени жизнеподобия, они боролись с ее
иллюзорностью. Помимо трехмерности, они пытались передать на плоской картине
движение и время — а еще изобрели ассамбляж( техника визуального искусства,
родственная коллажу), объединяющий живопись и фрагменты бытовых предметов вроде
клеенки и газет.
19.
Кто и когдаПабло Пикассо. Портрет Даниэля Анри Канвейлера. 1910 год
20.
Кубизм часто связывают с влиянием Сезанна, который якобы рекомендовалрассматривать реальность как сочетание простых фигур — цилиндров, конусов и
шаров; однако про куб как раз Сезанн и не говорил. Основателями и титанами
кубизма стоит считать Пабло Пикассо и Жоржа Брака, другие кубисты — Фернан
Леже, Робер Делоне, Хуан Грис, Альбер Глез, Жан Метценже.
Кубизм был создан в 1907 году, а в начале 1910-х его первая стадия —
аналитическая — стала постепенно сменяться синтетической: художники уже не
столько разнимали реальность на фигуры, сколько создавали из этих фигур новые
предметы и пытались украсить ими мир.
21.
Как распознатьЖорж Брак. Бутылка и рыбы. Около 1910–1912 годов
22.
Предметы и люди на кубистических картинах не изображены жизнеподобно,а разъяты на плоскости, совмещенные на одном холсте. Может создаться
впечатление, что мы видим одну и ту же вещь с разных сторон, картина может
выглядеть выпирающей на зрителя или вывернутой наружу. Изображение
складывается из простых геометрических форм (квадратов, цилиндров,
трапеций) и выглядит «угловато». Понять, какой именно реальный предмет
мы должны за ним угадать, не всегда просто. Цвет интересовал кубистов
меньше формы, а портреты и натюрморты — больше остальных жанров.
23.
Пабло ПикассоПабло Пикассо (родился 25 октября 1881
— умер 8 апреля 1973 гг.) — французский
художник испанского происхождения ХХ
века, основатель кубизма, самый дорогой
живописец в мире. Широко известен
также как скульптор, график, дизайнер,
керамист и театральный оформитель.
24.
«Пикадор», 188925.
Пабло с детства увлекся рисованием, и уже в 8-летнемвозрасте создал картину «Пикадор», которой очень дорожил
и всегда держал при себе до конца жизни. Начальное
художественное образование Пикассо получил в ЛаКорунской школе искусств, а в 14 лет его приняли в Ла-Лонху
— престижное гуманитарное образовательное заведение в
Барселоне. В 16-летнем возрасте Пабло продолжил учебу в
главном центре обучения художников Испании —
Королевской академии изящных искусств.
26.
«Трагедия», 1903«Старый гитарист», 1903
27.
В 1898 году молодой Пабло вернулся в столицу Каталонии и стал членом арт-сообщества ElsQuatre Gats, а спустя 2 года в кафе с одноименным названием состоялась первая личная
выставка работ живописца.
Сюжет: семья бедняков на берегу моря. Три фигуры выполнены в почти монохромной
палитре разных оттенков синего. 4
Считается, что ощущение одиночества и отчуждённости, бедности и несчастья, которое
Пикассо передал в этой картине, перекликаются с его собственным самоощущением в
первые годы нового века, который начался с самоубийства его близкого друга, художника
Карлоса Касагемаса.
28.
«Любительница абсента», 190129.
1900 год стал переломным в биографии художника. Пикассовпервые приехал в Париж на Всемирную выставку, где на него
огромное впечатление произвели полотна импрессионистов.
Под их влиянием сформировался первый профессиональный
период творчества мастера — «голубой». Работы этой поры
полны печали и меланхолии, художник рисовал главным
образом бродяг, нищих и обездоленных людей.
30.
«Девочка на шаре», 190531.
Знаменитая картина «Девочка на шаре» ознаменовала собойпереход к следующему творческому этапу — «розовому».
Изменилась не только палитра цветов картин молодого
живописца, но и стиль подачи. В них появились
жизнеутверждающие нотки, хотя сам Пикассо тогда еле
сводил концы с концами.
32.
«Авиньонские девицы», 190733.
В 1907 году Пикассо заинтересовался африканской культуройи создал самую дорогую свою картину — «Авиньонские
девицы». Живописец переходит от попыток изображения
узнаваемых образов людей к написанию абстрактных
личностей. Новые творческие идеи Пикассо не приняли даже
самые близкие друзья, но гению это было абсолютно
безразлично.
34.
«Портрет АмбруазаВоллара», 1910
«Портрет ДаниэляГенри Канвайлера»,
1910
35.
1909 год в истории мирового изобразительного искусства ижизни Пикассо ознаменован рождением нового стиля —
кубизма. Это революционное направление безжалостно
отвергло натуралистические традиции в живописи и вызвало
шквал критики. Но работы мастера наконец начали хорошо
продаваться, эпоха нищеты в жизни художника закончилась.
36.
«Портрет Ольги Хохловой»Русская балерина, первая Жена Пабло
37.
В 1917 году Пикассо получил заказ на изготовление декорацийи костюмов к балету Дягилева, а затем, на протяжении 8 лет,
еще несколько подобных предложений. От кубизма Пикассо
переходит к неоклассицизму. На картинах художника снова
появляются узнаваемые лица и реальные формы.
38.
«Купальщица» 192839.
В 1925 году наступает следующий творческий период жизниПабло — увлечение сюрреализмом. В этом стиле он создает
скульптурные и живописные произведения, воплощает в них
сильные эротические образы монстров в мире сновидений и
подсознания.
40.
41.
В 1937 году в Испании происходят трагические события — идет гражданская война.А спустя 3 года немецкие войска оккупируют Францию. Живописец Пабло Пикассо
отчаянно протестует против бессмысленной бойни. Это находит подтверждение в
его произведениях, проникнутых духом пацифизма.
Послевоенный период творчества — самый светлый в жизни Пикассо. Художник
обретает семейное счастье, переезжает с новой женой из Парижа на юг Франции и
наслаждается простыми житейскими радостями. Он увлекается техникой
литографии и декоративно-прикладным искусством.
42.
«Плачущая женщина», 1937«Голубка Пикассо» (1949) — эмблема
Всемирного конгресса сторонников мира.
Узнаваемый антивоенный символ во всех
уголках Земли.
43.
В последние годы здоровье Пикассо неуклонно ухудшается, а состояниезаметно растет. Художник продолжает работать, хотя испытывает большие
проблемы со зрением и слухом, часто рисует женские портреты.
Смерть настигла Пабло Пикассо 8 апреля 1973 года. Он отошел в вечность в
своем загородном особняке в возрасте 91 года. Выдающийся гений добился
всемирного признания и стал мультимиллионером. Еще при жизни был
основан первый музей его имени — в испанской Барселоне. А интерес к
творчеству гениального живописца не угасает и в наше время.
44.
ФУТУРИЗМЧто это такое
Умберто Боччони. Динамизм велосипедиста. 1913 год
45.
Итальянское направление, участники которого хотели выразитьсовременность через скорость, отразить сознание городского человека.
Футуристы реагировали на последние технические завоевания и, в отличие от
многих современных им направлений, не боялись прогресса, а восхищались
им и ждали революцию, которая должна была встряхнуть одряхлевший мир.
Футуристы хотели полностью избавиться от багажа культуры и обновить
искусство с помощью технократических индустриальных ценностей. Вместе с
этим они вплотную подошли к абстракции.
46.
Кто и когдаГлавные художники-футуристы —
Джакомо Балла, Джино Северини, Карло
Карра и Умберто Боччони. Футуризм в
Италии существовал с 1909 до 1920-х
годов (активная фаза продолжалась до
1914-го) — и активно повлиял на
искусство других стран.
Джакомо Балла. Динамизм собаки на поводке. 1912 год
47.
Как распознатьДжакомо Балла. Абстрактная скорость + звук. 1913–1914
годы
48.
Футуристы обращались в своей живописи к последним достижениямтехники — хронофотографии (съемке через короткие равные интервалы
времени, позволявшей записывать движение какого-либо объекта) и
кинематографу — и любили изображать на картинах сразу несколько фаз
движения одновременно. Наслаивание изображений друг на друга они
также использовали, чтобы изобразить город, прогресс, молодость,
буйство, энергию. Они дробили предметы (в чем напоминали кубистов) и
производили «сдвиги»: соединяли вместе несовместимое. Для их картин
характерны зигзагообразные, скошенные, угловатые формы.
49.
Давид Бурлюк (1882-1967)История искусства относит русский
футуризм к 1910-м годам ХХ века.
Современники испытывали подъем
недовольства, бунт созревал во всех
слоях общества. Вполне
естественно, что отношение к
футуризму сложилось
положительное. Первый футурист в
России – Давид Бурлюк.
Бурлюк с расписанным лицом (1914 год)
50.
КоллажЖенщина в косынке
51.
Бурлюк организовал группу художников, которая занималась поиском новых путейразвития искусства. Позже все участники группы стали именовать себя футуристами.
Они искали в искусстве новые пути, которые, по их мнению, должны были
отображать радикальные изменения, которые происходили в обществе в начале XX
века. Бурлюк обожал экспериментировать. Он одним из первых начал использовать в
своих работах коллажи: вклеенные кусочки фанеры, шестерёнки, металлические
пластины
52.
«Американские рабочие»53.
Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету вмузеях и частных коллекциях. Многие из них
репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец
российского футуризма», Бурлюк принимал активное
участие в выступлениях футуристов, являясь их
теоретиком, поэтом, художником и критиком.
54.
Умберто Боччони(1882-1916)
итальянский художник, скульптор и теоретик
футуризма.
55.
«Современный идол»«Смех»
56.
ЭкспрессионизмЧто это такое
Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в
изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее
единственной реальностью субъективный духовный мир
человека, а его выражение – главной целью искусства.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет в образе солдата. 1915
57.
Экспрессионизм зародился как немецко-австрийская параллель французскому фовизму —но экспрессионисты, в отличие от фовистов, не отказались от выражения духовных,
экзистенциальных смыслов, главным образом связанных с драматическими аспектами
человеческого существования и предчувствием катастрофы (неудивительно, что вторая
волна экспрессионизма началась с Первой мировой войной).
Название «экспрессионизм» изначально было противопоставлено импрессионизму:
художник не передает непосредственное зрительное впечатление от действительности
(природы), а выражает возникшие у него сложные эмоции. Появлению нового движения
сопутствовал интерес к первобытному и средневековому искусству, которое в начале XX
века воспринималось как очень необычное и экспрессивное.
58.
Кто и когдаИзвестные художники: Эдвард
Мунк, Эгон Шиле, Пауль Клее,
Василий Кандинский
Август Макке. Дама в зеленом жакете. 1913
59.
Группа «Мост» — основоположники немецкого экспрессионизма —собралась в 1905 году. Изначально в нее входили Эрнст Людвиг Кирхнер,
Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Фриц Блейль, позднее присоединились
Эмиль Нольде и Отто Мюллер. В 1911 году Василий Кандинский, Франц
Марк, Август Макке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее
создали группу «Синий всадник». Другие художники, родственные
экспрессионизму, — австрийцы Эгон Шиле и Оскар Кокошка, голландец Кес
ван Донген. Новые герои послевоенных 1920-х — Отто Дикс, Георг Гросс,
Макс Бекман. Экспрессионизм также повлиял на Жоржа Руо, Хаима Сутина,
Амедео Модильяни.
60.
Как распознатьФранц Марк. Борющиеся формы. 1914
61.
В живописи экспрессионистов персонажи чаще всего гротескны,формы — искажены, пространство — смещено, мазки —
завихряющиеся, а цвета яркие, насыщенные и диссонансно
сочетаются между собой. Все это — ради передачи сильных эмоций
от драматичности бытия. В большей части это касается художников
группы «Мост» — у «Синего всадника» формы часто были спо-
койнее, а цвета гармоничнее.
62.
Эдвард Мункнорвежский живописец и график, один из
первых представителей экспрессионизма
63.
«Крик»64.
Да, очень часто художники – достаточно странные личности, с большими «тараканами вголове», но именно такие люди зачастую создают, что-то экстраординарное, неповторимое,
но завораживающее и привлекающее пристальное внимание.
Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра,
написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние».
Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в
искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2
мая 2012 года на аукционе Sotheby's за 119,9 миллиона долларов. На тот момент это было
самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе
65.
«Автопортрет с зажженной сигаретой». 1895«Девушки на мосту»
1901.
66.
СюрреализмЧто это такое
Макс Эрнст. Император
Юбю. 1923 год
67.
Сюрреалисты ставили своей задачей соединить реальность и сон — формы и предметывнешнего мира с иррациональным внутренним миром человека. Главные их источники,
помимо снов, — подсознание (на сюрреалистов повлиял фрейдизм), трансовые
состояния, галлюцинации; главные приемы — разрушение логических связей, абсурд,
парадокс, уничтожение привычного, сопоставление того, что никогда раньше не
сопоставлялось. Моральные ограничения общества для сюрреалистов тоже значения не
имели. Один из важных для них методов — автоматическое письмо, когда художник или
поэт создает свое произведение, как бы отключив разум. Течение стало
международным и существовало долго, неоднократно возвращаясь и проникнув в
коммерческое искусство и массовую культуру.
68.
Кто и когдаОфициальное начало — 1924 год,
когда поэт Андре Бретон написал
первый «Манифест сюрреализма».
Важнейшие художники-сюрреалисты
— Макс Эрнст, Жоан Миро,
Сальвадор Дали, Андре Массон,
Рене Магритт и др.
Жоан Миро. Карнавал
Арлекина.
69.
Как распознатьРене Магритт.
Влюбленные
(Любовники). 1928 год
70.
В сюрреализме можно выделить две главные манеры. Первая —это абстракции (обычно органические, биоморфные, похожие на
амеб или сгустки материи), иногда создававшиеся в технике
автоматического письма. Второй тип (более известный благодаря
Дали и Магритту) — это парадоксальные коллажные сочетания
предметов и явлений, абсурдные сюжеты, фантастические (часто
отталкивающие или пугающие) образы.
71.
Сальвадор ДалиСальвадор Дали (полное имя Сальвадор
Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек,
маркиз де Дали де Пуболь; 1904-1989) –
испанский живописец, график, скульптор,
режиссер и писатель. Один из самых
выдающихся представителей
сюрреализма.
72.
Дали в 1934 году73.
В детские годы Сальвадор был сообразительным, капризным и заносчивым ребенком. Когдаему чего-то хотелось он мог при всех закатать громкую истерику, делая все возможное для
достижения своей цели.
Кроме этого, Дали часто прибегал к симуляциям, желая привлечь внимание к своей персоне
и выделиться на фоне других людей. Он страдал от множества комплексов и фобий. К
примеру, он панически боялся кузнечиков. В связи с этим, Сальвадору было сложно находить
общий язык со сверстниками и просто учиться в школе. Тем не менее, нуждаясь в общении с
детьми, он старался своеобразным образом подружиться с ними, используя для этого самые
странные способы.
74.
75.
Еще в начальных классах Сальвадор начал проявлять живой интерес к рисованию. Витоге родители отдали его в художественную школу. В подростковом возрасте он начал
изучать современное искусство, которое приводило его в восторг.
Когда Дали исполнилось 17 лет он поступил в Королевскую академию изящных
искусств, расположенную в Мадриде. Тогда же умирает его мать, смерть которой он
пережил крайне тяжело. Женщина скончалась от рака груди. Спустя год он переехал в
студенческое общежитие, предназначенное для талантливых учеников. В это время
биографии Дали знакомится с разными представителями богемной жизни.
76.
77.
Ознакомившись с современными течениями в живописи он начинает творить вжанрах кубизма и дадаизма. В 1926 г. причудливого парня отчисляют из
академии. Это было связано с пренебрежительным отношением Дали к
преподавателям учебного заведения. Однако это не сильно расстроило
художника, который решает отправиться в Париж. Именно здесь он
познакомился с Пабло Пикассо, который оказал на него большое влияние. В
последующие годы биографии Сальвадор написал множество работ, в которых
прослеживалось влияние Пикассо и Жоана Миро. Его картины находят
положительные отзывы у коллег, которые пророчат ему хорошее будущее.
78.
«Постоянство памяти»79.
Полотна Дали участвуют в крупных выставках, которые проходят в разных странах,включая США. Он начинает писать картины в стиле сюрреализма, достигнув больших
высот в этой области искусства. Первой известной работой Сальвадора Дали считается
«Постоянство памяти», на которой можно увидеть стекающие со стола жидкие часы.
Автор старается разрушить устоявшийся стереотип восприятия человеком времени и
показать, что оно далеко от линейности. В скором времени на Сальвадора обращает
внимание меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который начинает скупать его работы. В
результате, сюрреалист заметно улучшает свое материальное положение, продолжая
экспериментировать с разными жанрами.
80.
«Мягкая конструкция с вареными бобами, илиПредчувствие гражданской войны»
«Жираф в огне»
81.
В 1937 г. Дали побывал в Италии, придя в восторг от работ эпохи Ренессанса.Это привело к тому, что в его творчестве начинает преобладать правильная
анатомия человека. Не смотря на отход от сюрреализма, его рисунки по-
прежнему насыщенны сюрреалистическими сюжетами.
В последующие годы биографии Сальвадор написал ряд выдающихся полотен,
среди которых «Мягкая конструкция с вареными бобами, или Предчувствие
гражданской войны», «Жираф в огне», «Лебеди, отраженные в слонах» и
«Очарованный берез с тремя жидкими границами».
82.
«Лебеди, отраженные в слонах»«Очарованный берез с тремя жидкими границами».
83.
84.
В старости Сальвадор Дали продолжал удивлять, а порою ишокировать своим поведением людей. Он был сказочно богат и
знаком со многими знаменитостями. В частности, мужчина близко
дружил с законодательницей мод Коко Шанель. Дали носил свои
легендарные усы, закрученные вверх. Он часто фотографируется с
экзотическими животными, а однажды даже прогуливается по
улице с муравьедом, держа его на поводке будто собаку. Даже в
преклонном возрасте он продолжает писать картины.
85.
Сальвадор Дали и егожена Гала
Надгробная плита в
центре зала могилы
Сальвадора Дали по
которой ходят
посетители музея
86.
Вскоре Сальвадор начал строить крупный дом-музей в Фигерасе – «Дворец Ветров». Здесь он хотел разместить своюогромную коллекцию полотен и прочих предметов искусства. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В
следующем году из жизни уходит Гала. Ее смерть художник переживает крайне тяжело, впав в глубокую депрессию.
Болезнь Паркинсона, наряду с другими психическими странностями, привела к печальным последствиям.
Медсестрам было очень непросто ухаживать за обезумевшим Дали, который кричал, кусался и бросал в них все, что
попадалась под руку. После смерти Галы он переехал в опустевший замок, где в 1984 г. случился пожар.
Парализованный мастер долго не мог дождаться помощи, получив серьезные ожоги. За пару недель до смерти мэтр
был доставлен в больницу, где у него обнаружили сердечную недостаточность. Сальвадор Дали умер 23 января 1989
года в возрасте 84 лет. Он завещал похоронить себя таким образом, чтобы по его надгробию могли ходить люди. По
этой причине тело испанца было решено замуровать в пол в одной из комнат театра-музея Дали. Стоит заметить, что
все свои картины он передал во владение Испании.
87.
«Сон» , 1937«Человекообразный
комод», 193
88.
Экспрессивная абстракцияЧто это такое
Абстракционизм — это
направление искусства,
отвергающее реалистичное
изображение объектов и
явлений.
Василий Кандинский. Композиция VII. 1913 год
89.
Абстракция — беспредметное, не изображающее никаких реалий внешнего мираискусство — стала одной из главных разновидностей авангардной живописи.
Экспрессивная, или интуитивная, абстракция использовала живописные средства
— цвет, пятно, линию — и либо стремилась выразить чувства и эмоции человека,
явления его внутреннего мира и трансцендентные переживания, либо же
становилась результатом психологического автоматизма, работы
бессознательного. Во второй половине XX века американские абстрактные
экспрессионисты культивировали романтический и шаманско-жреческий образ
художника, обращались к архетипам, мифам, религиозным темам — мир в их
картинах предстает драматичным и экстатическим.
90.
Кто и когдаЖоан Миро. Картина. 1927 год
91.
Основатель — ВасилийКандинский, который в своем
труде «О духовном в искусстве»
писал, что конкретные цвета и
оттенки соответствуют конкретным чувствам и реакциям
зрителя.
92.
Как распознатьОсновные характеристики этого направления
следующие:
отказ от точного изображения предметов и
явлений;
свободные ассоциации без конкретной смысловой
нагрузки;
создание ритмических, цветовых и пластических
композиций.
Виллем де Кунинг. Женщина I. 1950–1952
годы
93.
Перечислить приемы очень трудно — они индивидуальны длякаждого мастера и крайне многочисленны. Среди вариантов —
линии и пятна неправильных форм, передача движения и
отношений фигур с помощью пятен, свободная композиция.
Картины американцев — обычно большого размера, созданные
либо хаотичными мазками, каплями, брызгами («живопись
действия»), либо пятнами цвета, заполняющими всю или почти всю
картину («живопись цветового поля»).
94.
Кандинский не случайно говорил, что каждый цвет живетсвоей жизнью, и считал, что каждый оттенок и форма
могут звучать подобно музыке. Для него палитра была
живым организмом, нотным станом, на котором
возникала симфония цвета и звука. Он стремился
избавиться от формы и воплотить на холсте чувства и
впечатления. В 1910 году Кандинский создал
бессюжетную акварель, в которой главенствуют сочные
желтые, зеленые, красные и черные тона. Это была его
первая полностью абстрактная работа, которая дала
начало важнейшему направлению в творчестве.
Без названия (Первая абстрактная акварель), 1910–1913 гг.
95.
С началом Первой мировой войны Кандинскийвернулся в Москву. Город был для него источником
силы. Из окон мастерской открывался вид на Кремль,
который он решил перенести на холст. Чтобы
правильно передать нюансы, Кандинский вечером
ходил изучать кремлевские церкви в нужном ему
ракурсе: так постепенно на картине возникали храмы,
доходные дома, заводские трубы, летящие по небу
птицы, сияющая радуга – целый городской оркестр.
«Москва. Красная площадь», 1916 г.
96.
«Негнущееся и согнутое», 1935 г.Композиция X, 1939 г.
«Желтое-красное-синее», 1925 г.