Похожие презентации:
Podgotovka_k_EGE_zadanie_22_material_dlya_doma
1.
Изобразительно-выразительныесредства фонетики
Аллитерация — стилистический прием, при котором повторяются
согласные.
В поэзии аллитерация: подчёркивает ритм стихотворения;
создаёт впечатление гармоничного звучания; помогает воссоздать
определённый эффект — шум моря или дождя, шелест листьев, вой
ветра.
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.(А.А. Фет)
Повтор согласных- [ш-ж-щ-т] создаёт эффект шума сухих листьев, звук
ветра; [г-д]- гул ветра, звук рога.
2.
Изобразительно-выразительныесредства фонетики
Ассонанс — повтор одинаковых или похожих гласных звуков
(преимущественно ударных).
Этот приём используют, чтобы сделать произведение более лёгким для
восприятия на слух, а его звучание — более мелодичным.
Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для
создания определённого настроения или для того, чтобы показать, как
одно эмоциональное настроение сменяет другое.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою.(Ф.И. Тютчев)
Повтор звуков [а-я-о-э-у] создают мелодию грусти, тоски.
3.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Эпитет — образное определение, подчёркивающее наиболее
существенный признак предмета или явления. Эпитетом может быть не
только прилагательное, но и существительное, приложение, наречие,
деепричастие, местоимение.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Ю. Лермонтов)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила. (С.А. Есенин)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С. Пушкин)
4.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении
одного явления или понятия с другим.
Сравнения выражаются различными способами:
сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как
будто и др.:
Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А. А. Фет)
формой творительного падежа существительных:
Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший —
Не видать в пыли! (А. А. Фет)
5.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
при помощи слов подобный, похожий, это:
Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке,
обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они
почти не трогаются с места… (И.С. Тургенев)
при помощи сравнительных придаточных предложений:
Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная,
фосфорическая полоска и потухла. (А.П. Чехов)
Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение,
которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух
предметов или явлений по какому-либо признаку.
В основу метафоры может быть положено сходство предметов по
форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
6.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на
переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и
понятия.
Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали. (М.Ю. Лермонтов)
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А. А. Фет)
Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия
с одного предмета на другой на основании их смежности.
Метонимия, наряду с метафорой, относится к числу важнейших и
наиболее употребительных средств языка.
7.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть. (М.Ю. Лермонтов)
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал... (А.С. Грибоедов)
Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность
метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на
другое по признаку количественного отношения между ними.
Чаще всего перенос происходит:
с меньшего на большее:
8.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
2. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи
является метонимия.
А) Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит. (А.С. Пушкин)
Б) Мы идём сквозь револьверный лай… (В.В. Маяковский)
В) Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. (А.Н. Майков)
Г) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег. (С.А. Есенин).
3. Укажите предложения, в которых средством выразительности речи
является синекдоха.
А) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
Б) Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит.
(Н.А. Некрасов)
В) Май мой синий, июнь голубой. (С.А. Есенин)
Г) И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом. (М.Ю. Лермонтов)
9.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Перифраз — троп, в котором название предмета, человека, явления
заменяется указанием на его наиболее характерные признаки,
усиливающие изобразительность речи. (царь зверей- лев, стальное
полотно-железная дорога)
Не забывший, как судьбы разведать по рунам надзвёздным,
Ворон, вещая птица Славян,
Вестник Одина, зрящий, как в мире,
Расстилается сумрак ночной, каждый день простирается шире…(К.Д.
Бальмонт)
А луна, ночное солнце,
Вдруг восстала из засады
И направилась в погоню
По следам его кровавым… (.И.А. Бунин)
10.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Гипербола — образное выражение, состоящее в непомерном
преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета
или явления.
Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не
грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее.(А.С. Грибоедов)
Простертое с холма на холм,
Чудовище, как мост длиною,
Рыгая дым и пламень ртом,
Бездонну челюсть разверзает,
В единый миг полки глотает…(Г.Р. Державин)
Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что стал
даже в пригоршне суп варить. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
11.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Литота — средство художественного изображения, основанное на
преуменьшении (в противоположность гиперболе). Мальчик с пальчик;
Силы как у комара.
Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка!
Я гладил все его; как шёлковая шерстка! (А.С. Грибоедов)
Тени вечера волоса тоньше
За деревьями тянутся вдоль.
На дороге лесной почтальонша
Мне протягивает бандероль. (Б.Л. Пастернак)
Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить. (Н.А. Некрасов)
12.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Аллегория — троп, заключающийся в иносказательном изображении
отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
Например, в баснях И.А. Крылова и сказках хитрость показывается в
образе лисы, жадность — в образе волка, глупость — в образе мартышки.
И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё
дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему
кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными
девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: „Слава
богу! кажется, жив!“ (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»).
Образ пискаря у М. Е. Салтыкова-Щедрина олицетворяет либералов того
времени. Он обличает их в том, что они пассивно проживают свою жизнь.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа(А.С. Пушкин)
Памятник (аллегория) — литературное наследие Пушкина.
13.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Ирония- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.
Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо
высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И.А. Крылов).
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел. (А.С. Пушкин)
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил. (А.С. Пушкин)
14.
Изобразительно-выразительныесредства лексики
Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический
характер.
В повести Н. В. Гоголя «Нос» орган обоняния отделяется от своего
хозяина и живёт самостоятельно: гуляет по Невскому проспекту, ходит на
службу, посещает собор. Нос воспринимается обществом как вполне
серьёзный господин, а вот покинутый им майор Ковалёв не может выйти
из дому. Общество ценит людей за их чины, деньги, положение в
обществе.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина построены на гротеске. Карасьидеалист –олицетворение философствующего интеллигента, оторванного
от реальной жизни. Карась выступает за всеобщую любовь и равенство, а
хищные рыбы продолжают глотать мелкую рыбёшку.
Карась хочет отговорить щуку от поедания себе подобных, но идеалист
гибнет. Его стремление пойти против законов природы комична, но за ним
кроется глубокая печаль от понимания этой истины.