51.66M
Категория: ИсторияИстория

Древний Египет

1.

Древний Египет

2.

Религия
Древнеегипетская религия — система религиозных верований и
ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная
с додинастического периода и до принятия христианства. За свою
многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через
различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового
царств до позднего и греко-римского периода. Окончательный упадок и
исчезновение претерпела к VI в. н. э.

3.

Введение
Дре́вний Еги́пет (от др.греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus) — название
исторического региона и культуры значительной
цивилизации Древнего мира, существовавшей
на северо-востоке Африки вдоль нижнего
течения реки Нил. Сами древние египтяне
называли свою страну Та-Кемет

4.

География
• Древнеегипетская цивилизация зародилась на берегах
реки Нил, и её процветание во многом было связано с
его сезонными разливами (разлив Нила с июня по ноябрь),
способствовавшими земледелию. Нил, преодолев теснины
в районе первых порогов (южная граница Древнего Египта),
течёт по промытой в плато северо-восточной Сахары,
узкой и длинной долине.
• Собственно Древний Египет включал дельту Нила —
историческую область Нижний Египет («Низина», «Дельта»)
и долину выше по течению Нила до 1-х порогов — Верхний
Египет («Верховье», «Долина»), а также
область Файюмского оазиса. Современная локализация
этой территории соответствует Арабской Республике
Египет, но совпадает только с
теми губернаторствами (мухафазами) АРЕ, которые
расположены вдоль Нила.

5.

Замкнутость
Истрия искусств древнего Египта: Замкнутость
Замкнутость (уникальность)- отсутствие в культуре инокультурных влияний под
воздействием географических особенностей – наличия природных границ и
изолированности территории.
Одной из характернейших черт Древнего Египта является его относительная
территориальная замкнутость, дававшая возможность стране жить и развиваться во
всем своеобразии своей культуры: сама долина представляла собою узкий длинный
оазис, окружённый на севере Средиземным морем, на юге - порогами Нила, на
востоке - Аравийской пустыня, на западе - Ливийсклй пустыней. Регулярность и
постоянство эколого-географической среды - четкая периодичность разливов Нила,
доминирование в равнинном рельефе, однообразие окружения песчаной пустыней и
жарким небом - отразились в характере древнеегипетской культуры и сделали ее
устоявшуюся , незыблемую, долговечную и прочную.

6.

Ранние
верования
Доисторические племена долины Нила верили, что
природные явления, такие как наводнения и
плодородный ил, вызваны могущественными
таинственными силами. Их религия включала
фетишизм и тотемизм, которые менялись по мере
перехода от кочевничества к оседлому образу
жизни.
Наиболее известные древнеегипетские фетиши:
камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед. Эти
объекты и символы, такие как Анх, Уаджет и Уас,
имели важное значение в их религии.
Нил играл ключевую роль в жизни египтян. Его
разливы приносили плодородную почву и
хорошие урожаи, но иногда вызывали наводнения.
Наблюдение за разливами реки и звездным небом
позволило египтянам создать точный календарь и
развить основы астрономии.
В каждом поселении были свои божества, часто в
форме материальных фетишей или животныхтотемов.

7.

Культ
животных
Египтяне сначала боялись
животных из-за их силы.
Потом они стали считать
некоторых животных
священными.
Обожествление животных
продолжалось много веков
и восходило к древнему
тотемизму. Каждый ном и
город был связан с
определенным божествомживотным. Многие
иероглифы изображали
животных и
символизировали богов.

8.

Погребальный
культ
Мысли о необходимости сохранения
тела для будущей жизни привели к
возникновению культа умерших,
прошедшему через всю египетскую
культуру. Культ умерших был для
египтян не отвлечённой религиозной
обязанностью, а как бы практической
необходимостью. Искусство Древнего
Египта выросло из религиозных
представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после
смерти продолжает существовать в
месте своего погребения, привело к
изобретению мумификации — особой
консервации тела. Первым мастером
мумификации считался сам
бог Анубис — бог бальзамирования,
владыка древнеегипетского
некрополя, проводник душ умерших,
сделавший мумию Осириса.

9.

Мумификация
Мумификация была важной частью погребального
культа в Древнем Египте. Сначала тело
обрабатывали и заворачивали в ткань, затем стали
извлекать внутренние органы и заполнять пустоту
благовониями. В Новом царстве процесс
улучшили: стали извлекать мозг и пропитывать
ткани веществами, чтобы они не гнили.
Наибольшего расцвета искусство мумификации
достигло в XXI и XXII династиях. Тело разрезали,
вводили под кожу песок и глину, раскрашивали
охрой, вставляли глаза и туго заворачивали в
узорчатые ткани. Мумии фараонов и знати часто
помещали в деревянные саркофаги
антропоморфной формы.
Мумии из Нижнего Египта почти не сохранились, в
то время как в Верхнем Египте их найдено много в
хорошем состоянии, включая мумии Тутанхамона,
Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и
Рамсеса II.
Помимо обрядов, важным элементом были места
захоронения: для фараонов и знати это пирамиды
и гробницы, а для простых людей — пески
Саккары.

10.

Искусство древнего египта
• Искусство Древнего Египта делится на три
периода:
• Среднее царство (около 2055-1650 гг. до н.э.)
• Древнее царство (около 4-2,5 тыс. лет до н.э.)
- Продолжение развития искусства, но с
некоторыми изменениями
- Объединение Верхнего и Нижнего Египта
• Новое царство (около 1550-1069 гг. до н.э.)
- Начало культа обожествленных царей
- Установление канонов и иерархии в искусстве
- Искусство отличалось стилистической
однородностью и аскетизмом
- Новое возрождение искусства
- Появление новых стилей и техник
• Древнее царство считается классикой
древнеегипетского стиля из-за строгой
каноничности и аскетизма.

11.

Статуя фараона Джосера из Древнего
царства (III династия, сер. 3 тыс. до н.э.) в
Каирском музее изображает его сидящим с
поврежденным лицом и каноничной позой.
Лицо проработано детально, с портретным
сходством, а тело укутано в
церемониальные одежды. Фараон
изображен на монументальном троне, что
соответствует канонам. Искусство Древнего
царства характеризуется строгостью,
простотой и законченностью линий, что
придает произведению суровость и
монументальность.
Среднее царство (21-18 вв. до н.э.) началось
после распада Древнего царства. Фараоны
IX династии начали объединять страну, но
единство было непрочным. Номархи,
правители регионов, соперничали с
центральной властью.
Правление фараонов XI-XII династий из Фив
было успешным, но другие регионы,
особенно Средний Египет, оспаривали их
авторитет.
Искусство Среднего царства
отличалось:
• Стилистической неоднородностью
• Смягчением канонов и большей
свободой творчества
• Конкретностью образов и ростом
психологизма
• Расширением жанров

12.

Статуя Сенусерта I из известняка, XII
династия, 2 тыс. до н.э., Египетский
музей, Каир. Обнаружена в Лиште.
Высота 2 м. Схожа с памятниками
Древнего царства, но с более
стройными пропорциями, мягкими
линиями и детальной мускулатурой.
Обогащение и контакты с другими
народами привели к расцвету
искусства, которое стало более
декоративным и изысканным.
Основные черты искусства Нового
царства:
Новое царство (16-11 вв. до н.э.)
началось с объединения Египта
после изгнания гиксосов. В этот
период Египет стал империей,
завоевав соседние территории в
Азии, Нубии и Сирии. Наибольшего
расцвета страна достигла при
фараонах XVIII-XX династий. Столица
государства часто менялась, но Фивы
играли важную роль.
• Нарастающая декоративность
• Имперские амбиции
• Изящество форм
• Расширением жанров

13.

Богиня Хатхор и царь Сети I,
рельеф из гробницы Сети I,
XIX династия, 13 в. до н. э.,
Париж, Лувр. Рельеф
выполнен из полихромного
известняка и привезен из
Египта Ж. Ф. Шампольоном.
Несмотря на реставрацию, он
поражает техническим
совершенством и нарядной
элегантностью. Характерные
черты египетского стиля
дополняются изысканной
красотой и утонченностью
линий.

14.

Искусство Нового царства можно разделить на три
периода:
• Первая половина Нового царства (16-15 вв. до н.э.) - формирование утонченного стиля при Аменхотепе III.
• Середина Нового царства (первая половина 14 вв. до н.э.) - правление Аменхотепа IV (Эхнатона) и его
преемников. Эхнатон провел религиозную реформу, изменив художественные каноны. Искусство этого
времени, "амарнское искусство", отличалось раскрепощением творческих сил.
• Вторая половина Нового царства (вторая половина 14 - начало 11 вв. до н.э.) - возврат к более
элегантному стилю, хотя уже с некоторой холодностью.
• После смерти последнего фараона XX династии наступил Поздний период (11-4 вв. до н.э.),
характеризующийся упадком. Египет стал добычей других держав, включая персидскую империю
Ахеминидов.
• Освобождение от персов в 332 г. до н.э. принес Александр Македонский. Под властью македонской
династии Птолемеев (323-31 гг. до н.э.) Египет пережил период оживления и реставрации славы.
Искусство этого времени сочетало древнеегипетские и эллинистические традиции.

15.

Особенности древнеегипетского искусства
• Связь с религией (прежде всего с заупокойным культом и
идеей вечной жизни). В Древнем Египте верили, что жизнь
человека продолжается и после его физической смерти,
причем в формах, весьма напоминающих земное бытие.
• Однако, чтобы обеспечить усопшему вечную жизнь «там» - в
мире богов, нужно было выполнить ряд условий «здесь» - в
мире людей.
• А именно: сохранить тело покойного от тления (для этого
была разработана сложная технология мумифицирования)
построить для хранения мумии надежную гробницу
наполнить ее всем необходимым для того, чтобы загробная
жизнь почившего максимально соответствовала тому уровню
комфорта и благосостояния, к которому он привык при
земной жизни.

16.

Рациональность художественного метода
Художественный метод древних египтян был рационален,
несмотря на связь с религией. Их искусство основывалось на
разуме, а не на чувствах. В религиозном искусстве египтян
не было мистики, все было ясно и четко.
Создание произведений было максимально
рационализированным процессом. Вдохновение и эмоции
не играли большой роли. Вместо этого использовался
точный расчет и геометрия.
Все было заранее упорядочено. Например, перед
созданием изображения человека на стене, поверхность
делили на горизонтальные фризы и расчерчивали сеткой
квадратов. По этим квадратам переносили контуры фигуры
с образцов. Для каждой части тела было определено
количество клеток, а по их соотношениям определяли
положение элементов фигуры.

17.

Синтез искусств при ведущей роли архитектуры
Синтез искусств — это когда несколько видов искусства объединяются в
одном произведении. Например, ларец Тутанхамона, украшенный
живописью, демонстрирует взаимосвязь декоративно-прикладного
искусства и живописи.
Продуманный синтез усиливает выразительность произведения, делая
его более многогранным. Этот метод использовался в разных
культурах, но Древний Египет был одной из первых цивилизаций, где
он проявился в полной мере.
В Древнем Египте архитектура была главным видом искусства,
формируя стиль и каноны красоты. Живопись и скульптура
существовали в основном в контексте архитектуры, украшая стены
храмов и гробниц. Их целью было дополнять архитектурные образы.
В древнеегипетском искусстве не было равноправия между видами
искусства. Архитектура доминировала, подавляя самостоятельность
живописи и скульптуры. Не было станковой живописи и скульптуры,
существовавших отдельно от архитектуры.Изобразительные виды
искусства обретут самостоятельность только в античности, а в Древнем
Египте всегда будет проявляться идея подчинения архитектуры другим
видам искусства.

18.

Архитектура Древнего Египта
В Древнем Египте строили как светские, так и
культовые здания. Но до наших дней дошли
только культовые сооружения. Египтяне
верили, что культовые постройки должны
быть вечными, поэтому их строили из камня,
а остальные здания из менее прочного
кирпича-сырца.
Грандиозные дворцы фараонов не
сохранились, и мы можем судить о них
только по косвенным источникам.
Основные типы культовых построек в
Древнем Египте — гробницы и храмы.

19.

Гробницы в Древнем Египте
Египтяне строили некрополи на левом берегу
Нила, где садилось солнце. Крупнейший
некрополь Древнего царства был в окрестностях
Мемфиса. Регион Гизе, Абусир, Саккара и Дашур с
гробницами и пирамидами является важной
археологической достопримечательностью. В
1979 году ЮНЕСКО включила эту зону в список
объектов Всемирного наследия. Мастаба –
первый тип древнеегипетской гробницы,
состоящей из подземной камеры с саркофагом и
наземной части с сердабом. В зависимости от
статуса владельца, мастаба могла иметь разное
количество помещений. Ранние мастабы в
Саккаре плохо сохранились.

20.

Мастабы в Гизе — самые ранние памятники
древнеегипетской архитектуры, построенные в
Древнем царстве около 2000 г. до н.э. Они имели
прямоугольную форму с наклонными стенами и
напоминали скамейки. Мастабы уже
демонстрировали основные черты
древнеегипетской архитектуры: простоту форм,
линейность, геометризм, симметрию и большие
поверхности стен.
Пирамиды, такие как пирамида Джосера в
Саккаре, стали следующим этапом в развитии
гробниц. Архитектором пирамиды Джосера был
Имхотеп, который предложил сделать ее
ступенчатой, поставив друг на друга шесть
уменьшающихся мастаб. Это стало закономерным
результатом эволюции мастабы и привело к
созданию пирамид, ставших символом
древнеегипетской архитектуры.

21.

Ступенчатая пирамида Джосера
Ступенчатая пирамида Джосера, построенная
в Древнем Египте около 28 века до н.э., стала
символом вертикального развития
архитектурных форм и началом
гигантомании. Она была первой пирамидой,
целиком состоящей из каменных блоков,
уложенных насухо, и имела прямоугольное
основание. Пирамида Джосера, высотой 62
метра, вдохновила последующие поколения
архитекторов. Зодчий Имхотеп, создатель
пирамиды, был обожествлен и почитался как
сын бога Пта. Его имя связано с "Книгой
храмов" - древнеегипетским трактатом по
искусству, хотя авторство неизвестно.

22.

Храмы Древнего Египта Особенности древнеегипетских храмов
В отличие от христианского храма
древнеегипетский храм не был местом
собрания верующих, а являлся в прямом
смысле жилищем бога. Египтяне верили, что
там, в глубине храма, в маленьком, самом
дальнем от входа, темном помещении
(секосе) обитает бог - в виде своей статуи.
Т.е., храм был наисвященнейшим местом, и
доступ в него был строго ограничен.
Основная масса верующих даже во время
больших праздников допускалась только к
стенам храма. На храмовую территорию 46
попадала только знать и жречество, а в секос
мог входить только верховный жрец и
фараон.

23.

Храмовая архитектура проектировалась не как
одно обитаемое пространство, а как целый
комплекс всевозможных архитектурных
пространств, представляющих собой
сложнейшую игру объемов на порой огромной
территории. В композицию храма входили не
только разнообразные крытые пространства, но
и дворы, аллеи сфинксов, бассейны и т.д.
Все многочисленные структурные элементы
древнеегипетских храмовых комплексов обычно
группировались вдоль продольной оси,
начинавшейся от берега Нила и ведущей от
мирского внешнего пространства к сердцу храма
- секосу. Т.е., все композиционные элементы
комплекса как бы нанизывались на один
стержень, являвшегося осью симметрии для
всего ансамбля

24.

Древнеегипетские храмы можно четко
разделить на две группы: храмы,
посвященные богам (возводились на
восточном берегу Нила) , заупокойные
храмы фараонов (как и гробницы, обычно
располагались на западном берегу Нила). В
эпоху Древнего царства заупокойные храмы
строились рядом с гробницами и
составляли единый ансамбль,
одновременно выполнявший функции
мемориала и усыпальницы. Но постепенно
место царского погребения начинает
отделяться от заупокойного храма и в
Новом царстве они уже представляют
совершенно не связанные с собой
комплексы.

25.

Основные достижения древнего египта
Создание письменности. Для передачи информации египтяне использовали папирус и
иероглифы.
Строительство пирамид. Для этого требовались знания математики и геометрии, а также
высокий уровень архитектурного мастерства. Пирамида Хеопса стала самой большой, до
XIV века она считалась самой высокой постройкой на планете.
Мумификация и медицина. Широко практиковалась хирургия, была известна связь между
пульсом и работой сердца, особое значение придавалось гигиене.
Система ирригации. Крупнейшим «ирригационным подвигом» Древнего Египта считается
превращение Файюмского озера в искусственное водохранилище.
Создание календаря. Он был связан с разливами Нила и просуществовал около 4 тыс. лет.
Достижение в философии — эмпиризм.
Декоративное искусство. Оформление пирамид и гробниц.

26.

Что нового появилось
В Древнем Египте появилось несколько новых материалов и
конструкций, которые использовались в строительстве и искусстве:
предметы быта.
Папирус. Папирус — это материал, который изготавливали из стеблей
Камень. Египтяне использовали разные виды камня, включая гранит, одноимённого растения. Из него делали книги, свитки и другие
известняк и песчаник, для строительства пирамид, храмов и гробниц. письменные принадлежности.
Кирпич. Помимо обычных глиняных кирпичей, египтяне
использовали также кирпичи из тростника и дерева.
Штукатурка. Для отделки стен и потолков египтяне применяли
штукатурку, которая придавала поверхностям гладкую и ровную
текстуру.
Стекловидная эмаль. Египтяне разработали технику нанесения
стеклянной эмали на поверхности, что придавало изделиям блеск и
яркость.
Колонны. В архитектуре Древнего Египта широко использовались
колонны, которые придавали зданиям величественный и
монументальный вид.
Алебастровые вазы. Алебастр — это мягкий камень, который легко
поддаётся обработке. Из него изготавливали вазы, сосуды и другие
Колоннады. Колоннады — это ряды колонн, которые поддерживали
крышу или перекрытие. Они использовались в архитектуре Древнего
Египта для создания просторных и светлых помещений.
Пирамиды. Пирамиды — это величественные сооружения, которые
служили гробницами для фараонов и их жён. Они были построены из
каменных блоков и имели гладкую поверхность.
Солнечные часы. Солнечные часы — это устройство, которое
использовалось для определения времени по тени, отбрасываемой
стержнем или иглой.
Это лишь некоторые из новых материалов и конструкций, которые
появились в Древнем Египте. Они позволили египтянам создавать
величественные и монументальные сооружения, которые до сих пор
восхищают нас своим величием и красотой.

27.

Вывод
Древний Египет был высокоразвитой цивилизацией с централизованным
государством, сложной социальной структурой и развитой письменностью.
Религия играла важную роль, а сельское хозяйство было основой
экономики. Египет оставил богатое культурное наследие, включая
пирамиды, храмы и научные достижения, что оказало значительное
влияние на мировую культуру.
English     Русский Правила