Похожие презентации:
лекция 2
1.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВАРАДИОЖУРНАЛИСТИКИ
2.
Звуковой образЗвуковой образ – это совокупность звуковых элементов (речи, музыки и
шумов), создающих у слушателя посредством ассоциаций представление (в
обобщенном виде) о материальном объекте, жизненном событии, характере
человека.
3.
Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы,находящиеся в неразрывной связи друг с другом.
• Природные, или формообразующие - слово (речь), музыка, шумы (реальные,
жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных
бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии.
• Технические, или стилеобразующие - монтаж, голосовой грим, звуковая
мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.)
и др
4.
Запись звукаПри записи речи должны быть исключены отвлекающие шумы.
Выступающий у микрофона должен следовать двум правилам:
• оставаться самим собой и не форсировать звук;
• находиться все время на одинаковом расстоянии от микрофона.
5.
Обработка и редактированиеРедактирование включает несколько различных операций:
• удаление ненужных фрагментов;
• соединение разных фрагментов так, чтобы не нарушить логическую связь;
• копирование отобранных фрагментов оригиналов на отдельную дорожку в
определенной последовательности;
• сведение нескольких компонентов звука в окончательную единую комбинацию.
6.
Обработка и редактированиеВ радиовещании монтаж – способ компоновки в необходимой последовательности отдельных передач или
соединения в каждый отдельный момент звучания речи, шумов и музыки.
Назначение монтажа заключается в совокупности технических приемов, при помощи которых не только
соединяются два разрозненных звуковых фрагмента некоего действия в единое целое, но и создается
иллюзия достоверности происходящего.
Монтаж выполняет функции в двух основных ипостасях:
- чисто технической, подчиненной технологическому процессу, завершающему производство
радиопродукции;
- эстетической (т.е. монтаж — наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств радио, способ
художественного мышления и образного воплощения темы, идеи произведения).
7.
Обработка и редактированиеЗвуковой редактор – это программа, включающая в себя набор инструментов,
которые позволяют редактировать звуковые файлы на компьютере. Редактор
позволяет работать со звуком в зависимости от набора инструментов и его
возможностей.
8.
Основные программы и редакторы работы созвуком
• Audacity
• «Народная» программа для обработки звука. При бесплатной модели распространения предлагает
солидный инструментарий.
• Первая версия софта стала доступной общественности в 2000 году. С тех непрерывно ведется
разработка и совершенствование проекта. Последняя на сегодня версия вышла 29 марта 2015-го.
• Audacity поддерживает чтение и запись множества форматов, и различные кодеки, среди которых:
WAV, AIFF, AU, Ogg, MP2 и MP3. Доступен широкий спектр возможностей по перекодировке звукового
сигнала между форматами.
• Фактически любой исходный файл можно перекодировать в любой, поддерживаемый программой,
формат.
• Среди прочих возможностей стоит упомянуть неограниченное количество дорожек для сведения и
большое количество дополнительных фильтров и эффектов.
9.
Основные программы и редакторы работы созвуком
• Sound Forge Pro
• Плюсы
• простой дизайн интерфейса
• качественная реализация эффектов
• Минусы
• желательно использовать на мощных ПК
• высокая стоимость
• С первого взгляда может показаться, что эта программа ничем не отличается от базовых редакторов, но это далеко
не так. Минимализм в интерфейсе и мощный функционал – это заслуга известного разработчика Sony Creative
Software. Sound Forge Pro – мощный аудиоредактор, базирующийся на современном движке. Он позволяет
качественно накладывать собственные или внешние эффекты, может применяться для очистки дорожек от шума,
поддерживает все современные форматы, включая мультитрековые заготовки. Отметим наличие интересной
функции загрузки информации о песне из Интернет. Программу часто используют для обработки голоса при
подготовке IVR-меню.
• Бесплатный вариант Sound Forge Pro доступен на протяжении месяца. Цена лицензии довольно высока.
10.
Основные программы и редакторы работы созвуком
• WaveLab
• Плюсы
• неплохой набор эффектов
• обработка высококачественных дорожек
• Минусы
• требовательность к системе
• отсутствует русская версия
• WaveLab – это так называемая Light-версия известной цифровой студии Cubase от разработчика
Steinber. Программу чаще всего используют в пост-продакшне - мастеринге и подготовке обложек для
треков. Как и полагается профессиональному инструменту, приложение поддерживает высокую
частоту сэмплирования (до 384 кГц). Конечно, функционал редактора позволяет решать все базовые
задачи, однако применять WaveLab для обрезки дорожек не совсем правильно – приложение
довольно весомо нагружает систему и не отличается демократичной ценой лицензии (от 99 евро).
Trial-период использования редактора – месяц.
11.
Обработка и редактированиеФормы использования монтажа:
1) сокращение текста;
2) композиционное перемещение фрагментов документальных записей в сочетаниях с авторским
текстом;
3) уплотнение времени;
4) использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу
автора и характеру материала;
5) создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени
и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи;
12.
Обработка и редактирование6) использование контраста разных выразительных средств как приема сталкивания различных
смысловых, психологических ситуаций, сцен, планов;
7) использование ассоциативного, последовательного, параллельного приемов движения сюжета;
8) создание целостной композиции радиовещания.
!
монтаж – важный элемент языка экранного и радийного искусства. При монтаже речевых
фонограмм важно не только избавиться от речевых огрехов, но и не допустить искажения смысла
высказывания.
13.
Обработка и редактированиеОтбивки — это краткие (от двух до десяти секунд) музыкальные фрагменты, представляющие
собой либо последовательность нескольких аккордов в восходящем или нисходящем движении,
либо переборы на арфе или фортепиано, либо звуковые акценты.
По своей роли отбивки условно делятся на «разделительные» и «разделительно-настраивающие».
Заставка — небольшой законченный музыкальный фрагмент, который выполняет функцию
«камертона» теле- или радиопрограммы.
14.
Обработка и редактированиеШумы, подобно другим компонентам звука — музыке и речи, дополняют изобразительный ряд,
создают нужную атмосферу, активно выполняют сюжетно-драматургическую функцию.
Выразительные средства шумов:
* темп;
* тембр;
• регистр.
Интершум — это документально записанный шум при съемке фильма, телепрограммы или радиопрограммы:
шум ткацкого цеха, завода и т.д.
Точнее — это шумовой фон без комментариев или голосов исполнителей.
15.
Обработка и редактированиеЗвуковые эффекты и шумы делятся на три основных вида:
1. местные;
2. архивные;
3. специально записанные.
16.
Функции музыки и шумов:1.Обозначение места и времени действия.
2.Обозначение перемещения действия во времени и пространстве.
3.Выражение эмоционального характера описываемого события.
4. Выражение психологического состояния участников события или самого
журналиста.
17.
Стилеобразующие средства радиожурналистики1. Реверберация.
2. Прием «буратино».
3. Звуковая мизансцена.
4. Голосовой грим .
5. Монтаж.