309.94K

Тема_4_4_Язык UML основные понятия

1.

Тема 4.4. Унифицированный язык
моделирования UML: основные понятия
План
1. Назначение языка UML
2. История создания языка UML
3. Компоненты UML
4. Зачем нужно такое количество различных типов диаграмм

2.

1. Назначение языка UML
В настоящее время унифицированный
язык моделирования (UML - Unifed
Modeling Language) является одним из
наиболее популярных инструментов в
сфере разработки объектноориентированных систем

3.

UML является: визуальным языком
моделирования, который позволяет
системным архитекторам представлять
свое видение системы в стандартной и
легкой для понимания форме.

4.

В настоящее время ключевым моментом
процесса разработки является хорошо
продуманный план.
Клиент должен разобраться в том, что
собирается делать группа разработчиков, и
должен иметь возможность внести поправки,
если его задачи решаются не в полном
объеме.

5.

Окружающий мир становится все более
сложным.
Поэтому отражающие его компьютерные
системы также усложняются.
Зачастую они состоят из большого числа
программных и аппаратных компонентов,
взаимодействующих друг с другом на
больших расстояниях и связанных с базами
данных, в которых содержится огромное
количество информации.

6.

Ключевым аспектом процесса
проектирования является его правильная
организация, когда аналитики, клиенты,
программисты и другие специалисты,
участвующие в разработке системы,
способны понять друг друга и придти к
общему мнению.
Язык UML и обеспечивает такую возможность.

7.

Потребность в качестве процесса разработки
обуславливает необходимость создания
стандартных условных обозначений,
которые используются аналитиками,
разработчиками и клиентами.
Точно такие же стандартные обозначения
применяются в схемах инженерамиэлектронщиками, а обозначения диаграмм
Фейнмана являются стандартом дефакто
для физиков.
Язык UML представляет собой именно такую
систему обозначений.

8.

2. История создания языка UML
Авторами UML являются
Гради Буч ( Grady Booch ),
Джеймс Румбах ( Jame Rumbaugh),
Айвар Якобсон (Ivar Jacobson).

9.

Предварительные версии UML начали
использоваться в области создания
программного обеспечения, а на основании
отзывов потребителей производились
существенные доработки.
Многие корпорации ощутили, что язык UML
может быть им полезен для достижения
стратегических целей.
Это привело к возникновению консорциума
UML, в который вошли такие компании, как
DEC, Hewlett-Packard, Intellicorp, Microsoft,
Oracle, Texas Instruments, Rational и другие.

10.

В 1997 году консорциум выработал первую версию
UML и представил ее на рассмотрение группе OMG
(Object Management Group).
После расширения консорциума вышла версия 1.1
языка UML, которую группа OMG приняла в конце
1997 года.
После этого OMG приступила к сопровождению UML
и выпустила в 1998 году две его новые версии.
Язык UML стал стандартом де факто в области
разработки программного обеспечения.
В настоящее время этот язык продолжает активно
развиваться.

11.

3. Компоненты UML
Язык UML включает набор графических
элементов, используемых на
диаграммах.
Будучи языком, UML содержит правила
для объединения этих элементов.
Перед тем, как изучать эти элементы и
правила, рассмотрим диаграммы,
используемые при анализе системы.

12.

Диаграммы используются для отображения
различных представлений системы.
Этот набор различных представлений
называется моделью.
Модель UML описывает, что должна делать
система.

13.

Диаграмма классов
Класс - это категория или группа вещей,
которая имеет сходные атрибуты и общие
свойства.
Класс представляется
прямоугольником,
разделенным на три
области.
Самая верхняя область
содержит имя, в средней
располагаются атрибуты,
а в самой нижней операции.

14.

В UML имена классов зачастую включают
несколько слов.
При этом каждое слово в имени класса
начинается с прописной буквы, а пробелы
между словами отсутствуют (например,
СтиральнаяМашина ).
Имена атрибутов и операции строятся по тем
же правилам, но первая буква в имени этих
элементов обычно является строчной
(например, загрузитьБелье ).
После имени операции следуют круглые
скобки.

15.

Диаграмма классов состоит из
определенного количества
прямоугольников, соединенных линиями,
которые показывают, как классы связаны
между собой.
Диаграммы классов представляют собой
отправную точку процесса разработки.

16.

Диаграмма объектов
Объект представляет собой экземпляр
класса - особую сущность, которая имеет
заданные значения атрибутов и операций.

17.

Объект изображается прямоугольником, как в
случае представления класса, но его имя
подчеркнуто.
Наименование экземпляра размещено слева
от двоеточия, а наименование класса - с
правой стороны.
Имя объекта начинается со строчной буквы.
Существуют также анонимные объекты.
Оно свидетельствует о том, что объект
принадлежит некоторому классу, но не
имеет имени.

18.

Диаграмма прецедентов
Прецедент - это описание поведения
системы с точки зрения пользователя.

19.

Небольшая простая фигурка,
соответствующая пользователю стиральной
машины, называется исполнителем (actor).
Эллипс представляет прецедент.
Отметим, что исполнитель, инициирующий
прецедент, может быть как человеком, так и
другой системой.

20.

Диаграмма состояний
В каждый момент времени
объект находится в
определенном состоянии.
Диаграмма показывает, как
стиральная машина
переходит из одного
состояния в другое.
Символ вверху диаграммы
представляет начальное
состояние, а символ внизу
соответствует конечному.

21.

Диаграмма последовательностей
Диаграммы классов и диаграммы объектов
дают статическую информацию.
Однако во время работы системы объекты
взаимодействуют друг с другом, и это
взаимодействие происходит во времени.
Диаграмма последовательностей UML
показывает временную динамику
взаимодействия.

22.

23.

Сущности показаны в верхней части
диаграммы в виде анонимных объектов.
Стрелки на диаграмме означают передачу
сообщений между объектами.
На этой диаграмме время изменяется сверху
вниз.
Объект может отправлять сообщения сам
себе.

24.

Диаграмма коммуникации
Диаграмма коммуникации UML, как и
диаграмма последовательностей, тоже
позволяет отразить взаимодействие
объектов, но в несколько ином виде.
Как диаграммы последовательностей, так и
диаграммы коммуникации отражают
взаимодействие объектов.
По этой причине эти два вида диаграмм в
UML называют диаграммами
взаимодействия.

25.

Очередность событий на диаграмме
показана с помощью числовой метки на
сообщении.

26.

4. Зачем нужно такое количество
различных типов диаграмм
Диаграммы UML позволяют описать систему с
разных точек зрения. Необязательно
использовать все диаграммы в каждой
модели UML.
Точное проектирование системы требует
наличия всех возможных представлении, а
диаграммы UML позволяют объединить
отдельные представления. Основная цель
состоит в удовлетворении требований
каждого заинтересованного лица.

27.

Резюме
1. Системы разрабатываются людьми.
Поэтому использование простой системы
обозначений в процессе разработки
поможет избежать многих ошибок.
2. Система обозначений UML стала
стандартом в области разработки систем.
Это результат работы Гради Буча (Grady
Booch), Джеймса Румбаха (James
Rumbaugh) и Айвара Якобсона (Ivar
Jacobson).

28.

3. UML содержит набор разных диаграмм и
поэтому поддерживает стандарт,
позволяющий системному аналитику
строить комплексный пакет
документации, которым могут
пользоваться клиенты, программисты и
другие специалисты, участвующие в
разработке. Все эти диаграммы нужны,
так как каждая из них адресована
отдельному заинтересованному лицу
системы.
4. Модель UML описывает, что
предположительно будет делать система.

29.

Домашнее задание
1. Гагарина Л.Г., Виснадул
Б.Д., Игошин А.,В.
Основы технологии
разработки
программных
продуктов. Стр. 79-90
2. Электронный курс
«ТРПП» тема 4.4
http://192.168.0.76:81
English     Русский Правила