6.19M
Категория: ЭлектроникаЭлектроника

Fotoapparat

1.

Фотоаппарат

2.

Что такое фотоаппарат?
Сухим языком
терминологии,
фотоаппарат — это
устройство для
получения и
фиксации
неподвижных
изображений
материальных
объектов при
помощи света.

3.

Устройство фотоаппарата
Устройство современный
фотокамеры чрезвычайно
сложное, но если
схематично его представить,
мы увидим, что от простейшей
камеры-обскуры
он не столь и отличается. Всё
та же коробка (только более
интересной формы
и цвета), в отверстие
вставлен объектив, а свет
попадает не на плёнку, а на
цифровую матрицу…

4.

Ключевые характеристики
фотокамер:
В целом все характеристики
фотоаппарата можно разделить на
параметры отвечающие за:
1.Удобство использования
фотоаппарата
2.Удобство создания фотографий
3.Качество получаемого изображения
4.Специальные параметры
(видеосъёмка, пылевлагозащита
фотоаппарата…)

5.

Удобство использования
фотоаппарата:
Внешний вид
Габариты/вес
Эргономика (как камера лежит в
руке)
Элементы питания
Тип карты памяти

6.

Внешний вид
Внешний вид
камеры характеристик
а чрезвычайно
важная для
фотографа,
старающегося
быть
незаметным.
Чем камера
меньше и
менее цветаста
– тем лучше

7.

Габариты/вес
Здесь хотелось бы
отметить 2 момента:
1. Напрямую качество
изображения и
габариты/вес
фотокамеры не связаны большая чёрная камера
не всегда снимает лучше
маленькой!
2. Размеры/вес камеры и
комплектующих не
должны ограничивать
Вас! Ситуация в стиле
«лень тащить»
недопустима…

8.

Эргономика
1. Данная характеристика
обычно является делом
привычки. Хват камеры,
расположение, величина и
форма кнопок у камер
различных фирм сильно
отличаются.
2. Чем больше кнопок и
колёсиков на фотоаппарате –
тем больше функций вы
можете изменить напрямую,
не лазая каждый раз в меню.
Замечательно, если есть т.н.
«программируемые»
кнопки (Fn) – на них можно
подключить удобные
конкретно Вам функции.

9.

Элементы питания/карты
памяти
Практически все
современные фотокамеры
используют свой «родной»
аккумулятор. Стоимость
запасного зачастую
достигает 3-4 тыс.р.
Поэтому работа камеры от
батареек типа АА станет
плюсом в походе и
поездке
Основные типы карт – SD,
CF, XD, Memory stick.
Последние 2 – более не
производятся. Покупать
камеру использующую их
– не стоит

10.

Удобство создания
фотографий
Наличие автоматических/ручных
режимов и настроек съёмки, форматы
записи (raw, jpeg)
Наличие встроенной
вспышки/возможность установки
внешней («горячий башмак»)
Удобство визирования (экран или
электронный/оптический видоискатель)
Стабилизация изображения (оптическая,
матричная, цифровая)
Производительность камеры (скорость
автофокуса, характеристики затвора,
процессор)

11.

Наличие автоматических/ручных
режимов и настроек съёмки,
форматы записи (raw, jpeg)
Наличие ручных
режимов в фотоаппарате
расширяет ваши
творческие возможности
при съёмке. Эти режимы
обозначаются, как M,
A(Av), S(Tv) и P и
обычно доступны на
диске режимов.
Наличие формата RAW в
камере значительно
расширит ваши
возможности обработки
цифрового изображения.

12.

Наличие встроенной
вспышки/возможность установки
внешней
Наличие крепления
«горячий башмак»
говорит о возможности
установки на камеру
внешней накамерной
вспышки (1)
Крепление т.н.
«горячий башмак» не
является единственным
возможным, так Sony
на своих камерах
использует другой тип
крепления (2)
1
2

13.

Визирование (процесс, когда
мы смотрим на мир через
фотоаппарат)
1. Смотреть на мир через
фотоаппарат мы можем либо
через видоискатель
(«глазок»), либо используя
экран. Хорошо, когда камера
имеет и то и другое
2. Экран позволяет снимать в
трудных положениях, тем
более, когда он поворотный.
Но он «слепнет» на ярком
солнце. Иногда экран
позволяет лишь просматривать
снятые фотографии.
3. Видоискатель, как раз,
полезен, когда вокруг много
света и на экране ничего не
видно

14.

Стабилизация
изображения
Стабилизация изображения - процесс компенсации дрожания
рук во время съёмки – позволяет уменьшить процент смазанных
кадров. При фотосъёмке со штатива рекомендуется
отключать!
Оптическая (за счёт Матричная (за счёт
сдвига линз в
сдвига матрицы,
объективах, особенно
эффективна на
эффективна на длинном
коротком и среднем
фокусе, на объективе
фокусном
имеется переключатель
расстоянии)
вкл/выкл - VR on/off)
Стабилизация
Цифровая ( за счёт
повышения
светочувствительности
матрицы, не
рекомендуется
использовать –
ухудшается качество
изображения!)

15.

Производительность (скорость
работы) складывается из:
Времени включения/выключения
камеры (чем быстрее, тем лучше)
Времени реакции фотоаппарата на
нажатие/поворот кнопок/колёс
управления (желательно, чтобы
задержек не было)
Скорости автофокуса
Характеристик затвора

16.

Автофокус
Автофокус – система, обеспечивающая автоматическую наводку
объектива на резкость. Как правило, осуществляется при
полунажатии на кнопку спуска затвора.
Виды автофокуса
Однократная (S-AF)
Непрерывная (С-AF)
Камера наводится на Следящий. Пока удерживаем
кнопку спуска до половины –
резкость 1 раз.
камера «следит» за объектом
постоянной перефокусировкой
Также
автофокус
делится на
контрастный и
фазовый:
Ручной
Полезен, когда камера
не может
сфокусироваться
самостоятельно
(например, в темноте).
Можно перейти в него с
помощью кнопки на
объективе -

17.

Фазовый автофокус
Очень быстрый
Как правило
характерен для
зеркальных камер
Возможен фронт/бэк
фокус – убегание за
или недолёт фокуса
до объекта (навелись
на глаз, а в фокусе
оказалось только ухо
или нос, глаза –
размыты). Лечится
т.н. юстировкой.
Наиболее точен при
использовании
центральной точки
фокусировки
Точки фокусировки в
видоискателе зеркальной
камеры

18.

Контрастный автофокус
Несколько медленнее
фазового, но более
точный
Характерен для
«мыльниц»,
ультразумов и
гибридных
(«беззеркальных»)
камер
Не привязан к
определённым точкам –
можно фокусироваться
в любой зоне экрана
Чем меньше зона
фокусировки – тем она
точнее
Зелёная рамка – зона
фокусировки по контрасту

19.

Затвор фотоаппарата
Затвор – это устройство
фотоаппарата предназначенное
регулировать время попадания
света на матрицу (плёнку)

20.

Классификация затворов
Затвор
Электронный
Механический (механическое
По сути это и не затвор вовсе, а ситуация,
закрывание/открывание шторок)
когда матрица фотоаппарата включается
– характерен для зеркальных и на определённый промезжуток времени,
гибридных камер.
улавливает свет, а потом выключается.
Характерен для «мыльниц» и
ультразумов.

21.

Характеристики затвора:
Лаг затвора (задержка
срабатывания затвора от
момента нажатия на кнопку
спуска до самого срабатывания
затвора)
Диапазон выдержек –
характеризует на какое самое
короткое и длинное время
Lincoln Harrison. Затвор открыт 8 часов
может быть открыт затвор.
Например 30сек. – 1/4000 сек.
Чем этот диапазон шире – тем
лучше
Скорострельность (количество
кадров в секунду при
полном/пониженном
разрешении). Например 10 к/с.
Гарантия на количество
Валерий Мосейкин. 1/8000 сек.
срабатываний – даётся на
камеры высокого уровня,
например 150 000
срабатываний

22.

На качество получаемого
изображения влияют:
Матрица
фотоаппарата
(разрешение,
шумы,
динамический
диапазон,
цветопередача)
Объектив
фотоаппарата
(резкость/детализ
ация)
Матрица цифровой камеры
Объектив

23.

Матрица фотоаппарата
Состоит из мельчайших элементов - пикселов
Пиксели
Большую роль в качестве изображения играет размер матрицы.
Как правило, чем она больше, тем больше информации она способна нести
– тем качественнее получаемая фотография

24.

Матрица фотоаппарата. Строение

25.

Интерполяция

26.

Битность

27.

Битность

28.

Матрица фотоаппарата. Типы
CCD
(ПЗС)
CMOS (КМОП)
- цветопередача хуже
- отличная цветопередача
- низкий уровень шума на низких - высокий уровень шума на низких
Iso
Iso
- низкий уровень шума на высоких
- высокий уровень шума на высоких
Iso
Iso
- очень быстрые
- медленные

29.

Размер светочувствительного
материала (плёнки) или
матрицы
Плёночный кадр (матрица)
Узкий формат Средний формат
6х4.5см
24х36 мм
6х6 см
(меньше узкого кадра
6х7 см
– т.н. «кропнутые»
6х9 см
матрицы)
6х12 см
Большой формат
9х12 см
13х18 см
18х24 см

30.

Размеры матриц. Кроп-фактор
Кроп-фактор — в цифровой фотографии отношение линейных
размеров стандартного кадра 35-мм фотоплёнки к линейным
размерам кадра рассматриваемой камеры.
Самые распространённые кропы – 1.5; 1.6; 2.
Проще говоря: за стандарт (цифру 1) принят
кадр узкого формата – 24 на 36мм). Производить
матрицы такого размера – дорого, больше – ещё
дороже. Поэтому большинство камер оснащены
матрицами меньшего размера. Обозначаются они
как «кроп-фактор» - для его значения нужно
поделить длину диагонали кадра узкого формата
к измеряемой. Например, диагональ матрицы
«4/3» меньше диагонали узкого кадра в 1,92 раза
(см. картинку справа) – считается, что
приблизительно в 2 раза. Её кроп-фактор=2.
Очень маленькие матрицы (в мыльницах,
ультразумах) измеряют в долях
фотографического дюйма – 2/3 дюйма, ½ дюйма
и т.д. (правая часть картинки справа).

31.

Кроп-фактор влияет на:
1.Эквивалентное
фокусное
расстояние
2. Глубину резко
изображаемого
пространства (ГРИП)
С этими понятиями мы подробно познакомимся позже. На данный момент
вам нужно знать, что на фотоаппарат с большой матрицей проще сделать
снимок с «размытым» фоном (рис.2) и один и тот же объектив
поставленный на фотоаппараты с разными размерами матриц будет давать
разный угол зрения (рис. 1)

32.

Разрешение цифровой
матрицы
Измеряется в мегапикселях (МП). Теоретически, чем больше
мп на матрице – тем больше информации она может
уловить, но на практике – всё гораздо сложнее и больше мп
– не всегда лучше.
5 мп
16 мп

33.

Цифровые шумы
изображения
Светочувствительность – способность матрицы воспринимать свет.
Измеряется в единицах iso. Повышение светочувствительности приводит
к появлению искажений изображения – шумов. Чем меньше матрица – тем больше
этих искажений
iso 100 (матрица 2/3)
iso 100 (матрица кроп 1.5)

34.

Динамический диапазон
Динамический диапазон - это способность матрицы передавать информацию
в самых светлых и тёмных участках изображения. Чем больше матрица – тем
динамический диапазон шире.
Низкий динамический
диапазон – потеряна
информация в
тенях/светах
(Матрица ½)
Высокий динамический
диапазон – информация в
тенях/светах не потеряна
(Матрица с кропом 1)

35.

Цветопередача
Цветопередача – понятие чрезвычайно субъективное. На картинке сверху
представлена цветовая мишень. Квадратик внутри – как камера передаёт
цвет, снаружи – его реальный оттенок. Ни 1 современная камера не
передаёт цвет точно таким, какой он есть на самом деле. Также камеры
каждой фирмы, как правило, обладают своими особенностями
цветопередачи. Кому-то нравится цвет с камер Canon, кому-то с Nikon…

36.

Что такое объектив?
Объектив — оптический прибор, предназначенный для
проецирования изображения на любую плоскую
поверхность.

37.

Классификация
объективов
Несменные (1 универсальный объектив на все
случаи жизни) и сменные (предоставляет
возможность поставить специализированный
объектив)
Основные характеристики объектива: светосила
(максимально открытая диафрагма) и фокусное
расстояние

38.

Светосила объектива
Зависит от максимально открытой диафрагмы
объектива (устройство регулирующее относительное
отверстие объектива, обозначается f)
Оказывает влияние на съёмку в сложных
условиях освещения и на возможность отделить
объект от фона
Используя объектив (или
камеру с объективом)
имеющим низкое числовое
значение диафрагмы
(«светлый объектив»,
например, f1,4-2,8) проще
снимать в сумерках и
«размыть» фон, нежели
снимая «тёмным» объективом
(f4-5,6)
Чем меньше числовое значение диафрагмы, тем сильнее
она открыта, тем больше света может пропустить объекти

39.

Фокусное расстояние
объектива
Фокусное расстояние определяет угол зрения объектива.
Изменяя фокусное расстояние объектива мы как бы
визуально приближаем/удаляем объект съёмки

40.

Фокусное расстояние
Измеряется в мм
Часто понятие фокусного расстояния объектива подменяют
понятием «зум»

41.

Обозначения на оправе
объектива
На оправе объектива, как
правило, пишется:
1. Название объектива
(фирма изготовитель,
например Canon)
2. Фокусное расстояние (см.
картинку)
3. Оптический зум (это не
обозначает кол-во раз во
сколько объектив увеличит
объект съёмки – это лишь
кратность фокусного
расстояния (на данном
примере 28,4 делим на 7,1 –
получаем 4)
4. Светосила объектива
(например f2,8-4) – первая
цифра означает светосилу на
коротком фокусном
расстоянии (7,1), вторая – на
длинном (28,4)

42.

Резкость/детализация
Объектив оказывает влияние на резкость
и детализацию изображения.
Как правило, чем лучше объектив,
тем более резкую и детализированную картинку он даёт

43.

Дополнительные функции:
Дополнительных функций у современной камеры
– множество. Хотелось бы упомянуть:
1. Пылевлагозащита фотоаппарата. Современные
зеркальные и беззеркальные камеры высокого
уровня обладают этой функцией. Полезна при
съёмке в жёстких условия (снег, дождь, морские
брызги, при съёмке в пустынях…). Также
выпускаются компактные камеры амфибии для
съёмки под водой (до глубины 10-20 метров)
2. Управление камерой по WiFi. В последних
моделях фотоаппаратов, в том числе зеркальных,
всё чаще появляется возможность беспроводного
управления камерой с планшета или смартфона
(до 25-30 метров). Фишка чрезвычайно удобна
при макросъёмке живности и съёмке птиц, диких
животных.
3. Отдельно бы хотелось упомянуть развитое
сенсорное управление в последних моделях
камер. Прежде всего возможность выбора точки
автофокуса и спуска тычком в экран. Если ещё
экран откидной или поворотный – функция
незаменима при жанровой съёмке – снимать
можно незаметно «от пуза» нажимая лишь на
экран фотоаппарата.

44.

Дополнения по теме:
Утверждение, что чем больше матрица – тем качественнее
изображение она формирует, верно при соблюдении ряда
факторов: сравниваемые матрицы одного поколения
(матрица с кропом 1 пятилетней давности куда хуже
снимают современных с кропом 2) и матрицы произведены
по 1 технологии
На качество изображения оказывает большое влияние
оптика. Можно купить дорогущую камеру с большой
матрицей и снимать дешёвым «китовым» объективом, а
можно за те же деньги взять простую камеру и
сформировать парк оптики из 6-7 стёкол. Результат во
втором случае будет куда лучше
Не стоит гнаться за многофункциональностью камеры.
Пылевлагозащита зеркальной камеры имеет смысл, если у
вас есть пылевлагозащищённые объективы к ней (стоящие
соответствующих денег). Сенсорное и дистанционное
управление – вещи нишевые и используются в узких
кругах…

45.

Классификация фотокамер
По типу используемого
светочувствительного материала:
плёночные и цифровые
(матрица)
По универсальности: системные и
бессистемные
По внутреннему устройству

46.

Классификация по типу
используемого светочувствительного
материала
С цифровыми камерами вы уже знакомы, для улавливания изображения в них
используется цифровая матрица, соответственно в плёночных камерах – плёнка.
Классифицируются плёночные камеры по размеру используемой плёнки
Плёночный кадр
Узкий формат
24х36 мм
Средний формат
(6х4.5см, 6х6 см, 6х7 см,
6х9 см, 6х12 см)
Большой формат
(9х12 см, 13х18 см, 18х24 см)
Плёночные технологии до сих пор активно используются. Наиболее
популярен, т.н. гибридный метод, когда фотосъёмка ведётся на плёнку, далее
она после проявки сканируется и получается цифровое фото

47.

Системные и бессистемные
фотоаппараты
Тут всё очень просто,
есть камеры на
которые можно
поставить внешнюю
вспышку, батарейную
рукоятку, сменные
объективы – это
системные камеры
Соответственно,
камеры имеющие
несъёмный объектив и
у которых отсутствует
крепление вспышки бессистемные

48.

По внутреннему
устройству:
Фотоаппараты
Компактные
Зеркальные
Беззеркальные
(гибридные)

49.

Для компактных камер
характерно:
Компактный размер
Маленький размер матрицы (1/2,7 – 2/3)
Несменная, но, как правило, универсальная
оптика
Контрастный автофокус
Электронный затвор
Компактные камеры
Сверхкомпактные
(«мыльницы»)
Творческие камеры
Ультразумы

50.

Устройство компактной
камеры:

51.

Сверхкомпактные камеры
(«мыльницы»)
Самый маленький размер
Размер матрицы чаще всего 1/2,7 – ½
Нет видоискателя
Полностью автоматические+сюжетные режимы
Нет «горячего башмака»
Тёмный объектив (3.5-5.6) с маленьким диапазоном
фокусного расстояния

52.

Творческие камеры
Немного крупнее «мыльниц»
Наибольший размер матриц в классе
(1,1.8 – 2/3)
Высококачественный светлый (1.4-2.8)
объектив с небольшим размахом
фокусного расстояния
Большинство имеет видоискатель и
«горячий башмак»
Имеются ручные режимы съёмки

53.

Ультразумы
Самые крупные из компактных камер
Размер матриц сильно варьируется (1/2,3 – 1 дюйм)
Как правило, имеется небольшой электронный
видоискатель
Объектив тёмный (2,8-5,6), но с большим диапазоном
фокусного расстояния (зумом)
Часто есть «горячий башмак»
Имеются ручные режимы съёмки

54.

Зеркальные камеры
Большой размер матрицы (кроп 1, 1.5, 1.6,
2)
Большие габариты и вес
Фазовый автофокус
Оптический видоискатель
Сменная оптика и «горячий башмак»
Механический затвор

55.

Устройство зеркальной
камеры:
Зеркальная камера названа так, поскольку имеет зеркало,
необходимое для передачи в видоискатель изображения
попадающего в объектив

56.

Основные производители
зеркальных фотоаппаратов
Цифровые зеркальные камеры
Canon
Nikon
Sony
Pentax

57.

Беззеркальные камеры
Большой размер матрицы (кроп 1.5 - 2)
Маленькие габариты и вес
Контрастный автофокус
У многих электронный видоискатель
Сменная оптика и «горячий башмак»
Механический затвор

58.

Современные производители
беззеркальных камер
Система Micro 4/3 (Olympus и
Panasonic)
Sony Nex
Sumsung NX
Canon EOS-M
Nikon 1
Pentax (Q и K)
Fuji X

59.

Современные необычные
камеры:
Sony RX1
(компактная
камера, но имеет
большую матрицу
с кропом 1)
Sigma DP1, DP2
(компактные
камеры, но имеют
большую матрицу
кроп 1,5)
Rikoh-GXR
(модульная
система – сменная
связка
объектив/матрица

60.

При выборе фотоаппарата
необходимо учитывать:
Бюджет (покупка системной камеры –
траты на аксессуары)
Место съёмки (бытовая съёмка дома, в
студии, походы, экспедиции)
Жанр съёмки (пейзаж, натюрморт,
портрет, репортаж, студийная съёмка,
макро, фотоанималистика)
Дальнейшее использование фотографии
(просмотр на мониторе, печать,
продажа…)
English     Русский Правила