Похожие презентации:
9 урок. Хорей, ямб (1)
1.
2.
3.
Двухсложныестихотворные размеры:
хорей, ямб
4.
Сегодня мы:1
Вспомним всё, что мы знали о размере
стиха.
2
Поговорим о том, какими бывают
размеры стиха.
3
Научимся определять размер стиха.
5.
Вспомним…Одна из основных характеристик стихотворения –
это ритм.
Ритм
В стихотворении
ударные и
безударные слоги
чередуются в
определённой
последовательности
Благодаря ритму
стихотворение
приобретает
своеобразное
звучание и
мелодичность.
6.
Ритм в стихотворении – это чередование ударных ибезударных слогов.
В такой единице
2 слога
́
́
́
́
Мороз и солнце, день чудесный!
́
́
́
Ещё ты дремлешь, друг
́
́
прелестный?
Единица стихотворного
ритма
́
́
́
На такие части не
обращаем внимания
7.
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР (метр) определенный порядок, в котором размещаютсяв стопе ударные и безударные слоги.
Пора! Пора! Рога трубят…
метр
8.
РазмерНа ритм влияет не только то,
каким метром написано
стихотворение, но и то, насколько
длинная перед нами строка.
Сколько стоп в строке?
Строка может быть короткой – в 2 или 3
стопы. А может быть длинной – в 5 или 6
поэтических шагов.
9.
СТОПА - это последовательность безударных и одногоударного слога, чередующихся в определённом порядке.
Мчатся тучи, вьются тучи
стопа
1
2
3
4
10.
Стихотворный метр – это вариант стихотворнойстопы.
2 слога в
стопе
3 слога в
стопе
2 варианта
́
́
́
3 варианта
́
́
11.
У каждого стихотворного метра естьназвание и свои особенности.
́
2 двусложных
́
5 основных
стихотворных
метров
́
́
3
́
трёхсложных
12.
ХОРЕЙДвусложная стихотворная стопа
с ударением на первом слоге
Буря мглою небо кроет…
А.С. Пушкин
13.
ЯМБДвусложная стихотворная стопа
с ударением на втором слоге
Мой дядя самых честных правил…
А.С. Пушкин
14.
Двусложные метры́
́
́
́
́
́
́
Ямб
Играют волны — ветер свищет,
́
́
́
И мачта гнётся и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет.
И не от счастия бежит.
Мне ямб
тоже
нравился.
Я любил ямб
настолько, что
написал им
большинство
своих стихов.
15.
ФИЗМИНУТКА16.
Как определить стихотворный размер?1. Прочитайте строфу, расставьте ударения.
2. Подчеркните безударные гласные.
3. Запишите получившуюся схему.
4. Проследите повторяющийся рисунок, разделите на стопы.
5. Определите размер.
17.
Определитестихотворный
размер
18.
РазмерУ нас могут возникнуть трудности!
Определим метр
? ?
В тот год осенняя погода
́
́
́
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
19.
РазмерЯмб
Четырёхстопный
Сколько полных стоп в строке?
2
1
́
́
3
Мой любимый размер!
́
4
́
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
Учитываем
полные стопы
́
20.
Долго ль мне гулять на светеТо в коляске, то верхом…
А.С. Пушкин
Четырехстопный
хорей
21.
Вечерний звон, вечерний звон!Как много дум наводит он.
Четырехстопный
ямб
И. Козлов
22.
Определение стихотворного размера1. Определить метр стихотворения.
2. Выделить в строках стопы –
поэтические шаги из двух или трёх
слогов.
3. Посчитать стопы.
23.
Трудности с определением размераПоэтическое ударение
немного отличается от того,
что мы используем в речи.
Ритм в стихотворении настолько
важен, что ударение добавляется
туда, где его нет. И исчезает
оттуда, где оно быть должно.
24.
Трудности с определением размераВ поэзии это в порядке
вещей. В одной стопе может
не быть ни одного ударения.
?
́
́
́
У Лукоморья дуб зелёный…
́
́
́
Как здесь определить метр?
Получается, 3 первые слога
в строке – безударные.
25.
Трудности с определением размераЕсли возникают трудности –
лучше обратиться к
следующей строке текста.
Ямб
Ставить ли ударение
У Лукоморья дуб зелёный… на служебное слово?
́
́
́
́
́
́
́
Златая цепь на дубе том.
́
́
́
́
Нужно ли ударение
на односложном
самостоятельном
слове?
26.
Трудности с определением размераВ стихотворении всё
зависит от ритма.
Если так нужно поэту – и
служебное слово будет
ударным. А с самостоятельного
ударение может пропасть.
27.
Трудности с определением размераВ стихотворении два ударения
рядом не уживаются!
Если рядом два ударения –
придётся пренебречь тем,
которое при чтении слышится
менее ясно.
28.
Сложности при определении метра1. Нам может встретиться стопа без ударений.
Это нормально.
2. Два ударных слога вместе не уживаются. Один
«перетягивает» на себя внимание.
3. Если не получилось определить метр по
первой строке – лучше поискать строку, в которой
легче определить метр. Например, строку, где нет
служебных слов, односложных слов и слишком
длинных слов.