824.39K
Категория: Русский языкРусский язык

урок 7,8

1.

евонный
Фонетика и орфоэпия
бармЕн
бАрмен
звОнят
водопрОвод
логИн

2.

Соотношение звука и фонемы, звука и буквы
Фонема – минимальная единица звукового строя языка,
служащая для построения, опознавания и различения
значимых единиц: морфем и слов. Она неделима, она самая
маленькая часть языка.
Фонема может состоять
только из одного звука,
например, в слове сон
каждый звук
соответствует фонеме
Фонема может состоять из двух
звуков, например, в английских
словах sky [skai] и grey [grei]
последние два звука представляют
собой одну фонему.
Звук - это самая малая единица речи, которая звучит.
Звуки выполняют эти функции как представители
фонем. Функциональная сторона звуков, звуки как
представители фонем изучаются в фонологии (фонематике).
Две фонемы могут быть
представлены в речи одним
звуком, например, в русском слове
сжечь [жэч'] один долгий звук [ж]
объединяет две фонемы – <с> и
<ж>.
ЗЗЗ
фонемы отличаются от звуков речи своей включенностью в системные отношения, выражающиеся в оппозициях фонем.
э
дж
ОАО

3.

Соотношение между буквами алфавита и звуками устанавливает графика.
Она определяет, какие звуковые значения имеют буквы алфавита и как они читаются в разных случаях
употребления.
В русской графике три типа букв:
1) буквы, которые обозначают в отдельном конкретном случае употребления один звук, например: а, б, в;
2) буквы, которые могут обозначать сразу два звука: е, ё, ю, я;
3) буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.
Как известно, у каждой буквы (кроме Ъ и Ь) в русском языке есть соответствующий ей по умолчанию звук.
Этот звук на письме мы обозначаем в квадратных скобках: [а].
Типы соотношения буквы и звука в Р. Я:
Одна буква может обозначать разные звуки,
а разные буквы иногда могут обозначать один и
тот же звук.
Например, гласная в ударной и безударной
позиции — л[и]сы и [л’э́]са; и согласные в
сильной (перед гласными, сонорными
согласными и В) или слабой позиции (на конце
слова или перед парными согласными, кроме
В): ду[п] — ду[б]ы.
Есть буквы,
которые
обозначают
два звука, — Е,
Ё, Ю, Я.
Буква может не обозначать
звука — это Ъ и Ь,
непроизносимые
согласные (сердце).
Один звук может быть
обозначен сочетанием
двух или трёх букв,
например, игра[ц]я
и [щ]итать,
удвоенными
согласными —
програ[м]а.
Буквы, с
которыми
соотносится
только один звук,
— это буквы Й и
У.

4.

Помоги Киану выяснить…

5.

Чередование
Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы. Альтернанты могут
различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).
Это происходит при образовании грамматических форм слова.
То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену
называют чередованием.
В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование
находится в корнях, суффиксах и приставках.
Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;
кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;
ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.
Всего 2 вида чередования: исторические, позиционные (фонетические)

6.

Исторические чередования (морфологические)
Фонетические (позиционные) чередования
происходили в процессе развития Р. Я.
Гласные звуки
[о//-]
[е//-]
[а//о]
[э//и]
[ы//о]
[э//о]
[а//им//м]
[у//он]
Согласные звуки
[п//пл; м//мл; б//бл;
в//вл]
[с//ш]
[з//ж]
[х//ш]
[д//с]
[ц//ч]
[ск//ст//щ]
[т//ч//щ]
[д//ж//жд]
Примеры
мох - мха
корень - корня
загар - загореть
замереть - замирать
дышать - вздох
везти - возить
понять - понимать - пойму
звук - звон
Примеры
купить - куплю, земной земля
носить - ношу
возить - вожу
сухой - суша
ведёт - вести
отец - отечество
блеск - блестеть - блещет
свет - свеча - освещение
ограда - огорожу ограждение
происходят в потоке речи
Гласные звуки
[о//Λ//ъ]
[а//Λ//ъ]
[о//иэ//ь]
[а//иэ//ь]
[э//иэ//ь]
Согласные
звуки
звонкий глухой
[ж//ш]
твёрдый мягкий
[л//л’]
!
Примеры
в[о]дный - в[Λ]да - в[ъ]дяной
тр[а]вка - тр[Λ]ва - тр[ъ]вяной
н[о]с - н[иэ]сёт - н[ь]суны
п[а]ть - п[иэ]ти - п[ь]тидесятый
с[э]мь - с[иэ]ми - с[ь]мидесятый
Примеры
но[ж]и - но[ш]
мо[л] - мо[л’]ь
Исторические чередования выявляются при
словообразовании и формоизменении.
Фонетические (позиционные) можно
определить по редукции гласных и
ассимиляции согласных звуков.

7.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно
применять орфографические правила, когда
возникают затруднения с написанием букв в разных
частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь
допустить ошибку и при морфемном разборе, когда
выделяешь части слова.

8.

9.

Орфоэпические нормы - произносительные нормы устной речи, которые изучаются специальным разделом
языкознания — орфоэпией В содержание понятия орфоэпия входит: соблюдение произносительных норм,
соблюдение акцентологических норм.
Орфоэпия, как и орфография, содействует облегчению языкового общения.
Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается
различными неправильностями произношения. Так, произношение: ради(в)о, пл(о)тит, пригото(ф)- является,
преимущественно, результатом влияния народных говоров. Произношение: пирож(е)ное, буду(ю)щий, протвень
– является следствием влияния просторечия. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам,
облегчает и ускоряет процесс общения. Отсюда социальная роль правильного произношения очень велика,
особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения
на различных собраниях, конференциях, съездах, заседаниях Законодательных собраний федерального и
регионального уровней и др.

10.

Нейтральный стиль произношения – это речь в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном
состоянии говорящего, который хочет передать или получить какую-либо информацию. Говорящий не ставит перед
собой в данном случае каких-то дополнительных задач: выразить свои чувства, подчеркнуть что-либо.
Сниженный стиль характеризуется небрежной речью при убыстренном из-за волнения или по другим причинам темпе
говорения. Может использоваться в дружеской беседе и в профессиональном общении.
Признаки:
Безударный гласный стоит рядом с сонорным (л, р, н, м),
то он произносится настолько кратко, что его
практически не слышно: наволочка – на[влъ]чка,
судорога – суд[ър]га.
(Если Такое же сокращение гласных, хотя и реже, но
может встретиться и при соседстве их с другими,
несонорными согласными: пуговица – пу[г]вица).
Вместо двух рядом стоящих
перед ударным слогом
гласных [ъ,а] может
произносится один гласный [а]
или еще более сокращенный
[ъ]: вообще – в[а]бще, сообща
– с[а]бща.
Могут полностью
сокращаться и согласные
звуки, если они находятся
между
согласными: семейств –
семей[ст], удобств –
удо[пст].
Может сокращаться сразу
группа звуков – гласных
и
согласных: здравствуйт
е – [здрасть], сейчас –
[сяс], шестьдесят –
(шиисят).
Высокий (полный) стиль используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное
проговаривание.
Признаки:
1. Эканье – произношение [э] на месте [э] и [а] после мягких согласных в 1-м предударном слоге: п[э]чально, гл[э]жу.
2. Сохранение [о] в безударном положении в заимствованных словах: с[о]льфеджи[о], н[о]ктюрн, с[о]нет.
3. Произнесение с твердым согласным перед [э] в заимствованных словах. В данном случае оно не воспринимается как
надуманное, манерное.

11.

Особенности и функции ударения изучает акцентология (от лат, accentus – ударение) как одно из
направлений языкознания. Акцентологические нормы – это нормы ударения. Овладение
определенными знаниями акцентологии будет способствовать повышению культуры речи.
Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное
ударение — выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный,
образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

12.

Логин
Намерение
Плодоносить
Гренки
Искра
Свекла
Диспансер
Торты
Завидно
Граффити

13.

Произношение согласных звуков
В конце слов и в их середине
перед глухими согласными
звонкие согласные оглушаются
На месте глухих согласных перед
звонкими (кроме «в»)
произносятся соответствующие
звонкие
В ряде случаев
согласные, стоящие
перед мягкими
согласными,
произносятся мягко
Двоякое произношение
наблюдается в сочетаниях с
губными согласными
Двойным согласным буквам
соответствует звук обычно тогда, когда
ударение падает на предшествующий
слог. Если же ударение падает на
последующий слог, то двойные
согласные произносятся без долготы.

14.

Произношение гласных звуков
Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения. Произношение гласных
звуков:
Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. В безударных слогах гласные
подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение
тембра звучания гласного; количественная редукция – это уменьшение его долготы и силы. Гласные,
находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются
гласные остальных безударных слогов.

15.

Характеристика русского ударения
При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по
счету слогом, оно является фиксированным.
Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском — на предпоследний, во
французском — на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или
нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó,
позолотúть, необыкновéнный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение
которых связано с местом ударения: зáмок — замóк, нóшу — ношý, нóги — ногú и т. д.
Русское ударение имеет и другую особенность — подвижность.
Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:
1) С основы на окончание и наоборот: стран-á — стрáн-ы, голов-á — гóлов-у;
2) С одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о — дерéвь-я, óзер-о — озёр-а.
Примеры второго типа встречаются крайне редко.

16.

Слова с подвижным и неподвижным ударением
При образовании форм одного и того же слова ударение может перемещаться с одного слога на другой, с
одной морфемы на другую: дело, дела, делами; верчу, вертишь, вертят, вертел.
Эта особенность называется подвижностью словесного ударения, а само такое ударение - подвижным.
В отличие от подвижного, неподвижное ударение имеет место в тех случаях, когда при образовании
разных форм одного и того же слова ударение остается на одном и том же месте: букв-а, букв-ы, букв-е;
стерег-у, стереж-ёшь, стерег-ут; умён, умн-а, умн-о, умн-ы.
Подвижное ударение служит дополнительным средством, которое сопровождает основное средство
образования грамматических форм - аффиксацию. Отличаясь друг от друга аффиксами (как правило,
флексиями), словоформы иногда различаются и местом ударения. Так, форма вин. п. ед. ч. слова гора
образуется при помощи флексии -у и одновременно при помощи перемещения ударения на основу: гор-у,
но гор-а, гор-ы, гор-е, гор-ой.

17.

Практическая работа
Проставьте ударения, определите вид чередования (историческое фонетическое), укажите его.
Облако (облачко)
Сад
Замирать
Оклик (клич)
Ворота (врата)
Спад
Гореть
Палец (пальчик)
Нос (носатый)
English     Русский Правила