Похожие презентации:
методы и приемы
1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
2. ТЕЗАУРУС
метод,прием,
читательское
сотворчество, анализ, устное словесное
рисование, киносценарий, выразительное
чтение,
инсценирование,
пересказ,
стиль, композиция, творческая история
произведения.
3.
«…мы обращаемся к прошлому и понимаем еголишь в той мере, в какой можем восстановить то,
что думалось когда-то в качестве нашей
способности мышления, и то, что мы сами можем
подумать, т. к. проблема не в том, чтобы прочитать
и потом помнить текст, а в том, чтобы высказать
мысль, содержащуюся в нем, как возможность
актуального теперешнего мышления людей XXI
века…если мы подойдем к тексту как к чему-то
живому, в чем бьется пульс мысли, то тогда чтение
текстов имеет смысл».
М. Мамардашвили
О чем идёт речь в высказывании известного
философа?
4.
Задачи современного учителя-словесника:• обогащение средств анализа при помощи
разнообразия его приемов, видов, форм, вариантов;
• разумное, целесообразное и в то же время
оригинальное сочетание приемов анализа на уроке,
их соответствие природе изучаемого произведения;
• глубокое научное осознание учителем того, что он
делает и предпринимает в процессе анализа
произведения.
Соотношение объективного и субъективного на
уроках литературы
5.
Специфика анализа литературного произведенияв школе
Литературоведческая
концепция
определяет
содержание школьного анализа произведения, но
не заменяет его. Цель школьного анализа не
может быть сведена к адаптации научного знания
и приспособлению его к уровню детского
восприятия.
Литературоведческий
анализ
выявляет
проблематику произведения, его место в
историко-культурном процессе, устанавливает
круг идей и художественных исканий автора.
6.
Специфика анализа литературного произведенияв школе
Принципиально школьный разбор строится на
основе выявления и преображения читательского
восприятия и доведения этого восприятия до
художественной логики авторской мысли.
Задача школьного анализа – практическое, читательское
освоение художественного текста.
«Читательское восприятие оказывается в школьном
разборе столь же важной составной частью, как и
литературный текст» .
В.Г. Маранцман
7.
Продолжите:Школьный анализ – это взаимодействие….
8. Школьный анализ
это взаимодействие художественной мысли автораи читательского восприятия школьника,
преображающегося в процессе изучения
литературы.
9.
Методы обучениялитературы
Нет единой классификации
Классификация зависит от
Источника знаний
Логики познавательной деятельности
учащихся
Воздействие произведения
художественной литературы
на воображение и чувства читателя
10.
Классификация методов В. ГолубковаОснова
классификации
Методы
Приемы
Источник
знаний
лекционный
метод
приемы:
элементы
беседы,
риторические вопросы, работа
над планом и записью лекции,
использование различных видов
наглядности
метод
лит. приемы:
постановка
вопросов,
беседы
вводное и заключительное слово
учителя и др.
метод
самостоятельной
работы
приемы:
работа
над
планом
докладов и письменных работ,
обсуждение
и
оценка
самостоятельной деятельности
ученика и др.
11.
Классификация методов Н. КудряшеваОснова
классификации
Методы
Приемы
Логика
метод
познавательной творческого
деятельности
чтения
учащихся
выразительное
чтение,
комментированное
чтение,
беседа, творческие задания по
личным впечатлениям, постановка
на уроке учебной проблемы
Эвристический метод
построение
логически
четкой
системы вопросов, построение
системы заданий по тексту,
постановка проблем и др.
исследовате постановка
льский метод вопросов,
заданий и др.
репродуктив
ный метод
проблемных
исследовательских
слово, рассказ учителя, задания
по учебнику, самостоятельный
отбор учебного материала и др.
12.
Классификация методов В. Г. МаранцманаОснова
классификации
Проблемное
обучение
Методы
метод чтения
Приемы
Виды чтения
метод анализа Приемы, способствующие постижению
художественног авторской позиции:
о произведения
Изучение творческой истории
создания произведения;
Анализ композиции;
Анализ стиля;
Сопоставление
произведений
одного автора;
Сопоставление
произведение
или их фрагментов разных авторов.
комментирован
ие
литературного
произведения
внетекстовыми
материалами
(письма,
мемуары,
дневники,
литературно-критические статьи и научные
исследования, биографии писателей и
др.);
13.
Классификация методов В. Г. МаранцманаОснова
классификации
Проблемное
обучение
Методы
Приемы
претворение
Использование других видов
литературных искусства (музыка, живопись, театр,
произведений кино и др.)
в других видах
искусства
литературное
творчество
школьников
по мотивами
литературных
произведений
или
жизненных
впечатлений.
Устное словесное
рисование;
Выразительное чтение;
Создание киносценария;
Творческий пересказ;
Инсценирование.
14. I. Приемы, способствующие постижению авторской позиции:
Изучение
творческой
истории
создания
произведения;
Анализ композиции;
Анализ стиля;
Сопоставление произведений одного автора;
Сопоставление произведение или их фрагментов
разных авторов.
15. Обращение к творческой истории создания произведения
Обращение к творческойсоздания произведения
истории
• Сопоставление текста и его реальной основы. Например, при
изучении поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» целесообразно
познакомить учащихся с историей петербургского наводнения 1824
года или рассказать анекдот о бедном чиновнике, легший в основу
повести Н.В. Гоголя «Шинель».
•Сопоставление разных редакций текста, отдельных его
фрагментов ( например, стихотворение В. Маяковского «А вы
могли бы?», А.С. Пушкина «Анчар», повести Н.В. Гоголя
«Портрет» и др.).
•Обращение к историческим событиям (повесть А.С. Пушкина
«Капитанская дочка», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и др.).
16. Сопоставление произведений одного автора (по лирике М.Ю. Лермонтова)
• 1. Какое стихотворение больше вас взволновало? В каком поэтнаиболее эмоционально говорит о совеем поколении? Найдите
и выпишите ключевые слова.
• 2. Почему раннее стихотворение названо «Монолог», а
позднее — «Дума»?
• 3. В чем Лермонтов видит трагедию поколения и кого винит в
ней в том и другом стихотворении?
• 4. В каком из стихотворений сильнее звучит сочувствие
поколению, в каком — обвинение ему?
17. Сопоставление произведений одного автора (по лирике М.Ю. Лермонтова)
• 5.Чем отличаются и какую оценку содержат сравнения:
Мы дети севера, как здешние растенья,
цветем недолго, быстро увядаем… («Монолог»)
Так тощий плод до времени созрелый,
ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час! («Дума»)
18. Сопоставление произведений разных авторов
1. Рассмотрите репродукции картин известного художника началаXX века К. Сомова из цикла «Карнавал». Какие ассоциации
возникают у вас с этим названием?
2.Назовите главный элемент этого древнего праздника.
3.Запишите в тетрадь значения слова МАСКА и сопоставьте свои
записи с определениями, данными в толковых словарях.
4.Прочитайте стихотворение М. Лермонтова «Как часто пестрою
толпою окружен» и В. Высоцкого «Маска». Какое по настроению
более драматично, напряженно?
5.Как ритмика отражает эмоциональное состояние авторов?
19. Сопоставление произведений разных авторов
6.Почему герои не могут быть в кругу со всеми?
7.
Почему герой стихотворения Лермонтова готов
бросить толпе «железный стих, облитый горечью и
злостью» ?
8.
На какие вопросы ищет ответы герой
стихотворения В. Высоцкого?
9.
Какое значение приобретает образ маски в обоих
стихотворениях?
10.
Выполните задание письменно: Всем нам в
жизни приходится играть какие-то роли и надевать
маски. Что подталкивает людей на притворство?
20.
Анализ композиции предполагает обращение котдельным
эпизодам,
деталям
произведения,
формирующим
его
структуру.
К
осмыслению
композиции произведения в школе подводят такие
работы над текстом, как сжатый пересказ,
составление плана.
21. Виды пересказов
Логический пересказ.Цель – увидеть внутреннюю связь фактов, событий
Выборочный пересказ.
Цель – высказать свое отношение к прочитанному. (Что взволновало в
произведении? Какие эпизоды показались наиболее напряженными,
драматичными? Какие эпизоды показались наиболее смешными, а какие –
страшными? и др.)
Творческий пересказ с изменением лица рассказчика.
Цель – развитие творческого воображения, развитие речи учащихся.
Расскажите от лица Кабановой о «нравах» города Калинова.
Подготовьте пересказ о событиях рождественской ночи от лица
Оксаны.
О чем думал Акакий Акакиевич, стоя за дверью кабинета
«значительного лица»?
22.
Анализ стиляАнализ стиля предполагает выявление роли
художественных
средств,
изобразительных
приемов,
свойственных
тому
или
иному
писателю и характеризующих его создания. Это
может быть обращение к отдельным тропам,
эпизодам в среднем звене, так и анализ целого
произведения на уроках в старших классах.
23. Приемы, организующие читательское сотворчество
Цель — пробудить у учеников чувствосопереживания, соучастия, развить творческие
способности.
Устное словесное рисование;
Выразительное чтение;
Создание киносценария;
Творческий пересказ;
Инсценирование.
24. Устное словесное рисование Задание: определите цель приёма УСР
Каким вы видите лицо Ионыча в тот момент, когда он вынимает изкарманов «бумажки, добытые практикой»? (А.П. Чехов «Ионыч»);
О чем могла думать Оксана, узнав об исчезновении Вакулы?(Н.В. Гоголь
«Ночь перед Рождеством»);
Каким вы представляете мир, куда хочет улететь Ганна? (Н.В. Гоголь
«Майская ночь, или утопленница»).
Опишите внутреннее состояние героя стихотворения А.С. Пушкина
«Бесы» в момент остановки тройки: «Кони стали…»;
Представьте и опишите героя, переживающего «беззвездную муку»
(стихотворение В. Маяковского «Послушайте»);
Читая первую строфу стихотворения А.С. Пушкина «Анчар», словесно
опишите картину, возникшую в воображении. Какие краски вы используете
для рисунка?
После прочтения стихотворения В. Набокова «Лестница» просим учеников
представить и описать одного из невидимых героев стихотворения.
25. Устное словесное рисование
Этот методический прием позволяет ученикудетализировать свое видение образа, картины,
которую словесно описывает.
Устное
словесное
рисование
не
предполагает
пересказ текста или его фрагментов и не
допускает
возникновения
произвольных
ассоциаций. Словесное рисование развивает
эмоционально-чувственную сферу восприятия
и способствует развитию воображения и
творчества.
26. Выразительное чтение
«Выразительноечтение
–
искусство
воссоздания в живом слове чувств и мыслей,
которыми
насыщено
художественное
произведение, выражения личного отношения
исполнителя к произведению»
Бим-Бад М.Е.
27. Методика подготовки к выразительному чтению
1. Этап знакомства с произведением.2. Этап анализа художественного произведения.
3. Интерпретация художественного произведения.
4. Выразительное чтение стихотворения как результат
эстетической и духовной деятельности ученика.
28. Составление киносценария
Сценарий–
это
«литературное
произведение с подробным описанием
действия,
на
основе
которого
создается кинофильм».
Ожегов С.И.
29. Методика работы над составлением киносценария
• Определить текст (или его фрагмент),предназначенный для перевода на «язык
кино».
• Познакомить учащихся
с базовыми
кинематографическими понятиями: кадр,
план, ракурс, монтаж.
30. Методика работы над киносценарием
1.Определить общее настроение выбранного для
работы текста.
2.
Разбить этот текст на более мелкие фрагменты и
составить план.
3. Задать к каждому микрофрагменту по 1 вопросу,
чтобы точнее «перевести» словесные образы на
«язык кино.
4. Составление таблицы: (следующий слайд).
31. Методика работы над киносценарием
№кадра
п/п
1
2
Содержание
кадра
Движение камеры (смена
планов)
Цвет
Звук
32. Методика работы над составлением киносценария
5.Написание сочинения в жанре киносценария.
Такая работа способствует развитию письменной речи
учащихся.
Составление киносценария по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе» (5
класс).
1.
Глава «Кукла», начало главы до слов «…водя за собой свою белокурую
дочку».
2.
Общее настроение – печаль, беспокойство за жизнь девочки. В центре
отрывка – образ умирающей Маруси, представленный через метафору
«увядающего осенью цветка» .
3.
План:
• а) приметы осени
• б) Марусе стало хуже
• в) появление куклы
• г) кукла совершает чудо
33. Составление таблицы
№кадр
а п/п
Содержание
кадра
Движение камеры (смена
планов)
Цвет
Звук
1. Приметы осени (грустный осенний Общий план, переходящий в Серый
Шум дождя, завывание
ветра, музыка П.И.
Чайковского «Болезнь
куклы»
пейзаж, накрапывает дождь, образ дальний
разоренного кладбища)
2. Темное подземелье, на лавочке Общий,
лежит больная девочка
3. Появление куклы
4. Кукла
совершает
(преображение Маруси)
переходящий
крупный и сверхкрупный
крупный
чудо Крупный, сверхкрупный
в Темно, едва видны Музыка Чайковского
силуэты
сквозь
тусклое стекло
Темно, в середине Музыка Чайковского
кадра
вспыхивает
яркий
свет,
свет
надежды
на
выздоровление
Маруси
Светлое пятно
фоне мрака
на
34. Приёмы на уроках литературы
Литературоведческиеприемы анализа
Виды приемов:
• Помогают понять
авторскую позицию
• Логику построения
художественного
произведения
• Осознать произведение
как художественного
целое
• Сравнение
• Сопоставление
• Различные виды
комментария
• Анализ композиции
• Составление плана сюжета
• Словарно-фразеологическая
и словарно-стилистическая
работа
35. Приёмы на уроках литературы
Приемы, учитывающие законы художественного мышления,способствующие
воссозданию
образного
плана,
активизирующие личностное эмоциональное отношение к
тексту
Устное словесное рисование
Художественное рассказывание
Иллюстрирование
Выразительное чтение
Составление киносценария
ЛИЧНОСТНО-НАПРАВЛЕННЫЙ ХАРАКТЕР
ПРИЕМОВ
36. Технологии школьного литературного анализа с позиции герменевтики
Ассоциативные приемы (активизация восприятия: эмпатия,ассоциирование, переживание, рефлексия)
Цель ассоциативных приемов – привести учащихся
в особое расположение души, родственное
авторскому.
37. Технологии школьного литературного анализа с позиции герменевтики
Ассоциативные приемы«Ключ» к анализу текста и выделение ключевых слов
(«смысловые вехи текста»). Например, внимание к
портрету героя, интерьеру, миру вещей, речевая
характеристика и т.д.
Ключевым
к анализу
может стать
заглавие
произведения, имя собственное персонажа, подтекстовая
информация, заглавие произведения
38. Технологии школьного литературного анализа с позиции герменевтики
Диалогические приемы анализа текстаСравнение
Сопоставление
Беседа с элементами эмпатии
Воображаемые диалоги
Диалоги с привлечением других видов искусства
Диалоги-имитации
(критиков,
читателей,
писателей)
Диалоги в письмах и т.п.
39. Технологии школьного литературного анализа с позиции герменевтики
Выстраивание гипотезы, прогнозирование.Основой гипотезы является материал, который лежит на
поверхности.
Схема: «Я думаю, что дальше будет… так как…».
Логика усложнения от класса к классу:
Выстраивание гипотезы относительно содержания произведения по
заголовку;
Выстраивание гипотезы на основе жизненного опыта;
Выстраивание гипотезы с опорой на предыдущее описание
персонажа;
Выстраивание гипотезы с опорой на авторскую концепцию.
40. Технологии школьного литературного анализа с позиции герменевтики
Конструирование вопроса к себе.Построение герменевтического вопроса к себе, к персонажу с
целью осознания мотивов его поведения и поступков, к автору с
целью понимания его позиции, соотнесение своей точки зрения с
авторской.
«Рефлексивный мостик».
Переход от средства тексто-построения к размышлениям над
онтологическим смыслами и картинами бытия. Изучение
произведения через призму авторского сознания и способствует
более глубокому проникновению в смысл произведения.
41.
Современный словесник оказался в довольно сложнойситуации:
школьник
изменился,
и
некоторые
традиционные приемы анализа сегодня не работают.
Возможности школьного литературного анализа, если
постоянно стремиться к совершенствованию и
обновлению его инструментария, безграничны.
Освоение и перенесение на урок сложных, но
интересных литературоведческих приемов и технологий
анализа текста требует от словесника серьезной
литературоведческой,
методической
подготовки,
неординарности мышления, научной смелости и личного
творчества.