17.07M

Визуальное_исследование_История_костюма_Магистры_

1.

Принципы построения
визуального исследования

2.

Цели визуального исследования:
• Постановка интересной, нетиповой задачи (ключевого вопроса).
То что до Вас никто не делал (или делал, но не так как Вы). Ваша работа – авторское высказывание,
обладающее оригинальностью.
Важно! Не «скатиться» в реферат или книгу по истории костюма.
Определяемся сразу
• Формулировка этой задачи в концепции визуального исследования (что будете исследовать,
какие источники возьмете, что надеетесь проследить и узнать).
«Концепция содержит обоснование выбора темы, принцип отбора материала для ВИ,
формулировку основной идеи (гипотезы), принцип рубрикации исследования, принцип выбора и
анализа текстовых источников»
Объем заимствованного текста в работе не более 20%. Чужой текст нужно брать в кавычки и
оформлять как цитату (со ссылкой на источник)
Объем концепции не менее 2500 знаков с пробелами.
Можно скорректировать в процессе
• Подбор визуального ряда как аргументации, доказательства, Вашей мысли. «Доказательство
теоремы». Может дополнятся комментариями к изображениям
Обязательно показать два раза (вероятно будет корректировка)
• Выводы по частям работы и/или работе в целом. Что получилось в результате?
Пишем после проведенного исследования

3.

Темы ВИ прошлого года
Образы Версаля- стиль богатства и роскоши
Переосмысление Викторианского костюма в современном кинематографе
Роль костюмов в балетах Сергея Дягилева и Русских сезонах
Мода в закованных талиях: эволюция корсета через века.
История пуговицы и как эта часть декора отразила дух времени
Мода скорби: история траурного костюма в Европе
Влияние Марии-Антуанетты на мир моды
Величие Испании в костюме 16-начала 17 века
Эволюция модерна в дизайне одежды: история и современность
Мундирный век: эволюция военного костюма русского солдата XIX века
Открой цветов секретное послание: флориография в моде XIX века
Мужская мода в эпоху Ренессанса: отличительные черты и влияние социального статуса
Русский бал 1903 года.
Инспирирующий источник одежды персонажей в фильме «Дюна»
История зарождения готических мотивов в костюме во времена мрачного Средневековья
Традиционные модели японской обуви и их место в современной моде
Отражение готической архитектуры в женском костюме
Рыцарские доспехи. Современная интерпретация в мире моды
Стиль шинуазри
Эволюция защитной символики Древнего Египта в современных украшениях
Эволюция школьной формы в России
Чувство любви в ювелирном искусстве: от Средневековья до наших дней.
Женская мода в эпоху Николая ll
Цветы и птицы как мотив женского костюма XVII века
Японская одежда Средневековья и ее трансляция в современной культуре
Эволюция макияжа за последние 100 лет
История корейской моды
Русский сарафанный комплекс 19 века
Костюм Гейши

4.

Оформление
• Работа предоставляется в виде лонгрида на сайте Нового портфолио (hsedesign.ru) с черным тегом
#визуальные исследования и тематическим тегом #история искусства или #история дизайна. Можно
добавить дополнительные теги. Качество верстки, подачи важно. Работа принимается через систему
конкурсов (!!!)
• Примеры:
Мальцева Яна. Железная Сибирь: наследие древности в украшениях местных народов
https://hsedesign.ru/project/a1daf41667044dd6b5698f74e1d11429
Сафина Елизавета. Открой цветов секретное послание: флориография в моде XIX века
https://hsedesign.ru/project/c3250e05d55f45a59df52115f10f6135
Пылаева Анастасия. Мода скорби: история траурного костюма в Европе
https://hsedesign.ru/project/eb1c991827ed4f80b3fb4bfe720b3f8c
• Подписи под каждой иллюстрацией (что изображено, автор, год) Следующий за изображением блок может
содержать авторский комментарий, пояснение к визуальному ряду, раскрывающие тезисы исследования.
• Ссылки на все иллюстрации и источники.
Их оформление делается по ГОСТ «Библиографическая ссылка»
• Список использованных источников и иллюстраций
• Наличие всех необходимых элементов оформления: обложка; заголовки разделов (рубрикатор); концепция;
иллюстративный ряд с подписями; выводы (заключение); список текстовых источников (библиография (книги,
журналы, периодические издания и пр.)) собирается в отдельный блок, который встраивается в конце
лонгрида); список источников изображений (собирается в отдельный блок, который встраивается в конце
лонгрида)

5.

• Соответствие минимальному объему (50 экранов). Максимальный объем 90
экранов (оптимально около 70 экранов).
Объем меньше заданного оценивается на 4 балла. Превышение объема не
позволит получить 10.
• Объем заимствованного текста не более 20%. Чужой текст нужно брать в
кавычки и оформлять как цитату (со ссылкой на источник). При обнаружении
плагиата работа оценивается на 2 балла.
• Есть курс как создать визуальное исследование
• Есть шаблоны для оформления коллажей! Ссылку смотрим в методических
рекомендациях
• Есть видео как делать дипломные лонгриды . Здесь другие формальные
требования (объем, размер концепции), но сам принцип можно посмотреть.
https://deziiign.com/project/8c307da23ee749b2bac399e2a1d5c2b7

6.

7.

Сроки
• Определить интересные Вам темы визуального исследования.
В течении недели (до 15.10.24)
• Определиться с разделами исследования. Сформулировать
ключевой вопрос (можно в черновом варианте). Вторая неделя (до
22.10.24)
• Начало подбора визуального ряда, окончательная корректировка
темы. Показать результат на промежуточном просмотре (22.10.24)
• Основное тело работы. Собранный визуальный ряд, начало
текстовой части. Без итогового оформления. (до 19.11.24)
При желании показаться на консультации
• Дедлайн сдачи итоговой работы. 25.11.24.
Не забываем отправить работу на конкурс!!!

8.

Какую тему можно выбрать?
Периоды и география
• Первобытное общество
• Древний Египет
• Месопотамия (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон)
• Древняя Греция
• Древний Рим
• Византия
• Средневековье Европа (раннее Средневековье, романский,
готический период)
• Эпоха Возрождения
• Эпоха барокко
• Рококо
• Стили XIX века. Ампир, романтизм, второе рококо, 1870е
(турнюр), модерн.

9.

Древний Египет
Различные носители информации
Костюм, детали, аксессуары

10.

Украшения, аксессуары,
амулеты.
Эстетический и смысловой
контекст.

11.

Месопотамия
Музыкальные инструменты из Ура
Предметы быта и среды,
дополняющие образ жизни,
костюм.

12.

Украшения, ткани,
знаки отличия
Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала
с изображением охоты на львов. 645–640 годы
до н. э.

13.

Древняя Греция
Костюм, аксессуары

14.

Древний Рим
Танцоры на погребальном пиру. Фрагмент фрески из гробницы
Триклиния в Тарквиниях. Около 470 г. до н. э.
Элементы костюма,
прически,
аксессуары
Настенная роспись из Виллы Мистерий. I в. до н. э. Помпеи.

15.

Средневековье Европа (раннее
Средневековье, романский, готический
период)
Фибула Готская культура.
Конец IV - начало V вв.
Франкские украшения 500-600

16.

Доспехи, геральдика, и пр.

17.

Петрус Кристус
«Изабелла
Португальская и св.
Елизавета» (фрагмент).
1457—60. Музей
Гронинге, Брюгге
Петрус Кристус «Св.
Элигий в мастерской»
(фрагмент). 1449. Музей
Метрополитен, НьюЙорк
Ян ван Эйк «Портрет
Маргариты ван Эйк».
1439. Музей Гронинге,
Брюгге
Атур из двух вуалей.
Рогир ван дер Вейден
«Портрет женщины».
ок. 1440. Берлинская
картинная галерея

18.

Текстиль 14-15 век

19.

Возрождение
Эволюция
отдельных
элементов
(например,
джорне)

20.

Период испанского
владычества в моде,
корсеты
Сравнение стран (монархов,
дворов)

21.

XVII век

22.

Женские туфли, наиболее
типичные для середины XVIII века.
Дамаст («дамасский шелк»), кожа,
пряжки со стразами. Англия,
1740—50
Дама, подвязывающая чулок, обута в мюли.
Фрагмент картины Франсуа Буше La toilette,
1742
Платье контуш, ок. 1730-1735 гг.
«Признание в любви».
1731. Работа Ж. Ф. де
Труа.
XVIIIв

23.

24.

Стили XIX века

25.

26.

27.

28.

Какую тему можно выбрать?
Объекты исследований
• Костюм:
• Эволюция отдельных предметов костюма (юбка, плащ и т.д.),
• Костюм различных групп (правители, жрецы, аристократы, военные,
ремесленники и пр). Культура, этика и эстетика
• Детский костюм
• Элементы декоративной отделки (различные техники декорирования, вышивка,
кружево и пр.)
• Знаки отличия, эмблемы, гербы и пр.
• Любые аксессуары:
• Украшения
• Головные уборы
• Зонты, веера и т.д.
• Обувь
Символика, назначение и пр.
• Ткани и иные материалы:
• Принты
• Цветовые решения
• Символика орнаментов
Эстетические эталоны. Косметика, макияж, пластика фигуры

29.

Эволюция
плаща
Вышивка
Доспехи Древнего Рима

30.

Парики
Опахала

31.

Византийский ткани и орнаменты

32.

Эволюция
вечернего
платья
Военный мундир
Ордена Российской империи

33.

Шпага офицерская. 1-я четверть XVIII в
Сталь, медь, латунь, ковка,
литьё, золочение, плетение

34.

Табакерки

35.

Какую тему можно выбрать?
Объекты исследований
• Современные реплики в дизайне и искусстве
• Заимствования в различных культурах и разнообразных
исторических периодах

36.

Современные реплики (Египет и Греция)

37.

Образ Клеопатры

38.

Сравнение кинематографа и
реальности
«Влюбленный Шекспир», 1998
Известный исторический персонаж –
его презентация в истории. Или
известная группа (рыцари, мушкетеры
и пр.)
«Герцогиня», 2008

39.

Образ в искусстве.
(Например, образ рыцаря,
прекрасной дамы)
Эдмунд Лейтон. Акколада. 1901
Эдмунд Лейтон. Бог в помощь. 1900

40.

Принципы классификации визуального
ряда
• География
• История
• Типология
• Предназначение
• Материалы
и др.
Упражнение: Придумать 2-3 принципа классификации
на одну тему

41.

Упражнение. Здесь примеры давних работ. Последние утвержденные 10ки,
которые рекомендую посмотреть - на слайде 48
Типология.
Донец Елена. Украшения Золотого века Голливуда (9)
https://issuu.com/eledona/docs/hollywood_jewelry
География.
Гриднева Елизавета. Природные орнаменты народов России (10)
https://portfolio.hse.ru/Project/45953#45953#598348
История
Никитина Анна. Развитие иллюстрации русских сказок (10).
https://portfolio.hse.ru/Project/63774#63774#962324
Типология.
Тихонова Каролина. "Образы будущего в СССР« (8)
https://fliphtml5.com/uzid/ctxj
История.
Клепцова Марина «Исторические атласы звёздного неба» (10)
https://portfolio.hse.ru/Project/45962#45962#599983

42.

Типовые ошибки
• Квадратное, круглое, треугольное, ЗЕЛЕНОЕ

43.

Типовые ошибки
• Работа по принципу реферата.
Когда Вы берете чужие мысли из книги/нескольких книг, перефразируете текст
оттуда, берете его за основу и последовательно его иллюстрируете.
Получается просто рассказ о чем-то с иллюстрациями. Как в книге по истории.
В результате нет постановки Вашей авторской задачи исследования (ключевого
вопроса).
Для нас самое важное – подборка и систематизация материала по выбранным
Вами (!) критериям. Ваша авторская классификация. Сравнение, анализ
Поэтому удобнее: 1) сделать структуру, 2) определить набор иллюстраций, 3)
окончательно решить как их классифицировать, 3) только потом делать описание
(не наоборот!)

44.

Типовые ошибки
• Безграничный охват исследования
Очень важно «не утонуть» взявшись за слишком широкую тему!
Например «Костюм Древнего Рима» - это бесконечность. Чем конкретнее
сформулирована Ваша тема, тем Вам легче.

45.

Релевантность источников
Особую группу составляют бусинные височные украшения, т.е. кольца,
на проволочную основу которых надета одна или несколько бусин [4].
Выделяются типы: однобусинные, трехбусинные и многобусинные. Эти
небольшие кольца диаметром 1,5-2 см с нанизанной стеклянной или
каменной бусиной, датируются X-XI вв. В Новгороде они найдены в слое
конца X - середины XI в.[7, с.13]
4. Иванов И.И. История русского народного костюма. М.: - Из-во «ХХХ»,
2015г-203с
Google, Яндекс – смотрим на качество источников
VK, Дзен и другие соцсети – очень сомнительно
Нейросети – не произведут хороший контент без Вашего понимания
Пинтерест – лучше найти статьи первоисточники

46.

Список литературных источников
При работе над визуальным исследованием необходимо проанализировать
разные источники информации.
В качестве источников может выступать различная литература:
• книги,
• периодические издания,
• надежные интернет-ресурсы и пр.
Социальные сети без ссылки на конкретные публикации (например, просто vk.com
или facebook.com) и поисковики (общее указание или обобщенный результат
поисковой выдачи) не могут служить источниками информации.
Использование материалов из социальных сетей не должно нарушать авторские
права ни владельцев персональных страниц, ни третьих лиц. Иноагенты
маркируются
Все ссылки на источники должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Полный
перечень требований содержится на нашем сайте: https://goo.gl/uPCGGy

47.

Оформление цитат (!!!)
ПЛАГИАТ
В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в
архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль, характерной
особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот
стиль отразился также и в костюме того времени.
В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает
этикет.
В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из
льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов
изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ
носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
ЦИТАТА
«В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в
архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль, характерной
особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот
стиль отразился также и в костюме того времени.» [3, c. 18]
«В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает
этикет.
В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из
льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов
изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ
носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.» [8, c.5]
В списке литературы:
3) Иванов И.И. История Средневековья. М.: - Из-во «Логос», 2018г-203с
8) http://mir-kostuma.com/srednie-veka/item/37-costume-h (дата обращения 23.02.2023)

48.

10 - ки утвержденные в 2023 году (примеры). Посмотрите оформление и структуру
Шаховская Елизавета. Мода и искусство в 1910-1920-е годы
https://hsedesign.ru/project/3c654f779ae242258ef0fb12f6efd608
Кежун Мария. «Венеры» палеолита и стандарты женской красоты XXI века
https://hsedesign.ru/project/006413f6597348f8a06a15b520d5c70e
Дергунова Елизавета. Генеалогия костюмов в серии игр «Ведьмак»
https://hsedesign.ru/project/2ac5da508e8d4dddbe329fcb1104d60f
Калтаускайте Ингрид. Альтернативные способы приобрести модную одежду в 1950-е годы
https://hsedesign.ru/project/319539266e8944cf9405baea4ac5a53
Федорова Диана. Социокультурный образ женщины в модной фотографии 1950-х
https://hsedesign.ru/project/f02959ef7fde45a1b1368fc8f836b87b
Элина Мусеева. Японизм в русской графике Серебряного века
https://deziiign.com/project/5ae9088707104665a6e927bd0f410a7d
Чебанюк Мария. Эммануэль Макрон и французская живопись XVIII — XIX веков
https://hsedesign.ru/project/66ff6d936af1482596162c5de77549b9
Вирабян Нане Макаровна. Сюжеты эпохи Возрождения в фотографиях Эдуарда Буба:
https://hsedesign.ru/project/6e5e3a67d433480e9b92bfc5caa9657f
Шишкина Полина. Архетип райского сада в современной модной фотографии
https://hsedesign.ru/project/dace63cb18164482b221944a2d3351e2
Савина Дарья Михайловна. Спагетти-вестерн и французский полар: голливудские направления, жанры и стили в
европейском кино
https://hsedesign.ru/project/147df0f214ec460c848a12dcce33c1ce
Мелехова Алиса. "Женщины" Джорджа Кьюкора: анализ фильма, в котором нет ни одного мужчин
https://hsedesign.ru/project/532a8277519349d1ab38f3604feefdbd

49.

Примеры работ на 10ку более раннего периода
Станкевич Татьяна. История корсета: прошлое и настоящее (10)
https://drive.google.com/file/d/1V853uF36GEInBYpEnT8xvMctiTA-GQY/view?usp=sharing
Доброцветова Полина. Нарративные символы масок трансформации
народа квакикул (10)
https://drive.google.com/file/d/1ZVMuGtK6sb3MHrKM5wuks2aRo7KRf7ZK/vie
w?usp=sharing
Пеньковская Анастасия. Отражение женского образа эпохи рококо в
женском образе современности (10)
https://drive.google.com/file/d/1-XSKR1Y2noAFgVXLMEuMFwerVUSnuln/view?usp=sharing
Утешева Аделия. Казахский орнамент в одежде: наследие и современность.
https://hsedesign.ru/project/a36e555cac45434f926c76a9cc0153c6

50.

Полезные документы
• Методические рекомендации кафедры
https://docs.google.com/document/d/1e5Y7VG2dIKRodL6eZTmq3Scfu88eTQNf2MfNyDJTBs/edit?usp=sha
ring

51.

Задание на активность
• Сформулировать две - три темы визуального
исследования, начать подбирать материалы в нужном
направлении
English     Русский Правила