176.70K

Понятие святости

1.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПОНЯТИЕ
СВЯТОСТИ В РУССКОЙ
КУЛЬТУРЕ»

2.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Способствовать развитию цельного понимания
обучающимися исторического прошлого страны и русского
государства;
Дать характеристику основным понятиям «Святость»,
«Святое», «Священное»;
Выявить особенности истории русской святости;
Провести краткий анализ русской агиографии;
Продолжить формирование основных навыков и умений:
самостоятельно работать с дополнительными источниками,
проводить критический анализ учебного материала, делать
выводы и подводить итоги;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях, нравственных чувств и этического сознания.

3.

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО
ЗАДАНИЯ
Поясните, как вы думаете, почему же
христианство, как религиозная система
столкнулась с гонением со стороны Римской
Императорской власти в первые века своего
становления ?
Что нового эта система принесла человечеству ?
Подберите синонимы и антонимы к слову
«добродетель»
Согласны ли вы с утверждением Цицерона :
«Все, обладающие добродетелью, счастливы»?

4.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Понятие святости в русской культуре.
2.Русская агиография, её история. Первые
русские святые и их роль в национальной
культуре.

5.

НАПИШИТЕ ЭССЕ ОПИРАЯСЬ НА ДАННЫЕ
ЦИТАТЫ:
«Православие стало православием благодаря
своеобразию русского мировоззрения»
С.Перевезенцев
Идеал святости стал для русского человека
высшим моральным идеалом, воплощением
в земной жизни не преходящих духовных
ценностей
Ф.М.Достоевский
Объясните смысл данных высказываний.

6.

Как часто вы встречали понятие : «святой долг»,
«священная», «святость», «святой», «свято»,
«Святая Русь».
Проблемное задание:
Имеют ли эти понятия отношения только лишь к
религиозной культуре или чаще встречаются в
обыденной жизни ?
Какой смысл в эти понятия вкладываете вы?

7.

Известный советский и российский филолог,
культуролог С.С.Аверинцев сказал:
«Святая Русь – это категория едва ли не
космическая… Было бы нестерпимо плоским
понять это как выражение племенной мании
величия… У Святой Руси нет локальных
признаков. У неё только два признака: первый
– быть в некотором смысле всем Миром,
вмещающим даже рай, второй – быть Миром
под знаком истинной веры»
О русских святых, писал философ Г.Федотов : «Мы
чтим не только небесных покровителей святой и
грешной России – в них мы ищем откровения
нашего собственного духовного пути».

8.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Термины “святое”, “святость” означают
обладание Божественной Благодатью.
Святость неотрывна от сердцевины
христианского учения – понятия о Боге. В
православии Бог выступает нравственным
Законом, диктующим систему ценностей и
способ взаимоотношения между людьми.

9.

ПОНЯТИЕ «СВЯТОЙ ДОЛГ»
В
противоположность религиозному истолкованию
долга и совести, научная этика исходит из земного
происхождения элементов человеческого сознания.
Долг
можно
определить
как
совокупность
обязанностей человека перед обществом, коллективом,
семьёй, к которым он принадлежит. Эти обязанности
не являются результатом произвольного выбора, они
вырабатываются той конкретной социальной средой,
в которой живет и действует данная личность.
Сознание и чувство долга воспитываются семьей,
коллективом, обществом в течение всей жизни
индивида. Новорожденный младенец — «чистая
доска», и то, что на ней будет впоследствии написано,
зависит от опыта жизни человека в определенной
социальной среде. Следовательно, долг обусловлен
социально и исторически.

10.

ДОЛГ И СОВЕСТЬ ЕДИНЫ.
По
отношению к отдельной личности долг
выступает как внешняя необходимость, которой
человек должен подчинять свое поведение.
Однако многие люди воспринимают долг как
нечто добровольно принятое, обязательное для
себя. Эту субъективную сторону долга, т. е. долг,
ставший органическим элементом личного
нравственного
сознания,
мы
называем
совестью. Такой человек не только знает, как он
должен поступать, но и чувствует, что иначе он
не может поступать. Таким образом, в сознании
нравственно полноценной личности долг и

11.

Способность не только знать, но и переживать
свои обязанности как нечто свое, личное,
присуща всякому нормальному сознанию. Такое
переживание может быть положительным
(чувство покоя, удовлетворенности у человека с
чистой совестью) или отрицательным
(угрызения нечистой совести). «Угрызения
совести» — это как раз то неприятное
эмоциональное состояние, которое возникает
всякий раз, когда совершается поступок,
несовместимый с нашим представлением о
долге. Бессовестный человек — это прежде всего
человек, утративший способность оценивать
свои поступки с точки зрения долга.

12.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДХОД
Согласно христианства, совесть есть не что иное, как
присущее
всякому
человеку
субъективное
чувствование «божественного нравственного закона».
Способность к такому чувствованию заложена в души
всех людей богом от рождения. Кроме того, Бог
преподаёт свой «закон» людям и внешним образом —
открывает его им в словесной форме через пророков, в
виде заповедей и других моральных предписаний,
зафиксированных в «священном писании». Этот
богооткровенный, или «внешний», закон и есть то, что
богословы называют долгом. Таким образом, долг и
совесть — две стороны, или проявления, одного и того
же «божественного нравственного закона», вечного,
неизменного, абсолютного.

13.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СВЯТОСТИ В
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ
Святость считается недоступной для
восприятия с помощью органов чувств, она
начинает пониматься как нечто абстрактное
и "невидимое". А это, в свою очередь,
соединяет "святость" с такими моральными
характеристиками, как "непорочность",
"добродетельность", "праведность". Всё
сказанное общее и для русской, и для
западноевропейской культуры.

14.

СПЕЦИФИКА РУССКОГО ПОНИМАНИЯ
СВЯТОСТИ
святость
предполагает стремление к единой
универсальной
цели,
самому
заветному
желанию и самой сокровенной мечте и надежде
- святому царству для человека на земле;
утверждается, что святое состояние может быть
предельно приближено в пространстве и
времени.
святость
подразумевает
возвращение
к
исходному состоянию целостности, нетронутости,
чистоты;

15.

ПОНЯТИЕ «СВЯТАЯ РУСЬ»
СВЯТАЯ РУСЬ — так нередко именуется в
историографии ярчайший и героический период
в истории русского государства от монголотатарского нашествия до начала царствования
Ивана Грозного (1547). Эти века были отмечены
особой ролью в истории страны православия.
Русь свята́я — определение, сформировавшееся
и поддерживаемое со времени расцвета
Православия на территории Древней Руси.
Среди иных пространств Святую Русь выделяет
не география, не государственность и не
этническая принадлежность, а православие.

16.

ПОНЯТИЕ СВЯТАЯ РУСЬ В 19 ВЕКЕ
В начале XIX века понятие «Святая Русь» получило второе
дыхание, что было связано как с патриотическим порывом
времён наполеоновских войн, так и с публикацией
древнерусских былин и духовных стихов. Понятие «Святая
Русь» приобретает сугубо локальное значение: это именно
Россия, что подчеркнуто противопоставлением святой Руси и
иных территорий[. Песня «За Царя, за Русь Святую!» была
гимном московского ополчения 1812 года. Начиная с Н. М.
Карамзина «Святая Русь» понималась как наиболее
возвышенное именование Отечества.
Святая Русь упоминается Александром Пушкиным в трагедии «Борис
Годунов» 1825 года в монологе сына Курбского и историческом романе «Арап
Петра Великого» 1827 года одним из приверженцев допетровской старины.
Таким образом, Святая Русь ограничивается в своих пределах: это
допетровская, московская Русь.

17.

Равноапостольные - Называют тех, кто во время
земной жизни подобно апостолу распространял
христианство. На Руси особо почитают св. Елену,
Кирилла и Мефодия, создавших славянскую
азбуку, св. княгиню Ольгу и св. князя
Владимира.
Святые мученики – Это христиане принявшие
жестокие мучения и даже смерть за веру. Георгий
Победоносец, Варвара и Екатерина, Татиана,
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.

18.

Святые страстотерпцы - Это особый чин святости,
учрежденный Русской Православной Церковью.
Он был введен для простых мирян, которые
претерпели муки и страдания. Князья Борис и
Глеб, Михаил Черниговский, Игорь князь
Черниговский и Киевский и др.
Исповедники - В
земной жизни они
претерпели мучения за христианскую веру, но
они но закончились их смертью, и потом эти
святые мирно скончались.

19.

Святые благоверные князья - Это
чин святости,
введенный Русской Православной Церковью для
князей, которые своими христианскими
добродетелями и воинскими доблестями спасали
Отечество. Андрей Боголюбский, Александр Невский,
Дмитрий Донской.
Святители - Святителями называют епископов или
архиереев, угодивших Богу своей праведной
жизнью. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий
Великий, Иоасаф.

20.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Что является национальным (русским) открытием в
понятие «святость»?
Дайте характеристику следующим образам русских
святых: Борис и Глеб, А.Невский, Сергей
Радонежский, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов. Какова
была их роль в сохранении государственности и
национальной культуры Руси и в установлении
политики по её возрождению ?
English     Русский Правила