30.87M
Категория: ИскусствоИскусство

_Постимпрессионизм_ Сезанн, Гоген, Ван Гог_

1.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ПОЛЬ СЕЗАНН, ПОЛЬ ГОГЕН, ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

2.

Постимпрессионизм (от лат. post — «после») – художественное направление,
возникшее во французской живописи на рубеже XIX в.- XX в. Художники этого
направления стремились запечатлеть не сиюминутные мгновения (как
импрессионисты), а вечность – основные, постоянные и закономерные явления
окружающего мира. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и
скрытые силы, тайные законы мироздания, они пытались передать зрителю
глубинный философский смысл бытия и пространства. На первом месте для них
стоял смысл и символизм изображения. В своих произведениях они свободно и
обобщенно передавали материальность мира, прибегая к декоративной
стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи
относятся Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и Поль Гоген.
Поль Сезанн
Винсент Ван Гог
Поль Гоген

3.

Сезан Поль (1839—1906), французский
живописец.
Родился 19 января 1839 г. в городе Экс-анПрованс в семье удачливого коммерсанта,
занимавшегося ростовщичеством. По
окончании средней школы учился в коллеже
Бурбон в родном городе. Здесь он близко
сошёлся с Э. Золя, дружеские отношения с
которым будут продолжаться в течение почти
всей жизни.
В 1858 г. по настоянию отца Сезанн поступил
в юридическую школу при местном
университете и одновременно занимался в
Муниципальной школе рисования. В 1861 г.,
решив посвятить себя искусству, он
отправился в Париж. Здесь Сезанн посещает
академию Сюиса, часто бывает в Лувре. В
кафе «Гербуа» он знакомится со многими
художниками-импрессионистами. После
смерти отца (1886 г.) Сезанн почти
безвыездно жил в семейном поместье в Эксан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г..
Интерес публики к его картинам возник лишь
в последние годы жизни художника.

4.

Творческий путь Сезанна принято условно делить на несколько периодов, каждый
из которых отличается своими особенностями.
Для романтического периода (1860-1872) характерно внимание к проявлениям
человеческих страстей; при этом герои изображаются словно в нереальном мире,
с акцентом на мрачные тона («В комнатах», 1860 г.; «Девушка у пианино»,
«Увертюра к „Тангейзеру”», 1867-1869).
В импрессионистический период (1872-1879) образы, создаваемые Сезанном,
приближаются к реальной жизни, с более тонкими и светлыми цветами.
Основными жанрами становятся пейзаж и натюрморт («Дорога в Понтуазе», 1876;
«Букет цветов в вазе», 1873-1875 гг.).
Расцвет таланта художника приходится на так называемый конструктивный период
(1879-1888). В его полотнах появляется строгая
композиция, строящаяся на основе массивных форм
(«Фрукты», 1879-1882 гг.; «Пьеро и Арлекин», 1888 г.).
В синтетический период (1888-1899) происходит
формирование единого образа человека и природы,
сочетающего изменчивость и статичность («Большая
сосна близ Экса», 1890 г.; «Купальщики», 1890-1892
гг.; «Натюрморт с драпировкой», 1898-1899 гг.).
Начало XX в. отмечено переходом к «спонтанной»
живописи, для которой характерно отсутствие
заранее запланированной композиции в картине; она
создаётся как бы сама по себе в процессе работы
(«Голубой пейзаж», 1900-е).

5.

1860-е годы творчества Сезанна имели
черты романтизма. Он тяготеет к темам,
связанным с исключительными
ситуациями: «Убийство» (1867-70),
«Натюрморт с черепом и подсвечником»
(1866).
«Прояснение» (1867)
«Череп, подсвечник и
книга» (1866)

6.

Ранние работы художника отличает
насыщенная, темная палитра. В это время
он часто работал мастихином, накладывая
тяжелые, вызывающе густые слои краски.
В портрете Луи-Огюста Сезанна,
сосредоточенного и полного достоинства
старого человека, художник ничем не
выдал своих взаимоотношений с отцом и
той унизительной зависимости от него, в
которой художник находился вплоть до
самой смерти отца. На стене позади кресла
виден один из самых ранних натюрмортов
Сезанна.
«П-т Луи Августа Сезанна, отца
художника» (1866, Национальная
галерея искусства, Вашингтон)

7.

«Девушка у пианино» (1868, Эрмитаж)
На картине изображена сестра и мать художника. Каждая из них занята своим
делом: девушка музицирует за пианино, а мать увлечена вязанием... Вся картина
будто пышет спокойствием и умиротворенностью.

8.

В начале 1870-х годов Сезанн женился на Мари – Гортензии Фике, которая родила
ему сына Поля. Жена и сын, будут постоянными моделями художника. Семья
жила в Понтуазе, Овере вблизи реки Уазы. Тут постоянно работали
импрессионисты. Под влиянием Писсарро художник начал
писать этюды на пленэре, овладел техникой мелкого мазка.
«Пейзаж в
Провансе»
(1875, Эрмитаж)

9.

«Дом повешенного» (1873, Музей Орсе, Париж) — наиболее
импрессионистическая картина этого периода

10.

В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на
природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные
пейзажи,
исполненные
в Понтуазе,
пустынны.
Природа
выступает
сама по себе,
как могучая и
полная
скрытой
энергии
сила.
Характерно,
что в это
время
Сезанн
начал
интересовать
ся геологией.
«Дорога в Понтуазе» (1875, ГМИИ)

11.

Гора Сент Виктуар
(Святой Виктории)
Частым мотивом пейзажей
Сезанна с 1880-х гг. стала
гора Сент Виктуар, видная
из окон и с террасы его
мастерской в пригороде
Экса, где художник жил до
конца жизни, получив
прозвище «отшельник из
Экса».
Гора в произведениях
художника является
символом вечности и
постоянства.

12.

«Гора Святой Виктории» (1897-1898, Эрмитаж)

13.

Гору Сент-Виктуар
Поль Сезанн
рисовал 87 раз: 44
раза маслом и 43
раза акварелью.

14.

«Горшок для имбиря» (1895)
Сезанн писал натюрморты на
протяжении всей своей творческой
жизни. В них предметы простой формы яблоки, кривобокие кувшины, чашки
соседствуют с драпировками, которые
придают гибкость и движение
композиции.
«Натюрморт с бутылкой
мятного ликёра» (1895)

15.

«Натюрморт с яблоками и
апельсинами» (1900, Музей
д’Орсэ, Франция)
«Персики и груши» (1888-90,
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва)

16.

17.

18.

В работе, сюжет которой связан
с гуляньями на Масленицу, нет
и намека на праздник, а фигуры
и выражения лиц позирующих,
больше соответствуют образам
марионеток. Окружающая
обстановка – сцена, пышный
занавес, яркие костюмы,
подходят для театра или
студии, причем, веселым,
представление не выглядит.
Персонажи только собираются
принять участие в
театрализованном действе,
посвященном Масленице.
Моделями были сын художника
Поль (Пьеро) и его друг Луи
Гийом (Арлекин)
«Пьеро и Арлекин» (1888,
ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Москва)

19.

Фигура крестьянина,
изображенного на полотне
«Курильщик трубки» (1890-1892),
наделена спокойствием, твердой
натурой, цельным характером.
Несмотря на то, что художник
никогда не ставил целью
передать индивидуальные
характеристики личности,
составить социальный или
психологический портрет
персонажа, люди в его работах
выглядят почти монументально,
вне зависимости от положения в
обществе.
Вместо глаз курильщика – лишь
темные пятна краски, но как
отчетливо в композиции
передано отрешенность от
повседневного быта и мелочной
суеты.
«Курильщик» (1890-92,
Эрмитаж)

20.

«Большие купальщицы» (1898-1905)
Обнаженная натура
написана по
воображению, с
деформированными,
экспрессивными
фигурами и
надуманными
позами.

21.

Поль Гоген (1848-1903) родился в Париже в
семье журналиста и франко-перуанки. Вначале
своей биографии Поль Гоген был моряком, позже
успешным биржевым брокером в Париже.В 1873г.
Гоген женится на датчанке Мэтте-Софи Гад. В
начале 1870-х годов начал заниматься живописью
как любитель. К 35 годам при поддержке Камиля
Писсаро Гоген полностью посвятил себя
искусству, оставив свой образ жизни, удалившись
от жены и пятерых детей.
С1879 по 1886 год Гоген выставлял свои работы
совместно с импрессионистами. В 1887 году Поль решает отдохнуть от
цивилизации и отправляется путешествовать в Мартинику и Панаму. Гоген решил
жить по принципам первобытного человека. Однако, спустя год он возвращается в
Париж. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани,
совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с Ван Гогом.
В 1891 Гоген продал 30 полотен, и на вырученную сумму отправился на Таити. Там
он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а
также написал «Noa Noa» – автобиографическую новеллу. В 1893 году в биографии
Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих
работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег.
Сломленный духом, больной Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию.
Там были проведены последние годы жизни Гогена. Он умер на острове Хива-Оа
(Маркизские острова).

22.

«Мальчик у воды»
(1885)
«Семья в саду» (1881)
Ранний период творчества Гогена
приходится на первую половину
80-х гг.. Картины этого периода по
манере исполнения были близки к
импрессионизму.

23.

В середине 1880-х годов
начался кризис
импрессионизма, и Поль
Гоген начал искать свой путь в
искусстве. В 1887 г. художник
уехал на о. Мартинику.
Картины, написанные там, уже
демонстрируют
декоративность цвета и
подчеркнутую
выразительность силуэта.
«Пейзаж Мартиники» (1887)

24.

Живя в Бретани (1888),
он писал природу и
людей провинции, где
сохранились бытовые
черты старины.
«Бухта напротив гавани
Понт-Авена» (1888)
«Сенокос в Бретани» (1889)

25.

Поездка в живописную Бретань, сохранившую свои древние традиции, положила
начало переменам в творчестве художника: он отошёл от импрессионизма и
выработал собственный стиль, соединив элементы бретонской культуры с
кардинально упрощённой манерой письма—синтетизм. Этому стилю свойственно
упрощение
изображения,
передаваемого
яркими, необычно
сияющими
красками, и
намеренно
чрезмерная
декоративность.
«Видение после
проповеди
(Борьба Иакова с
ангелом)» (1888,
Национальная
галерея Шотландии)

26.

Картина Гогена «Желтый
Христос» является характерной
работой для того периода.
Вышедшие из церкви
бретонские женщины сидят у
распятия, шепча молитвы.
Пространство, показанное
мастером как бы снизу вверх,
напоминает о средневековых
книжных миниатюрах. Время
остановилось, и невозможно
понять, какой это день —
сегодняшний или давно минувший
«Желтый Христос» (1889,
галерея Олбрайт, Буффало)

27.

В 1891 г. Гоген уехал на Таити –
это была его давняя мечта.
Здесь он искал естественную
жизнь, не тронутую
цивилизацией, стремясь
слиться с ней, вернуться к
древним корням человечества.

28.

Там он много и плодотворно
работал, жил самой
естественной жизнью среди
простодушных туземцев. На
Таити он написал свои лучшие
картины.
«Пейзаж с павлинами» (1892)

29.

«Купание» (1892)

30.

«Женщина, держащая плод» (1893, Эр.)
На его полотнах, наполненных
лиловыми, голубыми и изумрудными
пятнами, сохраняются чёткие
контуры предметов. Прекрасные
люди, связанные с природой телом
и духом, становятся главными героями картин. Изображения
приобретают монументальность,
делая туземцев идеалом
человеческой красоты.

31.

«А, ты ревнуешь?» (1892, ГМИИ им Пушкина)

32.

«День божества» (1894, Чикагский институт искусств, США)

33.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (1897, музей
художественных искусств, Бостон)
Художественным завещанием мастера принято считать произведение «Откуда
мы? Кто мы? Куда мы идем?». Художник работал над ним в период глубокой
депрессии: он получил известие о том, что в Копенгагене от пневмонии умерла его
любимая дочь Алина. “Я думаю, - писал художник, - что это полотно… превзойдет
все предыдущие… Я вложил в него… всю свою энергию, всю страстность”.
Полотно выполнено в форме фриза: изображенные на нем фигуры олицетворяют
жизненный путь человека от рождения до смерти. Рассматривать картину нужно
справа налево, так как именно такое прочтение картины даёт ответы на заданные
в названии вопросы.

34.

Три молодые
девушки и ребёнок
справа
символизируют
жизнь в самом
начале её
зарождения. Гоген
считал, что
человеческие души
до нисхождения в
материальный мир
пребывают в
младенческом
блаженстве на
небесах. Спящий
ребёнок
символизирует
человеческую душу
до ее земного
воплощения. А
девушки
символизируют первую стадию пребывания души в телесной оболочке до открытия
в ней стремления к самопознанию. Эти женщины не вязнут в самокопании, не
мучаются сомнениями, а бездумно отдаются счастью материального бытия.

35.

Центральная группа – символ
ежедневного зрелого существования.
МУЖЧИНА, СРЫВАЮЩИЙ ПЛОД С
ДРЕВА ДОБРА И ЗЛА, — символ
пробуждения в человеке стремления к
постижению тайн мироздания. Гоген
полагал, что влечение к открытию тайн
мироустройства заложено в человеке
изначально. Но в ком-то оно
пробуждается, а в ком-то нет.
ФИГУРА С РУКОЙ НА ГОЛОВЕ
олицетворяет вторую стадию развития
человеческой души, когда она приходит
в отчаяние от невозможности найти
ответы на «проклятые вопросы» бытия.
ДВЕ ФИГУРЫ В КРАСНОМ
олицетворяют третью ступень
душевного развития, когда человек
приобретает способность
анализировать. Это два мудреца,
поверяющие друг другу свои мысли

36.

Пожилая женщина в
заключительной группе
уже близка к смерти, и
кажется, что она уже
смирилась со своей
участью и погрузилась в
свои размышления.
Около её ног изображена
белая птица,
символизирующая
бесполезность слов.
На заднем плане
картины можно увидеть
голубого идола,
повествующего о
потустороннем мире и
олицетворяющий
надежду на воскресение
освобожденной души на
небесах.

37.

К концу декабря 1897 года работа над почти четырехметровым полотном была
готова. А в первых числах января 1898-го Гоген взял коробочку с мышьяком и
отправился в горы. Там он решил умереть. Однако художник переусердствовал —
он принял слишком большую дозу яда, которая спровоцировала безостановочную
рвоту. Благодаря ей Гоген спасся. Несостоявшийся самоубийца промучился всю
ночь, но остался жив. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а
когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни.

38.

Работы Гогена позднего периода
его творчества — нечто среднее
между абстрактной живописью и
натурализмом. Гоген всегда охотно
писал с натуры, но очень сильно в
нем было развито стремление к
созданию стилизованных
декоративных и даже абстрактных
форм и образов. В этом
заключается еще одна
особенность творчества Гогена.
Формированию этой особенности
способствовало то, что в свое
время Гоген сильно увлекся
японской графикой. Плавность
линий, цвет и форма,
воспринимаемые почти как
музыкальные звуки, — характерные
черты японских графических
изображений.
«Юная девушка с веером», 1902;

39.

Мечтатель по натуре, Поль
Гоген всю жизнь искал рай
земной, чтобы запечатлеть
его в своих произведениях.
Искал его в Бретани, на
Мартинике, на Таити, на
Маркизских островах. Три
поездки на Таити (в 1891,
1893 и 1895 годах), где
художник написал ряд
своих знаменитых работ,
принесли разочарование:
первобытность острова
была утрачена.
Занесённые европейцами
болезни сократили
население острова с 70 до
7 тысяч, а вместе с
островитянами вымирали
их обряды, искусство и
местные ремёсла.
«Аве Мария» (1891)

40.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – голландский
живописец родился в глухой деревушке ГротЗюндерт в семье пастора. Он был первым
ребенком в семье (всего детей было шестеро).
В роду Ван Гогов все мужчины занимались
только двумя видами деятельности: торговля
художественными полотнами и церковноприходская деятельность. Винсент попробовал
и то и другое.
В 1869-1876 гг. работал продавцом картин в
крупной художественно-торговой фирме в Гааге
Брюсселе, Лондоне и Париже. В эти годы он познакомился с живописью очень
близко, посещал галереи. Контактируя с произведениями искусства и их авторами,
стал разбираться в живописи и впервые попробовал себя в роли художника.
В 1876 г. работал учителем в Англии. В 1877 г. Ван Гог поступил в университет на
факультет теологии, но разочаровываться в учебе и бросает её. В 1878-1879 гг.
был проповедником в Боринаже (Бельгия). В 80-х гг. XIX в. он обращается к
искусству, посещает художественную академию в Брюсселе (1880-1881) и
Антверпене (1885-1886). С 1886 г. Ван Гог живёт во Франции. Последние годы
жизни Ван Гога осложнились приступами душевной болезни. 1889—1890 гг. он
проводит в больнице в Арле, затем в Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз, где 29 июля 1890 г.
кончает жизнь самоубийством.
Творческая жизнь художника продолжалась недолго — около десяти лет, но за это
время было создано примерно 2200 произведений.

41.

Начало творческого пути Ван Гога
приходится на 80 гг. в это время Винсент
работает миссионером в бельгийском
шахтёрском посёлке Вам. Он учил детей
читать и писать, преподавал Закон Божий,
ухаживал за больными, а всё свободное
время посвящал рисованию. В основном
это портреты крестьян, ремесленников,
рыбаков и работников шахт. Все полотна
этого времени написаны
мрачными, приглушенными
тонами. В них художник
изображал чудовищные
условия существования
шахтёрских семей.

42.

Гордина де Грот (1885,
Частная коллекция)
«Женщина, выкапывающая
картофель» (1885, Музей Ван
Гога, Амстердам)

43.

«Едоки картофеля» (1885, Музей ван Гога, Амстердам)

44.

В тёмном мрачном помещении
за столом сидит семья из пяти
человек. Свисающая сверху
керосиновая лампа освещает
худые, усталые лица и
большие натруженные руки.
Скудная трапеза крестьян -тарелка с вареным
картофелем и жидкий кофе.

45.

Крестьяне не смотрят друг
на друга, между ними нет
общения. Их лица не
выражают ничего, кроме
усталости. Весь день они
трудились. И завтра их ждёт
все тот же тяжкий труд. Из
года в год. Всю жизнь.

46.

Скудное убранство дома, сумрачная цветовая гамма и грубые лица героев
картины производят гнетущее впечатление.
Это картина не только о тяжёлом труде, но и о человеческом достоинстве. Эти
люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду
у себя на столе. Их никто не кормит. Нет пособий по бедности,
благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с
достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.

47.

«Ваза с васильками
и маками» (1887,
Частная коллекция)
В 1886 году Ван Гог переезжает во Францию.
Этот период считается самым плодотворным
временем в творчестве Ван Гога. Он
познакомился с яркими представителями
импрессионизма и постимпрессионизма: К.
Моне, К. Писсарро, Ренуаром, П. Гогеном.

48.

Благодаря знакомству с искусством
импрессионистов в палитре Ван Гога
появляются светлые тона, свет и цвет
начинают играть в картинах художника
важную роль. Он непрестанно искал свой
стиль и вместе с тем изучал различные
техники современной живописи.

49.

В 1888 Ван Гог перебрался в
Арль на юге Франции. Работы
этого периода не обходились
без любимой мастером желтой,
солнечной краски. Желтый цвет
стал отчасти символом
художника.
«Пшеничное поле с
восходящим солнцем»
(1889, Частная коллекция)
«Арльские дамы»
(1888, Эр.)

50.

Подсолнухи
1888, Новая пинакотека, Мюнхен
1888, Нац. Галерея Лондон
Среди самых узнаваемых картин художника – «Подсолнухи». Ван Гог создал 11
картин с подсолнухами! Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными
подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году. А год спустя, в Арле Ван Гог
написал 4 натюрморта, два из которых хранятся в музеях Лондона и Мюнхена.

51.

Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в
частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США.
Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны
в Японии. Позже Ван Гог создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов.
Репродукция погибшей
картины Ван Гога
1888,Частная коллекция

52.

«Красные виноградники в Арле»(1888, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва)

53.

Это одна из немногих картин, проданных при жизни художника. Огненно-красный закат,
освещающий виноградную плантацию неподалеку. Небо стало золотистым. Виноградные
листья в красном свете напоминают языки пламени. Раскаленное добела закатное солнце
расплавляет все вокруг, виноградник наполняется тревожными красными тонами и, сгорая,
превращается в лиловые тона пепла на первом плане. Фигурки людей, собирающих урожай,
становятся символом жизни, понятой живописцем как изнурительный ежедневный труд.

54.

Другой страстью художника
было ночное небо, усеянное
звездами. Картина интересна
тем, что ни одной капли черной
краски на изображение ночного
пейзажа не потрачено. Сам этот
факт кажется невероятным.
Глядя на уникальную работу,
зритель с удивлением замечает,
что ночь может быть столь
разноцветной. Источник света желтый фонарь террасы непостижимым образом
окрашивает ночной уголок
городка в самые романтичные
цвета - от розового до нежно
сиреневого.
«Ночное кафе в Арле»
(1888, Музей КрёллерМюллер, Нидерланды)

55.

56.

«Звёздная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк)

57.

«Звездная ночь» — это воображаемый, а не реальный пейзаж. На картине
изображена ночь, где главными элементами являются звезды и луна. Именно они
в первую очередь притягивают к себе внимание. Динамичные мазки оздают
впечатление, будто светила постоянно движутся, неся чарующий свет сквозь
безграничное звездное небо.

58.

На переднем плане изображены
высокие деревья (кипарисы),
которые тянутся от земли к небу
и звездам. Они как бы хотят
покинуть земную твердь и
присоединиться к танцу звезд и
луны. Справа на картине
изображен непримечательный
поселок, который раскинулся у
подножья холмов в ночной тиши,
он равнодушен к сиянию и
бурному движению звезд.

59.

«Звездная ночь над Роной» (1888, Музей Орсе, Париж).

60.

Со временем Винсенту
пришла мысль создать в
Арле поселение для
художников, чем он и
поделился со своим
другом Гогеном. Все шло
хорошо, но между
друзьями произошла
размолвка. Ван Гог
бросился на ставшего уже
врагом Гогена с бритвой.
Гоген еле унес ноги, чудом
оставшись в живых. От
злости неудачи Ван Гог
отрезал себе часть левого
уха. Проведя 2 недели в
психиатрической клинике
он снова вернулся туда в
1889 году, так как его
стали мучать
галлюцинации.
Автопортрет с трубкой

61.

«Коттеджи» (1890, Эрмитаж)
В 1890 году Винсент приехал в
Овер-сюр-Уаз. Он продолжал
писать картины, но они
становились все более
угнетающими.
«Пейзаж в Овере после дождя»
(1890, ГМИИ им. Пушкина,
Москва)

62.

Произведения последних двух
лет дышат тёмным, тяжёлым
настроением Художник наносит
толстый слой краски на холст,
мазки становятся более
заметными, что добавляет
картине особую фактуру. Он
любит наносить густой, не
разведенный цвет кистью или
мастихином. Иногда Винсент
пишет свои цветные завитки,
размазывая пальцем краску,
наложенную на холст. Работы
Ван Гога обладают рельефной,
почти трехмерной поверхностью.
Они выглядят по-разному, в
зависимости от источника
освещения.
«Дорога с кипарисами и
звездой» (1890).

63.

«Вороны над хлебным полем»
В том же 1890 году Ван Гогом была написана картина «Пшеничное поле с
воронами». Существует легенда, что после создания этой картины художник
отправился на пленэр для написания новой картины и выстрелил в себе в сердце
из револьвера, которым он отпугивал птиц во время работы. Пуля прошла ниже
сердца, но вскоре он умер от кровопотери. Со слов брата Винсента, последними
словами Ван Гога было: «Печаль будет длиться вечно».
English     Русский Правила