Похожие презентации:
yaponiya-epohi-syogunata-edo-xvii-xixvv
1.
ВИКалмыков Г.А.
ЯПОНИЯ ЭПОХИ СЁГУНАТА ЭДО
(XVII – XIX ВВ.)
Москва - 2016
2.
XVII–XIX вв. в Японии называют периодом Эдо, по названию столицы Японии данногопериода – города Эдо (современный Токио). В это время страной фактически правили
представители рода Токугава.
3.
Токугава Иэясу (1543 – 1616)Основатель и первый глава сёгуната в Эдо
Сёгунат Токугава (Токугава бакуфу) или Сёгунат
Эдо (Эдо бакуфу) — феодальное военное
правительство Японии, основанное
в 1603 г. Токугавой Иэясу и
возглавляемое сёгунами из рода Токугава.
Просуществовало более двух с половиной веков
вплоть до 1868 г. Этот период в истории
Японии известен под именем периода Эдо, по
названию столицы Японии города Эдо (ныне Токио).
Ставка сёгуната находилась в замке Эдо.
4.
Эдо основан в 1457 году самурайским полководцем Ота Доканом на месте укреплённой усадьбы рода Эдона северном берегу Токийского залива. В 1590 году капитально перестроен Токугавой Иэясу, основателем
сёгуната. В течение XVII—XIX веков был главной цитаделью сёгуната Эдо, центральной резиденцией 15
поколений сёгунов рода Токугава. С 1869 года — местоположение Токийского императорского дворца.
Неоднократно страдал от пожаров и реставрировался. В 1868 году, в ходе гражданской войны, передан
без боя Императорским правительственным войскам. Главная башня сгорела от удара молнии в XIX веке.
Часть замка пострадала во время бомбардировки Токио 1945 года.
5.
ФлагВ эпоху Эдо Япония представляла
собой конфедерацию более чем 200
княжеств, которыми управляли князьявассалы. Реальной властью обладал сёгун. Он контролировал императора и его двор. Император в этот период не имел ни военной власти, ни
материальных ресурсов, но обладал
высоким ритуальным и церемониальным статусом. Император считался
сыном Неба. От его участия в ритуалах, считали японцы, зависит благополучие страны.
Герб
6.
7.
После периода феодальной раздробленности и гражданскихвойн между различными княжествами, известного как Период
Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была
вновь объединена в единое государство, благодаря усилиям
Оды Нобунаги и Тоётоми Хидзёси (Период Адзути-Момояма).
После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в
Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс
объединения Японии и получившему в 1603 г. титул сёгуна. Он
стал основателем династии сёгунов.
В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде,
но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей
смерти. Его многочисленные противники объединились вокруг
сына предыдущего правителя — Хидэёри, которые при
поддержке христианских стран готовили переворот. В1615 году
была разгромлена ставка претендента на верховный пост в
Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри
покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране
воцарились долгожданный мир и стабильность
8.
Система управленияСобаёри (посредники)
Сёгун
Тайро
Городской совет старейшин — родзю
Гундай (правитель)
Киото
Осака
Император и его приближённые потеряли всякую возможность вернуться к власти.
9.
СоциумСамураи
Купцы
Ремесленники
Крестьяне
Эта (парии)
Хинин (бродяги)
10.
Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейшийневерный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право
казнить его на месте. В то же время самураи занимались только войной и ничего
другого делать не умели, а содержать такую большую армию в условиях
достигнутого мира было совершенно бессмысленно, поэтому очень скоро
начинается упадок самурайства.
11.
Городское население занимало последние ступени в социальной системе эпохи Токугава. К нимотносятся прежде всего «ко» — ремесленники, и «сё» — торговцы. Рост внутренней торговли, развитие
транспорта и сообщений между различными провинциями привело к росту старых городов и к
возникновению новых — центров политической и экономической жизни. В Японии периода Токугава
крупных городов насчитывалось семнадцать, среди которых особое положение занимали Эдо, Осака,
Киото, Сакаи, Нагасаки…
Лишь в Осаке купечество могло развиваться беспрепятственно, не оглядываясь ни на императора
(Киото), ни на сёгунат (Эдо).
12.
Мощные кабунакама (профессиональные объединения купцов) и ремесленные союзы (дза) превратили Осаку вглавный экономический центр, получивший название дайдокоро, что значит «кухня» страны. В Осаке был
главный рынок Японии, где концентрировалось продукция со всей страны (рис, шёлк, хлопчатобумажные ткани,
лакированные изделия, фарфор, бумага, воск и др.) Всё более широкое распространение получали деньги.
Происходит специализация регионов по
производству того или иного вида товаров:
северный и юго-западный Кюсю производил
фарфор и хлопчатобумажные ткани, район
Киото и Нара — парчу, шелковые ткани, саке,
изделия из металла и лака, район Нагоя, и
Сэто — керамику и фарфор, Нагано — сырье
для шелкопрядства и т. д.
Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели
четкую иерархию и передавали профессиональные навыки по наследству. Правительство вводило различные ограничения в их деятельность,
тщательно следило за выпускаемой продукцией и
выходом её на рынок.
13.
В XVII веке в отдельных отраслях японского производства возниклипервые мануфактуры, что свидетельствовало о грядущем завершении
феодальной эпохи.
14.
В этот период:• в городском населении формируется новое сословие — интеллигенция, вызывающее наибольшие
опасения у верховной власти, которая всячески препятствовала развитию этого слоя;
• по-прежнему продолжалась борьба за независимый статус города;
• по правовому положению города Японии делились на три категории, две из которых,
принадлежавшие сёгунату и владельческие (княжеские), так или иначе зависели от государства и не
имели никакой гарантии соблюдения своих прав и свобод, было всего несколько так называемых
вольных городов:
А) Сакаи, Хаката, выросшие и разбогатевшие на внешней торговле еще в XVI веке;
Б) Нагасаки — торговый центр, державший всю торговлю с иностранцами;
В) Осака — «кухня» страны…
• купцы и ремесленники пытались бороться с такой вопиющей несправедливостью, создавая
различные профессиональные объединения, которые совместными усилиями накапливали мощь,
способную противостоять власти сёгуната.
• возрастающее влияние торгово-ростовщического капитала вынудило сёгуна официально признать
статус кабунакама, то есть признать дальнейшее усиление формирующейся буржуазии.
15.
Чжу Си(1130—1200)
Ямага Соко
(1830—1859)
С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в
интерпретации философа Чжу Си.
• провозглашалась незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших старшим и
прочие идеалы, импонировавшие власти сёгуната, оправдывавшие его действия. Благодаря поддержке
правящего режима чжусианство вскоре заняло позиции официального религиозного учения страны.
• получили развитие идеи националистического толка. Если первоначально изыскания в этой области носили
мирный характер и были направлены лишь на поиски национальной самоидентификации, то позднее они
переродились в агрессивно настроенные теории японского превосходства. (Ямага Соко)…
16.
Хирата Ацутанэ(1730 – 1801)
С развитием городов и усилением влияния горожан на
общественную жизнь страны возникла необходимость в
формировании их собственной идеологии. Именно это
определило возникновение учений:
• сингаку, представляющего собой практическую этику –
достижение богатства и процветания возможно благодаря
собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти
ценности сыграли немалую роль в формировании
менталитета современных японцев.
• школа коку-гаку, ратующая за поиски национальной
японской идентичности: проделана работа по изучению
памятников древней японской письменности, где
планировалось выявить особенности самобытного японского
пути развития страны (Хирата Ацутанэ. «Драгоценные узы» ).
• с целью помешать его дальнейшему распространению
сёгун объявил единственной религией страны чжусианство, а
все остальные поставил вне закона. Но начавшиеся процессы
распада феодального сознания и обретения независимости
всеми социальными слоями остановить было уже
невозможно;
• развитие националистических идей стало одним из
факторов, предопределивших падение дома Токугава.
17.
Изоляция страны осуществлялась через:• Усиление контроля над торговлей с зарубежными странами:
разрешение торговать определенными товарами в определенных
портах.
• Запрет христианства:
- в 1612 г. всем вассалам сёгуна и жителям земель,
принадлежавших Токугава, было приказано отречься от
христианства,
- в 1616 г. число открытых для торговли с иностранцами портов
уменьшилось до Нагасаки и Хирадо (порт на острове к северовостоку от Кюсю),
- в 1622 г. сёгунат казнил 120 миссионеров и новообращённых,
- в 1624 г. была запрещена торговля с Испанией,
- в 1629 г. были казнены тысячи христиан. Наконец,
- в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы
страны и о запрете уже выехавшим возвращаться.
- с 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы)
могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в
гавани Нагасаки,
- после 1641 г. все контакты с иностранцами были
ограничены портом Нагасаки.
18.
После восстания вСимабаре в 1637—1638 гг.,
поднятого угнетаемыми
экономически и
притесняемыми религиозно
христианскими самураями и
крестьянами,
христианство в Японии был
о окончательно
разгромлено. Выжили лишь
незначительные, глубоко
ушедшие
в подполье группы
верующих.
19.
Феодальная политическая система в период Эдо в Японии носила название «бакухан тайсэй»(«Баку» — это сокращение от «бакуфу» (военное правительство Японии, сёгунат). Существовали два
уровня правительств
Сёгунат в Эдо (военное правительство)
«Хан»(княжество)
Отвечал за:
-отношение с иностранными державами;
-национальную безопасность;
-сохранение территории сёгуната и владения клана
Токугава;
-управление социальными группами;
-поддержание порядка в стране, если беспорядки
выходили за пределы конкретного княжества;
-проведение общеяпонской политики;
-упразднять, делить и трансформировать ханы…
Возглавлялсь даймё, которые были вассалами
сёгуна:
-несли военную службу и присягали сёгуну;
-в обмен на верность сёгуну имели определенный
уровень суверинетета;
-самостоятельно осуществляли экономическую
политику и сбор налогов;
-каждый даёмё обязан оставлять заложников Эдо;
-чередовать место жительства: год в Эдо, год в хане
20.
Несмотря на то, что реальной властью в Японии обладал сёгунат, император Японии вКиото всё равно был законным правителем Японии. Право управления страной было
официальным образом делегировано императорским двором клану Токугава, а в конце
периода Эдо в ходе реставрации Мэйдзи также официально возвращено императорскому
двору.
Сёгунат назначал специального посредника ко двору императора, «Киото Сёсидаи»,
для того, чтобы иметь дело с императорским двором и аристократией.
21.
Период после падения сёгуната Токугава стал периодом правления восстановленнойвласти императора. В исторической науке Японии он получил название «Мэйдзи». Политические
изменения повлекли за собой перемены и в других сферах жизни общества.
Реформы в Японии имели специфический характер: с одной стороны, все слои общества, в том числе
и военное сословие, были заинтересованы в росте экономики страны, но с другой — самураи и крупные
землевладельцы, восстановив власть императора и вернув себе часть исконных привилегий, не желали
потерять их вновь. Новое правительство пыталось сохранить феодальные порядки, но нависшая угроза
захвата Японии западными странами обусловила приход новых капиталистических порядков,
гарантировавших рост влияния и независимости Японии. Для дальнейшего развития страны было
необходимо проведение реформ, которые были осуществлены в 1868—1873 годах.
22.
Периоды правления сёгунов23.
Источники.История Японии / Под ред. А. Е. Жукова. — М.: Институт востоковедения РАН,
1998. — Т. 1. С древнейших времён до 1968 г. — 659 с. — ISBN 5-89282-107-2.
История Японии / Под ред. А. Е. Жукова. — М.: Институт востоковедения РАН,
1998. — Т. 2. 1868—1998. — 703 с. — ISBN 5-89282-073-4.
Толстогузов С. А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов
Тэмпо. — М., 1999.
Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. — М.: Вече, 2013.
24.
СКАЧАНО СWWW.ZNANIO.RU