47.70M
Категория: ФилософияФилософия

Filosofiya_antichnosti

1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Лектор - ОТЮЦКИЙ Геннадий Павлович,
доктор философских наук, профессор

2.

ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА И СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ
МИРА

3.

4.

5.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Государственность в
Древней Греции возникает
в начале I тыс. до н. э. в
форме самостоятельных и
независимых полисов –
отдельных городовгосударств, включавших
наряду с городской
территорией также и
прилегающие сельские
поселения.

6.

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Гомеровский (предполисный ) период,
«тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Господство
родоплеменных отношений, их трансформация
в раннеклассовые, формирование
уникальных предполисных общественных
структур.
Архаическая Греция (VIII—VI вв.
до н. э.). Формирование полисных структур.
Великая греческая колонизация.

7.

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Раннегреческие тирании. Этническая консолидация
эллинского общества. Внедрение железа во все сферы
производства, экономический подъём. Создание основ
товарного производства, распространение элементов
частной собственности.
Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Расцвет
экономики и культуры греческих полисов. Отражение
агрессии персидской мировой державы, подъём
национального самосознания. Нарастание
конфликта между торгово-ремесленными типами
полисов с демократическими формами
государственного устройства и отсталыми
аграрными полисами с аристократическим
устройством,

8.

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Эллинистический период (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное
утверждение мировой державы Александра Македонского.
Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной
государственности.
Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). Походы
греко-македонского войска Александра Македонского, краткий
период существования его мировой державы и её распад на ряд
эллинистических государств.
Второй эллинистический период (281—150 до н. э.). Расцвет
греко-восточной государственности, экономики и культуры.
Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). Кризис и
распад эллинистической государственности.

9.

10.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (VII—VI
ВВ. ДО Н. Э.)
Мудрецы: Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон,
Клеобул и Хилон (существуют и другие списки)
Подчеркивали значение справедливых законов в полисной
жизни: соблюдение законов – существенная отличительная
черта благоустроенного полиса.
Биант: наилучшее государственное устройство: граждане
боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.
Спартанец Хилон: «Повинуйся законам!» - лучший полис
тот, где граждане слушаются законов более, чем ораторов.

11.

12.

13.

Пифагор Самосский

14.

15.

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ
Пифагор (580- 500 до н. э.) и
пифагорейцы (Архит, Лизис,
Филолай и др.):
Искали математические
характеристики нравственных и
политических явлений.
Справедливость состоит в
воздаянии равным за равное.
Критикуя демократию,
обосновывали аристократические
идеалы правления «лучших» умственной и нравственной
элиты.

16.

17.

ГЕРАКЛИТ (530—470 ДО Н. Э.)
Жизнь полиса и его законы должны
следовать логосу: «Ведь все
человеческие законы питаются единым
божественным, который простирает
свою власть, насколько желает, всему
довлеет и над всем одерживает верх».
Критикует демократию, где правит
толпа: «Один для меня десять тысяч,
если он — наилучший».
Для формирования закона вовсе не
обязательно всеобщее одобрение на
народном собрании: главное в законе
— его соответствие всеобщему логосу,
понимание чего одному лучшему более
доступно, чем многим.

18.

19.

ДЕМОКРИТ (ОК. 460—370 ДО Н. Э.)
У Демокрита
- одна из первых
попыток рассмотреть становление
общества как часть естественного
процесса мирового развития.
Люди под влиянием нужды,
подражая природе и животным и
опираясь на свой опыт, приобрели
основные знания и умения,
необходимые для общественной
жизни.
Человеческое общество появилось
после долгой эволюции. Общество,
полис, законодательство созданы
искусственно, а не даны по природе.

20.

21.

ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (99 – 55 до н.э.)
В философской поэме «О природе
вещей»: материя вечна и бесконечна, а
после смерти человека его тело обретает
иные формы существования.
Следуя эпикуреизму, постулировал
свободу воли человека, отсутствие
влияния богов на жизнь людей (не отвергая
существование богов).
Считал: целью жизни человека должна
быть атараксия, аргументированно отвергал
боязнь смерти, саму смерть и
потустороннюю жизнь.

22.

23.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

24.

25.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

26.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

27.

АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА

28.

Апории Зенона

29.

30.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

31.

МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Рафаэль Санти. Афинская школа

32.

33.

34.

35.

36.

СОКРАТ (469—399 ДО Н. Э.)
Занимался поисками
рационального, обоснования
объективного характера
нравственной природы
государства и права.
Пришел к выводу о тождестве
разумного, справедливого и
законного.
Правильные представления о
законном и справедливом,
добродетелях и благе можно
составить лишь на основе
знаний.

37.

СОКРАТ
Отрицательно относился к «крайней»
демократии в родном полисе, при господстве
которой Афины потерпели поражение от Спарты.
Править должны знающие: «Цари и правители
не те, которые носят скипетры, не те, которые
избраны известными вельможами, и не те,
которые достигли власти посредством жребия
или насилием, обманом, но те, которые умеют
править»
Это противоречило принципам как демократии,
так и родовой аристократии, олигархии и
тирании.

38.

39.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

40.

41.

42.

ПЛАТОН (427—347 ДО Н. Э.)
В 387 г. до н. э. приобрел
рощу в зеленой окраине
города, носившей имя
героя Академа, и
основал здесь
знаменитую Академию,
которой руководил до
конца жизни.
Академия
просуществовала почти
целое тысячелетие (до
529 г. н. э.).

43.

ПЛАТОН (427—347 ДО Н. Э.)
Платоновское учение об
идеях отражено в диалогах
«Государство», «Политик»,
«Софист», «Парменид» и др.
Смысл этого учения:
«истинное бытие — это некие
умопостигаемые и бестелесные
идеи», а данные ощущению
эмпирические тела, вещи и
явления — не истинны,
поскольку относятся не к бытию,
а к чему-то подвижному,
становлению.

44.

45.

46.

47.

48.

ПЛАТОН (427—347 ДО Н. Э.)
Между космосом, государством и
отдельной человеческой душой
существует соответствие.
Справедливый человек нисколько не
отличается от справедливого государства.
Трем началам человеческой души —
разумному, яростному и вожделеющему
— аналогичны в государстве три схожих
начала: совещательное, защитное и
деловое.
Этим последним соответствуют три
сословия — правителей, воинов и
производителей (ремесленников и
земледельцев).

49.

50.

51.

52.

53.

ПЛАТОН
Идеальное государство возникает как
единство трех сословий:

54.

55.

56.

ПЛАТОН О ПОЗНАНИИ

57.

58.

ПЛАТОН О ТРЕХ ВИДАХ ПРАВЛЕНИЯ
Три вида правления:
монархия,
власть немногих и
власть большинства.
Критерий законности делит надвое:
законная монархия — это царская власть,
противозаконная — тирания;
законная власть немногих — аристократия,
незаконная — олигархия;
демократия с законами
демократия без законов.
Итого, вместе с истинным правлением - образцовое
государства, правитель которого руководствуется
истинным знанием – всего семь форм государства.

59.

ПЛАТОН
Платон — против крайностей богатства и
бедности, за умеренность, средний достаток.
Главное социально-экономическое отличие
проектируемого идеального государства он
видит в том, что в нем преодолен раскол на
богатых и бедных.
Законное и справедливое — одно и то же,
поскольку в их основе лежит божественное
начало.
Правление философов и действие
справедливых законов для Платона в
«Государстве» — два взаимосвязанных аспекта
единого идеального проекта.

60.

61.

ПЛАТОН О ПЯТИ ФОРМАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Вырождение идеальной аристократии
(основа – разумное начало) приводит к
появлению частной собственности, делению
людей на свободных и рабов, господству
яростного духа.
Это — тимократия (критско-спартанский тип
государства), которая будет вечно воевать.
Порча тимократии вследствие скопления
богатства у частных лиц приводит к
олигархии (основа - имущественный ценз).
Ненависть неимущих против алчных богачей
приводит к перевороту в государстве и
установлению демократии (основа –
равенство).

62.

ПЛАТОН О ПЯТИ ФОРМАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Демократия опьяняется свободой
в неразбавленном виде, и из нее
вырастает тирания.
Чрезмерная свобода обращается
в чрезмерное рабство. Тиран
добивается власти как
«ставленник народа».
Тирания — наихудший вид
государственного устройства, где
царят беззаконие, произвол и
насилие.

63.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 ДО Н. Э.)
Ученик Платона. 20 лет
учился и преподавал в
Академии.
В 342—340 гг. до н. э. по
приглашению македонского
царя Филиппа II стал
воспитателем его сына
Александра.
В 335 г. до н. э. в Афинах
основал свою философскую
школу — Ликей и руководил
ею почти до конца жизни.

64.

65.

66.

67.

Элементы мира по Аристотелю

68.

69.

70.

71.

АРИСТОТЕЛЬ О ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА
Государственная форма определяется
числом властвующих: один, немногие,
большинство.
Правильные и неправильные формы
государства: в правильных формах
правители имеют в виду общую пользу,
при неправильных — только свое личное
благо.
Три правильных формы государства:
монархическое правление (царская
власть), аристократия и полития.
Три неправильных формы: тирания,
олигархия и демократия.

72.

73.

74.

75.

76.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

77.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

78.

79.

80.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СТОИКИ
Основатель стоицизма –
древнегреческий философ
Зенон (336—264 до н. э.).
В истории стоицизма различают
три периода: древнюю,
среднюю и новую (римскую)
Стою. Главные деятели:
древней Стои (III — II вв. до н.
э.) - Зенон, Клеанф и Хрисипп,
средней Стои (II — I вв. до н. э.)
– Панетий и Посидоний,
новой (римской) Стои (I — II вв.
н. э.) — Сенека, Эпиктет,
император Марк Аврелий.

81.

82.

83.

АНТИЧНЫЕ СТОИКИ

84.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

85.

86.

87.

88.

89.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

90.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
English     Русский Правила