1.41M
Категория: ИскусствоИскусство

Pulchinella_Savina

1.

Игорь Стравинский,
«Пульчинелла»
Балет с пением в одном акте
(21 раздел) на основе
рукописи Джованни
Баттиста Перголези.
Либретто написано по
мотивам неаполитанской
сказки начала XVIII века
(сборник комедии дель арте о
«Четырех полишинелях»,
пересказывающего
любовные приключения
Пульчинеллы).
Сценарист и балетмейстер
Леонид Мясин, художник
Пабло Пикассо, дирижер
Эрнест Ансерме.
Премьера состоялась 15 мая 1920 года в
Париже (1926 год — поставлен в СССР)

2.

3.

Кратко о сюжете:
Действие происходит в Неаполе начала XVIII века. Тарталья и Доктор являются соседями. В дочь Тартальи (Розетту)
влюблён Кавиелло, в дочь Доктора (Прюденцу) — Флориндо. Девушки на балконах высмеивают своих кавалеров после
серенад и окатывают их холодной водой .
Появляется Пульчинелла, за его веселый нрав, остроумие и находчивость ему прощается его невзрачная фигура и
знаменитый длинный красный нос.
Пруденца признается ему в любви, но Пульчинелла отвергает её. Вместе с отцом из дома выходит Розетта, она хочет выйти
замуж за Пульчинеллу. Отец возмущён, Пульчинелла равнодушен.
Розетта уговаривает Пульчинеллу потанцевать с ней, за этим занятием их застает Пимпинелла. Пульчинелла клянётся ей в
любви. Они танцуют. Кавиелло и Флориндо нападают на соперника, но Пимпинелла зовет на помощь. Из своих домов
прибегают Розетта и Прюденца. Героини борются за Пульчинеллу. Отцам удается отозвать их.
На Пульчинеллу и Пимпинеллу снова нападают Флориндо и Кавиелло, закутанные в черные плащи со шпагами в руках.
Пимпинелла скрывается, а Пульчинелле достаются удары шпагой. Он падает, убийцы скрываются. Через мгновение
Пульчинелла поднимается и спокойно удаляется.
Четверо маленьких Пульчинелл торжественно выносят труп. Положив его на землю, они танцуют. Появляются Доктор и
Тарталья со своими дочерьми и видят лежащего Пульчинеллу. К ним подходит колдун и объявляет, что может оживить
Пульчинеллу. Пульчинелла встает к всеобщей радости, девушки снова объясняются ему в любви. Тогда колдун срывает с себя
длинный плащ и парик, и все видят, что это — Пульчинелла, а труп изображал его друг Фурбо.
Вернувшаяся Пимпинелла, принимает Фурбо за Пульчинеллу. Флориндо и Кавиелло также переодеваются и выдают себя
каждый за Пульчинеллу. Все три пары танцуют. Но появляется истинный Пульчинелла, бьёт Фурбо, всерьез ухаживающим за
Пимпинеллой, а двух кавалеров бросает в бассейн фонтана. Фурбо снова переодевается в колдуна и убеждает отцов отдать
дочерей за их кавалеров. Пульчинелла предлагает руку Пимпинелле, и три пары становятся под благословение Фурбо.

4.

Действующие лица:
Пульчинелла (на премьере Л. Ф. Мясин)
Пимпинелла, его возлюбленная (на премьере Т. П. Карсавина)
Доктор (на премьере Э. Чеккетти)
Прюденца, дочь (на премьере Л. П. Чернышёва)
Тарталья
Розетта, дочь Тартальи (на премьере В. Н. Немчинова)
Кавиелло и Флориндо, кавалеры (на премьере С. Идзиковский и Н. Н. Зверев)
Фурбо, двойник Пульчинеллы (на премьере Л. Вуйциховский)
Четверо Пульчинеллят
Три вокалиста: сопрано, тенор, бас

5.

История создания:
«Русский балет Сергея Дягилева»
поочередно предложил зрителям четыре
комедийных спектакля. В каждом из них была
использована музыка итальянских
композиторов прошлых веков в специально
сделанных оркестровках и аранжировках:
Винченцо Томмазини «Женщины в хорошем
настроении» (Д. Скарлатти), Отторино
Респигив «Волшебная лавка» (Дж. Россини),
«Женские хитрости» (Д. Чимароза).
«Дягилев хотел получить стильную
оркестровку и ничего более, моя же музыка
так шокировала его… В действительности
же замечательно в „Пульчинелле" не то, как
много, а то, как мало там добавлено или
изменено...» (с). И. Стравинский о рукописи
Перголези.

6.

Комедия дель арте или
«комедия масок»
Количество масок в комедии дель
арте очень велико (всего их
насчитывается более ста), но
большинство из них являются
родственными персонажами,
которые различаются только
именами и незначительными
деталями. К основным персонажам
комедии относятся два квартета
мужских масок, маска Капитана, а
также персонажи, не надевающие
маски, это девушки и Влюблённые, а
также все благородные дамы и
кавалеры.

7.

Комедия дель арте или «комедия
масок»
Венецианский квартет:
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) —
венецианский купец и скупой старик.
Дотторе (Дотторе Баландзоне, Дотторе
Грациано) — псевдоучёный доктор права и
старик.
Бригелла (Скапино, Буффетто) — умный слуга.
Арлекин (Меццетино, Труффальдино,
Табарино) — глупый слуга.
Неаполитанский квартет (секстет):
Тарталья — судья-заика.
Скарамучча — хвастливый вояка и трус.
Ковьелло — умный слуга.
Пульчинелла (Полишинель) — глупый слуга.
Капитан — хвастливый вояка, трус и северный
аналог маски Скарамуччи.
Дотторе
Ковьелло
Пульчинелла Тарталья

8.

Особенности музыки
«Пульчинелла» стал первым опытом Стравинского в неоклассицизме.
Стравинский использовал отдельные мелодии Перголези, его характерные
ритмические формулы, преломив их в современном духе, усложнив их собственными
гармониями.
Типичные для начала XVIII века жанры: серенада, гавот, менуэт, токката, тарантелла.
Современный камерный оркестр с тремя солирующими голосами (сопрано, тенор, бас):
2 флейты (2 пикколо), 2 гобоя, 2 фагота, 2 рога (F), 1 труба (C), 1 тромбон, «concerto»
(2 скрипки, 1 альт, 1 виолончель, 1 контрабас) и «ripieno» (8 скрипок, 4 альта, 3
виолончели и 3 контрабаса).
1) Ripieno в нотных партитурах западноевропейского барокко и классицизма, обычно в
форме con ripieno или in ripieno — ремарка, указывающая на совместное звучание
всего инструментального ансамбля или (редко) всего хора или хоровой группы
(например, всех сопрано) — без участия музыкантов-солистов.
2) Группа Concertino — солирующие инструменты, чьи звучания ripieno делало
динамически более рельефным.

9.

Особенности музыки
Несмотря на то что сюжет и музыкальная основа проистекают из позднего барокко, Стравинский более
ориентировался на законы прихотливой музыки рококо, которая лучше подходила сюжету и комическому
содержанию.
Первоначально Стравинский искал в сочинениях Перголези скорее «ритмические», нежели «мелодические»
номера, но обнаружил, что такого различия не наблюдается.
Инструментальный колорит лиричен и прозрачен, сами инструменты становятся действующими лицами
комедии, порой дублируя сценических персонажей: «состязание» в гавоте тромбона и контрабаса как
пример.
Позже композитор создал из музыки балета оркестровую сюиту и две «Итальянских сюиты»: для скрипки и
фортепиано и для виолончели и фортепиано.
Б. Асафьев отмечает связь между этим балетом и комической оперой-водевилем Стравинского «Мавра». Из
особенностей он выделяет:
1) конструктивизм
2) экономия средств
3) строгая композиция
4) чистота и чёткость мелодического и ритмического рисунка
5) подчёркнутый диатонизм, преобладание тоники и тонических гармоний над доминантными

10.

Л. Мясин уже участвовал в постановках
балетных сочинениях авторства
Стравинского — в «Петрушке» и «Весне
священной».
«„Пульчинелла" — один из тех редких
спектаклей, где все строго уравновешено
и где все составные элементы — сюжет,
музыка, хореография, декоративное
оформление — сливаются в одно целое,
стройное и единое...» (с). И. Стравинский о
постановке «Пульчинеллы».
В постановке 1926 года Ф. Лопухов
поставил новую хореографию для балета
(полный сценарий парижской постановки
был не известен). Появились новые
персонажи — Смеральдина, Капитан,
Пантолон, Турок. Каждый из персонажей
характеризовался своим комплексом
движений. Движения типичные для
Капитана не могли быть у Доктора. У
весёлого Пульчинеллы все пируэты были
открытыми, его враги же наделялись
закрытыми движениями.

11.

Б. Асафьев заметил, что обращение Стравинского к музыке эпохи барокко
указывает на поиски композитором устойчивой базы для создания
современной музыки.
«Меня бранили за сочинение „простой" музыки, порицали за дезертирство по
отношению к „модернизму", обвиняли в отречении от моего „истинно русского
наследия". Люди, никогда до того не слыхавшие моих оригиналов или не
интересовавшиеся ими, кричали: „Кощунство! Классика принадлежит нам.
Оставьте ее в покое!". Мой ответ им всегда был и остается неизменным: вы
„почитаете", а я люблю» (с). И. Стравинский.
«Не он подражает, а ему подражают. Он диктует свои вкусы. Он первый
берёт и претворяет по своему, как никто ещё до него, новый материал». (с).
Б. Асафьев.
English     Русский Правила