61.16K

Модуль 3. Лекция 1. Рассказ

1.

3 модуль
«От реализма к модерну»
Лекция 1. Писатель и «событие»:
как появился рассказ

2.

Когда появился рассказ?
• Термин «Рассказ» появился в конце XVIII - первом
десятилетии XIX века (И. Рижский в работе «Опыт
риторики»).
• Рассказ есть повествование, в котором есть
описание.
• Описание «есть такой род литературы, в котором
писатель старается сколько можно живее и яснее
начертать в мыслях другой какой-нибудь предмет,
представить воображению своих читателей или
слушателей отличные его свойства и
обстоятельства» (чувства, вещи, лицо,
происшествие).

3.

• В XIX веке рассказ = повесть (или это
составная часть повести: «Рассказы одного
путешественника» В. Ирвинга (1825),
А.Бестужев «Кровь за кровь (рассказ)»
(1826) .
• Под рассказом стали понимать
разновидность повести, основное
содержание которой составлял рассказ
героя (персонажа).

4.

Расцвет журналистики в Англии
(середина XIX века)
• Викторианский рассказ: журналы
«Блеквуд», «Стренд» – массовая
литература.
• Жанровые вариации: рассказ ужасов,
детективный рассказ, фантастический
рассказ, колониальный рассказ, юмореска и
т.п.

5.

Журналистский бум конца XIX века
• По свидетельству А. И. Рейтблата в конце XIX века
произошел значимый рост периодических изданий
(за последнее десятилетие XIX века с 65 до 900
тысяч экземпляров).
• «Толстые» литературные журналы, определявшие
литературные вкусы читающей публики, были
потеснены газетами, которые сохраняли
рубрикацию как в журнале, но реагировали на
повседневность быстрее, отвечая духу времени.
• Рассказы в газетах «Биржевые ведомости»,
«Исторический вестник», «Вечерние известия»,
«Голос Москвы», «Петербургская газета», «Новый
путь», «Раннее утро», «Московская газета», «Наш
понедельник», «Театральные известия», «Русское
слово».

6.

Современное понимание
РАССКАЗ - малая эпическая жанровая форма художественной
литературы, небольшое по объему изображенных явлений
жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое
произведение.
Рассказы: очерковые и новеллистические.
очеркового (описательно-повествовательного) типа:
«нравоописательное» содержание, раскрывают нравственнобытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то
социальной среды, иногда всего общества (почти все рассказы в
«Записках охотника» И. С. Тургенева, многие – у А. П. Чехова, И.
А. Бунина, М.М.Пришвина, И. Э. Бабеля, К. Г. Паустовского).
новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа –
случай, раскрывающий становление характера главного героя
(«Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Враги» и «Супруга» Чехова,
многие «босяцкие» рассказы у М. Горького).

7.

«Натуральное» и «экспрессивное»
влияние
Социальный детерминизм.
Поэтика «случая».
Типизация.
Короткая проза тяготеет к зарисовкам из жизни той или
иной социальной группы: «протоколизм»,
«фотографизм», возрождение интереса к очерку (В.
Гаршин («Четыре дня»), М. Горький («Двадцать шесть и
одна»), А. Куприн («Листригоны»).
• Внимание к патологическим состояниям, болезненным
видениям, иррациональному поведению, отказ от
психологизма («Красный цветок» В.Гаршина, 1883;
«Стрелочник Тиль» Г.Гауптман, 1888; «Убийство
одуванчика» А.Дёблина, 1904; «Жертва» А.Ремизова,
1909).
• + новеллистика Ги де Мопассана, О.Генри, М.Моэм

8.

А.П.Чехов – анти-новеллист
1. Критерий объема: «малая» форма. Достаточность
малой формы (до 12 страниц).
2. Фокализация равна 1 (видение одного героя).
Художественный текст являет собой некоторую
последовательность кадронесущих сегментов речи
и соответственно художественно значимую
систему кадров внутреннего зрения. Каждый такой
кадр характеризуется единством точки зрения.
3. Целеустремленная, линейная, сжатая и осознанная
композиция, направленная на неизбежное
разрешение конфликта.

9.

• Рассказы А. П. Чехова: эволюция от рассказованекдотов, смешных сценок и комических
миниатюр до глубоких социальнофилософских и психологических новелл.
• Ранний А. П. Чехов: основа рассказа - забавное
или нелепое происшествие, любопытный или
смешной случай из жизни («Письмо ученому
соседу», «Хирургия», «Смерть чиновника»).
• Поздний А. П. Чехов («Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с
собачкой») - сложное романное содержание,
обращается к глубоким и актуальным
социальным, философским, этическим
проблемам.

10.

Художественные открытия
А. П. Чехова
• отсутствие традиционного для русской литературы
героя, выражающего авторскую
мировоззренческую позицию;
• передача душевного состояния персонажей через
кажущиеся случайными реплики и жесты;
• способность немногими штрихами рисовать
картины природы и человеческие типы, создавать
поэтическое настроение.
• краткость, объективность, правдивость, смелость и
оригинальность, сердечность, наличие
минимального количества героев, большая роль
детали.

11.

В. В. Набоков считал А. П. Чехова
одним из лучших новеллистов в
мировой литературе.
• Анализируя рассказ А. П. Чехова «Дама с
собачкой», он писал: «Все традиционные
правила повествования нарушены в этом
чудесном рассказе в двадцать примерно
страниц. Здесь нет проблемы, нет обычной
кульминации, нет точки в конце. Но этот
рассказ — один из самых великих в
мировой литературе».
English     Русский Правила