Похожие презентации:
Модуль_3_Тема_Особенности_Российского_мировоззрения_4_2
1.
Современное Российскоемировоззрение
2.
ПЛАНРусские мыслители о России
Значение семьи в формировании ценностей
Роль семьи в сохранении и развитии
российской государственности
3.
Русские мыслители о РоссииРазмышления над смыслом жизни отдельного человека и всего человечества, раздумья над смыслом
истории вообще - выводили отечественных философов еще на одну тему: какое место в общечеловеческой
истории занимает Россия? В чем смысл существования России на Земле?
Эта тема была одной из самых основных в русской
философской и общественной мысли. Сама
непохожесть России ни на Запад, ни на Восток
вызывала у российских мыслителей двойственную
реакцию. С одной стороны — признание отсталости
в развитии России, особенно по сравнению с
развитием западных «цивилизованных» стран. С
другой стороны — гордость и ощущение вселенской
миссии русского народа, избранного Самим Богом
для исполнения на Земле Его Божественных
замыслов. Эта двойственность восприятия Запада,
даже
определенный
духовно-психологический
комплекс по отношению к Западу продолжает
существовать и в наши дни. Тем более крайне важно
знать, как отечественные мыслители видели место
России в мировой истории, ведь каждый из них
мучительно размышлял над тем, какая судьба ждет
Россию и весь мир в настоящем и будущем.
4.
Российское мировоззрение также сложно и внутренне противоречиво, как сложно и противоречиво саморусское национальное самосознание. В знаменитой своей «загадочностью» русской душе мы найдем все —
жажду неземной правды и нередкое торжество кривды, стремление к безграничной воле и безудержное
почитание власти, всемирную любовь и необъяснимую иногда ненависть.
И все эти разные черты русского
характера нашли свое выражение в
творчестве отечественных любомудров.
За свою тысячелетнюю историю
русская философия не раз в высших
своих образцах приближалась к
разгадке вечных вопросов. Каждый из
них мучительно размышлял над тем,
какая судьба ждет Россию и весь мир в
настоящем и будущем. Каждый из них
давал свои ответы. Свои ответы с
опорой на предыдущие духовные и
интеллектуальные открытия русских
мыслителей нужно искать и нам,
людям XXI века.
5.
Так или иначе очевидно, что любовь к Родине не предполагает слепого обожания и тотальногонекритического восприятия. В разные исторические периоды неравнодушный человек видит многие
несовершенства в истории и современности родной страны. Однако осознанное отношение к ней означает
любовь по определению, а не когда и если она станет самой сильной, великой, идеальной. Именно об этом
писал В. В. Розанов: «Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить
именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна».
В целом понимание патриотизма на уровне личности фиксирует
способность переживать его как чувство, которое затрагивает глубинные
пласты сознания и субъективно-психологические переживания комплекса
разнообразных эмоций (любовь, гордость, ненависть, радость, восторг, гнев,
страх утраты). Это объясняет особую остроту дискуссии вокруг понятия
«патриотизм». В отличие от страны проживания и места жизни, которое
можно выбирать из критериев комфорта и удобства, в понятии «Отечество»
фиксируется более сложный комплекс чувств и переживаний —
неразрывной связи с родной землей, своим народом, Богом, сопричастности
истории страны. Комфорт можно потерять или обрести заново, но утрата
Отечества — это потеря идентичности и собственной истории. В
сопричастности Отечеству заложен объективный и индивидуальный смысл
существования человека, а значит, принципиально важными для его
осознания являются мотивы ответственности за судьбу своей Родины, долга,
достоинства, чести, верности и служения.
6.
В настоящее время начался и активизируется процесс создания образа страны, наполнения еготрадиционными ценностями, формирование в целом национальной идентичности. Обществоведы
подчеркивают важность личного эмоционального отношения гражданина к стране, ее ценностям,
истории и культуре. Отсюда вырастает гордость за страну и любовь к ней, укрепляются чувство
сопричастности, надежда (доверие), вера в возможности и перспективы. Задача заключается в создании
идеи, наделяющей население России смыслами, определяющими устройство, организацию всей жизни
общества и действительном движении к будущему с учетом складывающихся внутренних и внешних
отношений. Это означает необходимость государства, способного защитить себя от внешних и
внутренних врагов, преодолевающего сопротивление всех, чьи интересы противоречат целостности
страны. Сложная социальная, конфессиональная, этническая структура, создающая риски внутренних
конфликтов, требует выстраивания особой политики идентификации. Силой российской
государственности была российская культура, сформировавшая особый дух русского народа. Умея
ассимилировать мировые культуры, русская культура смогла выработать смыслы своей
жизнедеятельности; патриотизм русского человека имеет почти мистическое значение – вне
рациональности, выгоды, своего интереса, ради высшей, не всегда ясно формулируемой для себя цели.
Пока под угрозой разрушения находится русская культура, традиционные ценности, под угрозой и
будущее российской государственности. Условием усиления государства является не только военная и
экономической мощь, но и гарантии развития культуры, системы образования и воспитания,
сохранения тех ценностей, которые вырабатывались народом на протяжении тысячелетнего
существования России.
7.
Традиционной характеристикой российского мировоззрения в его политическом измерении, особенноактуальной для современных общественных реалий, является опора на ценность эволюционного пути
развития. Эволюционный путь – глубинных, но постепенных изменений, накопление потенциала
развития – может предохранить страну и население от многих потрясений.
8.
Значение семьи в формировании ценностейДо конца XX — начала XXI в. существование семьи как неизменной данности человеческой
цивилизации казалось незыблемым, несмотря на некоторые исторические видоизменения формы и
структуры. Однако затяжной кризис института семьи в XX столетии, прогрессирующее падение
рождаемости могут привести к тотальной депопуляции человечества. Сегодня в зоне малодетности
находится около 80 стран мира (что составляет свыше 40% населения Земли).
Эксперты отмечают, что даже не бездетность,
а
однодетность
семьи
приводит
к
стремительному сокращению человечества,
поскольку система семьи с единственным
ребенком уменьшает исходную численность
населения через каждые 25 лет ровно
наполовину.
9.
Внимание государства к теме семьи в России активизируется в середине 2000-х и особенно в 2010-х гг. Кэтому моменту актуализируются уже существующие и выявляются новые проблемы, связанные с
социальными изменениями, происходившими как в Российском государстве, так и на мировом уровне. Как
уже было сказано, семья постепенно отстраняется от реализации тех социальных функций, которые
исторически были с ней связаны. В отношениях в семье индивидуальные интересы все больше начинают
доминировать над общесемейными. По сравнению с детоцентристским типом семьи все большее
распространение получают так называемые супружеская (где в центре интересов не дети, а супружеское
благополучие) и эгоцентристская (где каждое «Я» стремится к собственной выгоде) семьи. На эту тенденцию,
уже получившую развитие в странах Запада, в России наслоились экономические проблемы 1990-х гг.
Многие начали искать в семье прежде всего личное счастье и благополучие. Семьи с одним, в редких
случаях с двумя детьми становятся доминирующей тенденцией, появляется своеобразная мода на отказ от
деторождения (так называемые чайлдфри, от (свободные от детей). Период экономического подъема вместе с
активной пропагандой рождения третьего четвертого ребенка конца 2000-х — начала 2010-х гг., а
впоследствии и введение материнского капитала хотя и оказали определенное влияние на ситуацию, однако
не привели к существенным изменениям в демографии. Сегодня в странах Запада происходят процессы,
направленные на разрушение семьи. В ряде европейских стран вводится запрет на употребление слов
«мать» и «отец», которые официально заменяются понятиями «родитель № 1» и «родитель № 2». Органы
опеки под различными, иногда надуманными предлогами могут изъять ребенка из собственной родной
семьи и отправить на усыновление в чужую, принадлежащую к иной культурной традиции. Маленьким
детям в школе навязываются поведенческие образцы, связанные с нетрадиционной сексуальной
ориентацией или трансгендерным переходом.
10.
Активные научные разработки в области репродуктивных технологий (ЭКО, клонирование,редактирование ДНК и т. д.) и исследования в области применения химических и генетических
средств контроля над мозгом человека и управлением его поведением, лежащие в основании западной
идеологии трансгуманизма, с очевидностью ведут к тому, что основные функции семьи —
воспроизводство и воспитание — последовательно изымаются из сферы семейной компетенции
родителей. Под влиянием западного опыта и в нашей стране все больше различных форм
отклоняющихся от социальной нормы сексуальных и семейных отношений (гомосексуализм, смена
пола, придуманные гендеры) признаются нормой. Некоторые активные западноориентированные
группы и организации, постоянно активизирующиеся по мере расширения пространства сети
интернет. Развиваются различные альтернативные формы брака: временные, нерегистрируемые,
количество разводов превышает количество браков, увеличивается число неполных семей, а также
людей, живущих в условиях осознанного одиночества. На этом фоне размывается образ семьи как
общности, ориентированной на длительное, в идеале на пожизненное существование. Изменения
представлений о семье и отношения к семейной жизни особенно явно прослеживаются у молодого
поколения. В сознании молодежи под влиянием все еще сохраняющихся традиционных образцов
семейности и постепенно активно развивающихся современных тенденций сформировался довольно
противоречивый образ семьи. Ее значимость для молодежи сохраняется, но она все больше
приобретает инструментальный характер.
11.
Ценности семейной солидарности, верности и ответственности, традиционно передававшиеся отстаршего поколения, в результате либерализации отношений и эмансипации личности постепенно теряют
значение для молодежи, уступая место ценностям самореализации и свободы. Происходит изменение
семейных стратегий молодежи. Основной мотивацией вступления в брак для молодежи является любовь.
Однако у молодых людей порой отсутствует понимание того, что чувство любви со временем теряет свою
остроту (и это естественный процесс) и, чтобы его сохранить, нужно трудиться. Поэтому в их поведении
доминирует установка «если любовь ушла, то сохранять семью не имеет смысла».
Кроме того, молодежь отдает предпочтение
партнерскому типу отношений в семье, который
предполагает как взаимные равные права, так и
взаимные равные обязанности с высокой
степенью ответственности обоих супругов. Но
несовпадение ожиданий молодежи от брака с
реальностью приводит к кризисам семейной
жизни, которые зачастую не преодолеваются
совместными
усилиями,
а
разрешаются
расторжением браков и распадом семей. И в
этом тоже проявляется определенный кризис
института семьи в нашей стране.
12.
Не случайно при внесении поправок вКонституцию РФ, которые были одобрены в ходе
общероссийского голосования, в ст. 72 указаны
«защита семьи, материнства, отцовства и детства;
защита института брака как союза мужчины и
женщины; создание условий для достойного
воспитания детей в семье, а также для
осуществления
совершеннолетними
детьми
обязанности заботиться о родителях». Таким
образом, в главном законе нашей страны
подчеркиваются традиционные функции семьи,
основанные
на
взаимодействии
между
представителями поколений: воспитание детей,
забота
о
родителях.
Не
случайно
также
подчеркивается определение семьи как союза
мужчины и женщины, опирающееся на исторически
сложившееся представление о семье в рамках
российской
цивилизационной
традиции
и
поддерживаемое большинством российских граждан.
Таким образом, на государственном уровне признано,
что традиционная семья сегодня нуждается в защите
и поддержке.
Картина А.Л. Ржевской «Свободная минутка»
13.
Традиционная семья сегодня — это не просто союз мужчины иженщины. Семья является базовым элементом единства
современного российского общества и государства. Активность
внешних и внутренних организаций, направленная на размывание
или разрушение института семьи, о которых уже говорилось в
разделе, — это часть общей, более широкой задачи по разрушению
этого единства. Традиционная семья — это первый и наиболее
значимый институт социализации личности, в семье начинается
становление личности, ее формирование в качестве гражданина,
осознающего свою ответственность и перед своими близкими, и
перед обществом в целом.
Александра Федоровна (1872–1918) — русская императрица,
супруга императора Николая II Александровича, святая
царственная страстотерпица. Имела пятерых детей, считала, что
брак — это «самая святая связь на земле», «несение священной
ответственности за счастье другого», посвящение себя другому.
Святая императрица считала, что супругам жить в браке нужно
одной жизнью, а не двумя, следует посвящать любимого человека в
самые малейшие обстоятельства своей жизни, а второму нужно
интересоваться ими. Любовь супружеская должна стараться
уподобиться любви Христовой к Своей Церкви, приносить
радость, но терпеть и горе.
14.
Решающая роль семьи в жизни каждого человека определяется формированием системы ценностейи представлений об окружающем мире, в том числе способа восприятия духовной, социальной и
политической жизни, которые впоследствии не всегда поддаются изменению.
Семья является для человека первым образцом общественных отношений. В семье в результате
восприятия поведения родителей формируются представления о нормах социального взаимодействия
и модели социального поведения личности. Семья как бы включает человека в систему отношений в
обществе и государстве. Процесс этот необязательно имеет осознаваемый характер, ребенок подражает
не словам, а поступкам. Влияние идет как через целенаправленное, так и через опосредованное
воздействие (традиции, поведенческие нормы, системы образов и символов), через образ жизни семьи в
целом. Важно отметить, что семья как малая группа на уровне социума способна противостоять
внешнему давлению через семейную сплоченность, идентичность и ценностное единство семьи.
Известная семейная автономия, приватность, сохранение уникальных семейных традиций и
наследственных черт позволяют человеку сохранять индивидуальное своеобразие при общении с
внешним миром, все более унифицированным, стандартизированным и обезличенным.
15.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социального, культурного идуховного опыта, накопленного всеми предыдущими поколениями в процессе развития цивилизации,
принципов не только деловых, но и межличностных, эмоциональных отношений в обществе, заложенных в
выработанных поколениями предков моральных нормах, предписаниях и ограничениях. Семья транслирует
ребенку знания о культуре народа, знакомит его с лучшими образцами этой культуры. Семья — это
своеобразный мост, который соединяет человека с прошлым и определяет направление в будущее. Знание о
своих предках, ощущение символической связи с представителями ушедших поколений дают человеку
прочное основание для понимания собственного места в истории, формируют представление о
непрерывности существования социума, помогают выстраивать образ будущего для себя и своих детей.
Семья — то особое пространство, в котором
сохраняется память о прошлом. То, что называют
исторической памятью, — это память миллионов
семей об истории своего рода, вписанная в историю
своей страны. Процессы переосмысления роли и
значения
семьи
в
общественном
сознании
современной
России
хорошо
иллюстрирует
учреждение в 2008 г. нового праздника — Дня семьи,
любви и верности, который отмечается 8 июля.
16.
Права и обязанности членов семьиЕсли Конституция РФ определяет обязанности государства по отношению к семье, то отношения
внутри семьи и обязанности ее членов регулируются Семейным кодексом РФ, являющимся основным
правовым документом в данной сфере.
В современной России реализуется семейная политика
как часть социальной политики государства, связанная с
поддержкой и защитой семьи, укреплением ее социального
статуса, профилактикой семейного неблагополучия,
повышением качества жизни российских семей. В
принятой в 2014 г. Концепции государственной семейной
политики в Российской Федерации на период до 2025 г.
указано, что «приоритетами государственной семейной
политики на современном этапе являются утверждение
традиционных семейных ценностей и семейного образа
жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных
традиций в семейных отношениях и семейном воспитании,
создание
условий
для
обеспечения
семейного
благополучия, ответственного родительства, повышения
авторитета родителей в семье и обществе и поддержания
социальной устойчивости каждой семьи».
17.
Роль семьи в сохранении и развитии российской государственности.На примере семьи сегодня можно увидеть различия между современной западной и традиционной
российской этическими системами. Современная западная мораль и так называемая новая этика
направлены на расщепление общества путем разрушения семьи и формирования все более
индивидуализированных личностей. Российская традиционная мораль определяет семью как
важнейшую ячейку общества, которая обеспечивает социальное воспроизводство путем рождения и
воспитания детей, трансляции семейной памяти и передачи традиций.
Институт семьи сегодня во всем мире проходит
испытание на прочность. И от того, удастся ли его
сохранить, во многом зависит существование
государства, в том числе российского. Семья является
первичной
ячейкой
общества
и
социальным
фундаментом государства. Ее роль в сохранении
государственности в нашей стране огромна. И она
сводится не только к выполнению репродуктивной
функции, хотя задача решения демографических
проблем в России стоит достаточно остро. Семья
удовлетворяет
основополагающие
потребности
человека в безопасности, принадлежности и любви.
Люди без семьи (или вне семьи), зачастую одинокие и
тревожные, становятся очень удобным объектом для
манипулирования.
18.
Главное, что может и должна делать семья, — это воспитывать подрастающие поколения ипередавать традиционные семейные и национальные ценности. Ведь главный смысл и цель семейной
жизни, как говорил выдающийся советский педагог:
19.
В настоящее время начался и активизируется процесс создания образа страны, наполнения еготрадиционными ценностями, формирование в целом национальной идентичности. Обществоведы
подчеркивают важность личного эмоционального отношения гражданина к стране, ее ценностям, истории
и культуре. Отсюда вырастает гордость за страну и любовь к ней, укрепляются чувство сопричастности,
надежда (доверие), вера в возможности и перспективы. Задача заключается в создании идеи, наделяющей
население России смыслами, определяющими устройство, организацию всей жизни общества и
действительном движении к будущему с учетом складывающихся внутренних и внешних отношений. Это
означает необходимость государства, способного защитить себя от внешних и внутренних врагов,
преодолевающего сопротивление всех, чьи интересы противоречат целостности страны. Сложная
социальная, конфессиональная, этническая структура, создающая риски внутренних конфликтов, требует
выстраивания особой политики идентификации. Силой российской государственности была российская
культура, сформировавшая особый дух русского народа. Русская культура смогла выработать смыслы
своей жизнедеятельности; патриотизм русского человека имеет почти мистическое значение – вне
рациональности, выгоды, своего интереса, ради высшей, не всегда ясно формулируемой для себя цели.
Пока под угрозой разрушения находится русская культура и традиционные ценности, под угрозой и
будущее российской государственности. Условием усиления государства является не только военная и
экономической мощь, но и гарантии развития культуры, системы образования и воспитания, сохранения
тех ценностей, которые вырабатывались народом на протяжении тысячелетнего существования России.
20.
Традиционной характеристикой российского мировоззрения в его политическом измерении,является опора на ценность эволюционного пути развития. Эволюционный путь – глубинных, но
постепенных изменений, накопление потенциала развития – может предохранить страну и население
от многих потрясений (!)