Похожие презентации:
СИД-2
1.
Специальные историческиедисциплины
2.
Что такое исторический источник?• Два подхода.
1. Первый тип определения понятия «исторический источник»:
исторический источник — это все, откуда можно почерпнуть
информацию о прошлом. Варианты этого определения:
исторический источник — всякий объект…, всякий памятник
прошлого… и т.п.
2. Исторический источник — объективированный результат
творческой деятельности человека / продукт культуры,
используемый для изучения/понимания человека, общества,
культуры.
3.
4.
Научный синонимом слова «вещь» - термин «артефакт».Артефакты, дошедшие до нашего времени из предыдущих
эпох, взятые порознь и в совокупности, обычно называют
вещественными памятниками.
5.
Вещественный источник – это аутентичный попроисхождению, искусственно созданный из природного
или синтетического субстрата материальный предмет,
который обладает свойством длительной физической
сохранности, имеет функционально-прикладное
предназначение в качестве орудия труда или
производства, а также элемента среды обитания человека
и обеспечения его жизнедеятельности, и который
одновременно выступает носителем семантической,
социально-психологической и индивидуально-личностной
информации.
6.
Вещественный источник передает три типа информации:Визуальная (зрительно воспринимаемый образ вещи)
Тактильная (дает представление о материале, из которого
изготовлена)
Пространственная (трехмерная объемность вещи и ее
месторасположение в пространстве)
7.
Задача изучения –извлечь максимум
информации об
обществе времени их
бытования и о
различных
взаимоотношениях
внутри социума
конкретной
исторической эпохи.
8.
При анализе вещественного источниканеобходимо установить:
1. Подлинность и аутентичность вещи
2. Степень сохранности (поскольку старые вещи не всегда сохраняются целиком, а
пребывают в состоянии фрагментарности)
3. Функциональное назначение вещи
4. Морфологию, материал и технику изготовления вещи
5. Объективные характеристики: размер, вес, цвет и пр.
6. Дату создания и хронологические рамки бытования
7. Место/центр создания и ареал распространения
8. Имя автора или именование изготовителя
9. Принадлежность к определенной социальной среде и выполняемая роль.
9.
Методика источниковедческого анализа текстовогоисточника включает в себя следующие процедуры и
операции:
1. Определение внешних особенностей источника;
2. Установление происхождения источника:
3. Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста,
правильное его понимание;
4. Изучение фактического содержания письменного источника и
выяснение его соответствия исторической действительности;
5. Источниковедческий синтез памятника.
10.
11.
Кроме того, можно использовать методы и методикикомплекса специальных исторических дисциплин:
Палеография
Ономастика
Хронология
Дипломатика
Метрология
Эпиграфика и др.
Сфрагистика
Геральдика
Нумизматика
Генеалогия
12.
Палеография13.
Палеография — специальная историческая дисциплина,исследующая внешние признаки рукописных источников в
их историческом развитии. Это:
знаки письменности,
краски, чернила,
особенности их графики,
водяные знаки (филиграни),
почерк,
клейма, штемпели,
материал, на котором пишут,
формат,
орудия письма,
переплет рукописей.
украшения рукописей,
14.
Славянские алфавиты.Первоначально для выражения простых образов и
понятий славянами использовалось рисунчатое письмо —
пиктография.
При помощи сочетания рисунков изображались предметы
и действия. Например, кругом изображалось солнце,
волнистой линией — вода, крестом — огонь. Со временем
рисунчатое письмо было заменено слоговым, а затем
звуковым — фонетическим.
Ни один из этих — возможно, существовавших —
алфавитов не сохранился.
15.
Упоминание в Житиях Мефодия и Константина(Кирилла):
«В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и
Псалтирь рѹсьскыми письмены писана», а также
человека, говорившего этим языком. Константин,
беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед
разделил письмена на гласные и согласные буквы и с
помощью Божией вскоре начал читать и объяснять
найденные книги».
16.
17.
Письменность Кирилла и МефодияИзвестный лингвист В.А.Истрин высказал мнение о том, что до
введения азбуки, созданной Кириллом, у славян было три типа
письма: в виде «черт и резов», «протоглаголического» и
«протокирилловского» письма.
«Протокирилловское» письмо на разных славянских территориях
использовало некоторые греческие, латинские или те и другие
буквы. «Протокирилловское» письмо постепенно
приспособилось к славянской речи, и с учетом его особенностей
Кириллом был составлен алфавит кириллица.
18.
Глаголица19.
Первоначально:43 буквы
20.
21.
Написание цифр22.
ЯзыкСтарославянский
Церковнославянский
(разговорный)
(книжный)
23.
Внешние признаки письма.Материал письма
пергамен,
береста,
дерево
С XVв. бумага
иностранного
производства
С XVIIIв. русская
бумага
24.
Остромирово Евангелие XIвЕвангелие-апракос, написано крупными,
прямо стоящими буквами уставного письма.
Размер букв постепенно возрастает к концу
книги (от 5 до 7 мм). Текст написан в два
столбца по 18 строк на участке страницы
размером около 35×30 см. Рукопись состоит
из 294 листов тонкого белого пергамента.
Имеется несколько листов с зашитыми
разрезами и с дырками (в местах
укусов оводов), которые имелись до
написания текста.
В конце рукописи вторым (основным) писцом – дьяконом Григорием – сделана большая запись, в которой сообщается, что он писал эту книгу с 21.10.1056 по 12.5.1057 для
новгородского посадника Остромира при киевском кн. Изяславе Ярославиче.
25.
Палимпсест – рукопись, написанная несколько раз наодном и том же материале.
Фрагмент «Ефремова кодекса» с Евангелием от
Матфея, 20:16—23.
26.
Берестяные грамотыБерестяная грамота № 1144.
Вторая половина XII века
Автор — Боричка или Боричко —
обращается к Доброше с просьбой
письменно сообщить, сколько стоят
услуги судебного исполнителя
(«отрока»).
27.
• Берестяная грамота № 1146. Первая половина XV века.Список сумм, причитающихся с ряда населенных
пунктов, где сказано не только «сколько кто должен»,
но и «где должен».
28.
Берестяная грамота № 1147. Первая половина XVвека
Нужно выдать нечто Фофану. Далее
говорится: «А то, что я тебе
должен, — пять с половиной
семниц — это тебе будет. А я тебе
бью челом».
29.
Берестяная грамота № 1154. Первая половина XV века.Игра с буквами азбуки: пишущий, возможно, ученик –
начал писать алфавит. Но, во-первых справа налево, вовторых, по-разному вращая буквы на бересте.
30.
Бумага иностранного (с XIVв) и русского(снач. XVIIIв производства
• в XIV веке это была преимущественно
итальянская продукция,
• в XV–первой половине XVII века –
французская,
• со второй половины XVII века–голландская.
Фрагмент Трифоновского сборника (бумажный лист).
Новгород (?), конец XIV века.
31.
В 1704 году по указу Петра I была построена бумажная мельницана реке Яузе под селом Богородицким Московского уезда,
которая получила название Богородицкого бумажного завода.
32.
С 1780-х по начало 1820-х годов в бумажную массу иногда добавлялимедный купорос, отчего бумага приобретала характерный сероватозеленовато-голубой цвет. Такую бумагу называли «сахарной».
Дестный лист (1º) «сахарной» бумаги (Клепиков, № 433.
1820 год). Собрание С. И. Нелюбова (Калуга)
33.
Водяной знак (филигрань) – изображение в структуре бумаги(логотип, текст, мотив), которое возникает управляемыми
изменениями в бумагоделательной машине и четко
просматривается на просвет.
34.
Древнейшие филиграни. Начало XIV векаБелая дата на бумаге российского производства.
Апокалипсис Толковый. Нерехта, Россия, начало 1790-х
годов.
35.
С началом машинного производства с листовбумаги исчезла филигрань: при машинном
отливе маркировочный знак можно было
поставить лишь специальным штампом,
существовавшим независимо от сетки.
На большей части бумаги машинного отлива,
произведенной в России штемпели сменяют
филигрань с 1840-х по 1890-е годы.
Штемпель –штамп слепого (бескрасочного)
тиснения, на котором читается название
фабрики. Иногда штемпель содержит и
другую информацию: сорт бумаги, адрес
бумажной фабрики, изображение герба
владельца фабрики или местности, в которой
она находится.
Один из штемпелей бумаги фабрики
Вильяма Говарда. Калужская губерния,
1874 год
36.
• Первый случай использования штемпеля в качествемаркировочною знака писчей и почтовой бумаги
зафиксирован на английской бумаге, выработанной в 1803
году.
• Наиболее ранние образцы русской бумаги
со штемпелями относятся к 1828 году.
• Самый поздний пример
маркировки штемпелем произведенной в России бумаги
датируется 1928 годом.
• В 90-х годах XIX века вновь получает
распространение филигрань (наносившаяся уже не на сетку, а
на влажную бумагу рельефным валиком), преобладая
над штемпелем вплоть до советского времени
37.
Формат бумагиДля обозначения формата славяно-русских рукописных книг
употреблялась условная единица измерения по названием «десть»:
1. В дестный лист (1º) – формат развернутого листа (высота блока:
около 50–70 см).
2. В десть (2º) – 1/2 листа.
3. В полдесть (4º) –1/4 листа
4. В четверть десть (8º) - 1/8 листа
5. В осьм десть (16º) – 1/16 листа
38.
Переплет – деревянныедоски, обтянутые кожей или
тканью.
По окончании пользования
книгой, ее необходимо было
застегивать. Застежки
делались из кожи в виде
ремешков, имеющих на
концах медные петли.
39.
Вид письмаУстав
Полуустав
XI-XIVв.
XIV-нач. XVIв.
Скоропись
XVI-XVIIв.
(XVIIIв.упрощенный
тип
скорописи)
Гражданское
письмо
Современное
письмо
XIX-нач.XXвв.
С 1918г.
40.
Украшение текста.Вязь – особый декоративный стиль
письма, имевший определенное
соотношение высоты буквы к ее ширине
и характерные завитушки.
41.
Рукописный орнамент: инициал, заставка, концовка иукрашение на полях
42.
МиниатюрыМиниатюры чаще всего верно
следовали тексту, но так же дополняли
его и иногда своеобразно
истолковывали.
Расписанные миниатюрами рукописи
назывались лицевыми