Лекция по теме «Основы проектирования программного обеспечения автоматизированных систем с применением нотаций UML и IDEF0»
Язык UML
Диаграмма Use Case
Вариант использования (use case)
Актер
Отношения на диаграммах Use Case. Отношение ассоциации
Отношение зависимости
Отношение обобщения
Пример диаграммы вариантов использования Прямоугольником обозначен субъект (subject)
Комментарий
Диаграммы деятельности UML
Пример диаграммы деятельности UML
Состояние действия, состояние под-деятельности, переходы
Вершины «решение» и «объединение»
Вершины «разделение» и «слияние»
Начальное и конечное состояния
Дорожки
Пример №1 диаграммы деятельности UML
Пример №2 диаграммы деятельности UML
Алгоритм оценивания результатов выполнения упражнения (диаграмма Activity UML)
Алгоритм работы советующей подсистемы (диаграмма Activity UML)
Графическая нотация IDEF0 Контекстная диаграмма AS-IS. Деятельность заводской столовой
Графическая нотация IDEF0 Диаграмма декомпозиции AS-IS. Деятельность заводской столовой
Недостатки существующей системы
Контекстная диаграмма TO-BE. Деятельность заводской столовой
Диаграмма декомпозиции TO-BE. Деятельность заводской столовой
2.43M
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

v1_Lektsia_osnovy_UML_i_IDEF0_osen_24

1. Лекция по теме «Основы проектирования программного обеспечения автоматизированных систем с применением нотаций UML и IDEF0»

Автор лекции:
канд. техн. наук, доцент
Полевщиков Иван Сергеевич

2. Язык UML

• UML (Unified Modeling Language – унифицированный язык
моделирования) используется для визуализации,
спецификации, конструирования и документирования
результатов программных проектов.
• Процесс разработки визуальных моделей в нотации языка
UML представляет собой построение ряда диаграмм.
• Диаграмма в языке UML — это графическое представление
множества элементов, наиболее часто изображается как
связный граф из вершин (предметов) и дуг (отношений).
• Диаграммы рисуются для визуализации программной
системы с разных точек зрения.
2/19

3. Диаграмма Use Case

• Диаграмма Use Case языка UML (синонимы –
диаграмма прецедентов, диаграммами вариантов
использования) определяет поведение программной
системы с точки зрения пользователя.
• Диаграмма Use Case рассматривается как главное
средство для первичного моделирования динамики
системы, используется для выяснения требований к
разрабатываемой системе, фиксации этих требований в
форме, которая позволит проводить дальнейшую
разработку.
3/19

4. Вариант использования (use case)

• Вариант использования (use case) – общая
спецификация совокупности выполняемых системой
действий с целью предоставления некоторого
наблюдаемого результата, который имеет значение для
одного или нескольких актеров.
• Вариант использования представляет собой
законченный фрагмент поведения системы с точки
зрения тех или иных заинтересованных лиц.
• Графическое изображение и примеры вариантов
использования:
4/19

5. Актер

• Актер (actor) – внешняя по отношению к проектируемой
системе сущность, которая взаимодействует с системой и
использует ее функциональные возможности для
достижения определенных целей или решения частных
задач.
• Каждый актер специфицирует некоторую роль, которую
играет пользователь или любая другая система,
взаимодействующая с субъектом.
• Графическое изображение и примеры актеров:
5/19

6. Отношения на диаграммах Use Case. Отношение ассоциации

• Отношение (relationship) в языке UML – произвольная
семантическая взаимосвязь между отдельными элементами
модели.
• Отношение ассоциации (association) служит для обозначения
взаимодействия актера с вариантом использования.
• Графическое изображение направленной ассоциации:
• Графическое изображение ненаправленной ассоциации:
6/19

7. Отношение зависимости

• Отношение зависимости (dependency) – форма взаимосвязи между
двумя элементами модели, предназначенная для спецификации того
обстоятельства, что изменение одного элемента модели приводит к
изменению некоторого другого элемента.
• Отношение включения (include) является частным случаем отношения
зависимости и специфицирует тот факт, что некоторый вариант
использования содержит поведение, определенное в другом варианте
использования.
• Отношение расширения (extend) является частным случаем отношения
зависимости и определяет взаимосвязь одного варианта использования с
некоторым другим вариантом использования, функциональность или
поведение которого задействуется первым не всегда, а только при
выполнении некоторых дополнительных условий.
7/19

8. Отношение обобщения

• Отношение обобщения (generalization) предназначено для
спецификации того факта, что один элемент модели является
специальным или частным случаем другого элемента модели.
• Пример изображения отношения обобщения между вариантами
использования:
• Пример изображения отношения обобщения между актерами:
8/19

9. Пример диаграммы вариантов использования Прямоугольником обозначен субъект (subject)

9/19

10.

10/17
Функциональные требования к АИС
(диаграмма Use Case UML)

11. Комментарий

• Комментарий (comment) – уточняющая информация,
относящаяся к контексту тех или иных вариантов использования
или актеров.
10/19

12. Диаграммы деятельности UML

• Диаграммы деятельности языка UML используются
для детализации особенностей алгоритмической и
логической реализации выполняемых системой операций.
• Графически диаграмма деятельности представляется в
форме графа деятельности, вершинами которого
являются состояния действия, а дугами – переходы от
одного состояния действия к другому.
•Каждое состояние действия на диаграмме деятельности
соответствует выполнению некоторой элементарной
операции, а переход в следующее состояние срабатывает
только при завершении этой операции в предыдущем
состоянии.
11/19

13. Пример диаграммы деятельности UML

• Алгоритм оплаты товаров по кредитной карточке в супермаркете:
12/19

14. Состояние действия, состояние под-деятельности, переходы

• Основной вершиной в диаграмме деятельности является состояние действия.
Пример графического изображения состояния действия:
• Состояние действия считается атомарным (действие нельзя прервать) и
выполняется за один квант времени, его нельзя подвергнуть декомпозиции.
• Если нужно представить сложное действие, которое можно подвергнуть
дальнейшей декомпозиции (разбить на ряд более простых действий), то
используют состояние под-деятельности. Пример графического изображения
состояния под-деятельности:
• Переходы между вершинами – состояниями действий – изображаются в виде
стрелок. Переходы выполняются по окончании действий. Пример графического
изображения перехода:
13/19

15. Вершины «решение» и «объединение»

• Вершина «решение» позволяет отобразить разветвление вычислительного
процесса.
• Решение изображается как ромбик с одной входящей и несколькими
исходящими стрелками, причем исходящие из нее стрелки помечаются
сторожевыми условиями ветвления:
• Вершина «объединение» отмечает точку объединения альтернативных потоков
действий.
• Объединение изображается как ромбик с несколькими входящими и одной
исходящей стрелкой:
14/19

16. Вершины «разделение» и «слияние»

• Вершина «разделение» позволяет показать параллельные потоки действий,
отмечая точки их синхронизации при запуске (момент разделения).
• Изображается как жирная горизонтальная линия с одной входящей и
несколькими исходящими стрелками:
• Вершина «слияние» позволяет показать параллельные потоки действий,
отмечая точки их синхронизации при завершении (момент слияния).
• Изображается как жирная горизонтальная линия с несколькими входящими и
одной исходящей стрелкой:
15/19

17. Начальное и конечное состояния

• Начальное состояние изображается как черный кружок:
• Конечное состояние изображается как незакрашенный кружок, в
котором размещен черный кружок меньшего размера:
• Каждая диаграмма деятельности должна иметь единственное
начальное состояние.
• При этом конечных состояний может быть несколько.
• Каждая деятельность начинается в начальном и заканчивается в
конечном состоянии.
• Саму диаграмму деятельности принято располагать таким
образом, чтобы действия следовали сверху вниз. В этом случае
начальное состояние будет изображаться в верхней части
диаграммы, а конечное – в ее нижней части.
16/19

18. Дорожки

• Каждая дорожка имеет имя и фиксирует область деятельности
конкретного лица, подразделения какой-либо организации и т.п.,
обозначая зону его ответственности.
• Пересекать линию дорожки могут только переходы, которые в
этом случае обозначают выход или вход потока управления в
соответствующую дорожку.
17/19

19. Пример №1 диаграммы деятельности UML

• Алгоритм оплаты товаров по кредитной карточке в супермаркете:
18/19

20. Пример №2 диаграммы деятельности UML

• Диаграмма деятельности торговой компании, обслуживающей
клиентов по телефону:
19/19

21. Алгоритм оценивания результатов выполнения упражнения (диаграмма Activity UML)

22. Алгоритм работы советующей подсистемы (диаграмма Activity UML)

23.

Алгоритм заполнения информации о повышении
квалификации (диаграмма Activity UML)

24.

Алгоритмы формирования документов
(диаграммы Activity UML)
Алгоритм формирования кадровой справки:
Алгоритм формирования результатов анкетирования:

25. Графическая нотация IDEF0 Контекстная диаграмма AS-IS. Деятельность заводской столовой

25

26. Графическая нотация IDEF0 Диаграмма декомпозиции AS-IS. Деятельность заводской столовой

26

27. Недостатки существующей системы

─ большие очереди в обеденные часы;
─ часто возникают проблемы с недостатком нужных купюр у
сотрудников;
─ потеря времени сотрудников, отведенного на обед;
─ ручное заполнение документов;
─ долгое ожидание результатов отчётности;
─ нет возможности получения информации в оперативном режиме
27

28. Контекстная диаграмма TO-BE. Деятельность заводской столовой

28

29. Диаграмма декомпозиции TO-BE. Деятельность заводской столовой

29
English     Русский Правила