7.29M
Категория: ИсторияИстория

Санаксарский мужской монастырь 21.11.24 (1)

1.

Рождество-Богородичный Санаксарский
мужской монастырь
ГБОУ Школа № 1590
Белихова Мария Денисовна
Руководитель: Рузманова Лариса Николаевна

2.

Цель исследования:
• воспитание заинтересованного отношения у подрастающего поколения к
изучению истории, духовно-нравственных и социальных ценностей родной
страны;
• привлечь внимание к выдающемуся российскому флотоводцу, адмиралу
Фёдору Фёдоровичу Ушакову

3.

Задачи исследования:
• изучить историю монастыря, его архитектурные особенности и
святыни;
• проанализировать основные направления подвижнической
деятельности преподобного Феодора;
• узнать о личности Фёдора Ушакова;
• собрать интересные факты о монастыре.

4.

Объект исследования
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
Республика Мордовия
Город: Темников
Конфессия: православие
Епархия: Краснослободская
Год основания: 1659

5.

Гипотеза
Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь –
жемчужина и важнейший центр культурного, исторического и
духовного влияния в Поволжье в целом и в Мордовии в частности

6.

Этапы исследования
• составление плана исследования;
• сбор и анализ сведений из различных источников;
• консультация с руководителем;
• составление фотоальбома;
• оформление и представление с выводами о
культурологической и исторической ценности работы.

7.

Ход исследования
анализ фотодокументов
Монастырь до 1917 года
Наше время

8.

История монастыря
Санаксарский Богородицкий монастырь — красивый православный комплекс, находящийся на изгибе реки Мокша, недалеко от города Темникова
республики Мордовии. О происхождении названия нет точной информации. «Синаксарь» на Руси переводилось, как краткое житие святых. Но
вероятно обитель называется и в честь озера, расположенного неподалеку. В любом случае это место является уникальным, история, архитектура
не имеет аналогов.
Имеется информация о том, что история места тесно связана с фамилией Ушаковых. В 18 веке в обитель пришел преподобный Федор со своими
учениками. Это был дядя знаменитого адмирала. Федор Федорович Ушаков являлся примером для флотской доблести. В честь героя была названа
советская флотская награда (ордер) времен Великой Отечественной Войны. Это была великая личность. Его знают многие поколения.
Уникальную обитель основали еще в 17 веке. Это был период царствования Алексея Михайловича. На его земли по приглашению прибыл старец
Феодосий. Он славился высокой духовной жизнью. Священнослужитель был восхищен красотой и величием здешних окрестностей. Поэтому, он
пришел к выводу, что здесь нужно остаться навсегда. В 1659 году на земле воздвигли часовню. Иноки стали осваиваться на новой территории.
Вскоре святейшему патриарху пришло письмо с просьбой о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея
Владимирской». Основателем обители стал Феодосий. Для процветания обители он приложил немало стараний. Усердия священнослужителя
были оценены по достоинству.
В дальнейшем к строительному процессу были подключены Зосима, Трифон и Дорофей. Из-за ветхости решили разобрать старую Владимирскую
церковь. На месте возвели новую обитель. Она тоже являлась деревянной. Вскоре при монастыре появился строительФилагрий.
В 1752 году последовал указ Суздальской духовной консистории. Согласно нему, в качестве нового строителя пустыри выступал Порфирий. Но
зодчий не смог продержаться и года. Затем обитель перешла под управление и усмотрение Саровской пустыни.
В 1759 году здешние земли посещает монах Федор Ушаков. Благодаря его стараниям, при монастыре появился первый храм, возведенный из
камня. Враги монаха сделали так, чтобы его в 1774 году сослали в Соловецкий монастырь. Однако, начало все же было уже положено. Комплекс
стал активно развиваться. В 1776 году осветили теплую соборную церковь. Немного позднее возвели каменную колокольню, построили въездные
ворота. На угловых зонах стен построили башни – северную и южную. Реализация объектов осуществлялась по задумке иеродиакона Филарета.
Контроль над работой осуществлял Вениамин. В 1777 году начался этап строительства трапезного корпуса. Через два года объект был готов к
эксплуатации.
Главная церковь Рождества Богородицы была освещена в 1780 году. Она также реализовывалась по проекту живописца иеродиакона Филарета.
Затем на территории появился братский корпус, еще один двухэтажный корпус, мастерские портных и сапожников. Конец 18 века – это период
грандиозного строительства. К тому моменту послушников насчитывалось около 100 человек. Начали работать больница, аптека, гостиница.
1810 год – это дата освещения храма при кладбище в честь Воскресения Христова. Также в этот год недалеко от святыни поселился адмирал
Ушаков. Вождь флота много времени проводил в стенах монастыря. А во время Великого поста он переезжал в обитель и здесь жил. Ушаков верил
в Бога и являлся благотворителем монастыря.

9.

План-схема монастыря

10.

Монастырь глазами художников

11.

Подвижническая деятельность
преподобного Феодора Санаксарского
1. Духовное руководство.
2.Упражнения в молитвах и посте в Александро-Невском монастыре. Так
он избавлялся от плотских искушений.
3. Помощь в душевных скорбях. Феодор отводил от отчаяния страждущих и
наставлял на путь истинный.
4. Наставления ученикам. Он учил оберегаться греховных страстей, терпеть
скорби ради Бога с радостью и благодарением, употреблять пищу и питьё
умеренно, носить не худое, но и не щеголеватое платье.
5. Возрождение Санаксарской пустыни. Феодор возобновил кровли, построил
деревянные ограду и несколько келий. Также он приложил старание, чтобы
снова закрепить за пустынью лесные угодья, сенные покосы и рыбные ловли.
6. Введение устава. В 1764 году, став самостоятельным Санаксарским
строителем, преподобный Феодор ввёл Студийский общежительный устав.
Для своих учеников (не только иноков, но и мирян) Феодор Санаксарский
оставил духовные наставления, которыми руководствовались его преемники в
своей подвижнической деятельности.

12.

Выходец из древнего рода, службу в полку он начал солдатом бомбардирской роты, а после дворцового переворота, совершенного
в 1740 году с помощью Преображенского полка, в числе прочих Преображенцев был пожалован новой правительницей России
Елизаветой Петровной званием сержанта.
Весной-летом 1743 года Ушаков отправился на побывку домой, но, отъехав немного от Санкт-Петербурга, отпустил своего слугу с
лошадьми обратно, а сам, переодевшись в заранее запасенную нищенскую одежду, отправился на север, стремясь к
пустынножительству в поморских лесах. Как пишет житие святого Феодора, толчком к такому поступку стала случившаяся
незадолго до этого внезапная смерть во время пира одного из молодых офицеров гвардии.
После нескольких лет скитаний он был пойман сыскной командой, преследовавшей живущих по лесам, и как сержант гвардии
отправлен для личного представления императрице Елизавете Петровне. Императрица простила Ушакова и предложила вернуться
обратно в полк («Зачем ты тайно ушел из моего полка?»). Ушаков же отказался, попросив позволить ему стать монахом. Елизавета
Петровна исполнила его просьбу, и в 1747 году (по другим данным – в 1748 году) в Александро-Невской Лавре он был пострижен
в монахи с именем Феодор. Слава о «необыкновенном монахе» (как его называл наследник престола Петр Федорович – будущий
Петр III) распространилась по Петербургу, и к нему за советом и наставлением стало обращаться всё большее число людей, в том
числе и однополчан. В 1759 году после ряда злоключений он переселился в Санаксарскую пустынь.
Уже в царствование Екатерины II, немало потрудившейся на ниве уничтожения монашества в России, хлопотами отца Феодора
Санаксарская пустынь не только была сохранена, но и наименована монастырем. В 1763 году было получено согласие
императрицы на пострижение 12 учеников отца Феодора из отставных гвардейцев (из Преображенского и Измайловского полков).
Впоследствии штат обители увеличивался в основном за счет отставных военных.
Для спасения обители отец Феодор ходатайствовал перед своим однополчанином графом А.Г. Орловым-Чесменским, братом
всесильного фаворита Екатерины II Г.Г. Орлова. Впоследствии по прошению графа А.Г. Орлова-Чесменского императрица
выделила значительные средства и на строительство новой каменной церкви в монастыре. Основными жертвователями на всё
время строительства оставались петербуржцы, особенно военные, считавшие Санаксар «своим» монастырём. В
Преображенском полку служили и трое братьев отца Феодора – Сила (с 1724 г.), Федор (c 1727 г.) и Алексей (с 1736 г.). Сын
Федора – великий русский флотоводец Федор Федорович Ушаков

13.

Адмирал Фёдор Ушаков
Биография Ф. Ф. Ушакова и его заслуги многократно описаны, и тем не менее повторюсь:
Фёдор Фёдорович Ушаков родился 24.02.1745 г. в селе Бурнаково Ярославской губернии, в небогатой
дворянской семье.
Отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710–1781), сержант лейб-гвардии Преображенского полка
в отставке, мать — Прасковья Никитична (1713–1770).
Окончил Морской кадетский корпус (1761–1766) четвёртым в выпуске. Произведён 1 мая 1766 года
из капралов в мичманы, служил на Балтийском флоте.
В Русско-турецкую войну (1768–1774) находился в подчинении вице-адмирала Сенявина. Следующую,
седьмую по счёту Русско-турецкую войну (1787–1791), Ушаков начал в качестве командира линейного
корабля «Святой Павел» — авангарда Севастопольской эскадры.
На первых порах морская стихия была против Ушакова, но он проявил себя опытным моряком. В июле
1788 г., после удачного сражения при Фидонисии, Ушакова назначают командовать Севастопольской
эскадрой.
К 1790 г. Ушаков командующий Черноморским флотом. Благодаря его знаниям и решительности Русский
флот победил превосходящих по количеству кораблей и огневой мощи турок в Керченском сражении
(8.07.1790), у мыса Тендра (28.08.1790), при Калиакрии (31.08.1791).
По окончании войны Ушаков занимается благоустройством Севастополя. В ноябре 1792 года Екатерина
II вызывает его в Петербург. Весной 1793 г. Ушаков возвращается в Севастополь, где 2 сентября 1793
получает звание вице-адмирала.
Во время Средиземноморского похода 1798–1800 годов вице-адмирал проявил себя как крупный
флотоводец, искусный политик, государственный деятель при создании греческой Республики Семи
Островов под протекторатом России и Турции.
Показал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами
и особенно островом Корфу (Керкира), при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы
и Генуи, при овладении Неаполем и Римом.

14.


Единственное, Ушаков находился в подчинении у Нельсона, который руководствовался британскими
интересами. Взять Мальту штурмом Ушакову не дали. Англичане, после ухода Российской эскадры,
установили над островом протекторат.
Взятие Корфу принесло мировую славу! В 1799 году за выдающиеся победы Ушаков произведён в адмиралы.
По прошествии времени его отзывают в столицу. Ушаков командует Балтийским гребным флотом, занимает
должность начальника флотских команд в Санкт-Петербурге.
После смерти Павла I внешняя политика России в очередной раз меняется. Александр I, понимая, что
сражение с Наполеоном будет сухопутным, в развитии флота первоочередной задачи не видит. В 1807 году
прославленного адмирала отправляют в отставку «с мундиром и пенсией».
В 1810 году Фёдор Фёдорович приобретает 118 крепостных крестьян и имение в деревне Алексеевка
Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Фёдор Фёдорович был человеком
глубоко верующим. Его темниковский период жизни прочным образом связан с Санаксарским монастырём.
Во время Войны 1812 г. жители Тамбовской губернии просят Ф. Ф. Ушакова, возглавить ополчение.
Он отказывается, сославшись на плохое здоровье.
Флотоводец умер 2 октября 1817 в Алексеевке и был похоронен в Санаксарском монастыре. Адмиральская
могила в советские годы спасла монастырь от разорения.
В 1947 г. могилу вскрыли. Профессор-антрополог М. М. Герасимов определил по кости место ранения,
по черепу воссоздал внешний облик.
В 2004 году Русской православной церковью адмирал причислен к лику святых как праведный воин Феодор
Ушаков.

15.

Великий флотоводец похоронен согласно его воле – «лечь в ногах у дядюшки» –
в Санаксарском монастыре.

16.

Святыни монастыря
Преподобный Александр Исповедник
Архимандрит Александр стал настоятелем монастыря в 1915 г. В феврале 1918 г. большевики
пришли к власти в Темникове. Недовольная часть братии монастыря при поддержке
темниковских большевиков самочинно сместила игумена Александра. По повелению нового
самозваного настоятеля из числа братии отец Александр был заключен в нетопленную келью
и лишен горячей пищи. Затем отца Александра вместе с верными ему братиями ложно
обвинили в оскорблении советской власти и контрреволюционной деятельности и выслали
из монастыря. В 1922 г. он был назначен наместником Седмиезерной пустыни (Казанской
епархии) и возведен в сан архимандрита. В 1928 г. архим. Александр с другими братиями
был арестован, обвинен в попытке возродить монастырь, и сослан на Соловки на 3 года,
затем выслан в Свердловск еще на 3 года. По окончании ссылки он поехал в Вятскую
епархию, где и служил в храмах до 1937 г.
В 1937 г. в стране началось сильное гонение на церковь. Тогда многие священники ушли в
подполье. Также и отец Александр. В 1937 г. он поступил на работу в лесхоз и тайно служил.
Через несколько лет по инвалидности он ушел из лесхоза и оставался незарегистрированным
священнослужителем на покое. В 1961 г. он почил; в 2001 г. его мощи были обретены,
перенесены в Санаксарский монастырь, он также причислен к лику общечтимых русских
святых.

17.

Икона Ионна Предтечи
Мощевик

18.

Святой праведный воин Федор
Многие считают, что адмирала Ушакова причислили к лику святых за военные победы, но это не так.
За военные победы дают военные награды. К лику святых причисляют только за святость. И сама
канонизация есть свидетельство Церкви о том, что данный святой предстал перед престолом Божиим
в Царстве Небесном и получил дерзновение молиться за весь мир. Святость состоит в любви к Богу
и к ближним. Все остальные добродетели являются средством для приобретения этой главной
добродетели. Одним из показателей любви к Богу (но не самым главным) является молитвенность и
любовь к церковной службе. Когда Феодор Ушаков был начальником города и порта Севастополь,
несмотря на свою занятость, он не пропускал ни одной службы ни утром, ни вечером, т. е. часов 5–6
в день он молился только в храме. А когда во время Великого он поста жил здесь в монастыре, то
выстаивал все службы, которые по тогдашнему уставу длились до 12-ти часов.
Но самым главным показателем любви к Богу является любовь к ближним. Все биографы адмирала
Ушакова свидетельствуют о том, что его отличительной чертой было милосердие к людям, а
также любовь к врагам.
В 1807 г. адмирал Феодор Ушаков ушел в отставку, в 1810 г. он поселился в Алексеевке купив
небольшое поместье, и стал вести здесь молитвенную, уединенную жизнь. По воскресным и
праздничным дням он приходил в монастырь молиться, а на Великий пост ему предоставляли келью.
Согласно завещанию, в 1817 г. Феодор Феодорович похоронен у ног своего дяди, прп. Феодора
Санаксарского.
В августе 2002 г. адмирал Ушаков прославлен как местночтимый святой Саранской епархии, а в 2004
г. причислен к лику общечтимых русских святых.
Причислив адмирала Ушакова к лику святых, Церковь показала, что святость, как высший идеал
христианского совершенства, достижим в любом месте и совместим с любой должностью. Этим
также было показано, что успех в наших делах во многом зависит от благочестия. Адмирал Ушаков
искал Царствия Божия в любви к Богу и ближним, и Господь прилагал ему успехи в делах и победы.

19.

Преподобный Феодор Санаксарский
В 1762 г. отец Феодор был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем
Санаксарской пустыни, которая впоследствии была отделена от Саровской. В
ней собралось до 20 человек братии. Это были в основном дворяне из русской
гвардии. По доносу воеводы г. Темникова Василия Неёлова в 1774 г.
преподобный Феодор лишен настоятельского звания и священного сана и
сослан на Соловки, где прожил 9 лет.
В 1783 г. преп. Феодор был оправдан в несправедливых обвинениях и
возвращен в Санаксарский монастырь. Здесь он прожил до своей смерти в 1791
г.
В XIX веке известны 23 игумена из разных монастырей России, которые
являлись учениками его учеников. По высказыванию современников, те
монастыри, в которых настоятелями были последователи отца Феодора, были
самыми лучшими в России. Значение преп. Феодора для русского монашества
и для Русской Церкви очень велико.

20.

Подворье
Троицкая церковь в Саранске
Одна из старейших церквей города, Троицкая, была выстроена ориентировочно в 1700 г.
Предполагают, что постройку сразу стали возводить из камня, и наиболее древняя часть конструкции
относится именно к этому периоду. Завершена церковь была в 1771 г., но с тех пор её множество раз
перестраивали. К зданию добавились приделы, часовенка, колокольня и трапезная. Открытая в 1896
г. при церкви церковно-приходская школа считалась одной из лучших губернских.
В 1931 г. Троицкую церковь, как и другие в то время, закрыли, и какое-то время она стояла пустой.
Позднее в ней разместилась столярная мастерская. Только на рубеже веков церкви было возвращено
её истинное значение, и сегодня она действует, несмотря на масштабные реставрационные работы,
которые продолжают здесь вестись. Это небольшое изящное белое здание классических стройных
форм с пристроенной колокольней, тёмно-зелёными кровлями и двумя небольшими золочёными
главками, увенчанными крестами.
Согласно историческим изысканиям, инициаторами постройки церкви стали два местных казака,
которые подали ходатайство патриарху московскому Адриану ещё в 1690 г. Придел архистратига
Михаила был добавлен к ней в 1778 г., придел иконы Божьей Матери — в 1817 г. Часовню из дерева
поставили близ церкви в 1827 г., а в 1849 г. здание обнесли оградой из камня с решёткой. Ещё
позднее при церкви была выстроена богадельня.
Во второй половине 19 века в Троицкой церкви служил отец Алексий Масловский, замечательный
краевед.
В церкви три престола: главный освящён в честь Троицы Живоначальной, придельные — в честь
архистратига Михаила и иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».

21.

Достопримечательности монастыря
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Владимирской иконы Божией
Матери
Храм Преображения Господня

22.

Церковь Воскресения Христова
Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
Памятник адмиралу Фёдору Ушакову

23.

Санаксарские чудеса
Со дня своего появления монастырь характеризовался строгой системой управления. Святыня была известна во всей Руси. Сюда приезжали монахи
из самых различных краев. Всем известный игумен иеромонах Феодор являлся примером для подражания. Сегодня старых традиций до сих пор
придерживаются. Пожалуй, самой главной святыней выступают две могилы у церкви Рождества Христова. Здесь похоронены Ушаковы — игумен
монастыря и его племянник.
Адмирал Ушаков отличался благочестием и был сильно похож на своего дядю. Его корабль всегда славился монастырским порядком. Судна нередко
назывались в честь святых или праздников. Сам адмирал верил в Бога. Его любили моряки, так как никогда не бросал их в трудную минуту.
Удивительно, но за все годы военной карьеры у адмирала не было, ни одного поражения. Адмирал Ушаков был благочестивым человеком. Он был
похож на своего дядю. На его кораблях был установлен монастырский порядок. Корабли носили имена святых и христианских праздников.
Адмирал был глубоко верующим человеком. Как отца родного любили его моряки.
Перед боем адмирал напутствовал своих моряков:
– Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!
Вот потому-то и не имел легендарный адмирал ни одного поражения за всю свою боевую блистательную военную карьеру.
Но это не самое удивительное. В 1949 году осуществлялось вскрытие могил старца и адмирала. Одеяние, костиадмирала оказались
нетленными. Священнослужители говорят, что так Бог отметил немалые заслуги данных личностей перед Родиной. Мощи иеромонаха
Феодора Ушакова оставались нетленными, что свидетельствует о большой святости.
Кроме того, у могил Ушаковых нередко случались чудесные исцеления. Болеющие люди, прикладываясь, избавлялись от различных заболеваний.
Паломники рассказывали, что к этому месту их приводила сама Царица Небесная. Многие приезжают сюда для того чтобы попросить об исцелении
близких людей, молитвы на здешних землях имеют большую силу.
Изображения иеромонаха Феодора прекрасно сохранились до нашего времени. Очевидцы утверждают, что старец с седыми волосами встречал
насельников на пороге обители, которую снова восстановили. Иеромонах являлся заступником и молитвенником монастыря.
За дивным чудом наблюдали на протяжении трех лет. Произошло обновление старинной иконы Богоматери Феодоровской. Сегодня она
установлена на алтаре храма. Также знаменит образ богоматери Казанской. Прикладываясь к ней, многие люди получают оздоровление. Феодором
в прошлом был лично выкопан родник. Вокруг него также постоянно случатся чудеса. Все, приходящие с верой, находят исцеление.

24.

Интересные факты о монастыре
• Название обитель получила от одноимённого озера, расположенного
неподалёку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в
болотистой местности».
• Архитектурный ансамбль. Здания монастыря возведены в стиле барокко и
являются одним из немногих хорошо сохранившихся градостроительных
памятников второй половины XVIII — начала XIX века.
• Крупным благодетелем монастыря стал бывший адмирал флота
Российской Империи Фёдор Фёдорович Ушаков. Он купил деревню
Алексеевку неподалёку от монастыря и поселился там. Во время постов жил
в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал
крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить
себя в его стенах.
• От полного уничтожения монастырь спасла могила легендарного
адмирала Российского флота Фёдора Фёдоровича Ушакова, находившаяся
на территории обители. Благодаря ей в послевоенные годы церковный
комплекс был взят государством под защиту.
• В монастыре производят молоко, кисломолочные и хлебобулочные
изделия.
• Святой источник. В обители находится один святой источник, за её
пределами — второй, имени святого Феодосия. На территории устроены две
закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.
• Гостиница для паломников. Мужчины размещаются внутри обители,
женщины — за её пределами. Проживание и питание в монастырской
трапезной для гостей бесплатны.
• Санаксарский монастырь включён в проект маршрута «Золотое кольцо
России».

25.

Результаты исследования:

26.

Выводы исследования:

27.

Использованные источники:
• https://sanaksary.ru/
• https://chemodan-tour.ru/obzor/sanaksarskij-bogorodickij-monastyr/
• https://sanaksary.ru/o-monastyire/svyatyini
• https://pravoslavie.ru/79022.html
• https://www.tourister.ru/responses/id_38278
• https://znanierussia.ru/articles/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%
B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%
D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
English     Русский Правила