25.15M
Категория: МенеджментМенеджмент

Презентация по курсу Управление проектами (1)

1.

Проектное управление
Домашевская Елена Андреевна,
основатель консалтингового агентства,
директор АНО «Ульяновский клуб
гражданского образования
2024 год

2.

Программа
№ п/п
Темы раздела
1.
Проект. Основные определения.
Обзор стандартов проектного управления.
2.
Базовая универсальная структура проекта.
3.
Анализ и оценка рисков.
Риск-менеджмент.
4.
Жизненный цикл проекта. Контур управления.
5.
Управление проектами: основные технологии.
6.
Команда проекта. Управление проектным офисом.
7.
Презентация проекта.

3.

Итоговая аттестация:
защита проекта
• Повышение производительности труда
• Повышение доходности
• Оптимизация бизнес-процесса
• Разработка нового продукта
• Открытие нового направления
• Расширение географии
• HR-проект (повышение мотивации и вовлеченности
персонала)
• Социальный бизнес
• Изобретения и новации

4.

Модуль 1
• Определение проекта
• Виды проектов
• Стандарты проектного управления
• Международные отраслевые организации и
ассоциации
• Критические факторы успеха проекта

5.

6.

Проектный подход в России
• Бизнес-проекты
• Проектный подход в управлении
организации
• Государственные проекты
• Частно-государственное
партнерство
• Некоммерческие проекты
• Проектный подход в обучении
• Жизнь как проект
Изображение: TheDigitalArtist

7.

Отличительные черты проекта

8.

Определение
• проект (design) — это комплект проектных документов так
называемой проектно-сметной документации (ПСД),
используемой для дальнейшего создания какого-либо
физического объекта, продукта,
• проект (draft) — это черновая версия, вариант чего-то,
набросок, предварительные документы (проект решения,
проект приказа или гимна, проект бизнес-плана);
• проект (direction, business-unit, start up, TV show, programme)
— это созданное и постоянно работающее подразделение
компании, направление бизнеса, например проекты
«Молочное направление», «Бесплатные открытки» или
передача на телевидение;
• проект (project) — это ограниченное во времени и ресурсах,
целенаправленное действие по созданию чего-либо.

9.

10.

11.

Виды проектов

12.

Виды проектов

13.

Модель проектно-ориентированной системы управления

14.

Международные стандарты

15.

Полезные ссылки
www.sovnet.ru
www.ipma.ch
https://www.pmi.org/
https://pmjournal.ru/articles/obzory/pmbok-pyatoeizdanie-kratkoe-izlozhenie
https://www.iso.org/ru/home.html
https://www.pmaj.or.jp/ENG/
https://www.prince2.com/eur
http://gostrf.com/normadata/1/4293797/4293797785.p
df

16.

Критерии успеха
• Миссия проекта. Четкая постановка целей и границ проекта
• Поддержка со стороны высшего руководства
• Наличие и качество планов
• Учет требований заказчика
• Учет требований пользователя
• Наличие необходимых технологий
• Наличие квалифицированных исполнителей
• Эффективная система контроля
• Эффективные коммуникации
• Разрешение трудностей

17.

Кейс
• Маркетолог получил задачу изготовить макет жилого комплекса
для важных переговоров собственника компании.
• Задача поступила через генерального директора. Задача
«недорого, но качественно сделать современный макет».
• Через некоторое время был выбран подрядчик и согласована
цена. Маркетолог предложил согласовать техническое задание с
владельцем компании, на что генеральный директор ответил,
что тот делегировал ему полностью этот проект.
• При переговорах подрядчик предложил сделать макет круглой
формы, так как это оригинально, что было прописано в ТЗ. ТЗ
подписано ГД. Маркетолога попросили максимально быстро
начать Когда макет был изготовлен, собственник отказался за
него платить, так как «это полная ерунда, да еще и круглый».
• Полгода шли разбирательства. Подрядчик готовил документы в
суд. Оплата была произведена. Макет отправлен на склад и не
использован на выставке. Собственник недоволен.

18.

Основные управленческие
ошибки

19.

• Основные элементы проекта
• Методы постановки проблемы
• Целевая аудитория
• Дерево целей и задач
• Методы планирования
• Ресурсы проекта

20.

Основные элементы проекта
• Проблематика (зачем?)
• Социальная миссия
• Цель (SMART)
• Задачи (декомпозиция цели)
• Целевая аудитория (для кого)
• Технологии (как)
• Команда (кто)
• План –график (что делает)
• Ресурсы (что необходимо)
• Продвижение
• Ожидаемые результаты
• Оценка эффективности (инструменты контроля)
• Долгосрочная перспектива

21.

Основные элементы проекта

22.

Проблематика: метод
«фишбоун»

23.

Проблематика: метод
логических цепочек

24.

Проблематика: метод
логических цепочек

25.

Проблематика: метод вопросов

26.

Цель
• Цель – генеральное направление действий, описывающее
будущее состояние.
• Цели проекта (project objectives) – это желаемый результат
деятельности, достигаемый при реализации проекта в
заданных условиях.
• Генеральная цель проекта (англ. Main Objective), или миссия
(англ. Mission) – это основная, наиболее общая причина его
реализации с точки зрения будущего использования
результатов проекта.
• Необходимые цели проекта (англ. Required Project Goals)
представляют собой промежуточные цели различных этапов
управления проектами.
• Желаемые цели проекта (англ. Desired Project Goals) – это цели,
которые не обязательны для успешной его реализации, однако
некоторые участники проекта хотят и могут их достичь при
определенных условиях.

27.

Иерархия приоритетов
1-й уровень – генеральная
цель проекта (миссия)
2-й – необходимые
цели проекта
3-й – желаемые цели
проекта

28.

Принципы
• точное конкретное обоснование;
• указание даты, на которую цель должна
быть исполнена;
• формулировка — только
в положительных терминах.

29.

Этапы
• диагностика текущей ситуации;
• формулировка нескольких основных
целей,
• формулировка главной цели в правильных
эффективных терминах;
• разбивка цели по этапам.

30.

Технологии целеполагания SMART
Алгоритм действий при этом следующий:
• конкретизируются результаты, к которым нужно
прийти (S);
• обосновывается необходимость и релевантность
целей (R);
• оценивается и прогнозируется степень
достижимости результата (A);
• определяются целевые показатели и выбираются
критерии для оценки (M);
• определяются сроки достижения полностью
сформированной цели (T).

31.

Задачи
Конкретные и поддающиеся измерениям
возможные изменения, которые произойдут в
результате реализации проекта, своего рода шаги
/подцели/ проекта.
Требования к задачам проекта:
• Достижимость
• Измеримость
• Привязка к временному графику

32.

Дерево целей и задач

33.

Задачи

34.

Целевая аудитория
• Целевая группа (целевая аудитория) — люди,
объединённые общими признаками, или
объединённые ради общей цели или задач
• Основные благополучатели проекта
• Целевая аудитория в рекламе представляет
собой группу потребителей, заинтересованных в
приобретении определенных рыночных
продуктов и объединенных общими
признаками.

35.

Целевая аудитория
• Определяем базовые характеристики (пол,
возраст, география)
• Думаем, какие интересы у наших покупателей,
о которых можно узнать с помощью поиска в
социальных сетях и целевых сообществах,
опросов, исследований
• Определяем платежеспособность
потенциальных клиентов
• Задачи. Задайте вопрос о том, какие проблемы
поможет решить ваш продукт

36.

Целевая аудитория

37.

Типажи

38.

Аватар клиента

39.

Аватар клиента

40.

Аватар клиента

41.

Проблемные интервью

42.

Проблемные интервью

43.

Дизайн-мышление

44.

Дизайн-мышление

45.

Методы планирования работ
• План-график
• Сетевой график
• Диаграмма Ганта
• Структура Декомпозиции Работ
(WorkBreakdownStructure)
• Интеллект-карты

46.

План-график

47.

Сетевой график

48.

Диаграмма Ганта

49.

Структура Декомпозиции Работ
(WorkBreakdownStructure)

50.

Структура Декомпозиции Работ
(WorkBreakdownStructure)

51.

Интеллект-карта

52.

Каналы продвижения
ATL
• Радио
• ТВ
• Пресса
• Наружная
реклама
BTL
TTL
• Промо
• Eventпродвижение
• Акции
• Спонсорство
• «Приз под
крышечкой»
• ATL + BTL
WEB
• Интернетреклама
• SMM

53.

Ресурсы

54.

Бюджет проекта

55.

56.

Инструменты бюджетирования
• Excel
• 1C
• БИТ финанс
• Парус
• Axapta
• Navision
• SyteLine
• SAP/R3 и др.

57.

Результаты проекта
Проблема
Цель
Результат

58.

59.

Методы оценки
эффективности

60.

61.

• Анализ рисков
• Управление рисками

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

Риски проекта по стадиям
жизненного цикла

72.

Экспертный анализ риска

73.

Метод построения дерева
решений

74.

Точка безубыточности

75.

76.

77.

78.

Модуль 5
• Жизненный цикл проекта
• Фазы проекты
• Универсальный контур управления

79.

Жизненный цикл проекта

80.

81.

82.

Контур управления
1
Установите цели
Пересмотрите цели
4
Действуйте в
соответствии с
результатами
мониторинга
Откорректируйте задачи
Ничего не меняем,
всё прекрасно
3
Проводите мониторинг
продвижения к цели
2
Составьте план,
определите параметры и
выполняйте задачи

83.

Этап 1: установите цель
Если Вы собираетесь взять на себя какую-либо инициативу,
большую или маленькую, то сначала ясно представьте себе,
чего собираетесь достичь. Полезно также установить
определенные
критерии
успешного
достижения
поставленной цели, чтобы знать достигли Вы ее или нет.
Нужно сделать так, чтобы цели были ясными и
однозначными, это значит, что они должны обладать
некоторыми определенными характеристиками

84.

Этап 2: составьте план, определите
параметры и выполняйте задачи
Выяснив, что вы хотите сделать, важно далее
спланировать деятельность, а затем начать выполнять
запланированное. На этом этапе необходимо определить
параметры- промежуточные контрольные показатели,которые можно рассмотреть как критерии для оценки
продвижения и направлении Ваших целей.

85.

Этап 3: проводите мониторинг
движение к цели
Диапазон методов мониторинга
• наблюдение и личное участие: важно просто наблюдать,
что происходит и быть доступным для персонала
• Регулярная отчетность: например подготовка
письменных отчетов для руководства;
• Отчет об исключительных случаях: подготовка отчета
только в случае отклонения от плана;
• Опросы и обсуждения: возможно, во время встреч по
проекту или визитов.

86.

Этап 4: действуйте в соответствии
с результатами мониторинга
После проведения мониторинга Вы можете выбрать одно из
трех действий:
• Пересмотреть цели(случается, что по мере выполнения
плана истинный характер первоначально заявленных целей
становится очевидным и весьма разумным является
внесение в них изменений.
• Внести изменения в задачи, которые все равно следует
выполнить, чтобы избежать отклонений от плана. Возможно
понадобиться перераспределение ресурсов.
• Продолжить без изменений . Это разумно, в случае если
отклонения от плана незначительны

87.

• Определение проектного управления
• История проектного менеджмента
• Основные методики управления проектами
• Традиционный менеджмент
• Agile

88.

Проектное управление
• Управление проектами — это деятельность,
направленная на достижение поставленных задач,
реализацию определенных планов, используя
имеющиеся ресурсы - время, капитал, людей
• Управление проектами - это разновидность
целевого управления, ориентированного на
успешное завершение одного проекта или
нескольких проектов (программы) с охватом их
полного жизненного
цикла. Управление проектами по своей сути
ориентировано на рыночную экономику и является
одним из ее механизмов.

89.

История проектного
менеджмента

90.

История проектного
менеджмента

91.

История проектного
менеджмента

92.

История проектного
менеджмента

93.

История проектного
менеджмента

94.

История проектного
менеджмента

95.

История проектного
менеджмента

96.

История проектного
менеджмента

97.

История проектного
менеджмента

98.

История проектного
менеджмента

99.

История проектного
менеджмента

100.

История проектного
менеджмента

101.

История проектного
менеджмента

102.

История проектного
менеджмента

103.

104.

«Водопад»

105.

5 этапов традиционного
менеджмента

106.

Традиционный менеджмент
Сильные стороны классического проектного менеджмента
• Большим плюсом данного подхода является то, что он требует от
Заказчика и руководства компании определить, что же они хотят
получить, уже на первом этапе проекта. Раннее включение
привносит определённую стабильность в работу проекта, а
планирование позволяет упорядочить реализацию проекта. Кроме
того, этот подход подразумевает мониторинг показателей и
тестирование, что совершенно необходимо для реальных проектов
различного масштаба.
• Потенциально, классический подход позволяет избежать стрессов
ввиду наличия запасного времени на каждом этапе, заложенного на
случай каких-либо осложнений и реализации рисков. Кроме того, с
правильно проведённым этапом планирования, руководитель
проектов всегда знает, какими ресурсами он обладает. Даже если
эта оценка не всегда точная.
Слабые стороны классического проектного менеджмента
• Нетолерантность к изменениям.

107.

Agile

108.

Agile
• Сильные стороны Agile
• Самое главное достоинство Agile – его гибкость и адаптивность. Он может
подстроиться под практически любые условия и процессы организации. Один
из принципов Agile: «Реакция на изменения важнее следования плану».
Вотчина Agile – разработка новых, инновационных продуктов. В проектах по
разработке таких продуктов высока доля неопределённости, а информация о
продукте раскрывается по ходу проекта. В таких условиях реализовывать
проект по «водопаду» становится невозможно– нет информации для
планирования.
• Слабые стороны Agile
• В отличие от PRINCE2 и PMBOK Agile – не является ни методологией, ни
стандартом. Agile — это набор принципов и ценностей. Слабая сторона состоит
в том, что каждой команде придётся самостоятельно составлять свою систему
управления, руководствуясь принципами Agile. К счастью, существуют готовые
наборы практик, которые облегчают Agile-трансформацию организации. К
таким наборам относятся фреймворк Scrum, метод Kanban и многие другие –
Crystal, LeSS, SAFe, Nexus.

109.

Методология AGILE
Agile
Waterfall
Люди и их взаимодействие
Процессы и инструменты
Готовый продукт
Документация
Сотрудничество с заказчиком
Жесткие контрольные
ограничения
Реакция на изменения
Следование плану

110.

Scrum

111.

Scrum
• Встреча по упорядочиванию беклога
(Backlog Refinement Meeting, «Backlog Grooming
• Планирование Спринта
• Ежедневные летучки
• Подведение итогов Спринта
• Ретроспектива Спринта

112.

Scrum
• Сильные стороны Scrum
• Scrum был разработан для проектов, в которых необходимы
«быстрые победы» в сочетании с толерантностью к изменениям.
Кроме того, этот фреймворк подходит для ситуаций, когда не все
члены команды имеют достаточный опыт в той сфере, в которой
реализуется проект – постоянные коммуникации между членами
командами позволяют недостаток опыта или квалификации одних
сотрудников за счёт информации и помощи от коллег.
• основное преимущество Scrum в том, что он позволяет «быстро
ошибаться».
• Слабые стороны Scrum
• Scrum очень требователен к команде проекта. Она должна быть
небольшой (5-9 человек) и кроссфункциональной – то есть члены
команды должны обладать более чем одной компетенцией,
необходимой для реализации проекта.
• Кроме того, члены команды должны быть «командными игроками»

113.

Lean

114.

Lean
• Сильные стороны Lean
• Если Вам нравятся идеи Agile, но проект требует очень ровного
качества и чёткого исполнения, Lean предоставляет набор
инструментов для того, чтобы удовлетворить эти требования. Lean
сочетает гибкость и структурированность, как Scrum, но в немного
другом ключе.
• Слабые стороны Lean
• Не каждая часть проекта требует одинаково детальной и дотошной
проработки и внимания. Но Lean предполагает именно такой
подход к каждой задаче и этапу. Это основной минус применения
Lean для крупных и неоднородных проектов.
• А ещё, в отличие от Scrum, Lean не предлагает чёткого рабочего
процесса для реализации «кусочков» проекта, что способствует
растягиванию сроков проекта. Эта проблема может быть решена
при помощи эффективного руководства и чётких
коммуникаций ̶ главное помнить об этом.

115.

Kanban

116.

Kanban-доска
• Карточки: Для каждой задачи создаётся индивидуальная
карточка, в которую заносится вся необходима информация о
задаче. Таким образом, вся нужная информация о задаче
всегда под рукой.
• Ограничение на количество задач на этапе: Количество
карточек на одном этапе строго регламентировано. Благодаря
этому сразу становится видно, когда в потоке операций
возникает «затор», который оперативно устраняется.
• Непрерывный поток: Задачи из беклога попадают в поток в
порядке приоритета. Таким образом, работа никогда не
прекращается.
• Постоянное улучшение («кайзен» (kaizen)): Концепция
постоянного улучшения появилась в Японии в конце XX века.
Её суть в постоянном анализе производственного процесса и
поиске путей повышения производительности.

117.

Kanban

118.

Kanban
• Сильные стороны Kanban
• Как и Scrum, Kanban хорошо подходит для достаточно сплочённых команды
с хорошей коммуникацией. Но в отличие от Scrum, в Kanban нет
установленных чётких дедлайнов, что хорошо подходит для
замотивированных и опытных команд.
• При правильной настройке и управлении, Kanban может принести большую
пользу команде проекта. Точный расчёт нагрузки на команду, правильная
расстановка ограничений и концентрация на постоянном улучшении — всё
это позволяет Kanban серьёзно экономить ресурсы и укладывать в
дедлайны и бюджет. И всё это в сочетании с гибкостью.
• Слабые стороны Kanban
• Часто можно слышать, что по Kanban, в отличие от Scrum, можно работать с
практически любой командой. Но это не совсем так. Kanban лучше всего
подходит для команд, навыки членов которых пересекаются друг с другом.
Таким образом они могут помогать друг другу преодолевать трудности при
решении задач. Без этого Kanban будет не так эффективен, как мог бы быть.
Также, как уже было сказано, Kanban лучше подходит в тех случаях, когда
нет жёстких дедлайнов. Для жёстких дедлайнов лучше подходит
классический подход или Scrum.

119.

PRINCE 2

120.

PRINCE 2
• PRINCE2 концентрируется на управленческих
сторонах проекта, выраженных в 7 принципах, 7
процессах и 7 темах проекта.
• 7 принципов определяют общие правила
управления проектами по PRINCE2, определяют
базу методологии;
• 7 процессов определяют шаги продвижения по
проектному циклу;
• 7 тем – аспекты, по которым проводится
контроль для достижения успеха проекта.

121.

PRINCE 2
• В начале проекта PRINCE2 предлагает нам
определить 3 основных аспекта проекта:
• Бизнес-аспект (Принесёт ли этот проект выгоду?)
• Потребительский аспект (Какой нужен продукт, что
мы будем делать?)
• Ресурсный аспект (Достаточно ли у нас всего, чтобы
достичь цели?)
• В PRINCE2 более чётко определённая структура
команды проекта, чем у большинства подходов к
проектному управлению. Это связано с тем, что
PRINCE2 ориентирован на масштабные
государственные проекты и крупные организации.

122.

PRINCE 2

123.

PRINCE 2
• Сильные стороны PRINCE2
• Адаптируемость к особенностям организации;
• Наличие чёткого описания ролей и распределения ответственности;
• Акцент на продуктах проекта;
• Определённые уровни управления;
• Фокус на экономической целесообразности;
• Последовательность проектной работы;
• Акцент на фиксации опыта и постоянном совершенствовании.
• Слабые стороны PRINCE2
• Отсутствие отраслевых практик;
• Отсутствие конкретных инструментов для работы в проекте.

124.

• Роли в команде по Адизесу
• Стили управления
• Коучинг как стиль управления
• Делегирование
• Спиральная динамика организаций
• Кейсы

125.

Стили управления – Курт Левин

126.

Управленческая решетка БлэйкаМоутона

127.

Теория X и Y

128.

4 основных функции
менеджмента

129.

Коучинг
• Коучинг как стиль управления - это раскрытие
потенциала человека с целью максимального
повышения его эффективности. Коучинг не учит,
а помогает профессиональному росту

130.

Развивающая обратная связь
1. Что получилось хорошо с т.з. сотрудника?
2. Что получилось хорошо с т.з.
руководителя!
3. Что не получилось с т.з. сотрудника?
4. Что не получилось с т.з. руководителя!
5. Что нужно исправить, над какими
ошибками поработать?!(зоны роста)
6. К какому результату нужно прийти?!

131.

Надо делегировать:
• рутинную работу;
• специализированную деятельность (то есть ту самую,
которую ваши сотрудники могут выполнить лучше, чем
вы);
• решение частных вопросов;
• подготовительную работу (проекты и т. д.).

132.

Никогда не подлежат делегированию
• Постановка целей, окончательное решение по
стратегическим вопросам; контроль
результатов.
• Мотивация сотрудников.
• Задачи особой важности.
• Задачи высокой степени риска.
• Необычные, исключительные дела.
• Актуальные, срочные дела, не оставляющие
времени для объяснений или перепроверки.
• Конфиденциальные задачи.

133.

134.

135.

Декомпозиция целей организации
Декомпозиция – это раскладка
(разукрупнение) стратегических
показателей самого верхнего уровня (их,
как правило, называют KPI)
на показатели деятельности конкретных
департаментов,
служб, отделов и даже сотрудников.
При разработке стратегии
декомпозировать нужно
показатели, а не цели.

136.

137.

Модуль 7
• Что такое «мягкие навыки»
• Презентация проекта
• Визуализация

138.

Soft skills
Креативность (от англ.
creativity) — уровень
творческой одаренности,
способности к творчеству,
составляющий относительно
устойчивую характеристику
личности

139.

Основные этапы

140.

Основные этапы

141.

Основные этапы

142.

Основные этапы

143.

Определить цель

144.

Анализ аудитории

145.

Структура выступления
Вступление
• Впечатляющие цифры
• Случай из жизни, анекдот
• О себе и своем опыте в данной сфере
Основная часть
• Ядро презентации
• Вовлечение аудитории
Кульминация
• Самые яркие примеры
• Самые убедительные доводы
Заключение

146.

Упражнения
• Снятие волнения
• Тряска лица
• Зевание
• Дыхание
• Вода
• Снятие напряжения
• «Пузырь»
• «Разгиб»
• «Распальцовка»

147.

Темп речи и тембр голоса

148.

Положение тела и жесты

149.

Технические аспекты
• Не используйте шаблоны Power Point
• 3-5 базовых цветов
• Изображение на слайде
• Крупный шрифт
• Инфографика
• Качественные изображение

150.

151.

152.

153.

154.

155.

156.

157.

158.

159.

160.

161.

162.

163.

ТОП-10 сервисов
• Canva
• Prezi
• Mentimeter
• Google docs
• Haiku Deck
• Apple Keynotes
• Slide Rocket
• Slide Dog

164.

Фотостоки

165.

Самообразование

166.

Занятие 8 - бонус
• Идея проекта
• Дизайн-мышление
• Креативность
• Нестандартные решения для жизни и бизнеса

167.

168.

169.

170.

171.

172.

173.

https://cdn.fishki.net/upload/post/201508/26/1641412/6072
222.jpg

174.

Тест: сколько применений вы
можете придумать?

175.

Тест: сколько применений вы
можете придумать?
2-3 низкий уровень
4-5 средний уровень
6-8 хороший уровень
9-10 высокий уровень

176.

Амбидекстер

177.

Инверсия установок

178.

Инкубатор решений

179.

Поиск аналогий

180.

181.

Что почитать?

182.

упражнение

183.

Что вышло?

184.

Полезные приложения

185.

Как создавать новые идеи?
Не подчиняйтесь привычке
Анализируйте информация
Установите квоту идей
Создайте креативную копилку
Подвергайте все сомнению
упражнения
English     Русский Правила