30.96M
Категория: ИскусствоИскусство

Кинематограф в годы ВОВ, Теняева

1.

Кинематограф в годы
Великой Отечественной
войны
Теняева Елизавета
ЭЭУбд-04-24

2.

Особенности
кинематографа
в годы войны
. Эвакуация киностудий
1
С началом войны большая часть киностудий была
эвакуирована в тыловые регионы, такие как АлмаАта, Ташкент и Новосибирск. Например:
- "Мосфильм" и "Ленфильм" были перенесены в
Алма-Ату, где на базе объединения студий
создавался центральный кинопроизводственный
узел.
- Киевская и Одесская киностудии также
эвакуировались и вливали свои ресурсы в
производство агитационных фильмов.

3.

2. Агитационные и
документальные
фильмы
Главной задачей кинематографа стало производство
фильмов, поднимающих дух армии и народа:
- Создавались хроникально-документальные
фильмы, которые демонстрировали события с
фронта, труд рабочих и подвиги солдат. Примером
служат работы фронтовых операторов, таких как
Роман Кармен и Аркадий Шафран.
- Боевые киносборники – короткометражные ленты,
направленные на поддержку армии. Они сочетали
документальные съемки с художественными
эпизодами.
Например, "Боевой киносборник №1" (1941)
содержал эпизоды, воспевающие героизм советских
бойцов.

4.

3. Художественные
фильмы
Несмотря на сложные условия, продолжалось
производство полнометражных художественных фильмов,
которые вдохновляли на борьбу с врагом. Среди них:
- "Секретарь райкома" (1942, реж. Иван Пырьев) – о
борьбе с фашистскими захватчиками.
- "Антоша Рыбкин" (1942, реж. Константин Юдин) –
комедийный фильм, показывающий уверенность в победе.
- "Она защищает Родину" (1943, реж. Фридрих Эрмлер) –
о подвиге женщины, защищающей свою землю.
Примечательно, что главными героями фильмов тех лет
стали простые люди: солдаты («Два бойца» Л.Луков),
крестьянка, ушедшая в партизанский отряд («Радуга» Марк
Донской), верная жена («Жди меня» А.Столпер, Б.Иванов),
дети военного времени («Жила-была девочка» B.
Эйсмонт). Эти темы волновали каждого русского человека,
они заставляли плакать и смеяться, верить и бороться до
конца. Только в конце войны на экранах появились
полководцы («Великий перелом» Ф.Эрмлер).

5.

4. Тема героизма и
патриотизма
В фильмах освещались подвиги как солдат, так и тружеников тыла. Кинематограф передавал идею
несломленного духа советского народа.
- Примером героической хроники стал фильм "Районный госпиталь" (1942, реж. Сергей Герасимов),
показывающий мужество медиков.
В 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».
Авторами фильма стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую
картину съемки 15-ти фронтовых операторов. На подлинных кадрах – жизнь и борьба, фронт и тыл, смерть и
разгром, победа и поражение.

6.

Фронтовые киногруппы
На передовой работали фронтовые киногруппы, документировавшие битвы, разрушения и будни солдат. Среди ярких работ:
- Документальные фильмы о Сталинградской битве, битве за Москву, освобождении Ленинграда.
- Съемки знаменательного момента – поднятия Знамени Победы над Рейхстагом (1945).

7.

Даже в тяжелейших условиях продолжалось производство
мультфильмов. В 1943 году вышел "Сказка о царе Салтане" (по
Пушкину), который отвлекал детей от ужасов войны.

8.

Международное
сотрудничество
В годы войны советские кинематографисты взаимодействовали с
коллегами из союзных стран. В США был создан документальный
фильм "The Battle of Russia" (1943, реж. Фрэнк Капра) о советском
сопротивлении.

9.

Роль фронтового показа
Организовывались показы фильмов на фронте и в тылу. Кинопередвижки доставляли фильмы
непосредственно к бойцам. Это была важная часть культурной и моральной поддержки армии.

10.

Влияние на
общество
- Мобилизация и пропаганда: Фильмы
вдохновляли население на борьбу с
врагом, показывая примеры героизма.
- Поддержка духа: Киноленты помогали
пережить трудности, вселяли
уверенность в победе.
- Свидетельство эпохи: Документальные
фильмы стали бесценным историческим
источником

11.

Заключение
Советский кинематограф в годы Великой Отечественной войны стал мощным инструментом
борьбы на культурном фронте. Он не только помогал сохранять дух нации, но и запечатлел
трагические и героические страницы истории, которые до сих пор остаются важной частью
мирового кинематографического наследия.

12.

Источники:
https://живаяистория-россии.рф/blog/271kinematograf-vov.html
https://www.mos.ru/news/item/55201073/
https://unikino.ru/из-истории-советскойфронтовой-кинох/?ysclid=m4j1flj4c3204393000
English     Русский Правила