Похожие презентации:
2. Первобытное искусство
1. Первобытное искусство
2.
• Первобытная культура была синкретичной (единой), в нейне разграничивались художественная и нехудожественная
(производительная
и
непроизводительная)
сферы
деятельности.
• Первобытной культуре в целом свойственна однородность.
Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда,
верования древних людей обнаруживают сходство в деталях
и технике изготовления, не зависимо от места выполнения.
3. «Савиньянская венера» Италия. Находится в доисторическом музее в Риме
4. Основные теории происхождения искусства в первобытном обществе
1. «Инстинкт подражания». Связь междупещерным искусством и охотой на
крупных животных. Охота развивала
сноровку и воображение (Лукрецкий,
Конт, Сеченов).
2. «Инстинкт украшения». Как средство
привлечения
партнера:
нательная
раскраска,
татуировка,
украшения
(Дарвин, Вейнингер, Гроссе).
5. Основные функции первобытного и традиционного искусства
1. Идеологическая функция.Сюжетная и
стилистическая
однородность
искусства,
безличность авторства, указывают на выражение
коллективного начала в первобытном искусстве.
2. Общеобразовательная функция. Когда искусство
играет важную роль в процессе закрепления и
передачи информации. Такое значение придается
культовым
предметам
(символическим
скульптурным фигуркам).
6. Чуринга. Гравировка на камне. Австралия. Музей этнографии. Женева
7. Рисунок на земле. Центральная Австралия
8.
3. Магико-религиозная функция.В своём
стремлении к овладению силами природы,
первобытный человек создаёт аппарат магии. В его
основе лежит вера в получение власти над
предметом через овладение его образом.
4. Сигнальная функция. Связана с появлением
знаков в первобытном и традиционном обществе.
Например, оперативное оповещение соплеменников
о грозящей опасности или ином важном событии.
9. Знак обладания. Отпечатки рук. Пещера Гарга. Франция
10. Овладение через образ животного перед охотой. Бизон, пронзённый копьями. Пещера Ньо. Франция
11. Культ плодородия. Рельеф с изображением лошадей. Пещера Шер-а-Кальва. Франция
12. Сигнальная функция. Пиктографическое письмо семи индейских племён президенту США с просьбой переселиться в район трёх озёр
13. Сигнальная функция. Пиктографическая запись условий обмена 30-ти убитых бобров на выдру и овцу
Сигнальная функция.Пиктографическая запись условий обмена 30ти убитых бобров на выдру и овцу
14.
5.Социальная
функция.
Первобытная
коммуникация позволяла обозначать социальные
роли
различных
индивидуумов.
Каждый
представитель племени желал быть узнаваемым
даже в темное время суток, еще до того, как он
подаст соответствующий сигнал. Для индивидуума
знаки были средством самоидентификации.
15.
16.
17. Периодизация первобытной культуры
1. Палеолит (древнекаменный век) – 30 – 12тыс. до н. э.
2. Мезолит (среднекаменный век) – 12 – 8
тыс. до н. э.
3. Неолит (новокаменный век) – 7 – 4 тыс. до
н. э.
4. Эпоха бронзы – 3- 2 тыс. до н. э.
5. Эпоха железа – 1 тыс. до н. э.
18. Палеолит 30-12 тысячелетие до н. э.
19. Древние формы религии
• Анимизм (лат. anima – душа) – одушевление сили явлений природы, окружающего мира.
• Тотемизм (индейск. totem – его род) – вера в
таинственную связь между человеческим родом и
животными, птицами, растениями, которые
считались первопредками и покровителями
человека.
• Фетишизм (фр. fetich – амулет, волшебство) –
наделение магической силой неодушевленных
предметов.
20. Женская фигурка. Франция. Находится в музее Сен-Жермен. Франция. Палеолит
21. Венера из Виллендорфа. Палеолит
22. Мужская голова, высеченная на медвежьем клыке. Франция. Музей Сен-Жермен во Франции) Палеолит
Мужская голова, высеченная намедвежьем клыке. Франция. Музей СенЖермен во Франции) Палеолит
23. Голова дикой лошади. Франция. Находится в музее Сен-Жермен. Палеолит
24. Бизон. пещера Альтмира. Испания. Палеолит
25. Зубр. Пещерная живопись. пещера Альтамира. Испания. Палеолит
26. Лань. пещера Альтамира. Испания. Палеолит
27. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Палеолит
28. Голова быка. Роспись пещеры Ласко. Франция. Палеолит
29. Бык. Пещера Ласко. Франция.
30. Лошадь и олени. Пещерная живопись. пещера Ласко Франция. Палеолит
31. Зубры. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция
32. Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция
33. Олени. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция
34. Знаки (напоминающие дерево. щит, корабль) и схематические рисунки. Пещера Кастильо. Испания. Палеолит
35. Мезолит 12-8 тысячелетие до н. э.
36.
• Вэпоху
мезолита
изменились
климатические условия на планете.
Одни
животные,
на
которых
охотились, исчезли и им на смену
пришли другие;
• Стало развиваться рыболовство;
• Люди создали новые орудия труда –
лук и стрелы.
37. Человеческие фигуры в различных ракурсах. Пещера Аддора. Сицилия. Мезолит
38. Сражение лучников. Морелла ла Вьейя. Испания. Мезолит
39. Стрелок из лука. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания. Мезолит
40. Охота на кабанов. Наскальная живопись. Ущелье Гасулла. Кастеллон. Восточная Испания. Мезолит
41.
Неолит7-4 тысячелетие
до н. э.
42.
• Таяние ледников привело в движениенароды, начавшие заселять новые
пространства;
• Усилилась межплеменная борьба за
обладание наиболее благоприятными
охотничьими угодьями;
• Стало развиваться животноводство.
43. Схематические изображения человеческих фигур. Сьерра-Морена. Испания. Неолит
Схематические изображениячеловеческих фигур. СьерраМорена. Испания. Неолит
44. Стадо скота у деревни. Наскальная живопись. Неолит. Тасилин-Аджер. Сахара.
45. Женская керамическая статуэтка. II-е - сер. I-го тыс. до н. э. Находится в частной коллекции в Чехии. Неолит
Женская керамическая статуэтка. II-е - сер. Iго тыс. до н. э. Находится в частнойколлекции в Чехии. Неолит
46. Сакральная архитектура в первобытном обществе
В эпоху неолита появилась сакральная архитектура. В эпохупалеолита роль сакральных пространств, возможно, играли
пещеры. Жилище также воспринималось как образ мироздания.
Однако в эпоху неолита люди стали строить сооружения
очевидно сакрального, а не утилитарного назначения.
Это так называемая мегалитическая архитектура, то есть
архитектура больших камней.
47.
1. МенгирыМенгиры (отдельно стоящие
вертикальные камни) широко
распространены
в
доисторическом
мире,
довольно часто встречались в
Англии, Испании, Франции.
Менгир мог символизировать
предков,
выполнять
роль
мемориального сооружения,
выступать
в
качестве
пространственной отметки, а
также
символизировал
устремленность к небу.
Менгир из Франции, Бретань.
Неолит
48.
2. ДольменыДольмены (сочетание вертикально стоящих камней и лежащего на
них горизонтального) также широко распространены и
встречаются в Англии, Франции, на Северном Кавказе.
Дольмен является ярким воплощением стоечно-балочной
конструктивной системы.
Они играли роль погребальных сооружений, были связаны с
культом предков и вождей.
Дольмен из Франции. Неолит
49.
3. КромлехиКромлехи (комбинации дольменов и менгиров, образующие единый
комплекс, обычно круговой в плане) чаще всего имеют кольцевую
форму.
Один из наиболее известных – Стоунхендж в Англии, имеющий
диаметр около километра.
Стоунхендж связывают с культом небесных святил, видят в нем
отражение представлений о циклическом их движении, а также
образе неба. Его считают обсерваторией каменного века.
Стоунхендж из Англии, Солсбери. Неолит