Похожие презентации:
3. Философия Древней Индии и Китая
1. П Р Е З Е Н Т А Ц И Я Лекция № 3 «Философия Древности: Индия и Китай» ДЕ № 2
ПРЕЗЕНТАЦИЯЛекция № 3
«Философия Древности: Индия
и Китай»
ДЕ № 2
2. Рассматриваемые вопросы:
1.«Веды» и «Упанишады» Древней
Индии.
2. Ортодоксальные и
неортодоксальные школы индийской
философии.
3. Философия Древнего Китая:
конфуцианство, даосизм, моизм и
легизм.
3. Будда
4. 1.«Веды» и «Упанишады» Древней Индии
Отдельные философские идеи
можно подметить уже в литературных
памятниках Древнего Египта и
Вавилона.
Однако здесь не сложились
философские традиции: мы не можем
говорить ни о философских памятниках,
ни о философских школах.
5. ОППОЗИЦИЯ БРАХМАНИЗМУ
Эпоха «брожения умов» в Индии (6-5 век
до н.э.). Оппозиция брахманизму. Брахманы
– представители высшей касты – выступали
и как истинные знатоки и толкователи
ведической мудрости и ритуала.
Первые «еретики», поставившие под
сомнение авторитет Вед и безусловность
ритуала – аскеты-проповедники, шраманы,
то есть «совершающие усилия».
6. ВЕДЫ
За Ведами следуют брахманы – комментарии к текстам Вед
с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла
ритуалов, прежде всего – жертвоприношений.
Заключительный этап Вед (веданта, то есть конец Вед)
составляют упанишады (букв. – сидение около, то есть вокруг
учителя с целью познания истины) – главный источник
религиозно-философской системы веданты.
Особое значение в развитии др.-инд. умозрения имели
философские части «Ригведы» (о едином, о творении мира, о
пуруше – первочеловеке, вселенской душе, жизненном
принципе, «Я», сознании).
7. ВЕДЫ
Веды (санскр. веда, букв. – знание,
ведение, от вид – знать), - совокупность
наиболее ранних текстов на др.-инд.
(ведийском) языке, созданных примерно с
сер. 2-го тыс до н.э. до 6 в. до н.э.
Древнейшая часть Вед состоит из четырёх
Вед – гимнов («Ригведа»), жертвенных
формул («Яджурведа»), напевов
(«Самаведа») и заклинаний («Атхарваведа»).
8. РИГВЕДА
В Ригведе и ранних упанишадах обсуждались
проблемы космологии, эсхатологии, теологии
(соотношение монотеизма и политеизма),
сотериологии (учение о спасении), онтологии и
теории познания, причинности, учение о
переселении душ; предлагались практические пути
преодоления зла, страдания, привязанности к
видимому миру – пути, ведущие к освобождению.
Название «Веды» относится равным образом к
знанию вообще как особой сфере умозрения. Из неё
позднее выделились отдельные науки, философия и
теология (наиболее точно соответствует др.-греч.
слову «философия»).
9. 2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии.
Ортодоксальные системы – даршаны: веданта,
санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса.
ВЕДАНТА – (санскр., букв. – конец Вед, т.е.
заключительный этап ведийского периода,
представленный упанишадами), наиболее
известная и влиятельная система др.-инд.
религиозно-философской мысли. В центре учение
о брахмане и атмане (тождество абсолютабрахмана с познающим его субъектом – атманом,
индивидуальной душой, достигаемое в процессе
познания и ведущее к освобождению).
10. ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ (БРАХМАВИДЬЯ)
Веды существовали до начала мира и
возникли из дыхания брахмана. Достижение
истинного знания (брахмавидья)
предполагает: осознание различия между
вечным и невечным бытием; отказ от какоголибо материального воздаяния как в этой
жизни, так и в будущей; обладание шестью
«средствами» (спокойствие духа,
умеренность, отрешённость, терпение,
сосредоточенность, вера); стремление к
освобождению.
11. РЕИНКАРНАЦИЯ
Веданта отстаивала идеи
элитарности (адептами веданты
признавались только принадлежащие к
высшей касте брахманов), монизма и
высшей реальности брахмана как
основы единства бытия (Вселенная
есть реальное единое целое, «одно без
чего-либо другого»). Веданта развивала
учение о переселении душ
(реинкарнация, метемпсихоз).
12. САНКХЬЯ -
САНКХЬЯ(санскр., букв. – число, перечисление,
расчёт),философская школа, признающая
авторитет Вед. Однако, санкхья основана не
на тексте Вед непосредственно, а на
независимом опыте и размышлении.
Исходный пункт – учение о наличии
следствия и причины. Они понимаются как
два состояния (выявленное и невыявленное)
одной и той же субстанции. Это приводит к
поиску первопричины, не связанной
непременно с богом (демиургом) и к теории
эволюции – инволюции в объяснении мира.
13. САНКХЬЯ
Санкхья исходит из признания двух исходных
реальностей – пракрити (материальная
первопричина) и пуруша («Я», дух, сознание).
При их соприкосновении в недрах пракрити
начинается волнение исконных гун (букв. – качество,
нить ) - субстанций-сил с тем, чтобы соединяясь в
разных комбинациях, образовать весь мир объектов.
• Освобождение от страданий достигается через
возвращение к собственному «Я» из его видимого
смешения с «не-Я» (тело, чувства, ум).
14. ЙОГА -
ЙОГА (санскр. – букв. – соединение, участие,порядок, а также глубокое размышление,
созерцание), направление в инд. мысли,
выработавшее целый комплекс приёмов для
достижения особого духовного состояния.
Йогическая техника в её двух связанных
друг с другом аспектах – самоограничении
(аскетизм) и вхождении в состояние
созерцания (медитация) образует общий
элемент большинства др.-инд. систем (кроме
мимансы и чарваки), в т.ч. и буддизма.
15. ЙОГА
Согласно йоге (как и санкхье)
освобождение «Я» означает прекращение
зависимости чистого сознания от
физического тела.
Поклонение брахману (богу) –
практическое средство достижения самадхи
(сосредоточенности). Бог в йоге понимается
как абсолютный дух, вечный, всемогущий, не
подверженный страданиям и несчастьям и
правящий миром.
16. НЬЯЯ -
НЬЯЯ (санскр., букв. – правило, рассуждение,вхождение в предмет, аналитическое
исследование, логика), ортодоксальная
система; не отвергает авторитет Вед, но своё
учение строит на независимых основаниях.
Исходя из освобождения (мокша) как из
конечной цели человеческой жизни, ньяя
подчёркивает важность умозрения для
познания реальности. Но условия и методы
истинного познания могут быть определены с
помощью логики и её законов.
17. НЬЯЯ
Освобождение понимается как
прекращение отрицательных факторов
(страдания), а не как состояние счастья.
Освободившееся «Я» - чистая субстанция,
уже не связанная с сознанием. Бог здесь –
бесконечное «Я», создающее, сохраняющее
и разрушающее мир (мир создаётся из
вечных атомов, пространства, времени, умов,
душ и эфира).
18. ВАЙШЕШИКА -
ВАЙШЕШИКА (санск., от вишеша – различие,особенность), философская школа,
признающая авторитет Вед, но
опирающаяся на независимые
основания.
Вайшешика близка к ньяе, с которой
образовала позднее единую школу.
19. АТОМИЗМ ВАЙШЕШИКИ
Атомистическая теория вайшешики
объясняет ту часть Вселенной, которая
состоит из физических элементов и
подвержена возникновению и разрушению.
Атомов четыре вида. Они соединяются в
двойки, тройки и иные типы организации.
Сами же атомы – несотворённые и вечные
элементы, пределы членения материальных
объектов.
Мир создан из атомов, но движущая сила
– бог. Он действует в соответствии с
законами кармы.
20. МИМАНСА -
МИМАНСА (санскр., букв. – размышление, исследование, т.е.решение проблемы через критическое исследование
оснований), философская школа, опирающаяся на
авторитет Вед.
Миманса защищает ведийский ритуализм. Веды
связаны с дхармой (вечный закон, которому
надлежит следовать как норме), как идеей долга.
Выполнение долга ведёт постепенно к уничтожению
кармы и к освобождению, которое сначала
понималось как ничем не ограниченное блаженство,
позднее – как прекращение рождений и,
следовательно, страданий.
21. ЛОКАЯТА -
ЛОКАЯТА (санскр. – этот мир, идущее из этого мира),учение др.-инд. философии, тяготеющее к
материализму. Сочинений не сохранилось.
Существующим можно считать только
воспринимаемое органами чувств. Отсюда –
отрицание бога и души (брахмана и атмана, рая и
ада), вообще любого другого мира. Признание
существующим только этого, чувственного
материального мира и его законов. Первоначалу
присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух
и огонь.
22. ГЕДОНИЗМ ЧАРВАКИ
Цель бытия, согласно локаяте, забота о благополучии настоящего
существования; впоследствии это
привело к развитому гедонизму (от греч.
– наслаждение) ЧАРВАКИ.
23. ДЖАЙНИЗМ -
ДЖАЙНИЗМ инд. религ.-филос. учение, ставшее однойиз наиболее известных религий Индии.
Джайнизм, как и одинаковый с ним по
направленности буддизм, в центр своей
доктрины ставит проблему бытия личности.
Признаёт две вечные субстанции, или
сущности: джива (души, вообще всё живое) и
аджива (не-души, вообще неживое) в виде
материи, пространства, времени и др.
24. БУДДИЗМ -
БУДДИЗМ религ.-филос. учение, возникшее вдревней Индии в 6-5 вв. до н.э. и
превратившееся, в ходе его развития в
одну из трёх, наряду с христианством и
исламом, мировых религий.
Основатель буддизма – инд. принц
Сиддхартка Гаутама, получивший
впоследствии имя Будды, т.е.
пробужденного, просветлённого.
25. «ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ»
Стержнем содержания буддизма является
проповедь Будды о «четырёх благородных
истинах»: существует страдание, причина
страдания, освобождение от страданий, путь,
ведущий к освобождению от страданий.
Поскольку в основе страданий лежат
желания, то состояния совершенное
удовлетворённости и самоуглублённости,
абсолютной независимости внутреннего
бытия – положительный эквивалент угашения
желаний – есть освобождение, или нирвана.
26. Конфуций
27. 3.Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.
Формирование основных
направлений китайской философии
происходило в эпоху «Борющихся
царств».
В этой обстановке зарождались
основные школы философскообщественной мысли Китая.
28. КОНФУЦИАНСТВО -
КОНФУЦИАНСТВО собственно «жу цзя» (букв. – школа учёныхкнижников) др.-кит. филос. школа, затем самое
влиятельное из трёх главных филос.-религ. течений
– конфуцианство, даосизм и буддизм); основано
Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун (551-479 г. до
н. э.).
Конфуцианство в его изложении – этикополитическое учение, в котором центральное место
занимают вопросы нравственной природы человека,
его этики и морали, жизни семьи, управления
государством.
29. КОНЦЕПЦИЯ НЕБА
Исходной является концепция «неба» и
«небесного веления» (приказа, т.е. судьбы).
Наделённый небом определёнными этическими
качествами, должен поступать в согласии с ними, с
моральным законом (дао) и совершенствовать их при
помощи обучения. Цель – достижение уровня
«благородного мужа», соблюдающего ли-этикет.
Центральное место в учении Конфуция –
концепция жэнь (человечности) – закон идеальных
отношений между людьми в семье, обществе и
государстве.
30. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Конфуция: строгое, чёткое,иерархическое разделение
обязанностей между членами
общества, образцом для которого
должна служить семья.
«Правитель должен быть
правителем, а подданный – подданным,
отец – отцом, а сын – сыном».
31. ДАОСИЗМ -
ДАОСИЗМ наряду с конфуцианством одно из двухосновных течений китайской философии.
Основателем даосизма считается
полулегендарный мыслитель Лао-цзы,
живший, якобы, раньше Конфуция.
Основополагающий трактат - «Дао дэ
цзин» («Каноническая книга о дао и дэ»),
иначе «Лао-цзы» («Книга учителя Лао»).
32. УЧЕНИЕ О ДАО
Исходная идея – учение о дао – пути, извечном,
естественном и всеобщем законе спонтанного
возникновения, развития и исчезновения всей
Вселенной.
Отсюда – принцип следования дао, т.е.
поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао
(природой) человека, а в макрокосмосе – с дао
Вселенной.
При соблюдении этого принципа возможно
бездействие (у вэй – недеяние, одна из основных
идей даосизма), приводящее, однако, к полной
свободе, счастью, успеху и процветанию.
33. ДАО И ДЭ
Вселенную нельзя привести в порядок
искусственным образом.
Поэтому мудрый правитель следует дао,
не делая ничего, чтобы управлять страной, и
тогда она процветает, пребывая в
спокойствии и гармонии.
Дэ – это проявления дао.
34. МОИЗМ -
МОИЗМ философское течение, основанное Мо Ди(Мо-цзы) и распространившееся в Китае в 5-3
вв. до н.э. Учениками и последователями Мо
Ди был создан «Мо-цзы» («Трактат учителя
Мо»).
Основная идея моизма – «всеобщая
любовь», т.е. отвлечённая любовь всех ко
всем; она противостоит конфуцианским
принципам гуманности (жэнь), отношений в
семье и иерархичности этики.
35. «НЕГАТИВНЫЙ» ХАРАКТЕР МОИЗМА
Ряд положений моизма имеет
«негативный» характер: «против музыки» ибо она отвлекает человека от
производственной (и управленческой)
деятельности; «против судьбы» - ибо жизнь
человека определяется его действиями, а не
неизбежным фатумом; «против агрессивных
войн» - поскольку они являются величайшим
и жесточайшим преступлением.
36. ЛЕГИЗМ -
ЛЕГИЗМ (от лат. lex, род. падеж legis – закон),учение школы законников фацзя, др.-кит.
этико-политическое учение об управлении
человеком, обществом и государством, 6-3
вв. до н.э. (Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй).
Легизм исходил не из нравственных
качеств людей, а из законов и доказывал, что
политика несовместима с моралью.
37. ИДЕЯ ДЕСПОТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
основана на равенстве всех перед
законом. Исключение – сам правитель –
единственный творец законов.
Основные идеи легизма:
государственное регулирование экономики;
систематическое обновление
государственного аппарата; введение
единого принципа присвоения рангов,
знатности, должностей, привилегий и
жалований; чёткая градация внутри
правящего сословия; унификация мышления
чиновников; цензорский надзор.
38. СПИСОК ТЕРМИНОВ:
БРАХМАН – высшая объективная
реальность, безличное абсолютное духовное
начало, из которого возникает весь мир.
АТМАН – (санскр. – дыхание, душа, я сам),
всепроникающее субъективное духовное
начало, «Я», душа. Противопоставляется
брахману как высшей объективной
реальности и в то же время совпадает с ним,
поскольку брахман осознаёт себя и тем
самым становится атманом. Отсюда идея
тождества атмана и брахмана в упанишадах.
39.
ПУРУША (санскр., букв. – человек, мужчина),
понятие, обозначающее первочеловека, вселенскую
душу, жизненный принцип, «Я», сознание. В
«Ригведе» Пуруша приносится в жертву богам путём
его расчленения на составные части, из которых
возникли основные элементы социальной и
космической организации.
В санкхье пуруша – чистое сознание, отличное от
физических и психических начал (т.е. от тела, ума и
чувств) наряду с пракрити-материей, соединение
которой с пурушей открывает начало эволюции.
40.
ПРАКРИТИ – первоначальная
субстанция, природные условия чеголибо, материальная основа и
первопричина мира объектов.
МАЙЯ - в др.-инд. мысли магическая
сила сотворения, иллюзия, видимость.
Майя – это и обман, колдовство, чары,
божественная магическая сила богов.
41.
РИТА - в др.-инд. мысли обозначение
универсального космического закона. Рита
определяет преобразования неупорядоченного
состояния в упорядоченное и обеспечивает
сохранение основных условий существования и
функционирования Вселенной и человека, мира
материального и духовного. Характеризуется как мир
широких пространств, направленных изнутри, из
некоего центра, вовне. Рита определяет и членение
этого пространства на части, которые, соединяясь,
образуют целокупный, контролируемый и
законосообразный космос.
42.
АНРИТА – противоположность рите
– неупорядоченность и неистинность,
лишённость риты (порядка как ритма).
САТЬЯ – (санскр. – истинный,
реальный), истина, взятая в её
онтологическом аспектк,
нерасторжимое единства бытия и
истины.
43.
ДХАРМА – (санскр. – закон, порядок, долг,
справедливость, качество, характер, природа), - в
самом общем виде – некое установление
положительного характера, образец, которому
надлежит следовать как норме: вечный закон,
моральный по своему содержанию.
В буддизме дхарма – означает вечные и
неизменные элементы существующего, безличного
жизненного процесса, своеобразные «вспышки»
психофизической энергии. При этом психические и
физические компоненты дхармы соотносительны, не
существуют друг без друга.
44.
САНСАРА – (санскр. – букв. прохождение через
что-либо, перерождение, беспрерывное
перерождение – личности или души), одна из
основных концепций инд. философии и религии, в
т.ч. индуизма, буддизма, джайнизма. Вт концепции
сансары смерть не несёт в себе сознания чего-то
противостоящего жизни, она – лишь неоднократный
переход к её продолжению. «Возникновение» и
«уничтожение» не затрагивают действительной
сущности вещей, происходят лишь колебания
внешней оболочки. Идея сансары покоится на мысли
о неуничтожаемости и родственности всего живого и
перехода между его формами.
45.
КАРМА – (санскр. – действие, дело,
жребий), понятие инд. философии,
дополняющее доктрину перерождения
(сансара).
В широком смысле карма – это общая
сумма совершённых всяким живым
существом поступков и их последствий,
которые определяют характер его нового
рождения, т.е. дальнейшего существования.
В узком смысле – влияние совершённых
действий на характер настоящего и
последующего существования.
46.
МОКША (санскр. – освобождение), в инд.
религ.-филос. мысли освобождение как
высшая цель: преодоление индивидом
зависимости от мира, вовлечённости в круг
рождений и смертей.
Согласно веданте, санкхье, буддизму и
джайнизму мокша может быть достигнута и
при жизни, когда душа связана с телом, но
уже не зависит от него в том отношении, что
она никогда не отождествляет себя с ним и
не привязывается к тварному миру, хотя мир
ещё продолжает являться душе.
47.
НИРВАНА (санскр. – букв. –
остывание, угасание, затухание), одно
из центральных понятий инд. религии и
философии. Получило особое развитие
в буддизме, где означает высшее
состояние вообще, конечную цель
человеческих стремлений. Выступает, с
одной стороны, как этико-практический
идеал, с другой – как центральное
понятие религиозной философии.
48.
БХАВА (санскр. – бытие, существование),
в др.-инд. философии категория бытия,
становления, состояния явленности; отсюда
в дальнейшем также «реальность», «истина»,
жизнь».
• Противоположное понятие – абхава –
скорее логическая категория, хотя были
попытки рассматривать абхаву-небытие
наравне с бхава-бытием, т.е. придать этому
понятию самостоятельный онтологический
статус.
49.
МАНАС (санскр. – ум), одно из
основных понятий др.-инд. филос.; ум в
самом широком смысле, охватывающий
все ментальные проявления; интеллект,
способность к пониманию, т.е. к
осмыслению впечатлений и к ответу на
эти впечатления; восприятие, чувство,
сознание, воля; инструмент
(способность), с помощью которого
возникают мысли и пр.
50.
САМАДХИ (санскр., букв. – сложение
вместе, соединение), понятие инд. филос.,
означающее состояние высшей собранности
и гармонии, специфическое сосредоточение
мысли на к.-л. Объекте, которое достигается
путём созерцания.
• В практике йоги самадхи – средство для
очищения и просветления ума, когда ум
«забывает» о самом себе, и мышление
сливается со своим объектом.
• В буддизме – путь к полному безразличию,
ведущий к совершенной мудрости – нирване.
51.
ТЯНЬ (кит. – небо), одно из центральных понятий
кит. философии. «Небо» - это часть природы, но и
высшая духовная сила, определяющая природу и
человека.
ДАО (букв. – путь, дорога), одно из важнейших
понятий кит. Философии, центральное понятие
даосизма. У Лао-цзы – невидимый вездесущий
естественный закон природы, человеческого
общества, поведения и мышления отдельного
индивида, неотделимый от материального мира и
управляющий им (отсюда – сравнение с Логосом
Гераклита).
ДЭ – проявления дао.
52.
ЖЭНЬ (кит., букв. – гуманность, человеколюбие),
термин кит. Философии, одно из центральных
понятий конфуцианства: жэнь – основное
человеческое качество. Главным проявлением жэнь
является любовь к родственникам. Однако, у
Конфуция жэнь – атрибут лишь «благородного
мужа», но не простолюдина.
У Мо-цзы жэнь – «всеобъемлющая (взаимная)
любовь», направленная прежде всего от Я к другим.
Как и «ли», жэнь стало частью массового сознания
китайцев вплоть до 20 в.
53.
ЛИ-этикет (кит., букв. – приличие,
сдержанность, культурность, этикет,
церемония, обряд, ритуал), термин кит.
философии, основное понятие этики
конфуцианства. У Конфуция – руководящий
принцип, призванный устанавливать
гармонические отношения между людьми.
Ли – это также норма поведения в семье и
государстве (отношения государя и
подданных).
54.
ИНЬ и ЯН, одни из основных понятий кит. философии.
Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая
и солнечная стороны.
• Др.-кит. мыслители использовали бинарность данного
противопоставления для философского выражения множества
противоположных и сменяющих друг друга явлений: света и
тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности,
мужского и женского начал, неба и земли и т.п.:»Ян, достигая
предела, превращается в инь; инь, достигая предела,
превращается в ян».
В «Ицзин» (Книга перемен) инь и ян обретают характер
космических сил, находящихся в постянном взаимодействии и
противоборстве, благодаря которому создаётся и изменяется
материальный мир, а также общество, идеи, культура, мораль.
В гексаграммах «Ицзин» целая черта символизирует ян, а
прерванная – инь.
55.
ТАЙЦЗИ, одно из основных понятий др.кит. философии. Наиболее
распространённый перевод – «великий
предел».
Тайцзи – «великое начало», «великое
единение», как изначальный хаос,
существовавший до того, как из него
выделились небо и земля. Это то небытие, из
которого рождается бытие. «Он порождает
две изначальные сущности», продолжающие
и завершающие процесс образования
Вселенной. Сам же «великий предел»
является беспредельным.
56.
ЦИ (кит., букв. – воздух, газ, пар, дыхание,
эфир), одно из основных понятий китайской
философии.
В общем плане – материальная основа
мира в виде мельчайших частиц, которые,
находясь в постоянном дыхании, то
сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются,
вызывая изменения и исчезновение вещей.
Ци – это и материальная сила, энергия, либо
жизненная сила, связанная с кровью и
дыханием. В этом качестве ци участвует в
процессе становление вещей и людей.
57. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1 – М.: Мысль,
1969. С.5-29, 32-33, 69-180, 181-248.
Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х т. – СПб.:
Стикс, 1995.
Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. –
М.,1954.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. школа,
1999.
Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1995.
Дао дэ цзин. – СПб.: Азбука-классика, 2005.
Древнекитайская философия. В 2-х т. – М., 1972-1973.
58. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Законы Ману. – М., 1960. С.22—23.
Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга
перемен». – М., 1960.
Дао и даосизм в Китае. – М., 1982.
Лунь юй // Древнекитайская философия. В 2-т. Т.1.
С.148, 159.
Справочная литература:
Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.:
Мысль, 2000-2001.
Философский энциклопедический словарь. – М.,
2001.