Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53
2.87M
Категория: ЛитератураЛитература

Евангельские мотивы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53

РЕФЕРАТ
Евангельские мотивы в романе
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Выполнил ученик 11 А
Ледяев Антон Александрович
Руководитель:
Кулакова Татьяна Ивановна
Хабаровск 2007

2.

3.

4.

Цель: найти и проанализировать связи между образами
Библии
(Нового Завета) и текста Булгакова.
Задачи:
выяснить, что дает право многим исследователям
творчества Булгакова называть его роман “Евангелие
от Булгакова”;
сопоставить канонические образы в их библейской и
булгаковской трактовке;
рассмотреть синтез мотивов предательства и
жертвенности;
проследить трансформацию образов и мотивов Нового
Завета в
творчестве Булгакова.

5.

1. Библия ( Евангелие от Иоанна, от Луки, от Матфея)
2. “Большая школьная энциклопедия”, том 2, “Русское энциклопедическое
товарищество”., М., 2004г
3. М.А.Булгаков “Великий канцлер”, “Издательский дом Нева”, М., 2006 г.
4. М.А.Булгаков “Мастер и Маргарита”, Минск., “Мастацкая
лiтература», 1988 г.
5. “Теаральный роман” сборник произведений М.А. Булгакова , “АСТ”,
“АСТ-Москва”, “Транзиткнига”, М., 2005г.
6. Б. М. Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.
Булгакова "Мастер и Маргарита". "Даугава", 1989 г. ( сайт allcoch.ru)
7. И.В. Гёте “Фауст”, М. Издательство ЭКСМО, 2004 г.
8. А.М. Каримский. Комментарий к книге Д.Ф. Штрауса "Жизнь Иисуса",
М., "Республика", 1992г. ( сайт allcoch.ru)
9. Е.А. Яблоков “Книжное обозрение” №5, 1999 г.

6.

1.Ораз Иешуа Га-Ноцри.
2. Понтий Пилат : библейский и булгаковский.
3. Образ Воланда.
4. Ершалаим и его библейский прообраз.
5.Художественная концепция М.А.Булгакова.
6.Приложение.
7.Галерея художника В.Г.Карского.

7.

Иешуа – бродячий философ, переосмысленный образ Христа
«Иешуа» - «мессия», «спаситель» (перевод с арамейского)
«Га – Ноцри» - «га» (определенный артикль в иврите);
«ноцри» - «христианин» (перевод с арамейского)
Реальный человек самого низкого происхождения;
сын блудницы и сирийца;
родом из города Гамалы;
имеет одного ученика Левия Матвея;
входит в Ершалаим пешком, никому в городе не известен;
мало знаком с Иудой;
его слова и поступки лишены агрессивности;
(«Правду говорить легко и приятно.»)
• лишен ореола Божественного величия.

8.

«Пилат» - «копьеносец» (от латинского pilatus).
«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище
и что совершенно верно.»
• Главный образ, который скрепляет ершалаимские главы;
• внутренняя борьба добра и зла;
• умён и не чужд раздумий, человеческих чувств и сострадания;
• его действиями диктует на жестокость, а трусость;
«Трусость - внутренней подчинённости, … несвободы духа.»
• жертва и палач в одном лице;
• наказан страшными муками совести.
«Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то.»

9.

Символизирует не зло, а
самоискупление, равенство добра и зла;
символ эпохи
(Москва 30-ых годов ХХ века);
наделён функцией судьи.

10.

Что же касается названия Ершалаим, под которым
некоторые исследователи "угадывают" Иерусалим , то здесь
угадывать нечего: он как назывался с момента основания, так
и сейчас называется Ирушалаим (с вариациями в гласных,
которые в иврите и арамейском обозначать не принято);
привычное же нам название Иерусалим — версия греческого
языка, устранившая "шин".
Как
установлено
киевским
исследователем
М.С.
Петровским, все присутствующие в романе исторические
реалии евангельского периода были взяты Булгаковым из
комментария к вышедшей до революции отдельным изданием
знаменитой пьесы "Царь иудейский", написанной членом
царской семьи Великим Князем Константином Романовым
Можно видеть, что приводимые Булгаковым в романе
исторические реалии подтверждаются общедоступными
источниками; каких-либо собственных новаций он не ввел,
хотя как художник имел на это право.

11.

ГЕРОЙ
БОГ-ОТЕЦ
ПРЕДАТЕЛЬУЧЕНИК
ЖЕРТВА

12.

могущественная фигура, обладающая сверхъестественным
всезнанием и всевластием, относящаяся к герою отцовскипокровительственно, своей волшебной силой устраняющая все
препятствия перед ним, но в решающий момент предающая героя и
становящаяся причиной его гибели. Он одновременно создает
искупительную миссию и освобождает инфернальные силы хаоса,
творит новый мир и вызывает “конец света”.
обладает творческим даром, одинокий и отчужденный
от окружающего мира, который отворачивается от невинной
жертвы и сам в конце концов погибает.
является свидетелем событий, но из-за своей
слабости — невежества, непонимания, недостатка таланта
неспособен правдиво передать то, что он видел, и создает грубо
искаженную версию.

13.

14.

15.

В результате сравнительного анализа Библии, Евангелия
с романом “Мастер и Маргарита” мы пришли к следующим
выводам:
1) в романе М.Булгакова осмысливается
проблема борьбы добра со злом, к которой
писатель обращался на протяжении всей жизни;
2) рассматривая данную проблему, М.Булгаков
не
всегда
придерживался
традиционных
религиозных трактовок;
3) переосмысливая Библию, писатель пытался
найти ответы на “вечные”, философские вопросы
(о смысле бытия, о назначении человека, о борьбе
добра и зла, о любви и предательстве и т.д. ).
English     Русский Правила