Похожие презентации:
Русская живопись 14 века. Феофан Грек
1.
Подготовила ученица 6 «Г»класса Шелкова Люба.
2.
С XIV века начинается расцвет русской живописи.Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек,
работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он
приехал из Византии на Русь в 70-ых годах XIV века уже
известным живописцем и отдал всё своё мастерство
новой родине.
3.
Немногочисленные сведения оФеофане встречаются в московских и
новгородских летописях, но особую
ценность представляет письмо,
написанное около 1415 г. московским
духовным писателем и художником
Епифанием Премудрым архимандриту
тверского Спасо-Афанасиева
монастыря Кириллу. Сообщение
Епифания интересно тем, что дает
уникальную возможность составить
представление о принципах работы
мастера. В своем послании он
сообщает о хранившемся у него
Четвероевангелии, иллюстрированном
Феофаном и украшенном
изображением храма Святой Софии в
Константинополе.
4.
Описание рисунка приведено со многимиподробностями. "Когда он все это изображал или
писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на
образцы, как делают некоторые наши иконописцы,
которые в недоумении постоянно всматриваются,
глядя туда и сюда, и не столько пишут красками,
сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками
пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с
приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое,
чувственными же очами разумными разумную видит
доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог
не подивиться его разуму, его иносказаниям
"притчам" и его хитростному строению. "
5.
В Новгородской III летописипервая работа Феофана
упоминается под 1378 г. Здесь
говорится о росписи им
новгородской церкви Спаса
Преображения на Ильинеулице - единственной
дошедшей до наших дней
работе мастера, имеющей
документальное
подтверждение и доныне
остающейся главным
источником для суждения о его
искусстве. Фрески церкви
сохранились фрагментарно,
поэтому восстановить систему
ее росписи можно лишь
частично
6.
Детали фресковой росписи7.
Религиозные сюжеты Фоефана Грека быливыполнены в несвойственной
византийской живописи манере, в них
чувствовался интерес мастера к характеру,
внутреннему миру человека. Он смело
экспериментировал с цветовой гаммой, так
выписывал фигуры святых, что они
смотрелись не застывшими в одной позе,
как бы в движении. Таким самобытным
творением является икона Донской
Богоматери. Тёмно-вишнёвую гамму, в
которой традиционно создавался этот
образ, мастер оживил ярко-васильковой
повязкой. Сами же лики Марии и Младенца
были выполнены энергичными мазками
синего, зелёного и красного цветов. Никогда
ещё Святая Дева не получалась такой
одухотворённой и земной.
8.
В Москве Феофан Грек расписалцерковь Рождества, Кремлёвский
терем великого князя Василия I,
создал фрески для Архангельского
собора. Однако главным его
творением стало созданием
иконостаса для Благовещенского
собора. Иконостасы, как
самобытное творение появились в
русских церквях в конце XIV века
(византийская культура не знала
таких больших иконостасов).
9.
Русский иконостас представлял собойчасть внутреннего убранства храма.
Иконы. Поставленные в несколько
рядов, образовывали высокую стену,
отделяющую алтарь от остальной части
помещения. Иконы располагались в
строгом порядке. В нижнем ряду
помещалась икона святого или
праздника, в честь которого возведена
данная церковь. Далее следовал ряд
икон, в центре которой изображался
Христос, а по бокам в молитвенных
позах Богоматерь, Иоанн Предтеча, а
также апостолы, архангелы, святители.
В благовещенском иконостасе было 25
икон, созданных в мастерской Феофана.
10.
Детали благовещенского иконостаса11.
Феофан Грек относится к крупнейшим мастерамсредневековья. Его работы, исполненные в Византии, не
сохранились. Все известные его произведения были
созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати
лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями
византийской духовной культуры, переживавшей в его
время один из последних взлётов.