Образовательная деятельность в музее
Значение музеев в образовании
Значение музеев в образовании
Этапы образовательного процесса в музее
Направления музейно-образовательной деятельности
Направления музейно-образовательной деятельности
Направления музейно-образовательной деятельности
Направления музейно-образовательной деятельности
Направления музейно-образовательной деятельности
Формы музейно-образовательной деятельности
Формы музейно-образовательной деятельности
Муз.-пед. центры
Программы
5.43M
Категория: ОбразованиеОбразование

Образовательная деятельность в музее

1. Образовательная деятельность в музее

Значение музея в
образовании. Направления,
формы и методы
образовательной
деятельности музея.
Программы музейнопедагогической
деятельности. Музейные
занятия

2. Значение музеев в образовании

Музей – это храм, школа (университет) или театр?
Музей представляет собой и научно-исследовательское
учреждение, и информационную систему, и культурнопросветительский институт.
Музей является хранилищем, но не просто ценных предметов, а
духовных ценностей – памяти народа в виде её
материализованных культурных форм. Каждый музейный образ и
музей в целом является символом души культуры той или иной
эпохи или народа.
Музей служит механизмом межпоколенной коммуникации,
посредником между обществом и его культурой, между
культурой прошлого и настоящего. Это «визитная карточка»
города, страны, народа, эпохи...
Музей даёт возможность современному человеку ощутить себя
частью незыблемого в изменчивом мире, определить своё место
в человеческом сообществе, осознать свои культурные корни.

3. Значение музеев в образовании

Музей как символ культуры и как образ. учреждение играет
важную роль в воспитании молодёжи. Он даёт возможность:
• увидеть неизвестные образцы художественной культуры,
которые не входят в число часто упоминаемых и
тиражируемых;
• познакомиться со специфическими способами передачи
информации, характерными для музейной экспозиции, это:
вербальная информация (информация об авторе, время
создания и т.п. предмета) и «раскодирование» информации,
которое представлено не вербально (эпоха, условия создания,
среда и т. п. существования предмета);
• овладеть «инонаучными» способами постижения мира,
которые в школьных программах мало представлены, –
культурное собеседование, переживание, воображение,
интерпретирование, рассматривание, сопоставление;

4.

• приобрести навыки музейного ориентирования, т. е. понять
законы существования музея, структуру музея, специфику его
деятельности, логику построения музейной экспозиции;
• приобрести опыт соприкосновения с подлинником, где
каждый экспонат имеет историческую, художественную и
эстетическую ценность. Через опыт общения с подлинником
посетитель приобретает навык различия «настоящего» и
«мнимого», учится понимать,что есть искусство;
• способствовать поиску ценностных ориентиров, которые в
дальнейшем помогают выстроить собственную иерархию
смыслов и ценностей;
• содействовать развитию и становлению личности в ходе
общения с культурными ценностями.

5. Этапы образовательного процесса в музее

I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональных впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных
предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений, а также опыта самопознания,
познания своих возможностей, своего творческого потенциала.
И как следствие, нравственное, эстетическое, интеллектуальное
развитие.
II этап — осознание музея как культурно-исторического
феномена. Формирование образа музея в сознании.
III этап — осмысление музейного предмета, предполагающий
сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается
предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.

6. Направления музейно-образовательной деятельности

Направления музейнообразовательной деятельности
Информирование — это первичное получение сведений о музее,
составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных
предметах, а также о профиле музея или направлениях его
деятельности. Следует отметить, что на уровне первого контакта
посетителя с музеем информация должна быть тщательно
отобранной, не перегруженной фактами и деталями, а также
максимально экспрессивной, качественной и доступной.
Информирование может осуществляться с помощью таких форм,
как лекция и консультация, а также предоставление информации
посетителям с помощью компьютеров, начиная от указателей,
планов и путеводителей до использования информационных
станций (киосков), установленных в холле или в залах музея с
подключением Интернета. Информационные системы содержат
качественные изображения экспонатов с указанием их
местоположения, сопроводительную и разъяснительную
информацию.

7.

Соответствующие формы деятельности:
• Информационный центр – место сосредоточения и передачи
информации различными способами (при обращении лично, по
телефону или email, на сайте, с помощью разнообразной
печатной продукции, с использованием компьютерной базы
данных и пр.).
• Консультация – предоставление музейным сотрудником
информации по интересующему посетителя вопросу,
помогающее удовлетворению его запросов или освоению темы.
• Лекция – последовательное изложение в устной форме темы
или её раздела, связанных с профилем музея или с
использованием материалов музейного собрания. Лекция может
проходить как в самом музее, так и вне его стен. Само
содержание лекции, а также выразительные средства
(иллюстрации, слайды, копии или дубликаты музейных
предметов) должны помочь слушателям в получении и
постижении музейной информации.
• Беседа – диалоговая форма взаимодействия с посетителями.

8. Направления музейно-образовательной деятельности

Направления музейнообразовательной деятельности
Обучение — вторая ступень освоения музейной информации на
качественно новом уровне, включающая в себя усвоение знаний,
приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в
полной мере возможно получить в образовательных учреждениях, а также закрепление и углубление знаний, полученных в
школе. Особенностью обучения в музее является возможность
максимально реализовать свои способности и удовлетворить
интересы. В процессе обучения в музее личное эмоциональное
переживание углубляет полученную вербальную информацию.
Обучение стимулируется экспрессивностью, разнообразием и
подлинностью музейных предметов. Важным аспектом является
не только получение знаний, но и закрепление этих знаний в
учебных мастерских, студиях и т. д.

9.

Соответствующие формы деятельности:
• Музейный урок – форма музейной работы, предусматривающая
коллективное углублённое изучение материала и
предполагающая проверку его усвоения. Урок в музее (на
экспозиции, в фондах, в специально выделенных помещениях)
проводится с целью приобретения учащимися знаний по
определённой учебной программе или же с целью закрепления и
расширения знаний, полученных на уроке в школе. При этом
музейный предмет выступает не как иллюстрация к полученным
знаниям, а как непосредственный источник знаний. Музейная
среда не только стимулирует познавательные интересы учащихся,
но и способствует всестороннему их развитию, а наличие
аутентичных музейных предметов побуждает к
самостоятельному поиску информации.

10.

Соответствующие формы деятельности:
• Кружок при музее — объединение людей по интересам с целью
углубления и расширения знаний и приобретению умений,
связанных с профилем музея (художественный, технический,
краеведческий, литературный, военно-исторический и др.).
Основой работы кружка является музейная коллекция и
связанные с ней виды музейной работы.
• Университет или курсы при музее— форма организации
занятий, предполагающая систематическое и системное изучение
различных отраслей знания или специальных дисциплин
(университет искусств, университет культуры).

11. Направления музейно-образовательной деятельности

Направления музейнообразовательной деятельности
Развитие творческих начал — третья, высшая ступень
постижения музейной информации. Развитие творчества
предполагает использование мощного потенциала музея,
сосредоточенного в памятниках материальной и духовной
культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих
способностей личности. Наиболее действенным средством
стимулирования творческого процесса является возможность
«вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров
культуры прошлого. В музеях это направление может быть
реализовано в форме студии, творческой лаборатории или
фестиваля, а также в других формах.

12.

Соответствующие формы деятельности:
• Студия — это форма музейно-педагогической деятельности,
ставящая целью раскрытие творческих способностей участников
на основе изучения музейных собраний.
• Творческая лаборатория — объединение заинтересованных
лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника
экспериментальную научную деятельность в сочетании с
творческой практикой.
• Фестиваль — торжественное действие в музее с широким
кругом участников, сопровождающееся показом и смотром
различных видов искусств или работ, выполненных участниками
студий, кружков, ансамблей и других творческих групп или
организаций.

13. Направления музейно-образовательной деятельности

Направления музейнообразовательной деятельности
Общение — установление взаимных деловых или дружеских
контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой
музея или содержанием его коллекций. Общение в пространстве
музея с использованием его экспозиций или территории очень
специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально
заложены в музейной информации, определены профилем
музея. Музей предоставляет широкие возможности как для
общения с музейной информацией, так и для содержательного,
интересного и неформального межличностного общения.
Общение, в зависимости от профиля музея, может быть
организовано в форме встречи, клуба, а также предполагает
разработку нетрадиционных форм.

14.

Соответствующие формы деятельности:
• Встреча — собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства
и общения с интересными людьми на тему, связанную с
профилем музея.
• Клуб — общественная регламентированная организация при
музее, предоставляющая возможность свободного общения с
людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов,
связанного с музеем и его содержанием.
• Посиделки — театрализованная форма, устраиваемая в музее,
участники которой собираются для общения, развлечения в
сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного
характера (рукоделие, вышивка, плетение кружев и пр.).

15. Направления музейно-образовательной деятельности

Направления музейнообразовательной деятельности
Отдых (рекреация) — организация свободного времени в
пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями
музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в
музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он
расположен, архитектурно-художественное решение экспозиций,
состав коллекций) определяют особенности проведения
свободного времени. Большая часть форм рассчитана на
поливозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, день открытых
дверей и т. д.), однако существуют и специально разработанные
формы отдыха и развлечения для определённых категорий
посетителей (игровая комната для дошкольников, ёлка в музее
для младших школьников, чаепитие для людей пожилого
возраста и пр.). Чаще всего данные формы имеют комплексный
характер, то есть могут включать в себя элементы других форм.

16.

Соответствующие формы деятельности:
• Праздник в музее — комплексная форма работы с музейной
аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой
элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного
представления и пр., проводящаяся на основе сценария с
включением музейных экспозиций и использованием музейных
коллекций. Предполагается соблюдение ритуальности, введение
праздничных атрибутов, игровых эпизодов.
• Концерт — проводящееся в музее публичное исполнение
музыкальных произведений и других номеров, построенное по
определённой программе.
• Бал в музее — танцевальный вечер в музее с погружением в
историко-культурную среду для получения эмоциональных
впечатлений.

17. Формы музейно-образовательной деятельности


экскурсии,
уроки,
лекции,
спектакли, концерты, дефиле, балы,
выставочные проекты,
мастер-классы, творческие мастерские,
клубы,
«вечера», музейные праздники,
фестивали, музейные акции
игры-«квесты»
(классификация предложена О.А.Ботяковой)

18.

В зависимости от количественного состава музейной
аудитории формы подразделяются на:
• Массовые формы: праздники, фестивали, ярмарки,
экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с
участниками и свидетелями исторических событий,
региональные игры, школьные конференции, дебаты, поездки
по др. музеям и городам.
• Групповыми формами работы являются экскурсия, кружок,
лекция, беседа, студия, игры, музейные курсы, издание
путеводителей, журналов, составление видеофильмов,
создание музейных экскурсионных и индивидуальнообразовательных маршрутов по карте города, области с
техническим или устным (живым) звуковым сопровождением.
Они готовятся под руководством педагога, снимаются и
монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в
дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной,
внеклассной работе.

19.

• Индивидуальная работа предполагает консультирование,
работу с документальными материалами архивов, подготовку
докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за
жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение
познавательных заданий, написание научных работ, переписку
с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку
индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами
школьных музеев по экспозициям, городу, области,
республике, поиск эпистолярного и литературного материала,
помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного
рассказа.

20. Формы музейно-образовательной деятельности

Формы музейной работы складывались десятилетиями.
Некоторые формы стали традиционными (экскурсии, лекции,
семинары, консультации, музейные кружки, клубы), другие
внедряются в настоящее время, например, нетрадиционные для
музея формы (олимпиады, конкурсы, викторины, КВН, свадьба в
музее, ёлка в музее, разнообразные праздники). Всё большее
применение находят заимствованные формы:
• хэппенинг — импровизированное театрализованное действие
в музее, развивающееся без заранее продуманного сценария и
рассчитанное на активное участие зрителей;
• перформанс — коллективное или одиночное действие только
художников, построенное по заранее разработанной программе
или развивающееся по своеобразному сценарию.

21.

Основной идейной основой любой формы музейнопедагогической деятельности являются адресность и
предоставление возможности посетителям заниматься тем,
что их интересует, создать условия для самореализа-ции. При
этом важно учитывать психологические особенности различных
типов и категорий музейных посетителей. Эти особенности могут
быть учтены благодаря использованию многочисленных
разновидностей одной формы. Например, музейная лекция
может быть монографической, тематической, теоретической,
учебной. Существуют лекция-концерт, лекция-реклама,
цикловые лекции. Музеи организуют музыкальные,
литературные, тематические, хоровые вечера, устраивают вечеринтервью, вечер-репортаж. Звучащая в музее музыка создает
особую атмосферу, которая во многом способствует восприятию
музейной экспозиции на эмоциональном уровне или усиливает
его. Для этого в музее проводится концерт для детей или цикл
концертов симфонической, вокальной, инструментальной,
народной, джазовой музыки.

22.

Методы музейно-образовательной
деятельности
Успех воплощения конкретной формы в практической
деятельности и управление процессом восприятия музейной
информации, а также эффективность её воздействия на
музейную аудиторию во многом определяется правильным
выбором методов её осуществления. К преобладающим
музейно-педагогическим методам относятся:
• повествовательный,
• вопросно-ответный,
• метод сравнения,
• контраста,
• театрализации,
• диалогического общения,
• стимулирования самостоятельной деятельности,
• творческого состязания,
• игровые методы и др.

23.

Повествовательный метод — монологическое изложение
материала, способствующее усвоению музейной информации.
Метод сравнения — один из способов подачи музейной
информации, предусматривающий сопоставление однотипных
явлений, событий, фактов, предметов.
Метод контраста — один из способов подачи музейной
информации, предусматривающий противопоставление
явлений, событий, фактов, предметов.
Проблемный метод предусматривает создание проблемной
ситуации и поиск способов ее разрешения в процессе
презентации музейной информации.
Вопросно-ответный метод состоит в том, что при помощи
умело поставленных вопросов музейный педагог побуждает
рассуждать и анализировать в определённой логической
последовательности.
Метод диалогического общения предполагает возможность
равноправного обсуждения вопросов рассматриваемой темы.

24.

Игровой метод призван способствовать освоению музейной
информации в процессе игры с переживанием удовольствия от
самой деятельности. Принято различать музейные игры
предметные, сюжетные, подвижные, интеллектуальные и
дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на
ролевые, режиссерские и игры-драматизации. В соответствии с
этим используются разнообразные игровые методики,
предполагающие сочетание и одновременное использование
различных модификаций игрового метода.
Метод стимулирования самостоятельной деятельности
предусматривает создание ситуации и условий для включения
посетителя в активную самостоятельную деятельность в
различных сферах (эмоциональная, интеллектуальная,
творческая, практическая).
Метод организации творческого состязания предполагает
использование соревнования в целях выявления и активизации
творческого потенциала музейной аудитории.

25.

Метод театрализации — это способ интерпретации музейной
информации с использованием комплекса театральных
атрибутов (сценарий, элементы режиссуры, распределение
ролей, выразительные средства). Особенностью метода
театрализации является включение посетителя в театральное
действие, организованное в музейной среде.

26.

В зависимости от целей музейно-педагогические методы могут
иметь обучающий, воспитывающий или развивающий характер.
Для решения задач обучения в музее чаще всего используются
дидактические и ролевые игры, задач воспитания — метод
стимулирования самостоятельной деятельности, метод
диалогического общения, дающий возможность проверить
правомерность высказываемых суждений. Развивающие задачи
помогают решить методы сравнения и контраста, которые
углубляют понимание, поднимая его на уровень обобщения, или
метод театрализации.
Выбор музейно-педагогических методов должен быть строго
продуманным, ибо их применение обусловлено такими
параметрами, как направление, форма, социально-психологические характеристики музейной аудитории, тема и используемый для ее раскрытия материал. Например, выбор методов
проведения музейного урока определяется его целью и
задачами, типом отобранных музейных предметов, учётом
возрастных и психологических особенностей, способностей и
навыков учащихся.

27.

Процесс постижения музейной информации является сложным
и многоступенчатым. На каждом этапе существуют
определённые способы проверки. К ним относятся наблюдение,
контрольные задания, творческие работы, тесты, анкеты,
интервью, книга отзывов и др.
По реакции посетителей, их заинтересованности, активности или
пассивности можно различными способами определить,
насколько удовлетворены их запросы и интересы, насколько
профессиональны были действия музейного педагога. Эти
способы должны быть ненавязчивыми, а сама проверка не
занимать много времени. Анализ результатов позволяет
установить соответствие методов избранной форме, а формы —
осуществляемому направлению, что способствует оптимизации
музейно-педагогической деятельности.

28. Муз.-пед. центры

В России создаются музейно-педагогические центры,
наиболее известными из которых являются:
• Российский центр музейной педагогики и детского творчества
Государственного Русского музея (рук. Б. А. Столяров, СанктПетербург);
• Творческая лаборатория «Музейная педагогика» кафедры
музейного дела Академии переподготовки работников искусства
культуры и туризма (рук. И. М. Коссова, Москва);
• Лаборатория музейного проектирования Российского института
культурологии (рук. Н. А. Никишин);
• Лаборатория эстетического образования Московского института
развития образовательных систем (рук. Г. П. Сергеева, Москва);
• Республиканский детский музейный центр Карелии при
Государственном музее-заповеднике «Кижи» (рук. Л. В. Шилова,
Карелия) и др.

29. Программы


В рамках деятельности указанных центров разработаны
музейно-педагогические программы:
«Музейный всеобуч» (Е. Г. Ванслова);
«Музей и культура» (авторы Е. Г. Ванслова, Т. В. Чумалова,
Т.Н. Панкратова и др., Москва);
«Окружающий мир и музей» (Т.Н. Панкратова, В.В.
Чумалова);
«Предметный мир и культура» (разработанная на базе
Московского института развития образовательных систем,
М. Ю. Юхневич, Н. Г. Макарова);
«Здравствуй, музей!» (Б.А. Столяров, г. Санкт-Петербург);
«От 6 до 16» по музеям Кремля (С. А. Калмыкова,
Т. С. Молярова)
и др.

30.


Музейно-педагогическая программа обычно
включает:
пояснительную записку с целями и задачами,
общей характеристикой курса,
содержание разделов,
тематическое планирование, количество часов,
формы и методы проведения занятий, формы
контроля,
перечень оборудования и учебно-методических
пособий для проведения занятий.

31.

32.

33.

Музейно-педагогические программы содержат два
блока: «школа в образовательном пространстве
музея» и «музейная педагогика в образовательном
пространстве школы», – предоставляя возможность
наиболее эффективного взаимодействия музея и
школы, так как создаются предпосылки для
формирования муз.-пед. деятельности в рамках
школьного образовательного процесса.

34.

Блок «школа в образовательном пространстве музея»
характеризуется погружением учащихся в музейное и
околомузейное пространство, что способствует
развитию эмоционально-эстетической сферы личности,
все предлагаемые формы работы в данном блоке,
организуются сотрудниками музея, учащиеся же
выступают в роли слушателей, наблюдателей.
Основные задачи школьного педагога в данном блоке организовать экскурсию в музей, провести работу с
учащимися до и после посещения музея, формировать
культуру поведения в музее.

35.

Блок «музейная педагогика в образовательном
пространстве школы» обладает меньшими
возможностями для погружения учащихся в музейное и
околомузейное пространство, но в большей степени
позволяет включить средства музейной педагогики в
образовательный процесс, что способствует
формированию самостоятельной исследовательской
деятельности школьников, развитию проектировочных
умений, умений работать на музейной экспозиции и с
музейным предметом. Основные формы данного блока
организуются и проводятся школьным педагогом.

36.

Объясните различия музейной и школьной сфер
образования с помощью данной таблицы
ШКОЛА
МУЗЕЙ
Дать базовое образование во Предлагает избирательное
всех областях знаний на осно- образование
ве регламентирован. программ
Преобладание
Расширение чувственноинформационного подхода
эмоционального опыта человека и
развитие способностей к визуальному
восприятию
Вербальный характер общения Не верить «на слово»
Образование происходит в
Образование происходит в особой
классе, посадка за партами
среде, человек сопричастен культуре
Классно-урочный тип
Пространственное перемещение,
поведения в школе
включение в игру и творческую
деятельность

37.


Музейно-педагогические программы являются основой
моделирования системы взаимодействия музея и системы
образования. Разработка программы определяется:
целью создания программы и её задачами;
адресом программы (на какую аудиторию она рассчитана);
содержанием программы;
формами, средствами и методическими приёмами, предла
гаемыми для реализации программы;
сроками осуществления программы;
результативностью и оценкой эффективности.
Только в этом случае программы, обеспечивая поэтапное и
последовательное развитие личности, служат
обоснованием инновационной образовательной практики
музея.

38.

Музейно-педагогическая программа
«Музей и культура»
Ванслова Елена Гавриловна,
председатель Объединения
музейных педагогов России,
руководитель Всероссийского
семинара «Музей и
подрастающее поколение».
Кандидат филологических наук,
член Союза журналистов РФ,
преподаватель Прогимназии
№1768 г. Москвы

39.

40.

41.

В рамках программы предполагается широкая работа с
предметами музейного значения и памятниками, но
только с одной целью – оказать воздействие на систему
ценностей детей, помочь формированию нравственной
личности гуманиста, нацеленной не на потребление, а на
творческий подход к жизни. Музейная педагогика - это
прежде всего методики и технологии работы с людьми, с
их сознанием, с помощью музейных средств.
Курс «Музей и культура» предполагает еженедельную
работу в школе (1 час в неделю) с ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ
КОНТИНГЕНТОМ детей в течение четырех лет (или же
укороченный курс «Мини-музейный всеобуч» за 3 месяца)

42.

«Важно вывести на поле культуры ребенка в нежном
возрасте, когда мы еще можем оказать воздействие на
формирование у него гуманистической системы
ценностей, нравственного стержня. Если начать работу
позже, то она не приносит такого результата. Тогда в
лучшем случае удается дать лишь ИНФОРМАЦИЮ о
музеях и памятниках, а для нас важно ЛИЧНОСТНОЕ
ПЕРЕЖИВАНИЕ ребенка. При этом, конечно, музейный
педагог может работать со всеми возрастными группами,
включая пенсионеров, но эффективность такой работы
будет намного ниже. Здесь мы не должны забывать об
импринтинге».

43.

Импринтинг (от англ. imprint оставлять след, запечатлевать, фиксировать) – это психофизиологический механизм,
в соответствии с которым впечатление или образ,
воспринятые в определенный критический период
развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в
устойчивую поведенческую программу. Этот термин ввел в
научный обиход наш крупнейший генетик Владимир
Павлович Эфроимсон, который говорил о том, что детские
воспоминания оказываются фундаментом для построения
личности, они «впечатываются» в ее сознание, подобно
тому, как котенок, по воле случая выкормленный собакой,
начинает ее воспринимать в качестве матери, а детимаугли никогда не смогут стать полноценными людьми.

44.

45.

Е. Г. Ванслова Методика УРОК (уровень овладения культурой)
1. САМОУВАЖЕНИЕ: (уважение к собственной личности и к
своей культуре, любовь к себе, уровень эгоизма, умение
признавать свои ошибки, И - я исследователь, Т – тормоза,
УФК – уровень физической культуры, УЗС – уровень
зашоренности стереотипами, УД – уровень доброты, Ю –
чувство юмора)
2. УВАЖЕНИЕ ИЛИ ТЕРПИМОСТЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ И
КУЛЬТУРАМ (те же параметры с позиций других людей)
3. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ (Я и Время, Я и документальны
свидетельства эпохи, Я и моя семья, Я и мой город, Я и мое
Отечество)
4. МУЗЕЙНАЯ КУЛЬТУРА (Бережное отношение к предметному
миру и уменье выделить в нем предметы, наиболее ценные
с исторической или художественной точки зрения)

46.

5. ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ (уровень развития
конструктивного воображения, понимание разницы между
мифом и документом)
6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО (отношение к красоте, понимание
сути Великого закона гармонии)
7. НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО (сопереживание, сострадание к
чужому горю)
8. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (понимание законов природы,
бережное отношение к растительному и животному миру)
9. ДУХОВНОСТЬ (соотношение телесного и духовного начал в
человеке, умение оценить и сберечь свое духовное начало,
забота о собственной душе)

47.

Музейно-педагогическая программа
«Окружающий мир и музей»
Программа «Окружающий мир и музей»
предназначена для начальной школы (1–4 классы).
Её авторы – московские музейные педагоги
Т. Н. Панкратова и Т. В. Чумалова. Программа прошла
апробацию в столичных школах, но её можно
использовать в любом другом регионе страны. Темы
программы могут рассматриваться на базе
экспозиций музеев любого профиля.

48.

Музейно-экскурсионная программа
«Предметный мир культуры»
Программа разработана авторской группой «Музей и образование» на базе Московского ин-та развития образовательных
систем (МИРОС) Н. Г. Макаровой, Е. Б. Медведевой, С. Б. Мининой, М. Ю. Юхневич вместе со специалистами московских
музеев. Авторы рассчитывали на то, что специалисты из других
городов, изучив московский опыт, смогут составить
аналогичные программы для регионов России, что и
произошло в г. Ярославле. В Ярославском музее-заповеднике
действует программа «Мир вокруг нас». Её авторы – В. А. Новожилова, С. Д. Тренина, Л. Б. Зайцева.

49.

Программа ориентирована на познание и практику общения
школьников и учителей в основном с музеями нехудожественного профиля. Программа предназначена для учащихся
начальной школы и представляет собой общегородскую
программу, призванную обогащать школьные программы,
усиливать наглядность обучения и развитие творческой
активности учащихся.
Цель программы — сформировать отношение к музею не как к
наглядному пособию (иллюстрации) по определённым учебным
дисциплинам, а как к средству формирования ценностного,
личностно-окрашенного отношения к культурному наследию.

50.

Вводя в мир разнопрофильных музеев, авторы программы, не
ставя задачу воспитания у младших школьников музейной
культуры, акцентируют их внимание на музее как на собрании
запечатлённой в предметах памяти, то есть речь идёт о
формировании исторического сознания. Этот акцент нашёл своё
отражение в структуре программы, которая состоит из блока
теоретических материалов (в них рассматриваются возможности
партнёрства музея и школы и методика проведения занятий), а
также 4 тематических блоков: «Природа», «Город», «Дом»,
«Предмет рукотворный». Каждый из них включает разработки
нескольких взаимосвязанных тем, по которым детям
предлагается совершить заранее подготовленное в классе
музейно-экскурсионное путешествие, заканчивающееся уроком,
закрепляющим полученные впечатления. Учитель снабжается
комплектом методических материалов и творческих заданий.

51.

Блок «Природа» обращает внимание городского школьника на
природное окружение и прежде всего на животный мир.
Программой предлагается два музейных путешествия: «С
Киплингом по Зоологическому музею» и «Тайны загадок
природы».
Блок «Город» имеет «москвоведческую» направленность и
нацелен на формирование интереса к родному городу.
Содержательным материалом занятий являются богатейшие
коллекции музеев Москвы, позволяющие совершить такие
путешествия: «Путешествие по древней Москве», «Прогулка по
Кремлю», «Как жили москвичи в древности» и др., а также
обратить внимание детей на улицу, где стоит их собственный
дом, и на расположенные неподалеку памятники.

52.

Блок «Дом» знакомит с существованием и функциями «дома»
на материале мемориальных музеев, ставших средоточием
культурной памяти о некогда живших в них великих людях. Тем
не менее цель музейно-экскурсионных путешествий — не
изучение их жизни творчества (они рассматриваются косвенно),
а попытка на эмоциональном уровне дать представление об
эпохе XIX в., погрузить детей в атмосферу жизни ушедших
поколений, познакомить с предметами исчезнувшего быта.
Программой предлагаются путешествия в дома-музеи
писателей, где воедино связаны творчество и бытие, а каждый
предмет является музейной ценностью.

53.

Блок «Предмет рукотворный» посвящен формированию у
ребёнка уважения к труду того, кто создал предмет, интереса к
эволюции знакомых предметов и их истории. В рамках музейноэкскурсионных путешествий этого блока дети знакомятся с
двумя видами предметов, которые созданы человеком, —
техническими изобретениями (телефон, космические приборы
и т. д.) и предметами, относящимися к миру искусства (балетная
туфелька, произведения народных промыслов).

54.

Музейно-педагогическая программа
«Здравствуй, музей!»
Разработана РЦ музейной педагогики и детского творчества ГРМ.
Программа имеет многоуровневую структуру, охватывая возрастные периоды от детского сада до вуза. Она ориентирована на
творческое взаимодействие музейного и школьного педагогов и
имеет целью привлечь учащихся к художественному музею —
средству формирования эстетических и духовно-нравственных
основ личности и её художественного вкуса. Программа представляет собой комплекс учебных курсов, объединённых блоком
взаимосвязанных задач, которые на первом этапе включают
формирование навыков визуального мышления и межличностного общения, а также получение знаний о специфике и истории
изобразительного искусства. На завершающем этапе главным
является развитие способности к сотворческому восприятию.

55.

В свете вышеизложенных задач программа «Здравствуй,
музей!» даёт ребенку возможность приобрести следующие
умения и навыки:
• интерпретации и оценки зрительных образов в условиях по
стоянно возрастающего потока визуальной информации;
• изложения самостоятельных суждений;
• осмысления художественных достижений общества;
• творческого восприятия окружающего мира.
Интеграция программы «Здравствуй, музей!» в школьный
учебно-воспитательный процесс опирается на интенсивное и
плодотворное сотрудничество музейных сотрудников с
учителями, администрацией школ и образовательными
учреждениями.

56.

В программе актуализированы идеи А. Лихтварка, Р. Кершенштайнера, Б. Гилмана, А. Бакушинского, Н. Романова и других
ученых, видевших в музее среду, обладающую высокой
ценностью и непреходящим значением для развития личности.
В ней также творчески переосмыслен опыт современного
научного понимания роли музея в общекультурном и
творческом развитии личности (Е. Г. Ванслова, М. Б. Гнедовский,
Е. Н. Конухова, Н. Г. Макарова, О. Л. Некрасова-Каратеева,
Ю. Н. Протопопов, Б. П. Юсов, М. Ю. Юхневич и др.).

57.

Первоначальное базовое образование на курсах в Русском
музее, закладывающее основы музейно-педагогической работы
учителей, логически связано с системой последующих
консультаций, анализа уроков и методической поддержки.
Приобретаемые в процессе музейного обучения навыки работы
с произведениями искусства дают возможность школьному
учителю и воспитателю детского сада стать реальным
инициатором, организатором и вдохновителем общения
ребёнка с изобразительным искусством и музеем.

58.

В основе концепции программы, построенной с учетом опыта
ГРМ и других отечественных и зарубежных музеев, лежит
установка на восприятие как на процесс непрерывного
контакта с окружающим миром. И если целью программы
является приобщение к музею и развитие художественного
восприятия, то реализация её задач предполагает поэтапное
развитие визуального мышления, дополняемое приобретением
знаний по истории искусства и овладением методами
художественного анализа памятников искусства.

59.

В связи с тем, что успех общения с искусством зависит от степени художественного развития личности, в первых разделах
программы главное внимание сосредоточено на формировании
ocнoвы визуального мышления и понимания органической
взаимосвязи изобразительного искусства с окружающей
средой. И лишь затем, через ознакомление с жанрово-видовой
спецификой изобразительного искусства, осуществляется
переход к его истории, рассматриваемой в тесной взаимосвязи
с историей культуры, социальной историей и т. д.

60.

Исходные утверждения, положенные в основу программы:
• общечеловеческие ценности постигаются человеком благо
даря высокоразвитой культуре видения, понимания и чувств,
формированию которой и служит предлагаемая программа;
• становление национального самосознания учащихся и их го
товности к равноправному диалогу с культурами различных
народов предполагает овладение ими культурным наследием
своей страны, поэтому зрительный ряд занятий по искусству
опирается на произведения отечественных художников —
прежде всего те, в которых воплощаются образы русской
природы, — с привлечением сюда работ лучших
представителей зарубежного изобразительного искусства;
• пониманию учащимися необходимости органичного сочета
ния традиций и современности способствует включение в
программу, наряду с классическими творениями, ярких явлений
культуры XX в.

61.

Структура программы включает несколько разделов:
Раздел 1 «Мы входим в мир прекрасного» адресован
дошкольникам. Его материал построен исходя из содержания
общепринятой государственной программы для детского сада и
возможностей художественного музея. Условием плодотворной
реализации целей и задач раздела является постоянная
взаимосвязь музея и дошкольного учреждения в форме
совместной работы с учащимися по специально разработанным
методикам, помогающим наладить общение с
изобразительным искусством, городской средой, природой.

62.

63.

Раздел 2 «Мир музея» предназначен для учащихся начальных
классов. Он состоит из трех взаимосвязанных курсов, в ходе
которых решаются задачи развития визуального мышления и
приобщения к музею:
«Учись смотреть и видеть» — для 1-го класса,
«Введение в музей» — для 2-го класса,
«Виды искусства» — для 3-го класса,
«В мире художественных образов» - для 4 класса.
Уроки по всем трем курсам ведёт учитель, что даёт ему
возможность интегрировать их с содержанием и задачами
уроков по развитию речи, изобразительному искусству,
математике и другим предметам.

64.

65.

66.

Раздел 3 «Личность и изобразительное искусство» — для
учащихся среднего и старшего школьного возраста — построен с
учётом активно развивающегося личностного самосознания
ребёнка, поэтому, после овладения содержанием курса
«Язык изобразительного искусства» (5-й класс),
в последующих курсах — «Рассказы о художниках» (6–9 кл.),
«История изобразительного искусства и архитектуры» (6–11
кл.) и «Архитектурно-художественное краеведение» (8–9
классы) — основное внимание уделяется изучению процесса
художест-венного творчества и обобщению полученных знаний
о его специфике и закономерностях.
Эти курсы интегрируются с другими гуманитарными
дисциплинами, и прежде всего — литературой, историей,
мировой художественной культурой.

67.

Раздел 4 «Социальное творчество и художественная
культура» для учащихся старших классов разработан с учётом
присущей данному возрасту активизации мыслительной
деятельности, способности к углубленному анализу и растущей
самостоятельности в оценках эстетического характера. Раздел
подводит итоги обучения в средней школе. Его курсы
«Проблемы современного искусства» (11-й класс) и
«Гуманистические ценности художественной культуры» (10–11)
направлены на формирование и развитие потребности найти
своё место в пространстве культуры, способности реализовывать свой культуротворческий потенциал в процессе создания,
восприятия, переживания, осмысления, оценки её духовных
ценностей. Музейная среда раскрывается как место духовного
поиска и становления личности, импульса и ориентира для
социального творчества человека.

68.

Раздел 5 «Художественный музей в современном мире»
рассчитан на студентов гуманитарных и технических вузов, и в
содержании его курсов «Музеи мира» и «Пути развития
отечественного искусства» раскрывается цивилизационная
значимость музея в современной культуре. Знакомясь с
крупнейшими музеями мира, студенты постигают проблематику
бытования современного музея и место отечественного
искусства в контексте мировой художественной культуры.
Раздел 6 «Шаг навстречу» предназначен для работы в
области социальной адаптации и творческой реабилитации
детей в музейной среде. Материал раздела содержит
важнейшие установки и практические рекомендации по
организации арт-терапевтической деятельности в музее для
достижения положительных изменений в интеллектуальном,
эмоциональном и личностном развитии детей, имеющих
отклонения в психической сфере и поведении.

69.

Все разделы программы обеспечены поурочными учебными
материалами (разработками, комплектами слайдов, видеофильмов, программами на лазерных CD), адресованными
школьному учителю и музейному педагогу.
Каждый из названных разделов представляет собой внутренне
завершённый блок и может быть реализован отдельно, хотя
действенность программы значительно увеличивается при
последовательном освоении всех её разделов.
Рассматривая модель, в которой интегрируются оба блока —
«музейная педагогика в школе» и «школа в образовательном
пространстве музея», — как оптимальную для системы
художественного образования, отметим, что её внедрение
требует системного подхода и решения проблемы различия
уровней и установок профессионального сознания музейного и
школьного педагогов, сложности адаптации учителя к
пространству музея.

70.

Программа «Здравствуй, музей!»:
– построена в соответствии с педагогическими принципами
природо- и культуросообразности;
– разработана на основе концепции педагогического взаимо
действия художественного музея и системы образования;
– обладает качествами системности и построена на основе преемственности в реализации своих задач и содержания, учитывая
возрастную специфику учащихся;
– ориентирована на творческое взаимодействие музейного пе
дагога и учителя и курсовую подготовку последнего в музее, что
дает ему возможность стать инициатором и организатором
общения ребёнка с музеем;
– рассчитана на многолетнюю реализацию в целостном, тща
тельно продуманном дидактическом пространстве;
– потенциально интегративна, так как обладает широкими воз
можностями для интеграции с общеобразовательными
предметами;
– обеспечена учебно-методическим комплексом для реализа
ции музейно-педагогического процесса.

71.

В частности, анализ эффективности программы опирается на
следующие методики:
1. Педагогические:
— текущий контроль (анализ уроков, педагогической
документации, творческих работ учащихся, тематические
обсуждения на административных и методических
совещаниях);
— анализ промежуточной и итоговой аттестации учащихся
(обобщающее, контрольные уроки и т. д.);
— анализ дневников учителей-экспериментаторов;
— анализ методических разработок учителей-экспериментаторов (конспекты уроков, тематические картотеки, описание
педагогического опыта, творческие работы для конкурса
достижений и их обобщение в Межрегиональном методическом кабинете Российского центра музейной педагогики и
детского творчества ГРМ);

72.

— проведение семинаров по обмену опытом учителейэкспериментаторов;
— проведение педагогических советов с коллективами
экспериментальных школ на базе Русского музея;
— обобщение опыта внедрения на региональных и
международных конференциях и совещаниях;
— анализ региональных аналитических отчетов и
методических публикаций по вопросам внедрения программы
«Здравствуй, музей!»;
— опросы, анкетирование учащихся, родителей и учителей,
участвующих в эксперименте.

73.

2. Психолого-педагогические:
— подборка тестов диагностического исследования по курсу
«Учись смотреть и видеть», ассоциативный эксперимент,
словесные ассоциации, составление изображения, эскизы,
спрятанная форма, эмоциональный термометр, анкета для
родителей;
— метод шифровки;
— метод семантической дифференциации;
— тест на определение уровня репродуктивной речи;
— оценочный тест на определение критериев
художественности у обучающихся.

74.

Программа решает важнейшую задачу приобщения
подрастающего поколения к музейным ценностям. В её рамках
сложилась последовательность преемственных звеньев
диалога: музей — учреждение образования — музей. Поэтому и
занятия на экспозиции, и аудиторные занятия в учебных
заведениях в равной мере укрепляют и активизируют участие
музея в общепедагогическом процессе.

75.

Методические примеры занятий
с детьми
по истории повседневности в музее

76.

1. Занятие на основе сказок и сказочных сюжетов.
Для детей 5-10 лет историческое прошлое неотделимо от
сказки. Музейные предметы на занятиях с детьми
приобретают «сказочного» хозяина и волшебные свойства:
ведро принадлежит Емеле, ларец становится погибелью
Кащея, конская упряжь из сказки «Морозко», прялка из
«Сказки о царе Салтане», в горшке варится топор, а
скатерть «накрывает» на стол.
Из сказочного занятия в музее дети обязательно
выносят определенный нравственный урок («Сказка ложь,
да в ней намек») и оптимистическое настроение, так как
сказка всегда хорошо заканчивается.

77.

Популярным приёмом на детской экскурсии является
«оживление» экспоната через сказку: следует «воспоминание» экспоната о своём прошлом, прежних хозяевах и
рассказ «своей» истории. Сказка и её сюжет может стать
стержнем всего занятия, задаёт ритм и тон всей экскурсии
и вовлекает в неё широкий спектр музейных экспонатов.
Сказочный сюжет — основа игрового занятия и
театрализации, поэтому целесообразно небольшое
сказочное действие с действующими лицами - музейными
экспонатами. Сказка может стать основой детского
творчества и после экскурсии, когда ученики лепят, красят;
вырезают из бумаги сказочных героев и создают куклы,
которые позже забирают к себе домой.

78.

В Государственном музее-заповеднике «Петергоф» во
дворце Марли проводится занятие «Принцесса на
горошине». Фея встречает детей, вспоминает с ними
известную сказку, знакомит их с китайским фарфором,
изящной мебелью, камином и печью с вытяжкой. Далее
они играют в игры XVIII в. В спальне под матрасом кровати
петровского времени они находят настоящую горошину.
Им дают подержать в руках карманные и солнечные часы.
Затем они одевают в бумажные костюмы петровского
времени картонных кавалера и даму и узнают названия
деталей XVIII в.

79.

В музее «Екатерининский корпус» проводится занятие
«На балу у феи», в ходе которого дети рассматривают
украшающие залы дворца отделку и предметы, учат
«язык» веера и обследуют содержимое бальной сумочки.
В Желтом зале дети танцуют, поют песенку про жука и
играют в игры XVIII в. Покидая залы дворца в конце
занятия, они обнаруживают хрустальную туфельку
Золушки, тыкву и муляж крысы. Такое занятие возможно
во дворце или особняке любого города России.

80.

2. Занятия на основе загадок и тайн музейных
предметов.
Родная речь - это важнейший путь передачи духовного
наследия из поколения в поколение. Смысл и значение
загадки на занятии заключается в том, что она
способствует развитию образного мышления ребенка,
учит его видеть целое за частью, угадывать суть по
нескольким штрихам. Разгадывание загадок для
маленького ребенка — это процесс освоения
метафоричного языка символов и иносказаний. Дети
знают, что в сказках загадывать загадки любит «нечистая
сила», испытывая героя на право владеть сокровенной
тайной. Загадки нельзя было загадывать в тёмное
вечернее и святочное «опасное» время.

81.

Ассоциативный ряд выстраивается у младших школьников при употреблении на музейном занятии современных поговорок и выражений, которые имели определённый
сакральный или функциональный смысл.
Наиболее плодотворным материалом для выстраивания
речевых ассоциаций является «говорящая» одежда
славян. Музейный педагог объясняет смысл следующих
загадок и поговорок: «Семь одежек и все без застёжек»
(многослойность одежды), «По Сеньке и шапка» (высота
шапок по статусу), «козырять», «кичиться», «заноситься»
(высокий воротник – козырь, нарядный головной убор
замужней женщины – кичка, золотая цепочка – заноска),
«узнать подоплёку дела (подкладка под рубахой –
подоплёка), «загашник» (гашник – шнурок в кулиске
мужских портов, куда прятали деньги), «работать спустя
рукава» (длинные рукава боярской одежды).

82.

Занятие в Музее коллекционеров Государственного
музея-заповедника «Петергоф» называется «Тайна
фарфоровой чашки». Ребят встречает экскурсовод в
костюме китаянки и в увлекательной форме рассказывает
о том, как появился фарфор в Китае, когда его изобрели в
Европе и кто создал первые фарфоровые изделия в
России. Во время экскурсии музейный сотрудник в
костюме И. Бетгера случайно роняет пудру с парика в
фарфоровую массу, а другой в образе Д. Виноградова
показывает массу и изделия из фаянса и фарфора. В
конце экскурсии дети рисуют свой эскиз росписи чашки
или расписывают бумажную тарелку.

83.

На экскурсии «Велосипед - железный конь, любимец
взрослых и детей» в музее «Императорские велосипеды»
дети узнают о том, когда появился первый велосипед и
почему он назывался «костотряс». Они увидят уникальные
велосипеды «Паук» и «Тандем», смогут позвонить в
велосипедный звонок, потрогать руками руль и другие
детали старых велосипедов, посидеть на них и
обследовать содержимое дорожного саквояжа.

84.

3. Занятие «Путешествие».
В Путевом дворце Петра Великого в Стрельне проводится занятие «По следам бременских музыкантов». Под
музыку мультфильма дети знакомятся с экспозицией
музея и узнают о том, как путешествовали в XVIII в. Им
показывают изображения карет, бричек, колымаги и др.
средств передвижения. Они заполняют подорожную, без
которой нельзя было отправиться в путешествие, рассматривают походную посуду и снаряжают походный сундук,
который ставят посередине зала. В Фортунном покое, где
играли путешественники, дети узнают о древней игре триктрак, о происхождении шахмат, шашек, домино и др. игр.
Они сами играют в бирюльки и проводят аналогию с
игровым автоматом. Затем они играют в игры, в которые
могли играть бременские музыканты на привале: «Морской волк», «Повторина», «На болоте», разгадывают
загадки на тему путешествий.

85.

В музее «Московский Кремль» проводится занятие
«Путешествие по залам Оружейной палаты», которое
строится по мотивам сказки А. С. Пушкина — в гостях у
князя Гвидона. В ходе занятия дети рассматривают
интерьеры старинных палат — квадратный зал с опорным
столбом, роспись стен, ковровое покрытие пола. В зале
оружейного дела дети узнают о том, как были одеты
«тридцать три богатыря, в чешуе, как жар горя». В зале
драгоценной посуды моделируется пир Гвидона, а в зале
светской и церковной одежды разбираются древнерусские
наряды, дети наряжают манекены.

86.

4. Занятие «Событие из жизни ребенка».
В музее «Палаты бояр Романовых» проводится занятие
«Старинный праздник в боярских палатах». Это могут
быть Рождество, Крещение, Масленица, Пасха и именины.
Дети во время этих занятий участвую в колядовании и
святочных гаданиях в интерьерах музея, зимних играх и
забавах, сжигании чучела Масленицы во дворе музея. Их
одаривают куклой Масленой и угощают блинами. На Пасху
они осваивают полный цикл подготовки старинного дома к
празднику, красят яйца, делают пасхальные блюда,
украшают стол и интерьер, участвуют в игре «Катание
пасхальных яиц».

87.

На занятии, посвященном именинам, рассказывается,
как в старину давали имя, как крестили, как праздновали
именины и пекли именинный пирог, одаривают
именинников подарками.
В Музее К. С. Станиславского в Москве организуются
детские занятия по программе «Рыцарский турнир» и
«Встреча Нового года в дворянской семье».
Занятие «Рыцарский турнир» происходит в Рыцарском
(репетиционном) и Онегинском залах музея. В первом
проводится пир рыцарей после турнира, а во втором собственно сам турнир с выстраиванием декораций шатров для короля, герольдов, музыкантов и «поля
сражений».

88.

К занятию «Встреча Нового года в дворянской семье»
наряжается ёлка по канонам XIX в. На её ветвях
развешаны вата, блестки, мишура, шишки, грибы, яблоки,
орехи, фигурные пряники, печенье, конфеты. Игрушки
делали картонажные, то есть склеивали два слоя
разрисованного картона - получались животные, птицы,
ангелы и феи. Развешивали красные флажки - гирлянды,
бумажные фонарики, свечи на маленьких подсвечниках.
Дети должны приготовить выступления на ёлке, как
делали тогда. Занятие проводят два музейных педагога в
образе Старого года (старик) и Нового года (юноша),
который в конце раздаёт подарки.

89.

90.

5. Занятие «Мифы и легенды сада» проводится на
территории музея на свежем воздухе. В Петергофе на
островах Ольгиного пруда проводится занятие «Дивное
царство богини Флоры». Музейный педагог в образе
древнегреческой богини Флоры через мифы и легенды
Древней Греции и Рима рассказывает о растениях. Ребята
узнают историю происхождения известных цветов, таких
как нарцисс, роза, фиалка, медуница, ирис и многие
другие. Также они разгадают тайну некоторых растений и
изучат язык цветов. Юным посетителям показывается
гербарий XIX в., и они осваивают его правильное
оформление. После этого ребята собирают цветы, листья,
желуди (в зависимости от сезона) и после окончания
занятия изготавливают поделки из собранного материала
в Караульном доме.

91.

92.

В музее Коломенское проводится занятие «Там на
неведомых дорожках». Младших школьников встречает
музейный педагог в старинном русском костюме. Он
рассказывает о мифологическом значении деревьев и
цветов у древних славян, приводит пословицы и поговорки
на заданную тему. Ребята отгадывают загадки и
вспоминают русские народные сказки, героями которых
являются представители растительного мира. Затем они
собирают цветы, листья, желуди и изготавливают поделки.
Такие занятия можно реализовать в любом музейном саду.

93.

94.

95.

6. Занятие «В гостях у...» вводит детей в незнакомую
среду, моделирует новую жизненную ситуацию и развивает
способность к самопознанию и постижению другого —
другого «я» и другого мира.
В Музее кукол в Москве проводится занятие «В гостях у
королевского шута», главным действующим лицом
которого является шут – символ музея. Вместе с ним дети
на «машине времени» путешествуют по странам и эпохам
и встречаются с фараоном, царём, королём и другими
персонажами. Сначала куклу-шута расколдовывают
правильными ответами и участием в приключениях.
Максимальное число детей на экскурсии — 10 человек,
поэтому каждый может проявить себя на занятии. За
правильные ответы получают кукольную валюту - шутики.
Заканчивается занятие вручением призов и подарков.

96.

97.

В музее «Палаты бояр Романовых в Зарядье» проводится экскурсия «В гостях у боярина», которая основана на
русских обычаях, традициях, преданиях при активном
участии детей. На пороге усадьбы их встречают боярин и
боярыня, знакомят с ключницей, которая сопровождает их
в подклет для знакомства с русской одеждой. В трапезной
боярин рассказывает о русской кухне, детям показывают
сценку «Как чай на Русь попал». Они узнают о
происхождении и изначальном смысле старинных слов и
выражений, а также выполняют творческие задания. Через
народные приметы и предания они знакомятся с русским
бытом старинного дома. В конце экскурсии дети получают
«гостинец» от боярыни – мешочек с орешками и
леденцами и подарок от боярина - керамические обереги.

98.

Палаты бояр Романовых в Зарядье

99.

7. Цикл занятий «Дом» является всеобъемлющим
комплексом музейных занятий для младших школьников.
Он может иметь различные названия: «В гостях у
домовёнка», «В гостях у прабабушки», «К бабушке в
деревню», «В избе бабы Кати».
В музейном пространстве появляется интерьер
крестьянского дома, который становится сценической
площадкой с меняющимися декорациями. В «избу»
помещают подлинные крестьянские вещи и специально
изготовленные предметы. Дом – первая жизненная среда,
с которой сталкивается ребёнок и которая ему близка и
дорога. Дом также является моделью, позволяющей
младшему школьнику узнать картину мира. Дом –
ключевой символ культуры и мировоззренческое понятие,
так как он является основой семьи и воспитания детей.

100.

«Дом» предполагает качественно иной уровень освоения
ребёнком действительности, ее исторического прошлого,
учит ориентироваться в предметном мире культуры.
«Дом» вводит ребёнка в мир игры, обогащает и развивает
маленького человека. Кроме того, «Дом» даёт понятие о
различных видах деятельности его обитателей в прошлом,
а также предлагает попробовать себя в различных видах
творчества. Представление о труде крестьянина дают
ремесла, а проигрывание ролей гончара, ткачихи или
поварихи позволяет «прожить» различные жизненные и
профессиональные ситуации и включиться в игровую
деятельность. Формирование представлений детей о
крестьянском отдыхе возможно через моделирование
ситуаций русских праздников, исполнение их обрядов,
обычаев и знакомство с фольклором.

101.

На первом занятии с младшими школьниками дом
рассматривается как жилище. Музейный педагог им
рассказывает о том, как выбирали место для строительства дома и деревья, как его рубили и ставили. Для детей
6-10 лет крайне важно понимание дома как «живого
существа»: фасада как его лица, отсюда его элементы –
чело (лоб) – очелье – причелины, лицо – наличники –
полотенце, око – окна. В доступной форме детям
рассказывают о важнейших элементах дома: печи, углах,
полатях, горнице, волоковых и косящатых окнах, лавках и
скамьях, подголовниках и светцах. Музейный педагог
рассказывает об обряде переезда в новый дом и его
атрибутах. Это каравай, рушник, иконы, солонка, ковш,
горшок, кот, петух, а также домовой Кузя. Детям
показывают, как топили печь в доме, какие предметы и
зачем стояли в разных углах дома.

102.

103.

Далее им предлагают отгадать загадки и сделать
рисунки к отгадкам: «Два братца видятся, да не сходятся»
(пол и потолок), «Ходит взад и вперед, никогда не устает»
(веник), «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора»
(коромысло), «Поля стеклянные, межи деревянные»
(окна), «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает» (ухват),
«Четыре братца под одним шатром стоят» (стол), «Без рук,
без ног, во все стороны клонится» (люлька), «Стоит
попадья, тремя поясами подпоясана» (кадка). В ходе
первого занятия детям даётся представление об оберегах
в доме (от слова «беречь»). В старину боялись леших,
водяных, русалок, и, чтобы умилостивить русалку, её
стали изображать на кораблях и домах. Их называли в
народе «берегинями», то есть они берегли дом.

104.

Также оберегами были конь и птицы. Детям показывают
конек («Конь на крыше – в избе тише») и резьбу из русалок
по фасаду дома. В процессе рассказа о коне как символе
благополучия в доме показывается резьба с конской
головой на лавках и на рукоятках ложек. Наглядным
подтверждением для младших школьников о птицеобереге является демонстрация старинного флюгера на
крыше в виде петушка и нахождение образов птицы в
наличниках домов, формах старинных ковшей и солонок,
свистульках и ювелирных украшениях. Творческой акцией
детей на таком занятии может стать лепка коня или
птички, а также рисование предметов древнерусского быта
с уточкой и конской головой или эскиз наличника дома.
Понять смысл и значение коня в жизни русского
крестьянина помогает загадка: «Не пахарь, не кузнец, не
плотник, а первый на селе работник».

105.

106.

Второе занятие программы «Дом» посвящено семье в
доме. Дети изучают состав крестьянских семей, место и
роль каждого члена семьи в бытовом распорядке в соответствии с его хозяйственными обязанностями. На этом
занятии обязательно разыгрываются роли главы семейства и хозяйки дома. Важная идея занятия: дети – помощники взрослых. Объясняются и обсуждаются пословицы:
«Изба детьми весела», «Вся семья вместе, так и душа на
месте», «Работай до поту, поешь в охоту», «Поскорей
подрастай да к работе поспевай». Дети включаются в
творчество: составляют рассказы и коллажи фотографий
«Моя семья», рисуют на темы «Семья в крестьянской
избе», «Дети - помощники взрослых», склеивают картины
русских художников о семье из кусочков, сочиняют
стихотворения о семье. Дети могут полежать на «полатях»
и заполнить «забор» своими отзывами и предложениями.

107.

Третье занятие посвящено хозяйственным заботам и
крестьянским ремёслам. Изучаются женское рукоделие и
приёмы изготовления женской и мужской одежды. Музейный педагог рассказывает детям о выращивании и обработке льна в крестьянских семьях, о подготовке пряжи к
работе, прядении и ткачестве. Объясняется суть вышивки
на рубахах: она «оберегала» разрезы — места проникновения «нечистой силы». Вспоминая слова сказки «Три девицы под окном пряли поздно вечерком...», дети пробуют
освоить работу на прялке. Им объясняют, что сидеть нужно
на донце прялки, к верхней части - лопаске - привязывали
кудель - шерсть или лен, пряха скручивала шерстинки в
нитку и наматывала на веретено.

108.

109.

Детям предлагают продолговатые куски бумаги, на которых они должны сделать эскизы вышивки полотенец. Они
соединяют точки, чтобы получилась богиня плодородия
Мокошь – наиболее часто встречающийся узор на полотенцах. Дети рисуют свои варианты древнерусских костюмов и головных уборов - сарафана, пояса, понёвы, душегреи, кокошника, повязки, рубахи, портов, онучей, лаптей.
Затем им показывается технология изготовления лаптей
и плетения поясов. Далее детям показываются два предмета – рубель и старинный утюг. Хозяйка наматывала
ткань на скалку, а потом катала её зубчиками рубеля по
столу. Валёк помогал крестьянке стирать одежду, им она
«выбивала» из ткани загрязненную мыльную пену. Богатая
резьба на вальке и рубеле говорит о том, что их дарили в
подарок. О них сложена поговорка: «Не мытьем, так
катаньем».

110.

Музейный педагог привлекает детей к изготовлению
кукол-закруток из ткани, раскрашиванию шелковых тканей,
созданию ковриков из кусочков ткани, вышивке салфеток,
проектированию старинных украшений. В Музее русских
валенок в Москве показывают, как в старину делали валенки. Дети видят, как заготовка валенка в человеческий
рост превращается в маленький валеночек после варения,
долгого трения и надевания на колодку. Все предметы
быта дети могут трогать руками. Музейный педагог задаёт
вопрос: «Что умели делать в крестьянском доме?»
Отвечая на него, дети выясняют широту ремёсел: лепка
посуды из глины, вырезание предметов из дерева, роспись
по дереву, выпечка пирогов. Детям предлагается обсудить
пословицы о ремесле: «Всякому умению свое уважение»,
«Не сиди сложа руки, не будет скуки», «Не то дорого, что
красного золота, а то дорого, что доброго мастера» и др.

111.

Младшим школьникам показывают образцы пород
дерева и предлагают загадки и поговорки о дереве, все
части которого широко использовались в крестьянском
быту. Из древесины липы вырезали ложки, солонки, миски,
блюда, прялки, деревянные игрушки, гребни, а из бересты
изготавливали короба, туеса и маски для ряженых.
Берестяные стенки не пропускали тепла, поэтому не
портились продукты, береза не впитывает краску, что
позволяло украшать ее росписью. Она прочна, легковесна
и герметична, поэтому изделия из бересты брали в дорогу.
Даже в сильный дождь соль в такой солонке не мокнет, так
как береста не пропускает воду. Корни также шли в дело:
ковши большого размера выдалбливали из корней
деревьев.

112.

Затем с детьми разбираются мотивы резьбы по дереву:
круг – это солнышко, волнистая линия – вода,
перпендикулярные полосы – «хляби небесные», или
дождик, знаки земли. Дети понимают, что все это
неслучайно, так как от воды и солнца зависел урожай.
Детям объясняется суть работы гончара, предлагается
слепить свистульку или кувшин, если есть гончарный круг.
Изделия можно обжечь в духовке газовой плиты при
температуре 160-180 градусов в течение 2 часов, затем
дети «расписывают» свою поделку.
Аналогичным образом можно провести мастер-класс по
выпечке старинных пирогов и приготовлению блюд русской
кухни, провести игры «История со вкусом» и «Съедобноенесъедобное» с выставлением блюд разных эпох и
выбором древнерусских.

113.

На последнем занятии экспозиция «изба» превращается
в старинную школу с её атрибутами: книгами,
чернильницами, гусиными перьями, восковыми досками,
горохом и розгами. В «школе грамоты» дети знакомятся со
старым церковнославянским алфавитом, находят буквы,
которых нет в современном алфавите, считают на
вишневых косточках, взвешивают безменом фунт соли,
отмеряют аршином кусок полотна, пишут гусиными
перьями. На занятии музейный педагог в костюме
«мастера грамоты» проводит урок, «наказывает»
неусидчивых розгами и ставит в угол «на горох».

114.

В условиях пренебрежения традициями и нигилизма в
отношении традиционной культуры, прагматичности
современного мышления и гипертрофированного культа
потребления, которые не развивают умения и не становятся нравственным ориентиром подрастающего поколения, культурно-образовательные музейные программы для
младших школьников имеют огромное значение для
воспитания детей. Описанные программы и занятия,
реализуемые в различных музеях России, призваны
способствовать воспитанию уважения к своему краю и его
традициям, усвоению ценностных ориентиров личности,
формированию самостоятельного видения произведений
культуры и искусства как отображения истории,
выявлению и поддержке одарённых детей и
популяризации творчества младших школьников.

115.

Источники
1.Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория,
практика : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2004. 216 с.
2.Музейно-педагогическая программа «ЗДРАВСТВУЙ,
МУЗЕЙ» / под ред. Б. А. Столярова. СПб., 2009. 16 с.
3.Короткова М. В. Изучение повседневной культуры
России в музее и школе : методическое пособие. М. :
Прометей, 2013. 294 с.
4.Озерова Д. Е. Культурно-образовательная деятельность
музеев в России и за рубежом : методические указания.
Ярославль : Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2011. 48 с.
5.Туманов В. Е. Школьный музей : методическое пособие.
Изд. 2-е, исправл. М. : ЦДЮТиК, 2003. 154 с.

116.

Благодарю за внимание!
Рожина В. А.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ПМДНО
Педагогического института ВятГУ
English     Русский Правила