Похожие презентации:
Эпоха просвещения
1.
ЭПОХАПРОСВЕЩЕНИЯ
2.
Новым временем принято называть эпоху условнымиАнглийская
буржуазная революция 1640-х гг. и Первая
мировая война 1914-1917 гг.
границами которой являются два события
В результате
буржуазных революций
в Голландии и Англии
раньше других стран
Европы утвердился
капиталистический
строй.
Это способствовало
освобождению от
старых феодальных пут
и быстрому развитию
промышленных сил.
3.
Англию в это время совершенно справедливо называли«мастерской мира». Англия в 18 в. развивается быстрыми
темпами, значительно опережает другие европейские страны, не
говоря уже о прочих территориях планеты, на которых в это
время царят феодальные или первобытно-общинные отношения.
Это позволяет Англии стать крупнейшей колониальной державой
и вывозить капиталы в другие части мира.
4.
В новое время, когда после завершенияэпохи «великих
географических открытий» человечество реально представляло
насколько велик и разнообразен мир, сформировались идеи
европоцентризма. Складываются представления о Европе как о
колыбели человеческой цивилизации, Европе как обладательнице всех
прогрессивных идей и передовых технологий.
Миссионеры в Китае
5.
Сложилосьпредставление о том, что
миссия, задача
европейцев состоит в
том, чтобы просветить,
«окультурить» весь мир.
Одновременно с идеей
цивилизаторской
миссии Европы
складывается и
пренебрежение к другим
«нецивилизованным»
народам. Эти
представления живут и
сегодня.
6.
В противовес колоссальным просторам открытого мираи разнообразию проживающих там народов с их экзотичными
культурами европейцы начинают осознавать свою общность.
Европу, тогда еще не призывают сделать «общим домом»,
европейцы конкурируют между собою в колониях, ведут
ожесточенные войны, высмеивают недостатки и особенности
друг друга.
7.
Но, не смотря на переменчивость взаимоотношениймежду европейскими государствами, постоянным и
интенсивным становится взаимодействие европейских культур.
Процесс культурного обмена между европейскими странами,
начавшийся еще в эпоху Возрождения, становится все более
плотным, тесным и непрерывным.
Открытка,
посвященная
Всемирной
выставке в
Париже 1900
год.
На маленьких
картинках
павильоны
отдельных
стран.
8.
Новое время называют «эпохой войн и революций», не потомучто подобных событий, особенно войн в этот период стало
больше. Мы помним, что в период феодальной раздробленности
и формирования мононациональных государств войны в Европе
практически не прекращались. Новое время становится эпохой
формирования национальных государств, эпохой
самоопределения наций. И каждый военный конфликт в
отдельной стране гулким эхом разносится по всей Европе.
Джузеппе Гарибальди
– лидер Рисорджименто –
движения за объединение
разрозненных италийских
княжеств ( Сардинии,
королевства обеих Сицилий,
Тасканы, Пармы, Модены,
Венецианской области,
Ломбардии и Папской
области) в единое
государство.
9.
В конце 18 века вся Европабыла взбудоражена «Великой
французской революцией»
(1789-1793 гг.).
Казнь Людовика XVI
Английская карикатура на события
Французской революции
Не только казнь законной
королевской четы, но и
провозглашение
республики, новой формы
правления были весьма
неприятны и не приемлемы
для большинства
европейских
монархических стран.
10.
Новое время породило новое понимание человеческогобытия. Появляются новые идеи, новые взгляды на отношения
человека и Бога последствиями которых стала секуляризация
общественного сознания, т.е. освобождение его от подчиненности
церкви. Более того, появились такие течения как атеизм –
отрицание Бога и религии вообще и деизм – течение признающее
за Богом роль творца, первопричины творения. Однако после
завершения творения, как считают деисты, мир развивается
согласно своим внутренним законам.
Известные деисты
Ч. У. Пил. Портрет
Томаса Джеферсона, 1го президента США
Ж. А. Гудон
Скульптурный
портрет Вольтера
Л.С.Миропольский
Портрет М.В.Ломоносова
11.
Новое время нестало временем
полным крушения
религий, наоборот,
в некоторые
кризисные
моменты
мыслители,
художники,
литераторы вновь и
вновь обращаются
в библейским
сюжетам,
богоискательству,
религиозной
тематике.
Э. Делакруа. Христос на Генисаретском
озере
В большинстве государств отделение церкви от государства и
церкви от образования в этот момент было бы делом немыслимым.
12.
Н. Пуссен. Тайная вечеря13.
Но позиции церкви вдуховной, культурной
жизни общества были
существенно
потеснены и мощно
развивается светское
искусство,
естествознание, а
вместе с ним и
рационализм.
Рационализм –
убеждение,
признающее разум
основой познания и
человеческой
деятельности,
источником и
критерием истинности
познания.
Давид Портрет Лавуазье и его жены Мари-Анны
14.
Кулибин И.П. (1818)Кулибин Иван
Петрович. Автор:
Веденецкий П.П., 1818
15.
А. А. Адерсон - Портрет Томаса Эдисона16.
В. Перов. Ботаник17.
Наиболееживотрепещущими,
«больными» вопросами
нового времени
являются вопросы
взаимоотношений
общества и личности,
вопрос
государственного
устройства общества.
Таким образом, в
центре внимания
лучших умов нового
времени по-прежнему
остается человек.
Э. Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище
18.
Новое время станет началом формирования такойхарактеристики западной цивилизации как индивидуализм,
преобладание не общественных а личных целей и интересов.
Портрет Людовика XIV, Гиацинтом
Риго, 1701 г.
Э. Делакруа. Франсуа-Жозеф
Тальма в роли Нерона
19.
Э. Делакруа.Свобода,
ведущая народ
Из эпохи Возрождения был унаследован тезис о том, что люди
равны по своей природе, по своему образу и подобию. Каждый
человек уже в момент своего рождения наделен разумом,
духовной и физической силой.
20.
Антуан Ватто. Любовнаяпесня
Новой была
мысль о том,
что все
человечески
е данности
подлежат
развитию.
Причем идеалом человека было их гармоничное развитие, т.е. та
ситуация когда разум, знание помогает сформировать человеку
высокие духовно-нравственные идеалы, а физические силы
помогают осуществить эти идеалы в жизнь.
21.
Просвещение, образование понималось как достаточноесредство для облагораживания человека, улучшения его
натуры. Не подвергался сомнению тезис о том, что человека, а
значит и человечество в целом можно улучшить.
Антуан Ватто. Общество в парке
22.
В этом проявился характерный для нового времениисторический оптимизм, которым было пропитано большинство
философских концепций и художественных произведений. С
утверждением этого тезиса в сознании значительной массы
населения связано так характерное для этой эпохи стремление
к образованию, знаниям.
Н. Пуссен. Танец
человеческой
жизни
23.
Н. Пуссен. Вдохновение эпического поэта24.
В это времяпроисходит
оформление
национальных систем
образования в
европейских странах,
которые представлены
различными
учебными
заведениями, начиная
с начальных и
общеобразовательных
школ и заканчивая
профессиональными и
высшими учебными
заведениями.
Т. Гейнсборо. Портрет Моли и
Пеги с рисовальными
принадлежностями.
25.
Джон Фрэнсис Риго. Трое навоздушном шаре.
В это время складываются
традиции постоянного
научного обмена между
учеными Европы, как путем
заочного знакомства с
достижениями друг друга,
так и путем личного
общения и знакомства с
зарубежными научными
новинками во время
поездок за границу.
26.
Томас Гейнсборо. Портрет Анны ФордВсе больше
распространение,
особенно на рубеже 19 и
20 вв. получает идея
всеобщего начального
образования, решается
проблема женского
образования.
27.
Эпоха Просвещениясовершенно справедливо
называется «золотым веком
утопий».
Лучшие умы волнует идея
равенства. Английским
философом Джоном Локком
(1632-1704 гг.) в его главном
сочинении «Опыт о
человеческом разумение»
(1690 г.) были определены три
основных неотчуждаемых
права человека: право на
жизнь, право на свободу,
право на собственность.
Последнее право на
собственность подразумевало
собственность, полученную в
результате личного труда.
28.
Правовоеравенство
понималось
как
обеспечение
каждому
человеку указанных прав.
Правопорядок
понимался
как свободное развитие и
получение
выгоды
каждым, но так, чтобы его
действия
не
ущемляли
прав других индивидов. В
знаменитой «Декларации
независимости» 1776 г. ,
созданной в Америке есть
утверждение о том, что все
люди сотворены равными
и наделены от природы
определенными
неотчуждаемыми правами.
Среди которых право на жизнь, свободу и стремление к
счастью. Эти права объявлялись естественными для каждого
человека.
29.
Подписание Декларации независимости. Худ. Дж. Трамбл. 181730.
Избавление общества отсоциальных неурядиц
просветители связывали с
утверждением в обществе
идей равенства и
справедливости.
Почти повсеместное
распространение этих
идей способствует и
формированию идеи о
просвещенном монархе,
который будучи
образованным и
гуманным человеком, даст
своим подданным
справедливые законы и
более того, будет являться
заступником всех
обездоленных, «отцом
своих поданных».
31.
Действительно средиевропейских монархов того
времени немало людей
высокообразованных,
гуманистов, ценителей
искусства.
Немало в это время
принято и законов
гуманизировавших
общественные порядки.
Недаром эта эпоха
получила название
«просвещенного
абсолютизма».
Портрет императрицы Екатерины
II. И. Б. Лампи Старший.
32.
Фри́дрихII, Фридрих
Великий (1712 –
1786 гг.) – король
Пруссии , один из
«просвещенных
монархов Европы.
Фридрих II играет на
флейте. Фрагмент картины
Адольфа фон Менцеля
33.
Иосиф II ( 1741- 1790 гг.)австрийский император,
яркий представитель
просвещённого
абсолютизма,
реформатор.
34.
Густав III ( 1746-1792гг.) - король Швеции
представитель
«просвещенного
абсолютизма»
35.
Стани́слав II А́вгустПонято́вский ( 1 7321798 гг.) — последний
король польский и
великий князь
литовский в 1764-1795
гг. Отрёкся от престола,
доживал в России.
36.
Но в это же время всенастойчивее высказывается
мысль о том, что общество
целые народы и государства
не могут зависеть от того,
какой монарх благодетель
или тиран окажется завтра
на троне.
Настойчиво утверждается
мысль о том, что для
справедливого устройства
общества необходимо
«общественное согласие»,
которое понималось как
некий утвержденный
законодательно договор
между членами общества,
между сословиями, между
монархом и обществом о
правах и обязанностях по
отношению друг к другу.
Пётр и Екатерина: совместный портрет
работы Г.К. Гроота
37.
Эти идеи «общественного договора», «разделения властей»,«политического плюрализма» были высказаны в работах Жан
Жака Руссо (1712-1778 гг.), Шарля Луи Монтескье (1689-1755
гг.), Вольтера 1694-1778 гг.). Эти идеи оказали впоследствии
значительное влияние на развитие различных
социалистических течений.
Шарль Луи Монтескье
(1689-1755 гг.)
Жан Жака Руссо (17121778 гг.)
Вольтер (1694-1778 гг.).
38.
Палатаобщин в
Англии
Смелой и новой является в то время мысль об ограничение
монархической власти. Век 19 становится веком
парламентаризма. Во многих европейских странах образуются
представительные органы власти, существенно ограничившие
власть глав государств.
39.
Идеи свободы и равенства людей, неприятие всяческого рабствабуквально витают в воздухе в это время. Над улучшением
общественных отношений трудятся лучшие умы Европы.
Заседание рейхстага объединённой Германии
40.
Заседание Первой Государственной Думы. Санкт-Петербург. 1905.41.
Борцы за свободу человека ипротив его угнетения становятся
излюбленными героями
различных произведений,
особенно в эпоху романтизма.
Лорд Байрон
Тадеуш Костюшко
42.
Новое время стало временемкульта разума. В философии
это проявилось в отрицании
представлений о познании с
помощью чувств и утверждении
принципов рационализма.
Герой известного романа И.С. Тургенева
«Отцы и дети Евгений Базаров»
43.
Главный герой романаН.Г.Чернышевского «Что делать?»
- Рахметов литературный кумир
российской молодёжи конца 19 в.
44.
Согласно культу разума именно разум является основойпознания и основой поведенческих реакций человека.
Возникает даже определенное засилье рационализма, когда
рациональными причинами пытаются обосновать даже то, что с
точки зрения разумности необъяснимо. В науке это время
расцвета естествознания и точных наук.
45.
Человек, общество направлено на познание природы.Пристальный интерес к природе в это время имеет несколько
другие мотивы, чем прежде. Если первобытные люди ощущали
с природой свою неразрывную связь, мыслили себя частью
природы, люди средневековья восхищались природой видя в
ней божественное творение, люди эпохи просвещения
пытаются разобраться в законах природы, через них познать
устройство мироздания и поставить природу на службу
человеку, максимально использовать ее блага для нужд
человечества.
46.
Лейтмотивом эпохи становится борьба с природой иподчинение природы человеку.
И. Айвазовский Девятый вал
47.
Именно в это время будут сделаны величайшие открытия исформируются такие науки как химия, физика, биология,
география, этнография и многие другие.
Санк-Петербург. Кунсткамера
и Академия наук.
Современный вид
48.
Будут открыты свойства многих природных веществ, растений,на службу человеку будут поставлены сила воды и пара,
электричества и различных видов топлива.
49.
Пристальное внимание уделяется не только макро-уровнючеловеческих отношений «системе личность и государство»,
но и микро-уровню «личность и семья». Новое время стало
эпохой разрушения традиционных устоев патриархальной
семьи. Особенно интенсивны эти процессы в 19 веке.
В. Максимов.
Бабушкины
сказки
50.
Изменения составасемьи было
продиктовано
развитием
производительных
сил общества.
Портрет
дворянского
семейства.
(художник А.И.
Ягодников, первая
половина 19 в.)
Производство материальных благ достигло в развитых странах
такого уровня, что все чаще в отдельном жилище проживает, так
называемая малая семья, т.е. муж, жена и дети.
51.
Малая семья приходит на смену большой много поколенной семье,когда вместе проживали и вели совместное хозяйство несколько
поколений родственников. Складывание государственной системы
образования в европейских странах достаточно в раннем возрасте
выводит детей из семьи в большое общество, в большой мир.
В. Максимов . С
дипломом
52.
Традиционная«народная» педагогика
все больше сменяется
более универсальной,
унифицированной
системой школьного
образования.
Это не исключает мощного влияния семьи, среды, на
формирование личности отдельного человека, но способствует
сближению уровня образованности выходцев из различных
слоев общества, нивелировки отличий между представителями
отдельных профессий и социальных групп.
53.
Возникает определенный зазор, пробел в передачежизненного опыта от одного поколения другому. Остро встает в
это время проблема непонимания поколений «конфликт отцов и
детей», так ярко описанный в знаменитом романе И.С.
Тургенева
54.
Особенно стремительно происходят эти процессы в городах.Возникают некие общие для горожан представления о
благополучие, свободе, удобствах, просвещенности. Это время
развития прессы, книготорговли, популярности театра и других
массовых видов искусств, украшающих досуг горожанина.
П.О. Ренуар Бал в
Мулен де ла
Галетт, 1876
55.
Процесс нивелировки городского населения проявляется дажев костюме. Примерно со второй половины 19 в. мода становится
общеевропейской и складывается единый внесословный
городской костюм.
Э. Мане. Концерт в Тюильри
56.
Эпоха просвещения станет временем выхода на общественнуюарену женщины. Пристальное внимание к женщине, ее роли в
семье
и
обществе
характерно
для
литературы
эпохи
просвещения. В это время деятелями искусства создано
множество ярких, бессмертных женских образов.
Т. Гейнсборо. Дама в голубом
З. Серебрякова. Автопортрет у зеркала
57.
Требованиедоступности
образования для женщин, в
том числе и высшего, почти
абсурдное ещё в 18 в., на
рубеже 19 и 20 вв. будет
выполнено в большинстве
европейских стран.
58.
Получив образование,женщины избирают
своей профессией и
различные виды
искусства появляются
женщины-художницы,
женщины-актрисы,
женщины-писательницы
и поэтессы и даже
женщины-философы.
Это позволяет создать,
высказать собственный
взгляд женщин на мир,
семью, общество,
представленный самими
женщинами, а не
высказанный за них
мужчинами.
Художница Элизабет Луиз Виже-Лебрен (1755-1842 гг.)
59.
Особенноинтенсивно
развиваются идеи эмансипации
женщин на рубеже 19 и 20 вв.
Феминизм
как
течение,
пропагандирующее
равенство
женщин с мужчинами, прежде
всего социальное равенство, имел
и свои издержки.
Жорж Санд
60.
Но представляется, чтовсе таки, следует
оценить его как
положительное
явление. Явление,
которое способствовало
более защищенному,
более благоприятному
существованию
женщины в обществе, а
значит и более
гармоничному
состоянию общества в
целом.
Н.А. Ярошенко . Курсистка
61.
В новое время складываются такие черты западной культурыкак стремление к социальному творчеству, разнообразие и
подвижность норм социального поведения.