Похожие презентации:
Евагрий Понтийский
1. Евагрий Понтийский,
2. ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ Жизнь
• Отец Е. П. был хорепископом*. Вероятно, он был в тесных дружескихотношениях с семьей свт. Василия Великого, фамильное имение которого
Анниса располагалось недалеко от Иворы, родного города Е. П.
• Предполагают, что 1-я встреча Е. П. со свт. Василием и его другом свт.
Григорием Богословом произошла во время пребывания последних в 357358 гг. в Аннисе
• вероятно, от них он воспринял почтительное отношение к Оригену и его
наследию
• *Хорепи́ скоп (сельский епископ, греч. χωρεπίσκοπος от греч. χωρα — округа,
сельский округ и греч. ἐπίσκοπος-епископ,лат. corepiscopus, chorepiscopus,
vicarius, vicorum episcopus) — лицо посвященное в епископскую степень
священства, но уполномоченное посвящать в священство лишь с санкции
епископа города (области, епархии) – ВИКАРИЙ
3.
• В нач. 70-х гг. IV в. свт. Василий, к тому времени ставший епископомКесарии Каппадокийской, поставил Е. П. в чтецы и принял в свой клир.
Основы богословского образования Е. П. получил от этого, по его
словам, «столпа истины, каппадокийца Василия»
• Влияние аскетического богословия свт. Василия на Е. П. остается
предметом дискуссий
• Вероятно, в Кесарии Е. П. изучал и светские науки, о чем
свидетельствуют как цитаты из классических авторов, так и стиль некрых его сочинений
• После смерти свт. Василия (1 янв. 379), вызвавшей у Е. П. глубокое
потрясение, от которого он долго не мог оправиться им овладело
сильное желание и далее изучать «божественные догматы и
относящееся к ним любомудрие»
4.
• Поиски привели его в К-поль к другу свт. Василия, «избранному сосудуи глубокому кладезю», «устам Христовым», «премудрому учителю»
свт. Григорию Богослову
• К-рый с весны 379 г. находился в столице, где возглавлял небольшую
общину православных - сторонников никейской веры, собиравшихся
на богослужения в домовой ц. Анастасии. Свт. Григорий рукоположил
Е. П. во диакона и стал его наставником в философских и богословских
науках
• В 380-381 гг. вместе со свт. Григорием Е. П. участвовал в богословской
полемике с арианами и в подготовке Вселенского II Собора
• Между учителем и учеником сложились дружеские отношения, о чем
свидетельствуют теплые слова свт. Григория о Е. П., сохранившиеся в
его «Завещании», написанном 21 мая 381 г.
5.
• Однако, после того как свт. Григорий был вынужден покинуть К-польскуюкафедру и вернуться в свою епархию в Назианз, Е. П. остался в столице при
новом епископе, Нектарии, который высоко оценил его богословскополемические способности. По словам еп. Палладия, Е. П. «блистал в
Великом Граде, с юношеским пылом выступая с речами против всякой
ереси»
• Вскоре он воспылал страстью к жене высокопоставленного столичного
чиновника, и та ответила ему взаимностью. Испытывая угрызения совести и
стыд перед людьми, Е. П. усердно молился, чтобы Бог воспрепятствовал их
преступной связи
• Однажды ночью к Е. П. явился ангел и «в страшном и спасительном
видении» заставил его поклясться на Евангелии, что он немедленно покинет
К-поль и позаботится о своей душе. Проснувшись, Е. П. решил исполнить
клятву и на следующий же день сел на корабль, отплывавший в Иерусалим
6. Палестинский период
• Ок. 382 г. Е. П. прибыл в Иерусалим, где близко познакомился с христ.подвижниками прп. Меланией Римляныней Старшей и Руфином
Аквилейским, к-рые незадолго до этого основали на Елеонской горе 2 монря (женский и мужской), находившиеся недалеко друг от друга
• Е. П. не сразу решился вступить на аскетический путь, но пребывал в
сомнениях, никому не рассказывая о том, что произошло с ним в К-поле
• Вскоре его ум обуяло ораторское тщеславие. Внезапно он был поражен
лихорадкой, продолжавшейся 6 месяцев и истощившей его физические силы
• Врачи не знали, как излечить его, и только вмешательство прп. Мелании
спасло ему жизнь. Она заставила Е. П. сознаться во всем и, выслушав его
признание, пообещала молиться за его выздоровление, если он даст обет
навсегда оставить мир и принять монашество
7.
• Е. П. дал согласие. Через неск. дней он поправился и сразу жепринял монашеское одеяние из рук прп. Мелании и Руфина
• После этого Е. П. по совету наставников отправился на родину
монашества - в Египет, чтобы поучиться у знаменитых отцовпустынников. С прп. Меланией, Руфином и др. насельниками
мон-рей на Елеонской горе
• Е. П. переписывался на протяжении всей жизни
8. Египетский период
• В 383 г. Е. П. прибыл в Египет и поселился в Нитрийской пустыне,находившейся в 50 км на юго-восток от Александрии
• Там он в течение 2 лет прошел школу киновиального подвижничества,
возможно, под началом Альбина (Албания), родственника прп.
Мелании Старшей, а затем, стремясь к более уединенной жизни,
переселился в пустыню Келлии, находившуюся в 18 км к югу от Нитрии,
где присоединился к жившим там отшельникам, среди которых провел
оставшиеся 14 лет жизни
• По свидетельству древних историков и сочинений Е. П., он прошел
суровую школу монашеского делания под рук. преподобных Макария
Александрийского и Макария Великого
9.
• Прп. Макарий Египетский был основателем монашеской общины впустыне Скит, находившейся в 58 км на юго-восток от Нитрии, но духовно
окормлял и монахов из Келлий, к числу которых принадлежал Е. П.
• Прп. Макарий Александрийский был священником и своего рода
настоятелем Келлий, в чьем подчинении был и Е. П.
• Полуотшельнический уклад жизни, к-рый вели монахи-келлиоты, позволял
им временные отлучки с целью получения духовного наставления, так что Е.
П. изредка находил возможность посещать знаменитых егип. подвижников,
живших на значительном расстоянии от Келлий
• Помимо регулярных посещений прп. Макария Египетского в Скиту он
посещал Иоанна Ликопольского в Фиваиде и Дидима Слепца на острове в
Мареотийском оз. неподалеку от Александрии. В «Истории египетских
монахов» сохранилось свидетельство, что Е. П. «часто посещал и
Александрию, где заграждал уста эллинским философам»
10.
• Со временем Е. П. стал опытным монахом и наставником (аввой),получившим от Бога дар мудрости, прозорливости, чудотворения
и различения помыслов и духов
• В Келлиях он близко сошелся с 4 Длинными братьями, учениками
знаменитого аввы Памво - Аммонием, Евфимием, Диоскором и
Евсевием, в результате чего там образовался кружок ученых
монахов-оригенистов
• Вскоре Е. П. стал играть ведущую роль в этом кружке,
приобретшем известность как «окружение святого Аммония и
Евагрия» и даже как «окружение блаженного Евагрия»,
«общество Евагрия» или «братство Евагрия»
11.
• У него появились ученики, самые известные из к-рых - Палладий(впосл. епископ Еленопольский) и Ираклид, родом с Кипра (впосл.
епископ Эфесский). По субботам и воскресеньям в келью Е. П.
собирались братья-монахи, открывали ему свои помыслы, слушали его
наставления до восхода солнца, а затем удалялись, радуясь и
прославляя Бога, поскольку слова Е. П. были сладостны
• Если кто-то имел особый вопрос, он мог остаться и обсудить его с Е. П.
наедине. Ежедневно Е. П. принимал у себя 5-6 посетителей из монахов
или мирян, приходивших издалека, чтобы послушать его мудрые
наставления
• Часто паломники приносили ему различные дары, к-рые он отдавал
келейнику, распоряжавшемуся его хозяйственными делами. Е. П.
занимался перепиской рукописей, т. о. зарабатывая себе на годовое
пропитание
12.
• Он проводил жизнь в строгом посте и молитве и, по словам Руфина,был человеком «необычайного воздержания»
• В день он съедал лишь 300 г хлеба с маслом, к-рое расходовал по поллитра за 3 месяца, полностью воздерживался от овощей и фруктов и
практически не пил воды
• Он спал только треть ночи, оставшееся время проводил, прогуливаясь
по двору, молясь и предаваясь созерцанию; днем он также гулял,
чтобы не заснуть, и изучал Свящ. Писание
• По свидетельству еп. Палладия, Е. П. проводил большую часть дня,
«совершая по сто молитв»
• Борясь с вожделениями плоти, Е. П. мог простоять всю ночь напролет
голым в колодце зимой или по 40 дней не входить в жилище летом
• Несмотря на столь суровые требования к самому себе, по отношению к
другим Е. П. был снисходителен и мягок, оставляя каждому свободу
выбора
13.
• Духовные дарования Е. П. и Длинных братьев вскоре привлекливнимание Александрийских епископов - Тимофея I, а
затем Феофила, к-рые пытались привлечь их к активной
церковной деятельности
• В сер. 90-х гг. IV в. еп. Феофил решил рукоположить Е. П. во
епископа Тмуисского, но тот уклонился от назначения, бежав в
Палестину, возможно к прп. Мелании и Руфину. После
возвращения в Келлии Е. П. направил еп. Феофилу письмо с
объяснением своего поступка
14.
• Невзирая на постоянный поток посетителей и строгий режим, Е. П. находилвремя для лит. деятельности. Мн. его аскетические сочинения были хорошо
известны в Нитрии и Скиту, а благодаря иерусалимским друзьям Е. П. и
скрипторию мон-ря на Елеонской горе нек-рые из них быстро
распространились и в др. местах христ. мира
• Ряд сочинений Е. П. Руфин перевел на латынь, сделав их доступными для
христ. Запада. Суровые аскетические подвиги подорвали здоровье Е. П.: он
стал страдать от мочекаменной и желудочной болезни, так что в последние 2
года жизни ему пришлось ослабить строгий пост
• Умер Е. П., приобщившись св. Даров в церкви на праздник Богоявления, за
неск. месяцев до того, как еп. Феофил начал гонения на монаховоригенистов Нитрии и Келлий
• В арм. святцах имя Е. П. упоминается 11 февр. (, в копт.- в 5-е воскресенье
Великого поста
15. Сочинения
• Е. П. написал многочисленные и всеобъемлющие труды,оказавшие большое влияние на историю христ. аскетизма.
Однако из-за его осуждения на Вселенском V Соборе и
последующих Вселенских Соборах лишь небольшая часть
сочинений сохранилась в греч. Оригинале
• Нек-рые его труды, содержащие оригенистские взгляды, дошли
до наст. времени в древних переводах - гл. обр. в сир. и арм., а
также в лат., араб., копт. и эфиоп., поскольку монофизитские и
несторианские авторы, не признавая осуждения Е. П.,
продолжали считать его одним из авторитетнейших аскетических
богословов, переписывать и изучать его сочинения
16. Аскетические
• Наиболее важную группу в богословско-лит. наследии Е. П.составляют сочинения по преимуществу аскетического
содержания, упомянутые древними авторами. Прежде всего в
нее входят неск. сочинений, обращенных к монахам-анахоретам:
• «Слово об аскетическом делании, или Монах»
• Прологом служит послание Е. П. к Анатолию, монаху мон-ря прп.
Мелании и Руфина на Елеонской горе в Иерусалиме
17.
• К нему же обращен и эпилог; в послании речь идет о символическом значениимонашеского облачения. «Слово...» состоит из 100 «кратких глав» (κεφάλαια),
представляющих собой излюбленную Е. П. форму изложения, положившую начало
лит. жанру центурий, или сотниц, и посвященных начальному этапу аскетической
жизни - деланию (πρακτική), его целям и методам. В частности, речь идет о 8
главных греховных помыслах и борьбе с ними (гл. 6-33), о страстях и бесстрастии (гл.
34-39, 57-70), о добродетелях (81-90)
• Заключительные 10 глав (гл. 91-100), отсутствующие во мн. рукописях и имеющие
иную лит. форму, представляют собой 10 апофтегм - кратких изречений
авторитетных отцов, таких как преподобные Антоний Великий, Макарий Великий,
Макарий Александрийский и др. Вероятно, эти главы (вместе с прологом и
эпилогом) были впосл. добавлены самим Е. П. к 1-й редакции трактата, состоявшей
из 90 глав, с целью показать, что его учение, изложенное в данном трактате,
основано на учении авторитетных егип. Отцов
• Е. П. приводит изречения 5 авторитетных отцов - святителей Василия Великого,
Григория Богослова, Афанасия Великого, Серапиона Тмуисского и Дидима Слепца.
Трактат полностью сохранился только в сир.
18.
• «Умозрительные главы» (Κεφάλαια ϒνωστικά, Kephalaia Gnostica, или«Умозрительные вопросы», Προϒνωστικὰ προβλήματα; последняя часть трилогии,
главное богословское сочинение Е. П.)
• Состоит из 6 частей, по 90 глав в каждой; 540 глав на первый взгляд не
соответствуют изначальному замыслу автора о 600 главах (τὰ ξακόσια), о к-рых
упоминается в послании к Анатолию и в «Церковной истории» Сократа Схоластика
• Однако уже несторианский комментатор XII в. Дионисий бар Салиби предложил
одно из возможных объяснений этого несоответствия: это «цифровой символизм»,
согласно к-рому в этом мире наше духовное знание несовершенно и неполно по
сравнению со знанием буд. века, и Е. П. сознательно опустил по 10 глав из каждой
сотницы, потому что число 10 означает полноту и завершенность и символизирует
совершенную Божественность Иисуса, имя Которого по-еврейски начинается с
буквы «йод», представляющей число 10, а в буд. веке именно Богочеловек Иисус
исполнит святых совершенным знанием. Кроме того, само число 540 символизирует
духовное знание всей совокупности существ, сотворенных Богом в 6 дней
• Из всей трилогии «Умозрительные главы» являются самым таинственным и
трудным для понимания трактатом Е. П.
19.
• «33 Главы, последовательно изложенные», или «Определениястрастей разумной души»
• «Слово к Евлогию монаху»
• «О пороках, противоположных добродетелям»
• «О помыслах»
• «О восьми духах лукавства»
• «Слово о молитве»
• «Три главы о молитве»
• «Увещание к монахам»
• «Наставления»
20. Учение
• Е. П. вошел в историю христ. богословия прежде всего как теоретикаскетизма и мистицизма. Вместе с тем в многочисленных сочинениях
он затронул такие стороны христ. вероучения, как триадология,
космология, антропология, эсхатология, экзегетика. Его догматические
воззрения (особенно космологические и антропологические) в
значительной степени являются основанием его мистикоаскетического учения. При этом, если в мистическом и аскетическом
богословии)
• Е. П. остается в границах церковного Предания, то в космологических,
христологических и эсхатологических взглядах, сложившихся под
влиянием Оригена и его последователей, он нередко переходит эти
границы, чем обусловлено неоднозначное отношение позднейших
богословов и церковных деятелей к личности и учению Е. П