Поэтика художественной публицистики
Определение поэтики
4 группы приемов поэтики
Образ автора в худ.публицистике
Условность образа автора в журналистике связана не с вымыслом, а с отбором тех характеристик, которые определяют личность журналиста в реа
Классификации образа автора в журналистском тексте
Степень присутствия автора в тексте
Социальные роли автора в журналистском тексте
Примеры выбора социальной роли в очерке
Приемы построения образа автора
Хронотоп – пространственно-временная организация
Сюжет
Система персонажей
Пейзаж
Описание места действия
Деталь
Виды деталей
Приемы создания образа героя
Психологическая характеристика героя
Приемы создания образа персонажа: портретная и речевая характеристика
Ассоциативный уровень произведения
Интонационно-речевая организация текста
63.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Поэтика художественной публицистики

1. Поэтика художественной публицистики

Тема 2.

2. Определение поэтики

Для создания образа автор
публицистического произведения
использует специальные
художественные приемы
построения текста.
Система приемов создания образа
называется поэтикой.

3. 4 группы приемов поэтики

образ автора
хронотоп
ассоциативный уровень
интонационно-речевое построение

4. Образ автора в худ.публицистике

Несмотря на узнаваемость и
биографичность, автор
публицистического произведения
предстает как образ, созданный в
соответствии с целями и задачами
данного текста.

5. Условность образа автора в журналистике связана не с вымыслом, а с отбором тех характеристик, которые определяют личность журналиста в реа

Образ автора в худ.публицистике
• Условность образа автора в журналистике связана не
с вымыслом, а с отбором тех характеристик, которые
определяют личность журналиста в реальности.
• Этот отбор зависит от темы и задач каждого
конкретного текста.
• В худ.публицистике автор активно пользуется
игровыми возможностями образной природы
авторской позиции. Наиболее репрезентативный
пример: маска в фельетоне.

6. Классификации образа автора в журналистском тексте

По отношению к материалу
• Автор- наблюдатель,
• Автор-участник события
• Автор-комментатор
• Автор-повествователь
Укрупненный вариант этой классификации:
• автор-действующий
• автор-размышляющий

7. Степень присутствия автора в тексте

• От первого лица
• От третьего лица
• От обобщенного мы

8. Социальные роли автора в журналистском тексте

• Профессиональные (журналист и его
специализации, филолог, экономист и
т.д.) + хобби (садовод, автомобилист,
путешественник)
• Демографические (пол, возраст)
• Межличностные (отец, сын, жена, мух,
друг и т.д.)
• Жизненная позиция (скептик, оптимист)
• Гражданские (гражданство,
национальность)

9. Примеры выбора социальной роли в очерке

При написании очерка необходимо выбрать
оптимальную ролевую позицию (социальную роль)
В портретном очерке это может быть образ
почитателя таланта, оппонента, стороннего
наблюдателя, ученика - в соответствии с той
оценкой, позицией, которая в данном случае будет
наиболее эффективной.
В путевом очерке – это образ неофита-туриста,
профессионального путешественника, журналиста,
командированного с определенной целью; он тоже
выбирается в зависимости от того, какова цель
путешествия.
В судебном очерке это может быть образ
следователя, адвоката, свидетеля и т.д.

10. Приемы построения образа автора

особенности авторского
мировосприятия
методы подачи информации
манера письма - стиль
выбираемая роль

11. Хронотоп – пространственно-временная организация

Сюжет
Система персонажей
Пейзаж
Описание места действия
Деталь
Приемы создания образа героя:
портрет, речевая характеристика,
психологическая характеристика

12. Сюжет

Сюжет — это своего рода базовая схема произведения, в
которую входит последовательность происходящих в
произведении действий и совокупность существующих в
нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в
себя следующие элементы: экспозицию, завязку,
развитие действия, кульминацию, развязку и
постпозицию, а также, в некоторых произведениях,
пролог и эпилог.
Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы
произведения. В современной русской литературной
критике термином «сюжет» обычно называют сам ход
событий в произведении, а под фабулой понимают
основной художественный конфликт, который по ходу
этих событий развивается.

13. Система персонажей

Система персонажей - художественное
единство, в котором персонажи вступают
во взаимоотношения и соотносятся друг с
другом, и эта их соотнесенность в сюжете
служит одним из выражений - иногда
важнейшим - содержания произведения
Систему персонажей следует
рассматривать с двух точек зрения:
1) как систему взаимоотношений
персонажей (борьбу, столкновения и т.п.)
2) как конкретное воплощение
композиционного построения текста

14. Пейзаж

Пейзаж в худ.публицистике чаще
всего появляется в очерке,
особенно путевом. Служит для
оценки предмета изображения:
пространства или героя.
Природный и урбанистический

15. Описание места действия

Важнейшее средство создания образа
в портретном и проблемном очерке,
а также фельетоне – т.е. тех
жанрах, которые связаны с
изображением поступков
персонажа. Подробности описания
м.д. «работают» на воссоздание
«картинки» и оценку персонажа.

16. Деталь

Точная и яркая деталь позволяет при
помощи одной подробности передать
характерные черты внешности человека,
его речи, манеры поведения;
выпукло и зримо описать обстановку,
место действия, предмет, или даже целое
явление.
Деталь должна быть конкретной и емкой.

17. Виды деталей

Опорная деталь – концептуальная
деталь, которая характеризует основное
содержание образа (детали-символы и
образные детали)
Микродетали - детали обстановки или
портрета персонажа, которые служат
воссозданию наглядности и
характеризуют внутреннее содержание
образа.

18. Приемы создания образа героя

Психологическая характеристика
(изображение характера героя)
Портретная характеристика
Речевая характеристика

19. Психологическая характеристика героя

Характер человека проявляется в конкретных
поступках, эмоциональных реакциях, проявлении
волевых качеств, отношения к окружающим и т.д.
Для раскрытия психологического облика персонажа
журналисты используют:
рассказ о поступках, монолог персонажа, диалоги,
реконструкция мыслей, изображение жестов,
мимики, пейзажа, который соответствует состоянию
персонажа;
прямые характеристики психологического
состояния героя – это авторские ремарки, реплики,
комментарии.

20. Приемы создания образа персонажа: портретная и речевая характеристика

Обращение к портретной и речевой
характеристике героя подчинено главной
идее текста. И портрет, и речь героя
связаны с основным содержанием его
образа. Портрет чаще всего
иллюстрирует особенности характера,
манеру поведения, темперамент героя,
отношение к действительности.
Речь – еще и уровень мотивации и
образования.

21. Ассоциативный уровень произведения

Этот уровень текста связан с теми смыслами
произведения, которые формируются подтекстом и
контекстом данной публикации.
Основными приемами формирования подтекста
являются реминисценции (цитаты, ссылки на
литературные и исторические персонажи,
разнообразные фразеологизмы).
Контекст складывается из указания связей текста с
предыдущими произведениями по этой теме
(например, о герое очерка) или этого типа текстов
(корелляция с жанровыми законами текста).

22. Интонационно-речевая организация текста

Речевая экспрессия является одним из главных
средств оценки проблемы или персонажа.
В разных жанрах худ.публицистики формируются
своего рода стилистические предпочтения.
фельетон активно использует приемы речевой игры
эссе строится на подчеркнуто авторских тропах
в очерке преобладает экспрессивная
описательность: яркие эпитеты, динамичные
глаголы, синонимические ряды.
English     Русский Правила